Анализ современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Вся жизнь мировоздания оказывается чрезвычайно короткой, если сопоставлять время существования Метагалактики со временем существования ее составляющих (например, Солнца). История эволюции Космоса измеряется жизнью всего двух поколений “населения” Метагалактики. Эволюция самой Земли и органической природы оказывается также быстрой и короткой. За время существования Земли она вместе с солнцем сделала всего 23 оборота вокруг центра галактики, а вместе с человеком, ею была пройдена 1/130 часть этой космической орбиты. Если предположить, что земля существует 24 часа, то время существования человека составит около 1 минуты, а история человека современного типа займет одну секунду.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общество как социальная категория 6
1.1. Элементы общества 6
1.2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни 7
1.3. Функционирование и развитие общества 9
Глава 2. Современные подходы к пониманию общества 14
2.1. Понятие общества 14
2.2.Социально – классовая структура современного общества 19
2.3. Оценка современного общества 23
Глава 3. Исследование работы П.Штомпки «Социология: анализ современного общества» 31
Заключение 44
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

анализ современного общества.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Проблемы  социального неравенства очень  близки повседневному, обыденному сознанию и чувствам людей. Обычные люди, которые, как он уже не раз подчеркивал, всегда в известном смысле являются социологами, с древнейших времен замечали и переживали, что одни люди не равны другим. Это выражалось разными способами: в восприятии и определении существующих различий в качестве справедливых или несправедливых; в светских и религиозных идеологиях, которые обосновывали, оправдывали или, напротив, опровергали, критиковали существующее неравенство; в политических доктринах и программах, которые или акцентировали неизбежность неравенства и даже утверждали его полезные социальные функции или, напротив, формулировали идеи равенства, требования выравнивания жизненных шансов; в развитых философских концепциях, включающих поиски источников неравенства в основополагающих признаках человеческого рода или в социальных условиях его существования; в этических теориях, трактующих равенство и неравенство как моральные категории (ценности). Проблема неравенства и несправедливости была той темой, вокруг которой формировалась почва для массовых бунтов, социальных движений, революций. Все это свидетельствует о том, что неравенство представляет собой чрезвычайно важный признак, отличительную черту человеческого сообщества.

Автор последовательно рассмотрел несколько перспектив - действия, структуры, группы, культуры, стараясь показать, как они взаимно дополняют друг друга, создавая таким образом все более полную и многостороннюю картину общественной жизни. Однако до сих пор он практически исключали из своих рассуждений один чрезвычайно важный фактор - время. П.Штомпка анализировал составляющие структуры общества, отношения между ними, сложные сети таких отношений, структуры, составляющие из отдельных элементов целостные общественные организмы. Как сказал бы, обращаясь к аналогии из области естественных наук, основоположник социологии Огюст Конт, мы занимались анатомией общества. Но когда он говорил о социальной жизни, то имел в виду нечто большее - постоянно происходящие в обществе события, осуществляемые изменения, продолжающиеся процессы. Продолжая прежнюю аналогию, можно сказать, что живой организм - это не застывший скелет, а некая функционирующая целостность, изменяющаяся каждую секунду и каждую минуту. Жизнь - это постоянные изменения, динамика, действия. Точно так же и компоненты общества, рассмотренные нами выше, «живут», иначе говоря, участвуют в вечно развивающемся, никогда не останавливающемся процессе изменений.

До сих  пор он занимался анализом функционирования общества - процессов социализации, социального контроля, институционализации, которые происходят в границах социального целого. В этой связи иногда говорят о динамике «в системе». Но он знает, что общества время от времени подвергаются основательным модификациям, что сегодня они уже не те, что были когда-то, а в будущем будут иными, чем сегодня. В таком случае можно говорить о динамике «системы». На этом целостном уровне динамики общества он также использует такие понятия, как действия общества или его история. Здесь появляется новая временная перспектива; речь идет уже не о повседневной жизни с ее относительно короткой протяженностью, а об историческом времени «длительного радиуса действия». Настоящую главу он посвятим анализу этой наиболее сложной формы изменчивости обществ. Это потребует введения новых, более сложных понятий и категорий.

Логика его  анализа шла от наиболее простых, элементарных составляющих социальной жизни: действий, контактов, взаимодействий - через все более сложные формы: социальные отношения, социальные группы, организации, структуры - к сложнейшим культурным конфигурациям. Далее он описывает способ функционирования этих целостных социальных структур, а также их изменчивость, их «становление» на протяжении длительного времени исторического развития. Таким образом он поднялся на самый высокий уровень сложности - уровень глобального сообщества.

Нынешний  характер и облик большинству  современных обществ придали два важнейших процесса: модернизации и глобализации. Поэтому заключительные разделы книги он посвятил характеристике современного нам общества, пережившего модернизацию и все более глобализируемого.

Социология  с самого начала сформировалась как  наука о современном обществе - об обществе Нового времени. Как мы помним, она появилась в качестве ответа на те вызовы, которые были связаны с переломными моментами в развитии общества, с уходом в прошлое традиционных формаций и с формированием в Западной Европе конца XVIII - начала XIX в. новой социальной системы, нового социального порядка. Достижения классической социологии были связаны с периодом триумфального торжества западноевропейской и американской современности (модернизации, социальной системы и культуры Нового Времени в XIX в. и в начале XX в.), Таким образом, будучи поначалу ограничена территориально и культурно, социология, пополняемая исключительно трудами социальных антропологов, исследуя общества, вступающие в современность - в эпоху модернизации, все более явно становится ныне наукой обо всем человеческом сообществе, по мере того как в ходе глобализации большинство обществ принимает за образец и перенимает модели западной современности. Предмет социологического исследования как бы приспособился к глобальной перспективе нашей науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Определение понятия  “общества” является одним из ключевых моментов данной разработки, и именно поэтому я решил вынести этот вопрос в отдельную тему.

В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую  эпоху, дорогу к которой проложило  бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать социологов, что вызвало к жизни концепцию общества. Ни один из социологии, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения. Это породили огромное количество разнообразных названий и определений, о которых говорит У.Дайзард. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку “пост-”, т.е. “после-”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти приниципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.

Так как сам автор  концепции “общества” не дал четкого  определения своему “детищу”, я  попытаюсь это сделать за него. Очевидно, что нельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом, как это сделал А.Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж.Эллюля, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая,  видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

Существует множество  концепций, пытающихся объяснить, почему в истории все происходило  так, а не иначе. Основными из них  традиционно считаются “цивилизационная” (авторы - Тойнби, Данилевский) и “формационная” (знаменитая “пятичленка” Маркса). Первая из них кладет в основу развития человеческого общества социо-культурные типы, а вторая - производственно-хозяйственные отношения.

Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического  развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:

- история подразделяется  на три основных глобальных  этапа, которые условно можно  назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и “постиндустриальный”;

- разграничение между  этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию);

- переход к следующему  этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей;

- завершающим историческим  этапом, который, по мнению одинх  философов, уже наступил, а, по  мнению других, наступит в блиажйшем будущем, является “информационное общество”.

Таким образом, можно  заметить, что по своей сути концепция  развития истории у авторов “информационного общества” гораздо ближе к  “формационной” теории, чем может  показаться на первый взгляд. Основное сходство заключается в примате материальной сферы бытия над духовной (за исключением Ясперса как философа техники), а основное различие - в периодизации (если Маркс делил по принципу сформировавшихся классов, но цитированные авторы рассматривают, как уже говорилось, основу производственных отношений).

К сожалению, авторы концепции  “общества” (за исключением, пожалуй, О.Тоффлера) не уделяли достаточно места  для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступления  принесет для культурной жизни человечества. Этот вопрос был специально разработан лишь Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьях о будущем труда. Именно поэтому умозаключения о культуре в новом обществе я буду строить во многом на основании его работ.

В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации между людьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее ускорить процесс обработки информационного потока. Этот процесс воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально сближаются духовная и материальная стороны жизни человека, ибо в культуре необходимым образом присутствует подвергающийся вышеописанным трансформациям информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектов культуры. Я хотел бы более подробно остановиться на этих тенденциях.

Сближение духовного  и материального на почве информационного  элемента культуры иллюстрируется тоффлеровской “блип”-культурой. В самом деле, она не является в полном смысле культурой, а служит исключительно средство передачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой к сфере культуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого “Война и мир” будет “блип”-информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что человек, стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовольствуется кратким пересказом сюжета, а постарается получить эмоциональное удовлетворение, прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами авторского стиля и точностью прописи характеров.

Именно в этом кроется  причина четкого разграничения  эмоционального и информационного  элемента культуры. Это хорошо видно  на примере живописи. Если раньше картины  художников-реалистов удовлетворяли обе эти потребности, то теперь их функции резко разграничены - чертежи и карты суть информация, абстракционистские картины суть эстетическое наслаждение.

Кроме того, мне хотелось бы отметить, что культура нового общества представляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессе формирования, завершения которого следует ждать, по всей очевидности, к середине XXI века.

Представления авторов концепции “общества” о жизни человека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными. Таковы идиллические мечтания и воздушные замки Дж. Мартина и некоторых других, не процитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можно сделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавив от работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно было доказано, это совершенно неверная точка зрения. Любопытно будет рассмотреть бытие человека в новом обществе, разложив его на отдельные элементы.

Политическая, социальная и общественная жизнь. В этой сфере я полностью согласен с идеями респондентного телевидения и реализации свободы слова через создание собственных информационных банков, высказанными Дайзардом и Мартином. Несмотря на некоторую утопичность попыток построения “настоящей” демократии, подобные технические нововведения служили бы как минимум надежной защитой против попыток

В принципе, вопрос о проблемах  затрагивался в каждой части разработки. Однако я счел уместным вынести его  в отдельный параграф с тем, чтобы  привлечь внимание к проблемам именно “общества”. Я привлекаю к этому внимание потому, что многие авторы (и это доказывают приведенные мною цитаты) слить воедино три вида проблем: трудности настоящего момента, трудности перехода к новому обществу и собственно проблемы нового общества. Рассмотрим эти группы несколько подробнее.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные  войны, экономическая пропасть между  Западом и странами “третьего  мира” и т.д. Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к  “информационному обществу” - такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Мы уже практически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем как - то есть остается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты:  
содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.- 976 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: МИР, 1994. – 565 с.

3. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX  - ХХ веков – М., 1995. – 683 с.

Информация о работе Анализ современного общества