Анализ социально-медицинских проблем в многодетных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья в современном обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 73.84 Кб (Скачать)
t-align:justify">Семейная политика имеет  цель воздействия на семью, на процессы семейных изменений или семейное поведение.

Под социальной политикой  понимается деятельность имеющая целью  развитие семьи, семейного образа жизни, укрепление социальных функций семьи  как одного из основных институтов общества. В связи с этим долгосрочные цели социальной политики должны быть ориентированы на преодоление современного кризиса семьи, обеспечение гарантированного обеспечения семьей ее социальных функций  по рождению содержанию и социализации детей подрастающих поколений.

Семейная политика имеет  и более частные кратко и среднесрочные  задачи, связанные с решением конкретных актуальных проблем того или иного  периода. Долго и краткосрочные  цели семейной политики связаны друг с другом таким образом, что достижение первых способствует реализации вторых. Укрепление семьи одновременно означает создание условий реализации потенциала отдельных семей при решении  их конкретных жизненных проблем, с  которыми каждая семья встречается  на протяжении своей жизни. Эта сторона  семейной политики носит название социальной поддержки семьи.

Необходимость семейной политики определяется теми неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, которые произошли в ходе исторического развития, в течение процессов урбанизации, индустриализации, и которые в своей совокупности характеризуют кризис семьи как социального института.

Семейная политика рассматривается  главным образом как организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семей от бедности и нищеты, как и предоставление семье материальной помощи для частичной  компенсации снижения уровня жизни. Эта установка отразилась и в  так называемой государственной  семейной политике РБ, которая ориентирует  на решение задач, связанных с  улучшением материальных условий жизнедеятельности  семьи, профилактикой бедности и  поддержкой малоимущих семей. Семейная политика, понимаемая таким образом, будучи содержательно материальной (денежной) помощью бедным семьям, непосредственно отражает политическое предпочтение изолированной нуклеарной семьи с одним двумя

детьми, хотя это и не отвечает задачам обеспечения устойчивого  воспроизводства населения.

Принципы семейной политики – это суверенность семьи, свобода  выбора семьей любого образа жизни, общественный договор, социальное участие, единство целей государственной и региональной политики.

Принцип суверенной семьи  означает, что семья независима от государства и вправе принимать любые решения, касающиеся ее жизни, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами, но в рамках действующего законодательства и общепринятых социальных норм. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения, на любой образ и стиль жизни (кроме криминальных).

Принцип суверенности предполагает наличие у семьи соответствующей экономической основы – возможности извлекать и использовать доход от любых легитимных видов деятельности, достаточный для самообеспечения и развития семьи, для удовлетворения всех ее потребностей и потребностей всех ее членов.

Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подменной  альтернативы и возможности действительно  выбирать любой тип семьи и  семейного поведения. В современных  условиях такой выбор затруднен.  Во-первых, действует социокультурное принуждение, например господство норм малодетности. Во-вторых, девиантные семьи «наказываются» за свои решения снижением своего уровня жизни. Поэтому семейная политика должна быть ориентирована на формирование условий, обеспечивающих подлинную свободу выбора, возможность реализовать любую альтернативу. Принцип свободы выбора, с другой стороны, означает, что и государство и общество в целом свободны в принятии и поддержке тех типов семьи и семейного поведения, которые наилучшим образом удовлетворяют их интерес в обеспечении количественных или  качественных характеристик воспроизводства населения и успешной социализации подрастающего поколения. Следовательно, принцип свободы выбора предполагает последовательное и равное его применение в отношении семьи и личности с одной стороны, общества и государства с другой.

Принцип общественного договора означает регламентацию взаимоотношений  семьи и государства, формулирование всех взаимных прав и обязанностей семьи и государства по отношению  друг к другу. Семья обеспечивает общество исполнителями социальных ролей. Следовательно, общество объективно заинтересованно в том, чтобы семья эффективно выполняла свои специфические социальные  функции. Но социальные изменения подорвали и чем дальше, тем больше подрывают личностную заинтересованность, мотивированность индивидов в рождении и воспитании нескольких детей, на которой основывалась социальная жизнь на протяжении столетий и которая формировалась семьей. Поэтому семья,  удовлетворяя потребности общества в работниках, в исполнителях социальных ролей, вправе потребовать от государства как представителя всеобщего интереса на договорной основе обеспечивать поддержку тех областей семейной жизни, которые способствуют реализаций функций воспроизводства и социализации.

Принцип социального участия  означает участие в проведении семейной политики (ее целеполагании, формировании системы мер и их реализации) иных, кроме государства, субъектов. Речь идет об  участи  в этом процессе всех институтов гражданского общества – объединении граждан, партий, союзов, обществ, ассоциаций, движений, в том числе и тех, которые создаются с целью защиты и отставания собственно интересов семьи, а также коммерческих фирм и партии, территориальных, этнических и др. Важно лишь, чтобы все эти негосударственные субъекты семейной политики имели четко выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна измениться применительно к воспроизводству населения.

 Социальное участие  – это понятие,  характеризующее  широкий спектр ситуаций, в которых граждане в той или иной степени вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, социальной (в том числе семейной) политики. Принцип единства целей государственной и региональной семейной политики означает, что основные принципы  едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей семьи и семейного поведения на той или иной территории. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет конкретизации единых в своей основе целей семейной политики, так и путем применения специфических средств их достижения. При этом согласование государственных и местных интересов должно осуществляться  в конституционных и законодательных рамках с использованием тех структур,  которые формируются в настоящее время. Специальные региональные программы – это наилучший механизм реализации семейной политики и обеспечение единства целей с учетом местных особенностей.

Стратегической целью  семейной политики является укрепление семьи как социального института. Конкретизация этой стратегической цели выражается в требовании поддержки и поощрения со стороны общества и государства семей с несколькими детьми. Основной моделью семьи, поощряемой государством, может быть полная семья с тремя – четырьмя детьми, а ориентация на поддержку таких семей, не связанная с оказанием помощи в неблагоприятных условиях, стрессовых ситуациях, а носящая долговременный характер. Это может гарантировать укрепление семьи как социального института. Возродить семью можно лишь помогая отдельным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать трудности возникающие на различных стадиях жизненного цикла.

Отсюда  вытекают краткосрочные  цели, это поддержка семей которые  на стадии родительства сталкиваются с теми или иными проблемами, стрессовыми  ситуациями. Причем основное внимание должно уделяется тем семьям у  которых внутренний потенциал не позволяет им самим выйти из сложной  жизненной ситуации. И поэтому  нуждается в экономической, социальной и социально-психологической помощи со стороны специализированных (семейных) служб.

Основные направления  деятельности в рамках семейной политики:

1. Социальная работа

2. Социальная помощь

3. Социальная поддержка

4. Социальное курирование и социальный патронаж.

Программы семейной политики – это всегда компромисс между  устремлениями различных социальных сил и между различными концепциями. Поэтому выработка адекватных механизмов поиска такого компромисса, согласование разных направлений и зачастую противоположных интересов различных социальных групп является важнейшей частью стратегии разработки и проведения семейной политики.

 

Глава 2  Многодетная семья как объект социальной работы

 

2.1 Социально-экономические  проблемы многодетных семей

 

Многодетная семья имеет  как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны  любой другой семье (с одним-двумя  детьми, неполной). Она переносит  все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают  значительно тяжелее. В этом и  заключается одна из самых важных особенностей.

Необходимо отметить несколько  принципиальных моментов, касающихся непосредственно многодетной семьи.

Во-первых, говоря об указанной  семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих  в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной  семьи различаются в зависимости  от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. Имеются  существенные расхождения между  регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей  много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало. Поэтому действенная  помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных  условий, возможностей, пожеланий и  мнений населения.

В-третьих, многодетные семьи  не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих  проблем, резко отличаются друг от друга.

Главная проблема многодетных  семей - материальная. В настоящее  время с рождением каждого  ребенка доход семьи резко  уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь  между числом проживающих в семье  детей и доходами, приходящими  на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения. В семьях, состоящих из шести человек и более, совокупный доход, приходящийся в среднем на каждого члена, в 2,2 - 2,8 раза ниже, чем в семьях, состоящих из двух человек, и в 1,8 - 2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности.

Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем  по обществу в целом и вынуждают  экономить на самом необходимом  – на многих продовольственных и  почти на всех промышленных товарах. Чаще всего такие семьи имеют  и плохие жилищные условия.

Многодетность часто пагубно  отражается на детях. Вопрос о состоянии  здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня  подростки из многодетной семьи  говорят о хроническом заболевании  и о частых простудах чаще, чем  подростки из небольших семей. Среди  подростков из многодетных семей  много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность  увеличения детской смертности и  рождения неполноценного, то есть с  пороками развития ребенка. Не менее  половины детей, рожденных в многодетных  семьях, попадают в группу повышенного  риска по медико-биологическим показателям.

У всех детей из многодетных  семей имеется и общая социальная проблема, специфически связанная с  многодетностью. У них наблюдается  заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной  личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей  судьбе. В многодетных семьях «проблемных» детей и подростков около 10-15%. Именно они должны стать первоочередным объектом деятельности социального  работника, но не потому, что они  «плохие», а потому, что им очень  плохо.

По мнению экспертов, в  десяти из ста семей с несколькими  детьми нравственно-психологический  климат неудовлетворителен.

Из сказанного выше становится ясно, что именно развитие детей  в многодетных семьях нуждается  в первоочередном внимании общества.

Подростки в многодетных  семьях имеют:

- здоровье несколько ниже  средних показателей; 

- более высокую вероятность  приобрести вредные привычки (курение,  алкоголь);

- более высокую включенность  в дела по обслуживанию семьи; 

- заниженный уровень взаимопонимания  с родителями (отрицательное воздействие  этого фактора усугубляется повышенной  потребностью детей в родительской  поддержке).

Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют  как общие проблемы (характерные  для семей группы риска), так и  специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи.

Многодетную семью все  специалисты единодушно относят  к семье «группы риска». Как  правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех  случаях, когда родители (один или  оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье  физически или психически больные  дети, лечение которых требует  финансовых затрат.

Знать негативные последствия  многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и  коррекционной работы, как на уровне общегосударственных программ, так  и деятельности социального работника  с каждой конкретной семьей.

В современных экономических  и политических условиях, на фоне общего снижения «жизненного уровня» населения  в многодетной семье отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее материального положения, психологического здоровья и, соответственно, воспитательных возможностей.

 

2.2 Медицинские проблемы многодетных семей

 

Сложный психологический  климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Информация о работе Анализ социально-медицинских проблем в многодетных семьях