Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5
1.1. Образовательная система США......................................................... 9
1.2. Образовательная система Великобритании....................................9
1.3. Образовательная система Германии............................................... 15
1.4. Образовательная система Франции................................................ 22
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ образовательных систем2.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Для уяснения природы и движущих сил развития высшего образования в постиндустриальных странах необхо­димо рассмотреть общие факторы социально-экономического и научно­технического характера, предопреде­ляющие его быстрый количественный и качественный рост. К таким факто­рам следует отнести[26]

1. Устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным обра­зованием. Данный фактор в основном и определяет темпы развития нацио­нальных систем высшего образования.

2. Приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важней­ших факторов повышения националь­ной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражда­нина, эффективное средство социально­-экономического, научно-технического и культурного прогресса.

3. Интенсивный рост объема науч­но-технической информации, который удвоился за последние 7–10 лет, быст­рая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходи­мость наличия у специалистов способ­ностей быстро осваивать новые техно­логии, навыков самообразования и обя­зательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повыше­ния квалификации.

4. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промыш­ленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занято­го непосредственно материальном про­изводстве, и увеличению числа лиц, за­нятых интеллектуальным трудом и ра­ботой в сфере услуг. Сегодня в разви­тых странах около 60% работающих за­нято умственным трудом в сфере ин­формации и услуг и только 15–25% – в производственной сфере. Этот фактор предопределяет необходимость форси­рованного развития университетского сектора высшей школы, где в настоящее время концентрируется подготовка научной, экономической и управленчес­кой элиты общества, в то время как под­готовка специалистов для производства начинает преимущественно осуществ­ляться учебными заведениями неуниверситетского сектора высшей школы.

5. Возрастание роли и практичес­кой значимости научных исследований, проводимых на стыке различных на­правлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям, смещения акцента при обучении студентов в сторо­ну увеличения объема фундаменталь­ных знаний и универсализации, т.е. расширения профиля подготовки специалиста.

6. Развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматизации и увеличению производительности умственного труда. Этот фактор при­водит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих на­выки самостоятельной исследователь­ской, конструкторской и изобретатель­ской деятельности.

7. Повышение благосостояния и денежных доходов населения, способ­ствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяже­сти инвестиционной финансовой на­грузки от государства к частному сек­тору.

Таким образом, значимость вклада высшей школы в реформирование общества под­тверждается мировым опытом.

Политической элитой в этих странах был сформирован своеобразный культ образования, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллек­туальной ценности страны». В настоя­щее время в США действует програм­ма «Национальные цели образования», в которой подчеркивается, что «обра­зование – основной показатель каче­ства жизни. Это сердцевина экономи­ческого могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культу­ры, искусства. Образование – это ключ к обеспечению конкурентоспособнос­ти Америки в мире XXI века».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование на сегодняшний день стоит перед необходимостью глубоких всеохватывающих перемен, отражающих новую парадигму научной картины мира и переживаемую современным обществом глобальную социокультурную трансформацию к становлению постиндустриальной цивилизации.

Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходным пе­риодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвину­лась в центр общественных идей и дискуссий, в которых уча­ствуют практически все слои и группы населения, представи­тели науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей.

Необходимость осмысления реальных проблем образова­ния в современных условиях становится все более актуаль­ным и значимым. Это обусловливается не только причинами социально-экономического порядка, а в значительной мере сменой парадигм общественного развития, в том числе изме­нением ценностного контекста в формировании культуры. Все это, безусловно, отражается на состоянии и перспективах развития образования как важнейшей части социальной сфе­ры, феномена культуры, одного из движителей поступатель­ного общественного движения.

Иная общественная и культурная ситуация по-новому поставила ряд проблем современного научного знания, сре­ди которых на первое место выдвигается проблема исследо­вания образования в контексте общекультурного развития и взаимодействия человека и общества в интересах целостного формирования личности, гражданина, родителя, работника. В целом можно говорить, что в настоящее время назрела необходимость незамедлительной и качественной модерни­зации всей системы образования.

Это обуслов­ливает необходимость осмыслить специфические особенности уже сложившихся систем образования, выявить основные тенденции их реформирования, дать оценку современной образовательной ситуации в мире, обосновать прогностику долговременных перспективных программ развития образования.

Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.

Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, №7.

2.      Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, №6.

3.      Вейзеров В.А. Дошкольное образование и воспитание в Британии //Образование в современной школе, 2005, №4.

4.      Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, №7.

5.      Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. – М., 2003..

6.      Высшее образование в США //Педагогика, 2004, №3.

7.      Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. – М., 2003..

8.      Зоны приоритетного школьного образования во Франции //Социология образования, 2003, №10.

9.      Карташевич А.Н. Высшее образование в США //Социология образования, 2004, №12.

10. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах //Высшее образование в России, 2003, №2.

11. Мельсен У.С. Непрерывное образование во Франции //Социология образования, 2003, №1.

12. Модернизация учебного процесса в Германии в средней школе //Педагогика, 2002, №7..

13. Писарева Л.И. Модернизация школьного образования ФРГ //Народное образование, 2004, №2.

14. Попов М.Ю. Профориентация образования во Франции //Социология образования, 2004, №8.

15. Прихожан А. Прогнозы развития образования во Франции до 2009 года //Социология образования, 2002, №1..

16. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001.

17. Сапрыкин Д. Государственное образование в Германии //Высшее образование в России, 2005, №1.

18. Синягина Н. Начальное образование в Америке //Народное образование, 2003, №5.

19. Система образования в Германии //Учительская газета, 2003, №48.

20. Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, №9.

21. Стародворцева Н. Средняя школа США: модернизация образования //Педагогическая мастерская, 2004, №3..

22. Эволюция в системе образования в США //Народное образование, 2004, №9.

 



[1] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 75

 

 

[2] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 47

 

 

[3] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 45

 

[4] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 78

 

[5] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 67

 

[6] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 40

[7] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 23

[8] Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, С. 36

 

[9] Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, С. 96

 

[10] Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, С.22

 

[11] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 32

 

 

[12] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 75

 

 

[13] Мельсен У.С. Непрерывное образование во Франции //Социология образования, 2003, С.22

 

[14] Мельсен У.С. Непрерывное образование во Франции //Социология образования, 2003, С.44

[15] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 62

[16] Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001, С. 61

 

[17] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 35

[18] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002,С. 27

[19] Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001, С. 153

[20] Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, С. 32

[21] Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, С.40

[22] Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, С. 61

 

[23] Сапрыкин Д. Государственное образование в Германии //Высшее образование в России, 2005, С. 79

[24] 

[25] Эволюция в системе образования в США //Народное образование, М.,2004, С. 17

 

 

[26] Эволюция в системе образования в США //Народное образование, М.,2004, С. 33; 32

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран