Рынок рыбы и морепродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Рыба и морепродукты являются неотъемлемой частью полноценного и сбалансированного питания человека. Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока — крупнейший в России. В связи с этим вопрос формирования собственного регионального рынка рыбопродукции очень интересен и актуален. Среди природных богатств России, играющих важные экономическую и социальную роли, особое место занимают водные биологические ресурсы и, в первую очередь, рыбные.
Рыба и морепродукты являются важнейшими компонентами пищи человека. Они имеют огромное значение как источники белков, жиров, минеральных веществ, содержат такие физиологически важные элементы, как магний, калий, кальций, железо, фосфор и комплекс необходимых для организма человека витаминов группы В, A, D, Е. Рыбные продукты используют и в качестве лечебных, лечебно-профилактических и диетических продуктов, а рыбий жир — для профилактики лечения ишемической болезни сердца, атеросклероза, для снижения уровня содержания холестерина в крови, поддержания эластичности кровеносных сосудов. Биологическая ценность белков рыбы не ниже белков мяса теплокровных животных, но по сравнению с ними белки рыбы легче усваиваются организмом.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Общая характеристика рынка 4
1.1 Текущая ситуация на рынке 4
1.2 Размер российского рынка 8
1.3 Классификация по технологии обработки рыбы и морепродуктов 10
1.4 Факторы определяющие спрос и предложение 14
Глава 2 Особенности рынка рыбы 15
2.1 Производственные показатели в рыбной отрасли 15
2.2 Ведущие производители 15
2.3 Ценовой аспект 17
Глава 3 Структура внешнеторгового оборота 19
3.1 Импорт рыбной продукции 20
3.2 Экспорт рыбной продукции 21
Глава 4 Перспективы развития российского рынка рыбы 23
4.1 Общие тенденции на рынке 23
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Реферат рыба и морепродукты. Кривень.docx

— 529.52 Кб (Скачать)

Таблица 8 Экспорт и импорт Российской Федерации рыбы и морепродуктов*

 

2000 г.

2005 г.

2007 г.

2009 г.

2011 г.

Экспорт

Импорт

Эксп.

Имп.

Эксп.

Имп.

Эксп.

Имп.

Эксп.

Имп.

Рыба и ракообразные, моллюски и другие беспозвоночные, млн.$

1483

134

1835

958

2216

1739

2200

1698

3116

2327

из них:

                   

рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе, тыс.т

73,8

6,5

21,7

50,1

2,6

64,4

1,7

89,9

8,0

128

рыба мороженая, за исключением рыбного филе, тыс.т

818

310

1184

658

1164

637

1237

527

1583

455

филе рыбное, мясо рыбы свежие, охлажденные или мороженые, тыс.т

139

10,9

59,4

78,9

56,0

169

54,5

178

83,3

126

рыба сушеная, соленая или в рассоле, тыс.т

45,8

9,2

8,2

20,9

9,7

24,4

10,7

11,0

5,7

13,1

ракообразные живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые,в рассоле, тыс.т

46,9

7,8

25,7

45,6

31,2

68,3

29,8

52,6

37,4

58,3

моллюски, пр. водные беспозвоночные, тыс.т

21,1

0,8

12,1

10,8

16,5

17,6

15,4

14,8

15,1

27,3

Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков и пр. водных беспозвоночных, млн. $

90,2

110

153

303

205

426

170

457

206

720

из них:

                   

готовая или консервированная рыба, икра осетровых и заменители икры, тыс.т

15,8

123

46,0

97,3

44,3

90,6

27,6

73,0

29,5

101

готовые или консервированные ракообразные, моллюски и пр. водные беспозвоночные, тыс.т

3,1

0,9

3,8

10,9

2,8

10,5

0,6

8,8

1,3

12,2


 

* По данным ФТС России с учетом данных о взаимной торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан; экспорта рыбы, рыбопродуктов, морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля.

В целом можно сказать о том что, доли экспорта и импорта за последний десяток лет возросли, а по некоторым категориям даже в 5-7 раз.

3.1 Импорт рыбной продукции

Импорт рыбной продукции (товарная группа кодов ТН ВЭД 0301-0305) в Россию в 2009году. По данным ФТС РФ наибольший объем рыбной продукции поставляется из Норвегии. Ее доля в натуральном выражении составляет 48% от всего импорта. Вторую позицию занимает Вьетнам – 7%, затем следует Китай– 6% (см. диаграммы 5 и 6).

Диаграмма 5 География стран поставщиков рыбной продукции в Россию в натуральном выражении в 2009 году (TOP 10), %

 

Диаграмма 6 География стран поставщиков рыбной продукции в Россию в стоимостном выражении в 2009 году (TOP 10), %

 

Из диаграммы видно, что основными поставщиками рыбной продукции на Российский рынок в стоимостном выражении являются также Норвегия, Вьетнам и Китай.

3.2 Экспорт рыбной продукции

Экспорт рыбной продукции (товарная группа кодов ТН ВЭД 0301-0305) из России в 2009 году. На две страны – Китай и Р.Корея – приходится 91% от всех экспортных поставок в натуральном выражении и 85% - в стоимостном, (см. диаграммы 7 и 8).

Диаграмма 7 География стран получателей рыбной продукции из России в натуральном выражении в 2009 году

 

Диаграмма 8 География стран получателей рыбной продукции из России в стоимостном выражении в 2009 (11) году

 

Из диаграмм видно, что доля поставок в Японию в натуральном выражении ниже, чем в стоимостном. Данный факт свидетельствует, что страна восходящего солнца покупает рыбную продукцию, относящуюся к высокому ценовому сегменту. 

В структуре импортных поставок рыбной продукции в Россию преобладают 4 страны - поставщика: Китай, Норвегия, Вьетнам Исландия, в основном закупаются филе минтая, сельди и пангасиуса. По своему видовому происхождению и степени переработки российский импорт и экспорт рыбной продукции существенно отличаются друг от друга. Импорт дополняет недостаточное производство семги, креветок, форели, сельди, скумбрии, но недостаточно восполняет внутреннее производство рыбного филе и охлажденной рыбной продукции.

Часть водных биоресурсов экспортируется за рубеж. По данным таможенного учета традиционно в экспорте преобладает продукция с невысокой степенью обработки – мороженая рыба, свежая рыба и моллюски, ракообразные, в натуральном выражении их доля превышает 94%.

 

 

Глава 4 Перспективы развития российского рынка рыбы

4.1 Общие тенденции на рынке

На данный момент в рыбной отрасли используются морально устаревшие суда, которые в рыночных условиях ограничивают возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны России. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне России и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.

Одним из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий его функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах связан с дополнительными издержками, поэтому, стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне РФ, что сопровождается переориентацией на объекты промысла. В связи с этим резко возросла добыча ценных пород рыб и образовался значительный объем невостребованных рыб, промысел которых при сложившихся условиях становится низкорентабельным.

В этих условиях сформировалась диспропорция между производительностью отдельных судов, участвующих в промысле, и выделенными им квотами на вылов. Неполная загрузка мощностей судов делает неэффективной эксплуатацию даже наиболее современных судов, стимулирует незаконный промысел, что отрицательно сказывается на обновлении флота и береговых производственных мощностей, производительности труда, качестве производимой продукции, уровне издержек производства и, следовательно, конкурентоспособности рыбопродукции.

Конечно же, в связи с кризисом остро станут проблемы с обеспечением финансирования, выдачей долгосрочных кредитов на строительство и модернизацию флота. Уже сейчас рыбный бизнес пересматривает стратегические планы, сокращает и приостанавливает инвестиционные планы и проводит оптимизацию и реструктуризацию бизнеса.

В 2008 году были внесены изменения в Концепцию развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года и была принята Федеральная целевая программа на период 2009—2013 годы, где было заложено около 62 млрд руб., включая на строительство флота для государственных нужд 15,2 млрд руб., строительство и модернизацию рыбопромысловых судов 11,3 млрд руб.

В рамках плана мероприятий по реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года определены задачи по следующим направлениям:

- нормативно-правовой деятельности;

- в области совершенствования  государственного управления в  области рыбного хозяйства;

- повышению эффективности использования, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов, конкурентоспособности рыбной продукции;

- научного и кадрового  обеспечения развития рыбного  хозяйства;

- международного сотрудничества  в области рыбного хозяйства.

В целом к основным тенденциям на российском рынке рыбы относятся:

  • создание государством условий, а бизнесу возможностей по увеличение объемов поставок рыбы и морепродуктов на внутренний рынок;
  • борьба с браконьерством;
  • модернизация рыболовецкого флота, портов и припортовой инфраструктуры. Отладка механизма принципа «одного окна» при оформлении рыбы в портах;
  • введение системы биржевой торговли. Решение проблем с кадрами, технологиями, программным обеспечением, регламентов и механизмов функционирования рыбной биржи;
  • борьба с коррупционными схемами на всей цепочке бизнес-процессов — от вылова, выгрузки в порту, хранения и транспортировки до прилавка магазина;
  • снижение железнодорожных тарифов на перевозку рыбы;
  • достижение консенсуса государства с сетевым ритейлом, включая регулирование отпускной цены на рыбопродукцию;
  • восстановление инфраструктуры рыбопереработки и системы подготовки кадров;
  • стимулирование научных разработок во всех областях рыбной отрасли и сохранение запасов водных биоресурсов.

 

 

Заключение

На российском рынке рыбы и морепродуктов наблюдается тенденция к развитию и росту потребления. Емкость рынка увеличивается. Рынок морепродуктов в России характеризуется как один из самых динамично растущих среди всех продуктов питания. Объем рынка морепродуктов и морских деликатесов составляет около 3 тысяч тонн в год, при этом он далек от насыщения. Официальный объем импорта морепродуктов составляет около 19 тыс. тонн или 114 млн. долларов США. Объем экспорта морепродуктов около 9 тыс. тонн или 66 млн. долларов США.

Рыба и морепродукты в России на сегодняшний день остаются менее востребованными среди потребителей по сравнению с мясными продуктами. Среднедушевой объем потребления рыбы и рыбных продуктов россиянами в два раза меньше объема потребления мясной продукции, при этом в целом превышает потребление мяса птицы, свинины и говядины.

В настоящее время российский рынок рыбы и морепродуктов переживает не лучшие времена – при общем дефиците рыбной продукции на отечественном рынке мощности большинства российских предприятий загружены не более чем на 50 %. Трудности отечественных производителей рыбной продукции связаны с рядом факторов, среди которых одними из наиболее значимых выступают слабое государственное регулирование отрасли и контрабандный вылов рыбы.

Значительная доля российского рыбного рынка принадлежит иностранным поставщикам, среди которых ведущие позиции занимает Норвегия.

Наметилась тенденция к снижению объемов импорта рыбной продукции в Россию и увеличению объемов производства основных отечественных производителей.

На сегодняшний день крупные оптовые компании делают ставку на развитие сегмента недорогой столовой рыбы – сельди, хека, минтая, путассу, горбуши. Вместе с тем, заметно увеличивается спрос и на рыбу деликатесной группы. Значительна и продолжает увеличиваться доля продаж рыбной продукции в переработанном виде – рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба.

С ростом благосостояния населения во многом связан и рост потребления морепродуктов, в частности, морских деликатесов – осьминогов, кальмаров, мидий, морских гребешков и др. Хотя морские деликатесы достаточно дороги, они, тем не менее, входят в число продуктов, которые для потребителя с высокой покупательской способностью становятся продуктом почти повседневным, употребляемым как минимум 1–2 раза в неделю. А для других категорий покупателей – «праздничным деликатесом», который приобретается хотя бы раз в 3–4 месяца.

Значительное влияние на повышение потребительской лояльности морепродуктам оказывает пропаганда идей здорового образа жизни, особенно среди среднего класса, выражающаяся, в частности, в выборе продуктов питания, насыщенных полезными веществами и в то же время диетическими.

В целом же необходимо отметить, что российский рынок морепродуктов в настоящее время далек от насыщения. Уровень потребления рыбы и морепродуктов в России существенно отстает от европейского.

В целом, российский рынок рыбы обладает определенным потенциалом, поэтому в России существует возможность увеличения объема потребления рыбы на душу населения, а также экспортных поставок за рубеж. Такого увеличения можно достичь, как одним из вариантов, путем проведения грамотной маркетинговой политики, основу которой будут составлять реклама рыбной продукции, а также многообразием и тем самым расширением ассортимента продуктовой линейки во всех сегментах.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что, как и любой рынок, российский рынок рыбы подвержен ряду рисков, основными среди которых являются:

1. Общая политическая  и экономическая ситуация в  стране.

2. Инфляционные процессы.

3. Курс российской валюты  по отношение к другим.

4. Инвестиционная среда.

5. Состояние финансового (банковского) сектора.

6. Доходы корпоративного  сектора и домохозяйств.

7. Цены на сырье.

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Тупикина Е.Н. Формирование рынка рыбы и морепродуктов в Дальневосточном федеральном округе // Региональная экономика, 2009, №23, с.24-28
  2. Куранов Ю.Ф. Национальные интересы России в мировом океане и промысловый флот // Морской сборник, 2008, №5, с.57-61
  3. Васильев А.М. Рыболовство: состояние, направления трансформаций // Региональная экономика, 2009,№20, с.5-11
  4. Нурмухаметов Ю.Д. Чужие здесь не растут // Экономист, 2009,№3, с.27-31
  5. Бондаренко А.М. Проблемы рыбной отрасли в связи с обеспечением продовольственной безопасности России // М.: Литера, 2007
  6. Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года от 2 сентября 2003г. № 1265
  7. http://www.yarmarka.net/news/news. asp? id=39215&type=news
  8. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fishery/
  9. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d3/15-01.htm
  10. http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d4/15-09.htm
  11. http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d3/15-02.htm
  12. http://www.fao.org/countryprofiles/index/ru/?iso3=RUS&subject=6
  13. http://www.credinform.ru/ru-RU/market/watchonepage?pageid=1bc037d8-8878-4728-a53a-9d2e56d878f4
  14. http://www.credinform.ru/ru-RU/market/watchonepage?pageid=f9fce8a5-e251-43d1-9f73-10db0b3a6246#headline20
  15. http://www.finansy.ru/publ/zmt/markets/041rybprom.htm

Информация о работе Рынок рыбы и морепродуктов