Анализ современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Вся жизнь мировоздания оказывается чрезвычайно короткой, если сопоставлять время существования Метагалактики со временем существования ее составляющих (например, Солнца). История эволюции Космоса измеряется жизнью всего двух поколений “населения” Метагалактики. Эволюция самой Земли и органической природы оказывается также быстрой и короткой. За время существования Земли она вместе с солнцем сделала всего 23 оборота вокруг центра галактики, а вместе с человеком, ею была пройдена 1/130 часть этой космической орбиты. Если предположить, что земля существует 24 часа, то время существования человека составит около 1 минуты, а история человека современного типа займет одну секунду.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общество как социальная категория 6
1.1. Элементы общества 6
1.2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни 7
1.3. Функционирование и развитие общества 9
Глава 2. Современные подходы к пониманию общества 14
2.1. Понятие общества 14
2.2.Социально – классовая структура современного общества 19
2.3. Оценка современного общества 23
Глава 3. Исследование работы П.Штомпки «Социология: анализ современного общества» 31
Заключение 44
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

анализ современного общества.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Эти особенности нашли отражение  в сформировавшейся социалистической системе. Несмотря на частичную модернизацию российского общества, все преобразования носили отпечаток традиционализма. Специально созданная партийно-государственная номенклатура, по сути дела, представляла собой коллективного владельца общенародной собственности. В силу своего политического положения (КПСС — единственная руководящая и правящая политическая партия в обществе) партноменклатура распоряжалась общенародной собственностью, обладая особыми привилегиями.

Политический режим и идеология "реального социализма", с одной  стороны, сделали возможным мобилизовать силы общества и преодолевать колоссальные трудности (одержать победу в тяжелейшей войне, прорваться в космос, создать первоклассные военные технологии, осуществить индустриализацию, культурную революцию), с другой — привели общество к деградации и упадку.

Сформировавшиеся ценности, идеалы и нормы социальной регуляции могли нормально работать только в условиях "чрезвычайщины", в "мобилизационном режиме". Предписанные и ориентированные на коллектив социальные статусы ставили человека в полную зависимость от государства, порождали иждивенчество, укореняя в психологии людей традиционалистские представления.

"Оттепель", то есть ограниченная  демократизация и "смягчение  режима" при Н.С.Хрущёве, обнаружила  кризисные симптомы в социально-экономических  отношениях. Начались противоречивые  и непоследовательные реформы. Разоблачение культа личности И.В.Сталина нанесло смертельный удар по прежним идеалам и ценностям. И хотя режим Л.И.Брежнева пытался административно-идеологическими методами их поддержать, произошло необратимое раздвоение ориентации людей.

Произошло отчуждение официальной  идеологии от человека, перестали  работать традиционалистские ценности. В 1970-е годы усилились кризисные явления в недрах социальной системы, провалившие серию косыгинских реформ. Они поставили вопрос о коренном изменении общественного устройства. Так началась в середине 1980-х годов "перестройка".

Процессы демократизации общественного  строя и перехода к рыночным отношениям начались в рамках "реального  социализма" "сверху", по инициативе нового руководства КПСС. Первоначально речь шла об ускорении НТП, затем о реформировании, "улучшении" социализма. Ключевым вопросом постепенно стал процесс демократизации и создания гражданского общества.

К концу "перестройки" начали формироваться  самостоятельные социально-политические движения, группы, бросившие вызов КПСС. В экономической сфере появились зачатки рыночных отношений в виде кооперативов, различных товариществ, первых фермеров. Гласность и свобода слова стали главным выражением демократических изменений в обществе.

Все эти реформы означали начало нового этапа модернизации российского общества. Особенностью этого этапа стало, во-первых, то, что процесс модернизации опять начался "сверху", руководством страны, и, во-вторых, политическое руководство СССР начало модернизацию не со сферы экономики, и даже не со сферы политики, а с духовной подсистемы: отправной точкой "перестройки" стала замена ориентации в менталитете российских граждан с классовых интересов и ценностей на общечеловеческие ценности.

После идеологической подготовки были осуществлены политические изменения — победила "августовская революция" 1991 года и распался СССР, что произошло на фоне углубления социальных и межнациональных конфликтов, внутренней политической борьбы между реформаторами и консерваторами, тяжёлого экономического и социального кризиса, разгула преступности, упадка коммунистической идеологии. После "августовской революции" начались рыночные реформы. Такова краткая эволюция "перестройки" и начала ликвидации социализма как строя, перехода к новому общественному устройству.

В этой связи первая крупная  проблема заключается в следующем: есть ли реальные альтернативы "строительства" рынка в России и странах СНГ? Ответ на эту дилемму даёт М.Вебер в своей работе "Протестантская этика и дух капитализма". М.Вебер утверждает, что есть архаичный, традиционалистский капитализм и современный капитализм, которые отличаются не исторической хронологией, а типом деятельности.

Став на позиции социокультурного (цивилизационного) подхода, М.Вебер отходит от политэкономической традиции, согласно которой предполагается существование одного-единственного капитализма, который, возникнув в XVI-XVII веках, проходит этапы своего развития от мануфактурного периода через промышленную стадию к современному, развитому, "цивилизованному" этапу.

По концепции М.Вебера, существует целый ряд социально-экономических типов капитализма, из которых некоторые восходят к Вавилону, Карфагену, Риму. Они имеют возраст несколько тысяч лет, в то время как современный, западный тип имеет лишь трёхсотлетнюю историю.

Архаичный, традиционалистский капитализм как тип деятельности может развиться и в новейшее время, соседствовать с буржуазным промышленным капитализмом в одном и том же обществе. Капитализм вообще, по Веберу, как универсально-исторический феномен "по своему типу может выступать как авантюристический, торговый, ориентированный на войну, политику, управление и связанные с ними возможности наживы".

Торговый, авантюристический (дикий или варварский) тип деятельности капиталистического предпринимательства может возникнуть в новейшее время в результате перерывов в деятельности промышленного капитализма (например крах в результате поражения в войне Германии или полной его замены на длительное время государственно-плановой системой в СССР).

Речь идёт о своеобразном феномене, встречающемся в новейшее время нечасто в индустриально развитых странах. Речь не идёт о торговом капитале и тем более о торговле вообще. Они нормальные явления рыночного хозяйства, если данная форма капитала действует рядом и под главенством промышленного, производственного капитала. Речь идёт о полосе развития общества, когда торговый и торгово-посреднический капитал захватывает господствующие экономические позиции, подчиняя своим интересам все другие формы капитала, в том числе производственный, и иррациональную наживу ставит во главу угла политики и идеологии.

Современный, промышленный, капитализм, по Веберу, рождается не путём простого накопления капитала насилием и разбоем, переливанием затем в промышленность огромных денежных масс, а путём формирования в обществе подлинного духа капитализма, его трудовой этики.

Деятельность же торгово-посреднического  капитала в России, подчинившая интересам собственной наживы всю экономическую жизнь (упадок промышленности, научно-технического потенциала и т.д. — результат такого подчинения), также свидетельствует об иррациональности и традиционализме его трудовой этики. М.Вебер утверждал: обществу, чтобы стать капиталистическим (в современном смысле), нужно иметь свои особые предпосылки — особый тип осознания, людей с особым складом мыслей и поведения, с особым типом ценностей, особый дух — дух капитализма.

Проникновение рациональной трудовой этики в современное российское общество происходит сложно, так как складывающиеся как рыночные отношения не могут стимулировать массовое воспитание (тип капитала сам пропитан духом традиционализма) кризис духовности в обществе подорвал основы воспроизводства нравственных ценностей.

В умах людей держатся усреднённые, строго регламентированные нормы личных потребностей, исключение составляет определённая часть людей творческого, в первую очередь, научного, труда, а также часть предпринимателей и фермеров, для которых продуктивный труд, профессионализм и успех составляют основу их выживания.

Возникает вопрос: почему именно традиционалистский капитал захватил в обществе командные рычаги экономики, сумел подчинить интересам иррациональной наживы всю хозяйственную жизнь? Это связано с характером его генезиса.

В недрах "реального  социализма" где-то в начале 1960-х годов рождается социальный феномен, ставший хорошо известным уже в 1970-х годах на стадии "зрелого социализма" под названием "теневой экономики". Это не просто криминально-спекулятивные круги, подпольный бизнес (наркобизнес, контрабанда и т.д.), которые в той или иной степени и форме существовали все годы Советской власти.

"Теневая экономика"  — это сложный симбиоз нелегальных  форм бизнеса, криминальных структур  и легальных партийно-номенклатурных  структур, включающий в себя и  организованную преступность. "Теневая экономика" возникла не сама по себе, автономно, а как потребность части партийно-государственной номенклатуры в нелегальном обогащении.

Этот симбиоз, который  можно было бы назвать "номенклатурно-теневой  экономикой", и стал растущей "клеточкой" нового социального организма. Она росла и укреплялась за счёт таких предпосылок, как общенародная и колхозно-кооперативная собственность, крайне централизованная плановая экономика с её различными дефицитами, с командными и административными рычагами, её аппаратом власти и традиционалистским чиновничеством. Коррупция и полная деградация верхних эшелонов власти, рост и укрепление организованной преступности составляли идиллическую картину возмужания пока ещё в рамках "зрелого социализма" нового организма, кризиса и упадка режима.

Обладатели больших  состояний — не только "цеховики", дельцы "теневой экономики", главари  организованной преступности, но и  верхи правящей номенклатуры — оказались  стеснёнными рамками существующего  строя. Им нужна была легализация, полнокровное использование накопленных средств в качестве капитала. И в этом аспекте переход к политике "перестройки сверху" стал исторически неизбежным, а неудачи на пути реформирования, "улучшения" социализма — предопределёнными.

"Августовская революция" 1991 года ознаменовала становление новой общественной системы, а с начала 1992 года в рамках нового государства и нового общества происходит движение системы к целостности — политической, экономической, социальной, духовной. Теперь все процессы подчинены интересам консолидации и развития этой системы. Этим же интересам подчиняются новые демократические институты, пресса и т.д.

Кризис общества вступает в новую стадию, к старым нерешённым проблемам прибавляются новые, обусловленные новыми социально-экономическими отношениями, вторжением в общество совершенно иных ценностей и норм, психологически и нравственно не приемлемых для подавляющего большинства народа.

Ключевое значение приобретает политическая элита вообще и правящая в особенности. Она формирует политику, основные направления эволюции страны. Но она, прямо или косвенно, связана с криминальностью. Всё более важную роль играют те группы политической элиты, которые вышли из торгово-финансовых групп. Это, прежде всего, представители бывшей номенклатуры, их дети и родственники. Есть, наконец, очень большая и влиятельная группа, которая владеет чисто криминальным капиталом (рэкет, наркобизнес, проституция, торговля оружием) и также формирует политическую и правящую элиту.

Правящая элита сегодня  формируется и как экономически господствующий класс. Притягательны для хозяйственной и бывшей партийной номенклатуры те сырьевые ресурсы (нефть, газ, алмазы, золото и т.д.), которые имеют сбыт на мировом рынке. Вместе с правящей элитой идёт формирование мощного компродорского бизнеса.

В России сегодня есть политики и политические группы, которые  противостоят этим тенденциям, но они ещё слабы и не могут серьёзно воздействовать на реальную политику. Общественный протест также серьёзно не влияет на решения и действия правящих групп элиты и определяет "тайну" беспомощности власти в борьбе с организованной преступностью, криминальностью в стране.

Итак, обобщив вышесказанное, можно констатировать, что сегодня общественный строй России как переходного общества характеризуется становлением экономического господства торгово-финансового капитала и традиционалистских, авантюрных форм капиталистической деятельности. Главное противоречие переходного общества определяется борьбой двух тенденций, двух типовых рыночных отношений и капиталистической деятельности: традиционалистской и современной, буржуазно-рациональной.

Основная борьба общественно-политических сил поэтому идёт не по линии капитализм — социализм (хотя есть и группы населения — твёрдые сторонники того и другого), а по линии борьбы за установление цивилизованных форм капиталистической деятельности, гражданского общества с широкими и реальными демократическими правами людей, за обуздание организованной преступности, эффективную защиту социальных и экономических прав граждан.

Глава 3. Исследование работы П.Штомпки «Социология: анализ современного общеста»

Социология  как наука, казалось бы, не нуждается  в обосновании своей миссии. Это укоренившаяся в системе наук социальная дисциплина, занимающая устойчивое положение в структуре современных обществ. Она насчитывает не менее ста пятидесяти лет в своем формальном развитии, не считая многих веков предшествующего вызревания социологического дискурса в недрах других наук. И, тем не менее, вопрос о том, все ли очевидно с социологией в этом мире, весьма актуален.

Первые годы ХХТ в. со всей остротой показывают, что научный, рационалистический и объективный анализ общества еще пока еще не снискал всеобщего применения. Мир по-прежнему не только наполнен, но и переполнен различного рода мифами, противостоящими науке. И это мифы активно воздействуют на сознание огромных масс людей и на их поступки. Как и прежде, многие общества управляются вполне волюнтаристически, исходя из сиюминутных и эгоистических интересов отдельных групп и элит, не способных и не желающих представить общественные процессы во всей их сложности, а также в их среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ненаучный подход к управлению обществом нередко обрамляется в наши дни социологической терминологией и даже прикладными «исследованиями», скрывающими не вполне социологический стиль мышления и действия. В этом смысле в мире присутствуют не только социология как таковая, но и полусоциология, мегосоциологая, пара-социология и просто несоциология, но называющая себя Социологии с большой буквы и активно настаивающая на этом. Ситуация более чем запутанная, особенно для тех, кто лишь вступает в мир науки, не обладая пока еще собственным устоявшимся суждением по поводу того, что такое социология и кто такие социологи

Информация о работе Анализ современного общества