Анализ социально-медицинских проблем в многодетных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья в современном обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 73.84 Кб (Скачать)

Введение

 

Семья в современном обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают  необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья  очень быстро и чутко реагирует  на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая  гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и  созидающие для семьи процессы.

Семья представляет собой  систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального  института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия  для социализации детей и молодежи. В условиях нынешнего демографического кризиса особую актуальность приобретают  как теоретические проблемы, связанные  с многодетной семьей, так и  практические вопросы социальной работы с этими семьями.

Общественно-политические и  социально-экономические кризисные  явления стали причиной серьезных  социальных потерь, затронувших большинство  семей. В наиболее сложном положении  оказались многодетные семьи. Из статистики известно, что в многодетных  семьях воспитывается около 20% всех детей в стране, анализ статистических данных дает основание полагать, что  материальное положение семьи зависит  от количества растущих в ней детей. Поэтому очень важно осмыслить  как нынешнее положение многодетной  семьи, так и пути улучшения их положения.

Внимание к многодетным  семьям в современной науке объясняется  тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса  и духовно-психологического шока они занимают одно из первых мест среди других травмированных категорий.

Такая семья самой своей  сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются  благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей  и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается  в наиболее сложном положении, поскольку  мать, как правило, не работает, а  один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Большинство многодетных семей  живет за чертой бедности. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных  семей государство предпринимает  определенные меры.

Основное направление  в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции  государственной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника. Положение  многодетной семьи, ее численность, место в общественной структуре, проблемы и нужды, возможность их смягчения и разрешения являются основным местом рассмотрения в работе.

Для того чтобы несколько  по-иному посмотреть на проблемы данной категории семей и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить  и проанализировать многодетность, ее причины, влияние на каждого члена  многодетной семьи.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной курсовой работы.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы  различных авторов, учебники и учебные  пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи

 

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение, обобщение  и систематизация теоретических  основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее  положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и  выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретическую  базу посредством анализа имеющихся  в научной литературе, средствах  массовой информации и других  источниках различных точек зрения  на тему курсовой работы;

- составить социальный  портрет многодетной семьи;

- проанализировать проблемы  в многодетных семьях;

- охарактеризовать существующие  подходы социальной помощи многодетным  семьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие о семье и семейной политике

 

1.1 Функции семьи

 

Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма  организации быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях (живущими вместе и ведущими общее хозяйство).

Дисфункциональная семья (дисгармоничная) – семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов и блокирует их потребность  в самоактуализации. Это ригидная семейная система, которая пытается сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости  от изменения внешних условий. В  результате блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена  семьи (чаще ребенка), и у него появляется какое – либо заболевание (соматическое, психосамотическое, психическое расстройство).

 В характеристику семьи  исследователи включают: функции  семьи, структуру семьи и динамику  развития семьи.

Функция семьи – сфера  жизнедеятельности связанная с  удовлетворением определенных потребностей каждого члена семьи, а также  семью в целом и ее потребностей (общественных, групповых и индивидуальных). Выделяют:

1. Специфические функции  семьи: рождение, содержание и  воспитание детей;

2. Неспецифические: накопление  и передача собственности, статуса,  отдых и досуг, забота о здоровье  и хорошем самочувствии членов  семьи.

Отсюда вытекают основные функции семьи:

1. Репродуктивная функция, т.е. рождение детей, продолжение человеческого рода. Это не только количество детей, но и качественная характеристика, т.е. насколько сможет семья приобщить новое поколение к культуре общества, вырастить духовно здоровых детей. Сокращение рождаемости связано с социально-экономическими условиями, централизацией людей в городе (в деревне рожали много детей так как нужны рабочие руки необходимые в хозяйстве), занятостью женщин, снижением смертности.

2. Хозяйственно-бытовая функция - участие членов семьи в производстве жизненных благ; распределение семейных обязанностей; проблема лидерства в семье и управление.

3.Воспитательная функция  – развитие личности ребенка,  влияние семьи как коллектива  на ребенка и влияние ребенка  (детей) на родителей.

4.Коммуникативная функция  – семья выступает посредником  в контактах со средствами  массовой информации, между членами  семьи и природой, организация  внутрисемейного общения.

5.Эмоциональная функция  – организация отдыха, досуга; эмоциональная  защита.

6.Сексуально-эротическая  функция. 

7.Духовная функция.

Инстинкт продолжения  рода развивается у человека в  потребность иметь детей, растить  их и воспитывать. Без удовлетворения потребности продолжения рода человек  не чувствует себя счастливым. Появление  детей преображает супругов, пробуждается родительская любовь и совершенно новые  чувства у женщин – материнство, у мужчин – отцовство.

1. Структура семьи по  количеству детей:

А. Бездетные семьи -  если 10 лет жизни без детей;  не могут  иметь детей.  Из бездетных семей, каждая 3-я такая распадается по желанию мужа.

Б. Однодетные семьи. Здесь  возможны следующие проблемы: 1. Социокультурного плана – ребенок будет более  эгоцентричным, недостаточно будет  развита культура общения; 2. Генетическая проблема, если ребенок «особый» или  неполноценный.

В. Малодетная семья –  не более 2 детей. Такая семья сочетает достоинства однодетных семей и  избегает их недостатки.

Г. Многодетные семьи – 3 и более детей, считается самой  крепкой семьей, в них мало разводов.

2. Структура семьи по  составу:

А. Неполная семья (без 1 супруга) по причинам: развод, мать одиночка, смерть одного из супругов, усыновление или  удочерение ребенка одним взрослым.

Психологические следствия  неполных семей: нарушение отношений  между членами семьи, низкая успеваемость у детей, дети больше предпочитают быть вне дома. Положительный момент –  дети рано взрослеют. 50 процентов всех правонарушений совершают подростки  из неполных семей.

Б. Отдельная, нуклеарная семья  – отдельно живущая супружеская  пара с детьми или без них. Положительный  момент – больше шансов для самовыражения. Отрицательный момент: молодые любят  друг друга, но не умеют приходить  к одному мнению либо выводу как  следствие будут частые ссоры, несдержанность.

В. Расширенная семья, т.е. состоит из нескольких поколений. По статистике 70 процентов до 20 лет  и 25 процентов до 30 лет молодых  семей живут с родителями. Положительное  в том, что нет проблем в  воспитании детей, налаженный быт, сдержанность контролирует поведение молодых.

Г. Большая семья – 9 и  более человек – межпоколенная  или многодетная семья.

3. Структура семьи по  типу лидерства, главенства:

А. Эголитарные – решения  принимаются на совместном семейном совете (60 процентов).

Б. Авторитарные - один глава  семьи, который принимает важные решения (мужчина в каждой 6 семье, женщина в каждой 8).

4. Структура семьи по  укладу:

А. Семья отдушина (чуткость, откровение, доверие и т.д.).

Б. Детоцентрическая – дети ось, вокруг которой все вращается  в семье (80 процентов).

В. Дискуссионные семьи (целенаправленные, устремленные, любят заниматься какам-либо делом: путешествовать, общаться, ходить в кино и т.д.)

5. Структура семьи по  однородности социального состава:

А. Гомогенные или однородные (по образованию – 70 процентов)

Б. Социально гетерогенные. Разный уровень образования является причиной отсутствия общих интересов, ревность.

6. Структура семьи по  качеству отношений и атмосфере  в семье:

А. Благополучные семьи, где  оба высоко ценят друг друга, высокий  авторитет мужа, оба идут на уступки, на компромисс, существуют семейные традиции.

Б. Устойчивые семьи - без  конфликтов, живущие долго.

В. Социально неблагополучные  семьи (алкоголизм, трудные дети).

Г. Проблемные семьи, не умеющие  сотрудничать, решать общие проблемы.

Д. Конфликтные семьи - психологическая  несовместимость супругов. Дети в  таких семьях вырастают невротиками  или с нарушением эмоциональной  сферы.

Е. Педагогически слабые семьи, которые не в состоянии  дать детям первичный запас знаний. Главное в такой семье одеть  и накормить ребенка. Дети педагогически  запущенные.

Ж. Нестабильные семьи - после 3 лет совместной жизни разводятся из-за неудовлетворенности в отношениях и стремлении перевоспитать друг друга. У детей из таких семей  будет плохое поведение.

З. Дезорганизованные семьи - уровень отношений ниже уровня общественных отношений, объединяет лишь общая крыша.

7. Структура семьи по  условиям семейной жизни:

А. Студенческая. Трудности  материальные. Позитив – единство интересов, сплоченность, стремление к  общей цели, к будущему.

Б. Дистантные семьи, которые  в частых разлуках из – за профессии  одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота  чувств. Отрицательное - могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается паттерн семьи такого типа.

8. Структура семьи по  географическому принципу:

-городская;

-сельская.

9. Структура по направленности  удовлетворения потребностей:

- естественные потребности;

- интеллектуальная направленность;

- промежуточный тип.

10. По количеству брачных  партнёров выделяют 

семью «моногамную» (один муж  и жена) и «полигамную». Последняя

 имеет два варианта: «полиандрия» - (многомужество) и  «полигония» (многожёнство).

11. «Альтернативные стили  жизни семьи», к которым относят:

Гомосексуальные семьи (как  мужские, так и женские), в том  числе регистрируемые в некоторых  странах. Групповой брак.

12. Наконец с точки зрения  соответствия брачно-семейных отношений  общественным нормам выделяют  семьи:

А. Патриархальные (традиционные) отношения, в которых ориентируются  на образцы, доминировавшие в прошлом: муж, «отец-кормилец», обеспечивает семью, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена - не работает, воспитывает  детей.

Информация о работе Анализ социально-медицинских проблем в многодетных семьях