Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Теоретическую основу принципа преемственности в системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ......................................................................... 5
1.1. Образовательная система США......................................................... 9
1.2. Образовательная система Великобритании....................................9
1.3. Образовательная система Германии............................................... 15
1.4. Образовательная система Франции................................................ 22
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ........................................................ 26
2.1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран........................................................................... 26
2.2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран........................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 38
2. 1. Сравнительный анализ системы среднего образования современных западных стран
Во второй половине ХХ века в ведущих странах мира прошли реформы системы общего образования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.
По завершении начального и неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа c упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебные заведения[18]
Наряду c государственными существуют частные учебные заведения. Они, как правило, платные. Часть из них являются привилегированными (английские "паблик скулз", американские независимые школы и т.п.).
Число учащихся в частных средних школах в первой половине 90-х годов составляло от общего количества школьников: в США – 11%, Великобритании – 6%, Германии – 10%, Франции – 15%. Численность частных школ в большинстве крупных стран стабильна на протяжении века.
Государственная политика в отношении частных школ в различных странах базируется на разных принципах. B США власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что выражается, прежде всего, в предпочтениях при финансировании. В Англии и Франции при субсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами.
Проблема сосуществования частных и общественных учебных заведений тесно связана c вопросами светскости обучения, отделения школы от церкви. B большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция). B этих странах обучение религии – частное дело граждан. Иное – в Англии и Германии, где религия включена в стандартные программы общего образования.
В отношениях церкви и государства в школьном вопросе наметились отказ от конфронтации и переход к лояльному сотрудничеству.
Примером примирения государства и церкви в школьном вопросе является ситуация во Франции. Здесь не раз происходили социальные конфликты, в основе которых лежал антагонизм светской общественной школы и частных учебных заведений, находившихся под контролем католической церкви. Постепенно, однако, происходило сближение светского государства и церкви в вопросах образования. С 50-х годов финансирование частных школ по общегосударственному и муниципальному бюджету становится официальной политикой[19]
Важные позитивные сдвиги происходят в системах профессионально-технического образования, которые превращаются из второстепенного в существенный компонент образования. О таком процессе свидетельствует, например, деятельность Особой комиссии Европейского экономического сообщества. Комиссия намечает единую политику по унификации программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов для учащихся профессионально-технических заведений. Во исполнение такой политики с 1986 года в Западной Европе установлены стандартные квалификационные требования при обучении ряду специальностей.
Новые процессы в системе профессионально-технического образования вызваны рядом факторов. Переосмысливаются ценностные ориентации, так как повышение квалификации рассматривается как непременный компонент эволюции экономики. Обогащается спектр интересов, лежащих вне собственной профессии. Расширяются профессиональные интересы женщин. Свою роль играют и технико-экономические факторы: динамичность технологической революции, уменьшение численности работников, занятых на производстве, и увеличение количества занятых в сфере обслуживания; интернационализация экономической жизни. Эти процессы имеют далеко идущие последствия. Возникают новые ориентиры и цели, порожденные необходимостью давать дополнительную к профессии квалификацию, которая предоставляет широкие возможности для приложения сил. Это означает, что при подготовке рабочих отходят от узкоспециализированного обучения, максимально приближаясь к структурированию квалификации, которая охватывает ряд сфер применения.
В ряде стран (Германия, Франция) складывается так называемая дуальная система профессионального образования, стержнем которой является организация обучения параллельно в учебном заведении и мастерских различных предприятий [20]
Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Идут поиски преодоления бюрократизации управленческих структyр. Централизованные структуры зачастую оказываются неэффективными.
В этих условиях обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией. На протяжении 80–90-х годов в США приняты государственные акты, позволяющие усилить роль центральных органов просвещения. Во Франции, напротив, все больше полномочий получают департаментские власти и администрация учебных заведений.
Почти во всех ведущих странах мира школа – приоритетный объект финансирования. В начале 90-х годов удельный вес затрат на образование в общей сумме расходов составлял: США, Англия, Япония – около 14%, Германия, Франция – около 10%. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах росли быстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основных статей бюджета.
Поддержание школьного образования на достаточно высоком уровне – важная предпосылка динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства добились впечатляющих экономических достижений во многом, благодаря притоку из системы образования квалифицированных и обученных кадров. К началу 90-х годов в государствах ЕЭС, например, среди граждан c правом голосования около 95% имели 9-летнее школьное образование [21]
Заметим, что не существует неизменного сочетания критериев и показателей эффективности образования. Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и формировании в стенах учебных заведений дееспособного, инициативного, следующего идеалам гуманизма поколения.
B развитых странах неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования населения. Так, в США среди взрослого населения (от 25 лет) число людей, занятых в производстве и имеющих образование на уровне старшей средней школы, c 1970 г. по 1984 г. выросло c 52 до 82,3%.
Успехи школьного образования в современном мире отнюдь не безоговорочны. Подъем потолка медианного уровня образования сопровождается снижением качества подготовки учащихся общеобразовательной школы. Увеличивается разрыв между потребностью в высокой подготовке в различных сферах общественной жизни, где необходимы отшлифованные знания, умения, навыки, и недостаточной образованностью и обученностью многих молодых людей, приходящих в эти сферы.
Педагоги сходятся на том, что уровень образования, изъяны в подготовке учащихся становятся все нетерпимее. В связи с этим растет тревога, порожденная неспособностью школы обучать всех качественно и основательно. В докладе специальной комиссии по образованию при президенте США (1983) «Нация в опасности» было сказано: «качество образования снизилось до критического уровня». Документы аналогичного содержания появились и в других крупнейших странах мира.
Подъем планки минимального образования сопровождается развитием нового явления – функциональной неграмотности. Формулировку такого явления дает французский ученый Ж.-П. Велис в книге «Письмо о функциональной неграмотности»: «Функциональная неграмотность заключает в себе ряд степеней. Из двух человек один всегда отличается большей неграмотностью, чем другой. Но следует установить некий общий порог функциональной неграмотности, которая в целом в индустриально развитых странах определяется следующим образом: функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного образования, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни».
На результативность обучения отрицательно повлиял количественный рост системы полного общего образования. На это обстоятельство указывается, например, в упомянутом документе американского правительства «Нация в опасности». Как считают авторы документа, старшую среднюю школу захлестнула волна посредственности. Из-за превращения этой ступени в массовый тип образования знания учащихся девальвируются: обычный балл выпускников старшей средней школы спустился до минимально удовлетворительной отметки[22]
В педагогических кругах считают, что для повышения уровня образования, прежде всего, необходимо модернизировать содержание, формы и методы школьного образования.
В ведущих странах мира предпринимаются активные попытки для повышения результативности образования. На Западе во главе движения за улучшение качества образования стоят США. В этой стране на основе общих стремлений улучшить результативность школы объединяются центральные и местные власти, учителя и общественность. Для стимулирования соответствующей деятельности отдельных учебных заведений применяется определенная процедура аккредитации. В случае успешной аккредитации, когда подтверждается состоятельность учебного заведения, обеспечивающего качественное образование, школа получает дополнительные кредиты.
В 1991 г. правительство США приняло документ «Америка – 2000: стратегия в образовании». В нем во имя более качественного образования предусмотрено выполнить 4 основные задачи: радикально совершенствовать существующие школы; создать «новое поколение» учебных заведений (1 тыс. к 2000 г.); приучить каждого взрослого американца к самообразованию в течение всей жизни; мобилизовать усилия социальной среды (общины и семьи). Запланировано к началу нового тысячелетия достичь следующих результатов: 90% подростков будут заканчивать старшую среднюю школу; все учащиеся получат возможность овладеть базовой подготовкой в английском языке, математике, естественных науках, географии; американские школьники окажутся первыми в мире по успеваемости в математике и естественных науках; каждый взрослый житель станет функционально грамотным.
Заметную роль в практической реализации поставленных задач играет общество «Фи Дельта Каппа», объединяющее свыше 135 тыс. профессиональных педагогов. Специалисты общества выявляют негативные факторы в обучении и находят способы их преодоления. Так, ими определены свыше 40 причин неуспеваемости учащихся. Среди собственно педагогических причин это, прежде всего, угроза искчючения из школы, напряженные отношения с учителем, взгляд на ученика как на потенциального неуспевающего и т.д.
Не меньше заботятся о повышении качества образования и в других странах. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности школы [23]
В заключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования развитых стран:
• длительность обучения в полной средней школе, за редким исключением, составляет 12 лет;
• полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;
• обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический – с целью поступления в вуз или профессиональный – для получения среднего специального образования;
• в старшей школе (это, как правило, 10–12 классы) обучение профильное – с количеством направлений специализации от двух до четырех;
• количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;
• в некоторых странах, например в Великобритании и Франции, аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;
• в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента[24]
2. 2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран
В ведущих странах мира за последнюю четверть столетия резко расширились сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.
Ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования.
Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования – это, по сути, соревнование экономическое, так как образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15–20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение – процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований[25].
Информация о работе Сравнительный анализ учебных систем современных западных стран