Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5
1.1. Образовательная система США......................................................... 9
1.2. Образовательная система Великобритании....................................9
1.3. Образовательная система Германии............................................... 15
1.4. Образовательная система Франции................................................ 22
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38
- 2 -
Министерство образования и науки РФ «МАТИ» - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского. Кафедра: «Культурология, история, молодежная политика и реклама»
|
Курсовая работа по Педагогическим обеспечением работы с молодежью на тему: |
«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАН» |
|
|
|
Выполнила: Шафикова А.А
группа 7ОРМ-4ДС-034
Преподаватель: Вера Викторовна Смирнова
Москва-2011
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................
1.1. Образовательная система США...........................
1.2. Образовательная система Великобритании................
1.3. Образовательная система Германии......................
1.4. Образовательная система Франции.......................
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран.........................
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.
Образованность – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.
Чтобы осмыслить значение и цель образования в разных странах, необходимо учитывать национальные традиции. В Англии образование расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна особая приверженность интеллектуальному образованию. В США к образованию зачастую относятся прагматично.
В условиях нарастающей интернационализации и интеграции современного мира меняются цели и задачи образования. Типичный пример это – идеи, изложенные в докладе Национальной комиссии по образованию Великобритании (1993). Главная задача эффективного образования, отмечается в докладе, состоит в том, чтобы научить преуспевать («научиться достигать успеха»).
Следовательно, можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
Исходя из этого, целью исследования является сравнение и анализ современных западных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии и Франции).
Объектом исследования являются образовательные системы современных западных стран, и в частности США, Великобритании, Германии и Франции, а его предметом выступает сравнительный анализ различных систем образования в развитых странах.
Задачи исследования:
– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;
– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);
– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.
Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
1. Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
2. Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
1. 1. Образовательная система США.
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.
Вся страна поделена на школьные округа: 15,5 тыс. в 50 штатах. В своем большинстве они сравнительно невелики (до 50 тыс. учащихся), но некоторые попросту огромны. Например, в Нью-Йорке насчитывается до 1 млн. учащихся. B компетенции школьных округов – взимание налогов на нужды образования, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учебников.
Обучение строится по системе «дошкольный класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов возраст обязательного обучения – с 6–7 до 16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.
С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе [1]
Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (VII–IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (X–XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.
Средняя школа многовариантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Программа средней школы включает около 200 различных курсов. Они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов. Обычно уже к началу 10-го класса ученики принимают решение о дальнейшем образовании.
Во многих средних школах действуют программы, предусматривающие соединение работы c учебой.
Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе – тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.
При оценке и контроле прибегают к использованию кредита – стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей средней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин.
Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-технического обучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по одной программе профессиональной подготовки.
Профессионально-техническое образование охватывает не только подготовку рабочих, но и лиц, занятых в сферах услуг, конторского труда и др. Овладение учащимися профессиональными знаниями и навыками рассматривается как одна из задач общеобразовательных учебных заведений, для чего в средних школах формируются профессиональные отделения или потоки. Многие школы располагают учебными мастерскими; изучение предметов профессиональной специализации организуется также в группах на уроках и т.п. Одним из важнейших направлений государственной политики стала ликвидация неравноценности образования, получаемом учащимися этих потоков в сравнении c выпускниками, избравшими академическое направление. Окончание профессионально-технического отделения средней школы дает возможность поступления в младшие колледжи. Альтернативными путями получения профессионально-технической подготовки (на базе 9 лет школы) может быть обучение (с получением полного среднего образования) в средних профессионально-технических школах, где обеспечен более широкий выбор профессий и специализаций, и в межокружных профессионально-технических школах (для учащихся, не имеющих возможности пользоваться учебными мастерскими).
Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.
К категории высших в США причисляют, как правило, послесредние учебные заведения с двумя ступенями подготовки: академическим колледжем и профессиональной (или исследовательской) школой. Требования к выпускнику по массовым профессиям определяются самим вузом. Государство контролирует качество подготовки отдельных категорий специалистов лицензированием их самостоятельной профессиональной деятельности.
Среди почти 5 тыс. послесредних учебных заведений к высшим относятся около 1,5 тыс., в том числе около 600 вузов искусств и т.п. Среди наиболее престижных вузов – известные в мире частные университеты Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Принстонский и близкие к ним по организации Калифорнийский и Массачусетский технологические институты, т. е. крупные научные центры (около 20), готовящие исследователей широкого профиля.
Следующую группу составляют многоотраслевые и технические университеты (Колорадский и Аризонский университеты, Техасский университет сельско-хозяйственных и технических наук; всего свыше 40), считающиеся национальными центрами подготовки специалистов, но с меньшим, чем у первой, объемом научно-исследовательских работ. Две первые группы готовят основную часть докторов наук – преподавателей вузов.
Третья группа университетских систем – свыше 30 университетов и их объединений – отличается значительным числом студентов, приехавших из других штатов. Эти группы вузов определяют качественный уровень высшей школы США. Вузы первой сотни осваивают 1/10 суммарных ассигнований на НИОКР и 1/2 всех расходов в США на фундаментальные исследования. Вузы, выпускающие докторов наук, осваивают 98% средств на НИОКР. Деятельность других вузов в значительной степени связана с узкоспециальными или региональными проблемами [2]
Качественная реализация принципов совершенствования высшего образования, адаптация их к постоянно изменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру.
1. 2. Образовательная система Великобритании.
В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании. Они сформулированы в виде следующих целей:
Информация о работе Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран