Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5
1.1. Образовательная система США......................................................... 9
1.2. Образовательная система Великобритании....................................9
1.3. Образовательная система Германии............................................... 15
1.4. Образовательная система Франции................................................ 22
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38
Для уяснения природы и движущих сил развития высшего образования в постиндустриальных странах необходимо рассмотреть общие факторы социально-экономического и научнотехнического характера, предопределяющие его быстрый количественный и качественный рост. К таким факторам следует отнести[26]
1. Устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным образованием. Данный фактор в основном и определяет темпы развития национальных систем высшего образования.
2. Приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важнейших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, эффективное средство социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.
3. Интенсивный рост объема научно-технической информации, который удвоился за последние 7–10 лет, быстрая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходимость наличия у специалистов способностей быстро осваивать новые технологии, навыков самообразования и обязательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повышения квалификации.
4. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занятого непосредственно материальном производстве, и увеличению числа лиц, занятых интеллектуальным трудом и работой в сфере услуг. Сегодня в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15–25% – в производственной сфере. Этот фактор предопределяет необходимость форсированного развития университетского сектора высшей школы, где в настоящее время концентрируется подготовка научной, экономической и управленческой элиты общества, в то время как подготовка специалистов для производства начинает преимущественно осуществляться учебными заведениями неуниверситетского сектора высшей школы.
5. Возрастание роли и практической значимости научных исследований, проводимых на стыке различных направлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям, смещения акцента при обучении студентов в сторону увеличения объема фундаментальных знаний и универсализации, т.е. расширения профиля подготовки специалиста.
6. Развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматизации и увеличению производительности умственного труда. Этот фактор приводит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих навыки самостоятельной исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности.
7. Повышение благосостояния и денежных доходов населения, способствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяжести инвестиционной финансовой нагрузки от государства к частному сектору.
Таким образом, значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом.
Политической элитой в этих странах был сформирован своеобразный культ образования, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны». В настоящее время в США действует программа «Национальные цели образования», в которой подчеркивается, что «образование – основной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование – это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование на сегодняшний день стоит перед необходимостью глубоких всеохватывающих перемен, отражающих новую парадигму научной картины мира и переживаемую современным обществом глобальную социокультурную трансформацию к становлению постиндустриальной цивилизации.
Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходным периодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвинулась в центр общественных идей и дискуссий, в которых участвуют практически все слои и группы населения, представители науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей.
Необходимость осмысления реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальным и значимым. Это обусловливается не только причинами социально-экономического порядка, а в значительной мере сменой парадигм общественного развития, в том числе изменением ценностного контекста в формировании культуры. Все это, безусловно, отражается на состоянии и перспективах развития образования как важнейшей части социальной сферы, феномена культуры, одного из движителей поступательного общественного движения.
Иная общественная и культурная ситуация по-новому поставила ряд проблем современного научного знания, среди которых на первое место выдвигается проблема исследования образования в контексте общекультурного развития и взаимодействия человека и общества в интересах целостного формирования личности, гражданина, родителя, работника. В целом можно говорить, что в настоящее время назрела необходимость незамедлительной и качественной модернизации всей системы образования.
Это обусловливает необходимость осмыслить специфические особенности уже сложившихся систем образования, выявить основные тенденции их реформирования, дать оценку современной образовательной ситуации в мире, обосновать прогностику долговременных перспективных программ развития образования.
Проанализировав современные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.
Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, №7.
2. Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, №6.
3. Вейзеров В.А. Дошкольное образование и воспитание в Британии //Образование в современной школе, 2005, №4.
4. Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, №7.
5. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. – М., 2003..
6. Высшее образование в США //Педагогика, 2004, №3.
7. Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. – М., 2003..
8. Зоны приоритетного школьного образования во Франции //Социология образования, 2003, №10.
9. Карташевич А.Н. Высшее образование в США //Социология образования, 2004, №12.
10. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах //Высшее образование в России, 2003, №2.
11. Мельсен У.С. Непрерывное образование во Франции //Социология образования, 2003, №1.
12. Модернизация учебного процесса в Германии в средней школе //Педагогика, 2002, №7..
13. Писарева Л.И. Модернизация школьного образования ФРГ //Народное образование, 2004, №2.
14. Попов М.Ю. Профориентация образования во Франции //Социология образования, 2004, №8.
15. Прихожан А. Прогнозы развития образования во Франции до 2009 года //Социология образования, 2002, №1..
16. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001.
17. Сапрыкин Д. Государственное образование в Германии //Высшее образование в России, 2005, №1.
18. Синягина Н. Начальное образование в Америке //Народное образование, 2003, №5.
19. Система образования в Германии //Учительская газета, 2003, №48.
20. Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, №9.
21. Стародворцева Н. Средняя школа США: модернизация образования //Педагогическая мастерская, 2004, №3..
22. Эволюция в системе образования в США //Народное образование, 2004, №9.
[1] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 75
[2] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 47
[3] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 45
[4] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 78
[5] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 67
[6] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 40
[7] Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, С. 23
[8] Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, С. 36
[9] Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, С. 96
[10] Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, С.22
[11] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 32
[12] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 75
[13] Мельсен У.С. Непрерывное образование во Франции //Социология образования, 2003, С.22
[14] Мельсен У.С. Непрерывное образование во Франции //Социология образования, 2003, С.44
[15] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 62
[16] Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001, С. 61
[17] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, С. 35
[18] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002,С. 27
[19] Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001, С. 153
[20] Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, С. 32
[21] Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, С.40
[22] Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, С. 61
[23] Сапрыкин Д. Государственное образование в Германии //Высшее образование в России, 2005, С. 79
[24]
[25] Эволюция в системе образования в США //Народное образование, М.,2004, С. 17
[26] Эволюция в системе образования в США //Народное образование, М.,2004, С. 33; 32
Информация о работе Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран