Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5
1.1. Образовательная система США......................................................... 9
1.2. Образовательная система Великобритании....................................9
1.3. Образовательная система Германии............................................... 15
1.4. Образовательная система Франции................................................ 22
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ образовательных систем2.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

 

2. 1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран

Во второй половине ХХ века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.

По завершении начального и неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа c упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебные заведения[18]

Наряду c государственными существуют частные учебные заведения. Они, как правило, платные. Часть из них являются привилегированными (английские "паблик скулз", американ­ские независимые школы и т.п.).

Число учащихся в частных средних школах в первой по­ловине 90-х годов составляло от общего количества школьников: в США – 11%, Великобритании – 6%, Германии – 10%, Франции – 15%. Чис­ленность частных школ в большинстве крупных стран ста­бильна на протяжении века.

Государственная политика в отношении частных школ в различных странах базируется на разных принципах. B США власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается, прежде всего, в предпочтениях при финансировании. В Англии и Франции при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами.

Проблема сосуществования частных и общественных учебных заведений тесно связана c вопросами светскости обучения, отделения школы от церкви. B большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция). B этих странах обучение религии – частное дело граждан. Иное – в Англии и Германии, где религия включена в стандартные программы общего образования.

В отношениях церкви и государства в школьном вопросе наметились отказ от конфронтации и переход к лояльному сотрудничеству.

Примером примирения государства и церкви в школьном вопросе является ситуация во Франции. Здесь не раз про­исходили социальные конфликты, в основе которых лежал антагонизм светской общественной школы и частных учебных заведений, находившихся под контролем католической церкви. Постепенно, однако, происходило сближение светского государства и церкви в вопросах образования. С 50-х годов финансирование частных школ по общегосударственному и муниципальному бюджету становится официальной поли­тикой[19]

Важные позитивные сдвиги происходят в системах профессионально-технического образования, которые превраща­ются из второстепенного в существенный компонент образо­вания. О таком процессе  свидетельствует, например, дея­тельность Особой комиссии Европейского экономического сообщества. Комиссия намечает единую политику по унификации программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов для учащихся профессионально-техниче­ских заведений. Во исполнение такой политики с 1986 года в Западной Европе установлены стандартные квалификационные требования при обучении ряду специальностей.

Новые процессы в системе профессионально-технического образования вызваны рядом факторов. Переосмысливаются ценностные ориентации, так как повышение квалификации рас­сматривается как непременный компонент эволюции эко­номики. Обогащается спектр интересов, лежащих вне соб­ственной профессии. Расширяются профессиональные инте­ресы женщин. Свою роль играют и технико-экономические факторы: динамичность технологической революции, умень­шение численности работников, занятых на производстве, и увеличение количества занятых в сфере обслуживания; интер­национализация экономической жизни. Эти процессы имеют далеко идущие последствия. Возникают новые ориентиры и цели, порожденные необходимостью давать дополнительную к профессии квалификацию, которая предоставляет широкие возможности для приложения сил. Это означает, что при подготовке рабочих отходят от узкоспециализированного обу­чения, максимально приближаясь к структурированию ква­лификации, которая охватывает ряд сфер применения.

В ряде стран (Германия, Франция) складывается так на­зываемая дуальная система профессионального образования, стержнем которой является организация обучения параллельно в учебном заведении и мастерских различных предприятий [20]

Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Идут поиски преодоления бюрократизации управленческих структyр. Централизованные структуры за­частую оказываются неэффективными.

В этих условиях обозначились стремления создать ком­промисс между жесткой централизацией и широкой автоно­мией. На протяжении 80–90-х годов в США приняты государственные акты, позволяющие усилить роль централь­ных органов просвещения. Во Франции, напротив, все больше полномочий получают департаментские власти и администрация учебных заведений.

Почти во всех ведущих странах мира школа – при­оритетный объект финансирования. В начале 90-х годов удельный вес затрат на образование в общей сумме расходов составлял: США, Англия, Япония – около 14%, Германия, Франция – около 10%. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета.

Поддержание школьного образования на до­статочно высоком уровне – важная предпосылка динамичного развития общества. Вы­сокоразвитые индустриальные государства добились впечатляющих экономических достижений во многом, благодаря притоку из систе­мы образования квалифицированных и обученных кадров. К началу 90-х годов в государствах ЕЭС, например, среди граждан c правом голосования около 95% имели 9-летнее школьное образование [21]

Заметим, что не существует неизменного сочетания критериев и показателей эффективности образования. Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и формировании в стенах учебных заведений дееспособного, инициативного, следу­ющего идеалам гуманизма поколения.

B развитых странах неуклонно поднимает­ся среднестатистический (медианный) уровень образования населения. Так, в США среди взрослого населения (от 25 лет) чис­ло людей, занятых в производстве и имеющих образование на уров­не старшей средней школы, c 1970 г. по 1984 г. выросло c 52 до 82,3%.

Успехи школьного образования в современном мире отнюдь не безоговорочны. Подъем потолка медианного уровня образования сопровождается снижением ка­чества подготовки учащихся общеобразовательной школы. Уве­личивается разрыв между потребностью в высокой подготовке в различных сферах общественной жизни, где необходимы отшли­фованные знания, умения, навыки, и недостаточной образо­ванностью и обученностью многих молодых людей, приходящих в эти сферы.

Педагоги сходятся на том, что уровень образования, изъяны в подготовке учащихся становятся все нетерпимее. В связи с этим растет тревога, порожденная неспособностью школы обучать всех качественно и основательно. В докладе специальной комиссии по образованию при президенте США (1983) «Нация в опасности» было сказано: «качество образования снизилось до критического уровня». Документы аналогичного содер­жания появились и в других крупнейших странах мира.

Подъем планки минимального образования сопровождается раз­витием нового явления – функциональной неграмотности. Форму­лировку такого явления дает французский ученый Ж.-П. Велис в книге «Письмо о функциональной неграмотности»: «Функциональ­ная неграмотность заключает в себе ряд степеней. Из двух человек один всегда отличается большей неграмотностью, чем дру­гой. Но следует установить некий общий порог функциональной неграмотности, которая в целом в индустриально развитых стра­нах определяется следующим образом: функционально неграмот­ным считается человек, который прошел курс обязательного школьного образования, но не владеет навыками чтения, пись­ма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни».

На результативность обучения отрицательно повлиял количественный рост системы полного общего образования. На это обстоятельство указывается, например, в упомянутом документе американского правительства «Нация в опасности». Как считают авторы документа, старшую среднюю школу захлестнула волна по­средственности. Из-за превращения этой ступени в массовый тип образования знания учащихся девальвируются: обычный балл вы­пускников старшей средней школы спустился до минимально удов­летворительной отметки[22]

В педагогических кругах считают, что для повышения уровня образования, прежде всего, необходимо модернизировать содержа­ние, формы и методы школьного образования.

В ведущих странах мира предпринимаются активные попытки для повышения результативности образования. На Западе во главе движения за улучшение качества образования стоят США. В этой стране на основе общих стремлений улучшить результативность школы объединяются центральные и местные власти, учителя и общественность. Для стимулирования соответствующей деятель­ности отдельных учебных заведений применяется определенная процедура аккредитации. В случае успешной аккредитации, ког­да подтверждается состоятельность учебного заведения, обеспечи­вающего качественное образование, школа получает дополнитель­ные кредиты.

В 1991 г. правительство США приняло документ «Америка – 2000: стратегия в образовании». В нем во имя более качественного образования предусмотрено выполнить 4 основные задачи: ра­дикально совершенствовать существующие школы; создать «новое поколение» учебных заведений (1 тыс. к 2000 г.); приучить каждого взрослого американца к самообразованию в течение всей жизни; мобилизовать усилия социальной среды (общины и семьи). Запланировано к началу нового тысячелетия достичь следующих резуль­татов: 90% подростков будут заканчивать старшую среднюю школу; все учащиеся получат возможность овладеть базовой подготовкой в английском языке, математике, естественных науках, географии; американские школьники окажутся первыми в мире по успеваемо­сти в математике и естественных науках; каждый взрослый житель станет функционально грамотным.

Заметную роль в практической реализации поставленных задач играет общество «Фи Дельта Каппа», объединяющее свыше 135 тыс. профессиональных педагогов. Специалисты общества выявляют не­гативные факторы в обучении и находят способы их преодоления. Так, ими определены свыше 40 причин неуспеваемости учащихся. Среди собственно педагогических причин это, прежде всего, угроза искчючения из школы, напряженные отношения с учителем, взгляд на ученика как на потенциального неуспевающего и т.д.

Не меньше заботятся о повышении качества образования и в других странах. Так, Национальная комиссия по образованию Ве­ликобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым на­званием «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образова­ние сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: сокращение объема обязательного образования, совершенство­вание системы повышения квалификации преподавателей, сосре­доточение управления образованием и подготовки кадров препода­вателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образова­ние, расширение участия общественности в деятельности школы [23]

В заключение можно выделить несколько основ­ных закономерностей общего средне­го образования развитых стран:

• длительность обучения в полной средней школе, за редким исключением, составляет 12 лет;

• полная средняя школа преиму­щественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

• обязательным является обучение только в средней школе, после оконча­ния которой ученик выбирает дальней­ший путь получения образования: ака­демический – с целью поступления в вуз или профессиональный – для полу­чения среднего специального образо­вания;

• в старшей школе (это, как прави­ло, 10–12 классы) обучение профильное – с количеством направлений специализации от двух до четырех;

• количество обязательных учеб­ных дисциплин в старшей школе значи­тельно уменьшается, как правило, до 5­8, на изучении которых и делается ак­цент в течение последующего периода обучения;

• в некоторых странах, например в Великобритании и Франции, аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;

•              в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттеста­тов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента[24]

 

 

 

2. 2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран

В ведущих странах мира за последнюю чет­верть столетия резко расширились сети выс­шего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль выс­шей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеа­лах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демокра­тическим. Меняется со­держание программ университетского и неуниверситетского выс­шего образования.

Ключевой проблемой политики ве­дущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы рефор­мируется ме­ханизм государственного контроля за деятельностью высшей шко­лы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образова­нию. Размеры государствен­ных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная сис­тема действует в США. В отдельных штатах подоб­ную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования.

Усилившееся соревнование госу­дарств в сфере высшего образования – это, по сути, соревнование экономичес­кое, так как образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным аме­риканских ученых, исследующих про­блемы экономики образования, на долю последнего приходится 15–20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершен­ствование научных знаний и их приме­нение – процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех стра­нах Запада сконцентрирована подавля­ющая часть фундаментальных исследо­ваний[25].

Информация о работе Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран