Аномия. Дюргейм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:31, доклад

Краткое описание

АНОМИЯ - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) — это такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ.[1] Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку.

Файлы: 1 файл

аномия.docx

— 29.51 Кб (Скачать)

 К основным формам девиантного  поведения в современных условиях  можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая  форма девиации имеет свою специфику.

Теория аномии

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной  из причин самоубийства явление, названное  аномией (буквально "разрегулированность"). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они  знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей более или менее соответствует  ожиданиям, которые обусловлены  социальными нормами. Однако во время  кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной  инфляцией, жизненный опыт перестает  соответствовать идеалам, воплощенным  в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение  людей, Дюркгейм показал, что во время  неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданный упадок и процветание связаны с "нарушениями  коллективного порядка". Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и - все это способствует девиантному  поведению [3].

Хотя теория Дюркгейма подверглась  критике, основная мысль о том, что  социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи  отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих  различные верования, проявляющих  верность различным идеалам, в частности, по-разному относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам поведения. Это  может наблюдаться при высоком  уровне миграции членов поселенческих  общностей, что также приводит к  неоднородности и неустойчивости социальных связей. В своем классическом исследовании Шоу и Маккэй установили, что официальный  уровень правонарушений среди подростков особенно высок в городских районах, где проживают люди различного происхождения  и наблюдается высокая степень  текучести населения. Для жизни  таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями (что приводит к отсутствию единой совокупности ожиданий), но возникают  трудности в связи с контролем  за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлять. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в  значительной мере способствуют росту правонарушений.

Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выражение в понятии "социальных обручей", введенном  Трэвисом Хирши . Хирши утверждает, что, чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они стремятся  к успешной учебе, участию в социально  одобряемой деятельности (например, во внешкольных занятиях) и чем глубже их привязанность к родителям, школе  и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Исследование 1300 юношей с белым цветом кожи (в возрасте от 12 до 18 лет) в некоторой  степени подтвердило точку зрения Хирши. Например, среди подростков, которые стремились "быть полностью  похожими на своих отцов" (измерение  степени привязанности к родителям), 64 процента имеют низкий уровень  правонарушений; среди тех, кто не проявили желания быть похожими на отцов, этот показатель составил 41 процент. Однако этот вывод не подтвердило  исследование, проведенное Хинделангом, который обнаружил, что слишком  глубокая привязанность к сверстникам  способствует правонарушениям. Это  означает, что группы сверстников  действительно регулируют поведение  своих членов, но они же могут поощрять преступное поведение.

 Развитие теории Дюркгейма  продолжил Роберт Мертон 1938. Если  для Дюркгейма аномия означает  неспособность общества регулировать  естественные импульсы и желания  индивидов, то, по Мертону, многие  желания индивидов необязательно  оказываются «естественными», а  чаще бывают обусловлены цивилизаторской  деятельностью самого общества. Он считает, что причиной девиации  является разрыв между культурными  целями общества и социально  одобряемыми средствами их достижения.[3] Социальная структура ограничивает  способность определенных общественных  групп удовлетворять свои желания.  Она оказывает давление на  определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не  конформистски, а противоправно.  Высшей целью западной цивилизации  является достижение материального  благополучия, благосостояния. Это  накапливающееся благополучие в  принципе приравнивается к личным  ценностям и заслугам и связывается  с высоким престижем и социальным  статусом. Люди без денег деградируют.  Цивилизация в западном индустриальном  обществе толкает всех индивидуумов  к тому, чтобы стремиться к  возможно большему благополучию. В то же время существует  эгалитарная, уравнительная идеология,  заставляющая людей думать, что  каждый член общества имеет  одинаковые шансы добиваться  благополучия. Однако никто не  ожидает, что все люди достигнут  этой цели, хотя каждый надеется  хотя бы приблизиться к ней,  в противном случае его будут  считать лентяем и лишенным  честолюбия. Когда люди стремятся  к финансовому успеху, но убеждаются  в том, что его нельзя достичь  с помощью социально одобряемых  средств, они могут прибегнуть к незаконным способам

 Западная цивилизация предоставляет  человеку для достижения этой  цели институциональные средства, одобренные обществом, и проверенные  опытом нормы поведения. Общество  требует соблюдения этих норм  всеми его членами, желающими  в соответствии с цивилизаторскими  целями «выйти наверх». Институциональными  средствами в западном обществе  являются ценности среднего слоя, основанные на протестантской  этике труда. Достижение цивилизаторской  цели (материальное благополучие) должно  обеспечиваться упорным трудом, честностью, хорошим воспитанием  людей и предвосхищающим удовлетворением  своих нужд. Насилие и обман  как методы достижения благополучия  запрещаются. Личность, применяющая  дозволенные методы, получает меньшее  признание в обществе, если она  не добивается, по крайней мере  уровня благополучия среднего  слоя. Личность же, добивающаяся  достаточно высокого уровня благополучия, обретает признание, престиж и  высокий социальный статус даже  в том случае, если она пользовалась  не институциональными средствами, не социально структурированными  путями. Этот циничный подход  вызывает повышенный спрос на  институциональные средства, оказывает  особое влияние на ценностные  представления людей, которые  не могут добиться благополучия  на путях, разрешенных обществом.  Это, прежде всего представители  низших слоев. В этих случаях  способность достичь благополучия  ограничивается не только нехваткой  таланта или нужных качеств  индивида, но и самой социальной  структурой. С помощью институциональных  средств и методов лишь те  лица из низших слоев общества  могут добиться благополучия, которые  очень талантливы и работают  исключительно упорно. Для большинства  же представителей низших слоев  такая возможность просто нереальна  и потому особенно сильным  оказывается влияние социально  отклоняющегося поведения, делинквентности  и преступности, к которым их  толкают условия. Таким образом,  в основе того сильного давления, которому подвергаются ценностные  ориентации низших слоев населения, лежат два следующих момента:

 — Первый состоит в том,  что западная цивилизация делает  больший упор на достижение  материального благополучия, декларируя  при этом, что достичь эту цель может каждый.

 — Второй сводится к тому, что сама социальная структура  существенно ограничивает низшим  слоям возможности достижения  этой цели общественно признанными путями.[3]

 Отсюда аномия, по Мертону,—  это крушение системы регулирования  индивидуальных желаний, в результате  чего личность начинает хотеть  больше, чем она может добиться  в рамках данной социальной  структуры. Аномия—это полнейшее  расхождение между декларируемыми  цивилизаторскими целями и социально  структурированными путями их  достижения. Применительно к отдельной  личности аномия есть искоренение  ее моральных устоев. Личность  при этом лишается всякого  чувства преемственности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее  связь с обществом разрушена.  Аномия—это отсутствие психической  и социальной интеграции, целостности  личности и общества в целом.  Когда же ценностные и социальные  структуры плохо интегрированы,  когда сама структура ценностей  требует определенного поведения  и взглядов, а социальная структура  мешает этому, тогда из этого  вытекает тенденция к аномии, к коллапсу всех норм, к отсутствию  всех правовых норм. Мертон различает  пять видов индивидуального приспособления:

1. Конформизм 

2. Инновация 

3. Ритуализм 

4. Уход от мира 

5. Мятеж

 Под конформизмом он понимает  гармоничное соединение провозглашенных  цивилизаторских целей и структурных  путей их достижения. Конформизм—символ социальной стабильности.

 При всем цивилизаторском  уповании на свой успех в  достижении цели те, кто выбрал  в качестве основного вида  приспособления инновацию, понимают, что добиться этого социально  признанными путями они могут  не всегда. И тогда они обращаются  к институционально не дозволенным,  новым и зачастую весьма действенным  средствам. Так, коммерсанты пытаются  достичь желаемого путем разных  хозяйственных правонарушений. Служащие  совершают кражи у своих работодателей.

 Ритуализм предполагает сильное  принижение цивилизаторских целей  или даже полный отказ от  них до тех пор, пока не  удовлетворены запросы каждого  в отдельности. Ритуализм означает  принудительное, судорожное цепляние за институциональные нормы.

 Когда личность в течение  долгого времени не может достичь  цивилизаторской цели легитимными  и даже нелегитимными средствами, она начинает реагировать на  это отказом, апатией, уходом  от мира, что также является  видом приспособления (адаптации). Эти  «сошедшие с поезда» люди живут  в данном обществе чисто номинально, не будучи включенными, в него. К ним относятся душевнобольные, алкоголики, наркоманы, отвергнутые  обществом, бродяги, бездомные.  Они не чувствуют себя принадлежащими  к своей цивилизации. Они не  видят реальной возможности достижения  успеха. И общество нередко криминализирует  уход от мира, издает законы  против бродяжничества, пьянства  в общественных местах, злоупотребления наркотиками.

 При мятеже старые цели  и методы отвергаются. Они заменяются  новыми целями и методами. Примерами  мятежа как вида приспособления  служат революции, альтернативные  формы существования. Мятеж вызывает  к жизни такие преступные действия, как покушения на убийство, взрывы  бомб или беспорядки с применением насилия.

 Эти виды приспособления (адаптации)  не являются характеристиками  личности. Они лишь дают наглядное  представление о том, какой  вид поведения выбирает индивидуум  в качестве ответной реакции  на усиливающуюся аномию. Была  сделана попытка объяснить формы  приспособления на примере спорта. Если выигрыш в спорте преувеличить, то те, кто не способен выиграть  по правилам, получат значительную  мотивацию к обману (инновации). Однако  они могут продолжать заниматься  спортом и без надежды на  успех (ритуализм). Они могут также  и прекратить занятия спортом  (уход от мира). Они могут начать  заниматься другим видом спорта (мятеж).

 Новый аспект теории аномии  был придан Ричардом Клоуардом,  который показал, как структуры,  возникшие случайно или в процессе  приобретения криминального поведения,  предлагают низшим слоям такие  средства, как отклоняющееся поведение,  делинквентность и преступность. У низших слоев не только  ограниченный доступ к легальным  путям, но и широкие возможности  для нелегального достижения  цели в своем ближайшем окружении.

 Теория аномии, предложенная  Мертоном и делающая особый  упор на специфику поведения  низших слоев, подвергалась критике в двух аспектах.

 По теории Мертона, отклоняющееся  поведение, противоправность и  преступность рассматриваются как  резкое, внезапное и крутое изменение  взглядов (приспособление) под влиянием  аномии. Это неверный подход, так  как он не отражает действительность. Отклоняющееся поведение, правонарушение  и преступление возникают не  в результате сознательного выбора, как механическая реакция на  действие какого-то фактора или  на сочетание факторов в определенной  ситуации, а в процессе взаимодействия  в ходе продолжительного приспособления  субъекта и его реакции на  действия других.

 

 По данным современных исследований  скрытой преступности, девиантность, противоправность и преступность  не являются включительно или  даже преимущественно проблемой  низших слоев населения. Но  даже если бы это и было  так, мертоновская теория аномии  не объясняет, почему основная  масса представители низших слоев  ведет себя в обществе конформистски.  Между тем, по Мертону, аномия  распространяется на все низшие слои.

Информация о работе Аномия. Дюргейм