Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:50, курсовая работа
Семья в современном обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
Введение
Семья в современном обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
Семья представляет собой
систему социального
Общественно-политические и
социально-экономические
Внимание к многодетным
семьям в современной науке
Такая семья самой своей
сущностью способствует реализации
личностных и общественных потребностей.
В многодетных семьях создаются
благоприятные условия
Основное направление
в социальной работе – это оказание
помощи семье в различных формах,
что предусмотрено в концепции
государственной семейной политики,
а также в должностных
Для того чтобы несколько по-иному посмотреть на проблемы данной категории семей и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить и проанализировать многодетность, ее причины, влияние на каждого члена многодетной семьи.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной курсовой работы.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям.
Цели и задачи
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретическую
базу посредством анализа
- составить социальный портрет многодетной семьи;
- проанализировать проблемы в многодетных семьях;
- охарактеризовать существующие
подходы социальной помощи
Глава 1 Понятие о семье и семейной политике
1.1 Функции семьи
Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (живущими вместе и ведущими общее хозяйство).
Дисфункциональная семья (дисгармоничная) – семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов и блокирует их потребность в самоактуализации. Это ригидная семейная система, которая пытается сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости от изменения внешних условий. В результате блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще ребенка), и у него появляется какое – либо заболевание (соматическое, психосамотическое, психическое расстройство).
В характеристику семьи
исследователи включают: функции
семьи, структуру семьи и
Функция семьи – сфера жизнедеятельности связанная с удовлетворением определенных потребностей каждого члена семьи, а также семью в целом и ее потребностей (общественных, групповых и индивидуальных). Выделяют:
1. Специфические функции семьи: рождение, содержание и воспитание детей;
2. Неспецифические: накопление
и передача собственности,
Отсюда вытекают основные функции семьи:
1. Репродуктивная функция, т.е. рождение детей, продолжение человеческого рода. Это не только количество детей, но и качественная характеристика, т.е. насколько сможет семья приобщить новое поколение к культуре общества, вырастить духовно здоровых детей. Сокращение рождаемости связано с социально-экономическими условиями, централизацией людей в городе (в деревне рожали много детей так как нужны рабочие руки необходимые в хозяйстве), занятостью женщин, снижением смертности.
2. Хозяйственно-бытовая функция - участие членов семьи в производстве жизненных благ; распределение семейных обязанностей; проблема лидерства в семье и управление.
3.Воспитательная функция – развитие личности ребенка, влияние семьи как коллектива на ребенка и влияние ребенка (детей) на родителей.
4.Коммуникативная функция – семья выступает посредником в контактах со средствами массовой информации, между членами семьи и природой, организация внутрисемейного общения.
5.Эмоциональная функция – организация отдыха, досуга; эмоциональная защита.
6.Сексуально-эротическая функция.
7.Духовная функция.
Инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить их и воспитывать. Без удовлетворения потребности продолжения рода человек не чувствует себя счастливым. Появление детей преображает супругов, пробуждается родительская любовь и совершенно новые чувства у женщин – материнство, у мужчин – отцовство.
1. Структура семьи по количеству детей:
А. Бездетные семьи - если 10 лет жизни без детей; не могут иметь детей. Из бездетных семей, каждая 3-я такая распадается по желанию мужа.
Б. Однодетные семьи. Здесь возможны следующие проблемы: 1. Социокультурного плана – ребенок будет более эгоцентричным, недостаточно будет развита культура общения; 2. Генетическая проблема, если ребенок «особый» или неполноценный.
В. Малодетная семья – не более 2 детей. Такая семья сочетает достоинства однодетных семей и избегает их недостатки.
Г. Многодетные семьи – 3 и более детей, считается самой крепкой семьей, в них мало разводов.
2. Структура семьи по составу:
А. Неполная семья (без 1 супруга) по причинам: развод, мать одиночка, смерть одного из супругов, усыновление или удочерение ребенка одним взрослым.
Психологические следствия неполных семей: нарушение отношений между членами семьи, низкая успеваемость у детей, дети больше предпочитают быть вне дома. Положительный момент – дети рано взрослеют. 50 процентов всех правонарушений совершают подростки из неполных семей.
Б. Отдельная, нуклеарная семья – отдельно живущая супружеская пара с детьми или без них. Положительный момент – больше шансов для самовыражения. Отрицательный момент: молодые любят друг друга, но не умеют приходить к одному мнению либо выводу как следствие будут частые ссоры, несдержанность.
В. Расширенная семья, т.е. состоит из нескольких поколений. По статистике 70 процентов до 20 лет и 25 процентов до 30 лет молодых семей живут с родителями. Положительное в том, что нет проблем в воспитании детей, налаженный быт, сдержанность контролирует поведение молодых.
Г. Большая семья – 9 и более человек – межпоколенная или многодетная семья.
3. Структура семьи по типу лидерства, главенства:
А. Эголитарные – решения принимаются на совместном семейном совете (60 процентов).
Б. Авторитарные - один глава семьи, который принимает важные решения (мужчина в каждой 6 семье, женщина в каждой 8).
4. Структура семьи по укладу:
А. Семья отдушина (чуткость, откровение, доверие и т.д.).
Б. Детоцентрическая – дети ось, вокруг которой все вращается в семье (80 процентов).
В. Дискуссионные семьи (целенаправленные, устремленные, любят заниматься какам-либо делом: путешествовать, общаться, ходить в кино и т.д.)
5. Структура семьи по
однородности социального
А. Гомогенные или однородные (по образованию – 70 процентов)
Б. Социально гетерогенные. Разный уровень образования является причиной отсутствия общих интересов, ревность.
6. Структура семьи по
качеству отношений и
А. Благополучные семьи, где оба высоко ценят друг друга, высокий авторитет мужа, оба идут на уступки, на компромисс, существуют семейные традиции.
Б. Устойчивые семьи - без конфликтов, живущие долго.
В. Социально неблагополучные семьи (алкоголизм, трудные дети).
Г. Проблемные семьи, не умеющие сотрудничать, решать общие проблемы.
Д. Конфликтные семьи - психологическая несовместимость супругов. Дети в таких семьях вырастают невротиками или с нарушением эмоциональной сферы.
Е. Педагогически слабые семьи, которые не в состоянии дать детям первичный запас знаний. Главное в такой семье одеть и накормить ребенка. Дети педагогически запущенные.
Ж. Нестабильные семьи - после
3 лет совместной жизни разводятся
из-за неудовлетворенности в
З. Дезорганизованные семьи - уровень отношений ниже уровня общественных отношений, объединяет лишь общая крыша.
7. Структура семьи по условиям семейной жизни:
А. Студенческая. Трудности материальные. Позитив – единство интересов, сплоченность, стремление к общей цели, к будущему.
Б. Дистантные семьи, которые в частых разлуках из – за профессии одного из супругов (моряк, геолог, стюардесса и т.д.). Позитив – постоянная острота чувств. Отрицательное - могут быть измены; дети видят пример отсутствия одного из родителей – складывается паттерн семьи такого типа.
8. Структура семьи по географическому принципу:
-городская;
-сельская.
9. Структура по направленности удовлетворения потребностей:
- естественные потребности;
- интеллектуальная
- промежуточный тип.
10. По количеству брачных партнёров выделяют
семью «моногамную» (один муж и жена) и «полигамную». Последняя
имеет два варианта: «полиандрия» - (многомужество) и «полигония» (многожёнство).
11. «Альтернативные стили жизни семьи», к которым относят:
Гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе регистрируемые в некоторых странах. Групповой брак.
12. Наконец с точки зрения
соответствия брачно-семейных
А. Патриархальные (традиционные) отношения, в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж, «отец-кормилец», обеспечивает семью, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена - не работает, воспитывает детей.
Информация о работе Анализ социально-медицинских проблем в многодетных семьях