Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5
1.1. Образовательная система США......................................................... 9
1.2. Образовательная система Великобритании....................................9
1.3. Образовательная система Германии............................................... 15
1.4. Образовательная система Франции................................................ 22
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ образовательных систем2.doc

— 237.00 Кб (Скачать)


- 2 -

 

Министерство образования и науки РФ «МАТИ»  - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского. Кафедра: «Культурология, история, молодежная политика и реклама» 

 

Курсовая  работа по Педагогическим обеспечением

работы с молодежью на тему:

«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАН»

 

 

 


              Выполнила:  Шафикова А.А

группа  7ОРМ-4ДС-034

Преподаватель: Вера Викторовна Смирнова
 

Москва-2011

                             

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5

1.1. Образовательная система США......................................................... 9

1.2. Образовательная система Великобритании....................................9

1.3. Образовательная система Германии............................................... 15

1.4. Образовательная система Франции................................................ 22

II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26

2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26

2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                               ВВЕДЕНИЕ

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.

Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.

В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.

Образованность – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Чтобы осмыслить значение и цель образования в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. В Англии образование расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность интеллектуальному образованию. В США к образованию зачастую относятся прагматично.

В условиях нарастающей интернационализации и интеграции современного мира меняются цели и задачи образования. Типичный пример это – идеи, изложенные в докладе Национальной комиссии по образованию Великобритании (1993). Главная задача эффективного образования, отмечается в докладе, состоит в том, чтобы научить преуспевать («научиться достигать успеха»).

Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Исходя из этого, целью исследования является сравнение и анализ современных западных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии и Франции).

Объектом исследования являются образовательные системы современных западных стран, и в частности США, Великобритании, Германии и Франции, а его предметом выступает сравнительный анализ различных систем образования в развитых странах.

Задачи исследования:

– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);

– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:

1.      Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.

2.      Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

1. 1. Образовательная система США.

Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

Вся страна поделена на школьные округа: 15,5 тыс. в 50 штатах. В своем большинстве они сравнительно невелики (до 50 тыс. учащихся), но некоторые попросту огромны. Например, в Нью-­Йорке насчитывается до 1 млн. учащихся. B компетенции школьных округов – взимание налогов на нужды образова­ния, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учеб­ников.

Обучение строится по системе «дошкольный класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов воз­раст обязательного обучения – с 6–7 до 16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, ма­тематика, естествознание, граждановедение, трудовое обу­чение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементар­ные навыки и знания, вырабатывает соз­нательное отношение к учебе [1]

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (VII–IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (X–XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

Средняя школа многова­риантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Про­грамма средней школы включает около 200 различных курсов. Они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов. Обычно уже к началу 10-го класса ученики прини­мают решение о дальнейшем образова­нии.

Во многих средних школах действуют про­граммы, предусматривающие соединение работы c учебой.

Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе – тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.

При оценке и контроле прибегают к использованию кре­дита – стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей сред­ней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин.

Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифи­цированного рабочего. Масштабы профессионально-техни­ческого обучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по одной программе профессиональной подготовки.

Профессионально-техни­ческое образование охватывает не только подготовку рабочих, но и лиц, занятых в сферах услуг, конторского труда и др. Овладение учащимися профессиональными знаниями и навыками рассматривается как одна из задач общеобразовательных учебных заведений, для чего в средних школах форми­руются профессиональные отделения или потоки. Многие школы располагают учебными мастерскими; изучение предметов профессиональной специализа­ции организуется также в группах на уроках и т.п. Одним из важнейших направ­лений государственной политики стала ликвидация неравноценности образова­ния, получаемом учащимися этих пото­ков в сравнении c выпускниками, избрав­шими академическое направление. Оконча­ние профессионально-технического отделения средней школы дает возможность поступления в младшие коллед­жи. Альтернативными путями получения профессионально-технической подготовки (на базе 9 лет школы) может быть обучение (с получе­нием полного среднего образования) в средних профессионально-технических школах, где обеспечен более широкий выбор профессий и специализа­ций, и в межокружных профессионально-технических школах (для учащихся, не имеющих возможности пользоваться учебными мастерскими).

Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.

К категории высших в США причисля­ют, как правило, послесредние учебные заве­дения с двумя ступенями подготовки: акаде­мическим колледжем и профессиональной (или исследовательской) школой. Требования к выпуск­нику по массовым профессиям определяются самим вузом. Государство контролирует качество подготовки отдельных категорий специалистов лицензированием их самостоятельной профессиональной деятельности.

Среди почти 5 тыс. послесредних учебных заведений к высшим относятся около 1,5 тыс., в том числе около 600 вузов искусств и т.п. Среди наиболее престижных ву­зов – известные в мире частные университеты Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Принстонский и близкие к ним по орга­низации Калифорнийский и Массачусет­ский технологические институты, т. е. крупные научные центры (около 20), готовящие исследовате­лей широкого профиля.

Следующую группу составляют многоотраслевые и технические университеты (Колорадский и Аризонский университеты, Техасский университет сельско-хозяйственных и технических наук; всего свыше 40), считающиеся национальными центрами подготовки специалистов, но с меньшим, чем у первой, объемом научно-исследовательских работ. Две первые группы готовят основную часть докторов наук – преподавателей вузов.

Третья группа университетских систем – свыше 30 университетов и их объединений – отли­чается значительным числом студентов, приехавших из других штатов. Эти группы вузов определяют качественный уровень выс­шей школы США. Вузы первой сотни осваивают 1/10 суммарных ассигнований на НИОКР и 1/2 всех расходов в США на фундаментальные исследования. Вузы, выпускающие докторов наук, осваивают 98% средств на НИОКР. Деятельность других вузов в значительной степени связана с узко­специальными или региональными проблемами [2]

Качественная реализация принципов совершенствования высшего образования, адаптация их к постоянно изменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру.

 

1. 2. Образовательная система Великобритании.

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании. Они сформулированы в виде следующих целей:

Информация о работе Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран