Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5
1.1. Образовательная система США......................................................... 9
1.2. Образовательная система Великобритании....................................9
1.3. Образовательная система Германии............................................... 15
1.4. Образовательная система Франции................................................ 22
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ образовательных систем2.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

На старшей ступени гимназии введена курсовая система обучения: школьники самостоятельно составляют индивидуальный учебный план, включая в него, наряду с обязательными предметами, дисциплины по выбору. Курсовое обучение сопровождается индивидуальной профориентационной работой. В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер[9]

В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают «общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.

По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3-х лет по 6 – 8 часов в неделю.

Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ  специальностей» – домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. со сроком обучения 1 – 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания. [10]

Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, три четверти учебного времени. В школах занятия ведут педагоги, на предприятиях – инструкторы-мастера. В среднем про­фессиональном образовании наметился отход от узкой спе­циализации к широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.

Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций. Например, в трудовом обучении учеников реальных училищ участвуют до 450 тыс. компаний и предприятий – от гиганта «Мерседес-Бенц» до мелких велосипедных мастерских. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80% учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Несмотря на достоинства профессионального обучения в Германии, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное  снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное  образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах.

Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм  за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).[11]

Система высшего образования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы составляют: классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии), технические университеты (инженерия), общие университеты (специальное профессиональное образование и научные исследования), педагогические институты, медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи, колледжи спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств.

Университетское образование  нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала. Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» – система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в ФРГ также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14– 20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой [2, 85].

Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее – сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.

Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года выходит 150 – 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.

В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют.

В Германии существует одна ученая степень – доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении[12]

Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования  В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте».

Современная немецкая школа представляет собой уникальное педагогическое пространство, в рамках которого происходит не столько территориальное воссоединение, сколько духовное, мировоззренческое развитие немецкой нации. При этом одной из приоритетных задач в настоящее время является вхождение в «единую европейскую школу» при обязательном сохранении лучших национальных традиций. В связи с этим в Германии осуществляется пересмотр целей и задач среднего образования, модернизация его содержания в предвосхищении требований будущего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 4. Образовательная система Франции

Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Самая главное ее достоинство – преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев (если не считать чисто символической платы в размере $150 в год, взимаемой государственными университетами). В частных учебных заведениях обучение, конечно же, платное. Еще одна важная особенность – это практически одинаково высокое качество обучения как в столице, так и в провинции. Как следствие – отсутствие официального рейтинга вузов и существенного расслоения их по степени престижности. По последним данным, число школьников и студентов во Франции превысило 15 млн. человек и составило четверть населения страны. В стране около 7 тыс. коллежей, 2600 лицеев.

Развитие системы образования во Франции является главным приоритетом. На нужды образования ежегодно расходуется около 21% государственного бюджета – это больше, чем на оборону и армию. Кроме того, система образования – крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины всех государственных служащих.

Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов[13]

Среднее образование состоит из двух циклов: четырех­летний коллеж и двух-трехлетний лицей. Неполная средняя школа – единый общеобразовательный коллеж – строится на базе начальной школы и охватывает практически всех учащихся соответствующего возраста. Полное среднее образование представлено тремя типами школ: общеобразовательный лицей, технологический лицей, профессиональный лицей. Длительность полного среднего образования составляет 12 лет. Колледжей в их традиционном понимании – как средних профессиональных учебных заведений – во Франции не существует. Поэтому французский коллеж как вторая ступень средней школы – это не аналог колледжа в других странах[14]

Французские лицеи бывают двух типов: общего и профессионального образования. В лицеях профессионального обучения (аналоги наших профессионально-технических училищ) школьники за 2-3 года получают какую-либо рабочую специальность. В лицеях общего образования, которые открывают путь в высшие учебные заведения Франции, срок обучения – три года. В соответствии с избранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднем образовании (ВАС) имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES). Второе направление подразумевает и более узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL) и медико-социальные науки (SMS)[15]

Профессиональное образование осуществляется двумя путями: в системе ученичества и профессиональном лицее. В профессиональном лицее обучение квалифицированного рабочего сочетается с общеобразовательной подготовкой. За­вершается профессиональное обучение стажировкой на предприятии, программу и место которой обычно согласовывают с родителями. Систему ученичества составляют классы пред­профессиональной подготовки для подростков 15–16 лет и двух-трехлетние центры профессионального обучения, уча­щиеся которых овладевают специальностью непосредственно на предприятии. Часть затрат на стажировки и обучение на предприятиях оплачивают промышленники.

Во Франции не существует строгой границы между средним специальным и высшим образованием: первое служит ступенькой для второго.

Система высшего образования Франции переживает сегодня подъем: если в 1980 году число студентов составляло около 1,2 млн., в 1997 – 1,6 млн., то к 2001 году оно перевалило за 2 млн. и продолжает расти. Нет такой специальности, которую нельзя было бы получить в одном из учебных заведений Франции. Каждый десятый студент, получающий высшее образование на французской земле, – иностранец.

Высшее образование во Франции разделено на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом, при этом продолжать образование он может в совершенно другом вузе.

Первый цикл представляет собой начальный этап высшего образования, на котором осуществляется общенаучная подготовка. Он рассчитан на два года обучения и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Второй цикл высшего образования предназначен для подготовки студентов к активной профессиональной деятельности.

Наконец, третий цикл предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается обязательной научно-исследовательской работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на последний цикл обучения. Обучение в течение года завершается получением диплома о специальном высшем образовании (DESS) в случае выбора программы специализации или диплома углубленного образования (DEA), если программа носила исследовательский характер.

Таким образом, для прохождения всех трех циклов высшего образования требуется в общей сложности пять лет обучения.

Высшей научной степенью во Франции является степень доктора. В докторантуру с длительностью обучения от 2 до 4 лет принимаются, как правило, выпускники вузов, имеющие диплом углубленного образования. В процессе обучения докторанты обязаны сдать теоретические экзамены по специальности, провести научные исследования по выбранной теме, представить и защитить диссертацию[16]

Французская система образования остается строго централизованной. Министерство национального образования осуществляет управление всеми учебными заведениями страны. Франция поделена на учебные округа (академии). Во главе академии стоит ректор, который является полномочным представителем министра образования и контролирует от его имени деятельность всех школ вверенного ему учебного округа.

Основными источниками финансирования учебных заведений являются государственный и местный бюджеты, взносы предприятий и частных лиц [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Информация о работе Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран