Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:28, курсовая работа
Результатом выполнения работы являются: определение мощности и выбор типа двигателя; определение основных размеров и параметров двигателя; расчет и построение скоростной характеристики двигателя; определение и выбор передаточных чисел трансмиссии; расчет и построение тягово-динамических характеристик; анализ тяговых свойств машины; определение нагрузок на оси и колеса машины; определение поперечной и продольной устойчивости машины; определение производительности машины.
Положение рулевого колеса (для удобства управления) можно менять по вертикали до 120 мм. Регулировку выполняют с помощью клинового зажима, расположенного в трубе 19 рулевой колонки. Чтобы изменить положение рулевого колеса, маховичок 15 поворачивают против хода часовой стрелки на 3-5 оборотов, устанавливают рулевое колесо в удобное положение и заворачивают маховичок по ходу часовой стрелки до стопорения рулевого вала 16 клиновыми зажимами гайки 9.
Кроме того, предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед по ходу трактора с целью обеспечения удобного входа и выхода из кабины. Для этого рукоятку 25, расположенную справа под рулевым колесом, перемещают вверх (на себя) до отказа и подают рулевую колонку вперед по ходу трактора до отказа. Затем, сидя на сиденье, подают рулевое колесо на себя до срабатывания автоматического фиксатора.
Г гидроусилитель рулевого управления объединен с рулевым механизмом. Их назначение - передавать и увеличивать усилие от рулевого колеса и привода к сошке и поворотным рычагам рулевой трапеции и тем самым снижать усилие на рулевом колесе.
Рулевой механизм представляет собой двухзаходный червяк и косозубый сектор. Его передаточное число 17,5. Гидросистема усилителя автономна. Она включает в себя насос, распределитель с золотником, цилиндр с поршнем и датчик гидроуправляемой блокировки дифференциала заднего моста, поскольку включение-выключение блокировки дифференциала связано с углом поворота рулевого колеса.
Рулевой механизм состоит из червяка 4 (рис. 8.4) и сектора 7, ступица которого установлена на конических шлицах поворотного вала 21. На конические шлицы нижнего конца поворотного вала посажена сошка 18. Сектор и сошку затягивают и стопорят от осевых перемещений гайками 8 и
19. Сектор имеет два зубчатых венца, один из которых зацепляется с червяком, а другой - с рейкой 9, связанной пальцем со штоком 25 поршня 26 гидроусилителя. Запрессованный в шток палец установлен в отверстия проушин рейки с небольшим зазором, что позволяет рейке перемещаться.
Рисунок 8.4 - Схема рулевого управления
Поворотный вал 21 установлен на трех опорах: двух втулках в корпусе и одной в крышке 11.
Червяк 4 размещен на двух шариковых подшипниках в эксцентриковой регулировочной втулке 6. Он может перемещаться в осевом направлении относительно втулки благодаря подвижной посадке в ней наружных колец подшипников. На конце червяка закреплен золотник 31 распределителя. Корпус распределителя закреплен в корпусе гидроусилителя болтами. С двух сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28, которые затягивают сферической гайкой 30. Червяк 4 и золотник 31 перемещаются в осевом направлении как одно целое. При этом благодаря наличию радиальных и упорных подшипников червяк может свободно вращаться вокруг своей оси.
При затяжке гайки 3 червяка внутренние кольца упорных подшипников сжимают пружины 6 трех пар ползунов 5, равномерно расположенных по окружности вокруг золотника 4. Кроме того, каждая пара ползунов с одной стороны упирается в корпус гидроусилителя, с другой - в крышку 2 распределителя.
Для перемещения золотника осевое усилие на червяке должно обеспечивать сжатие всех трех пружин 6 ползунов, что имеет место, когда сопротивление повороту колес увеличивается и в работу включается гидроусилитель. Если сопротивление повороту колес небольшое, то усилие на червяке невелико и пружины ползунов удерживают золотник в среднем (нейтральном) положении и поворот колес обеспечивается только рулевым механизмом без включения в работу гидроусилителя. В этом случае вращение от рулевого колеса передается на сошку 18 червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21, а поток масла от насоса проходит через
распределитель на слив в корпус 22 гидроусилителя, внутренняя полость которого служит баком гидросистемы рулевого управления.
При увеличении сопротивления повороту колес осевое усилие на червяке превышает усилие предварительного сжатия пружин ползунов, центрирующих золотник распределителя. Внутренние кольца упорных подшипников перемещают золотник в осевом направлении, и поток масла направляется в одну из полостей цилиндра, передвигая поршень со штоком и рейкой, которая и поворачивает зубчатый сектор 7 и поворотный вал 21. Когда воздействие на рулевое колесо прекращается, золотник возвращается пружинами в нейтральное положение и поворот колес прекращается.
В корпусе гидроусилителя установлен фильтр 13. Сливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 20. Часть масла, поступающего на слив в корпус гидроусилителя, отводится через подводящий маслопровод» верхнюю крышку 2 для смазывания верхней опоры поворотного вала 21.
В клапанной крышке 2 распределителя
находится предохранительный
В обычных условиях работы давление масла в гидросистеме рулевого управления находится в пределах 2-4 МПа. При больших вертикальных нагрузках на передние колеса, например при агрегатировании трактора с машинами фронтальной навески, давление в системе может повышаться до величины срабатывания предохранительного клапана. Тогда масло, минуя цилиндр, поступает в сливную магистраль.
Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) предназначен для включения/выключения блокировки дифференциала заднего моста в зависимости от угла поворота рулевого колеса, а также принудительного включения/выключения независимо от поворота направляющих колес.
Датчик установлен в упоре 23 рейки. В гидросистему АБД входят золотник 16, кран 15, маховичок 17, щуп 20, с помощью которого определяют среднее положение рейки и соответственно устанавливают среднее положение передних колес и редукционный нерегулируемый клапан 1, который должен обеспечивать давление масла в пределах 0,7-1,0 МПа при температуре 40-70°С.
АБД управляют с помощью рукоятки, расположенной в кабине и соединенной тросом с краном 15 датчика. Рукоятка и кран могут находиться в трех положениях.
С помощью щупа 20 при техническом обслуживании, определяют среднее положение рейки 14. Рейка находится в среднем положении, когда щуп максимально приближен к плоскости упора 15 рейки. При этом направляющие колеса должны располагаться в положении, строго соответствующем прямолинейному движению трактора. Тогда повороты колес в левую и правую стороны будут одинаковыми.
Насос гидроусилителя НШ10ЛУ2 шестеренный. Он установлен на дизеле с правой стороны по ходу трактора и приводится в действие от шестерни распределения. Насос постоянно включен и соединен маслопроводами с цилиндром поршня и масляным баком гидроусилителя.
Тормозное управление представляет собой совокупность тормозных систем. Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, стояночную, вспомогательную, запасную.
Рабочая - предназначена для уменьшения скорости трактора и его остановки с необходимой эффективностью. Стояночная - для удержания трактора неподвижным при стоянке на уклоне или ровной поверхности. Для длительного поддержания постоянной скорости на уклоне предназначена вспомогательная тормозная система. В случае выхода из строя рабочей тормозной системы для остановки трактора предназначена запасная тормозная система.
Каждая из рассмотренных тормозных систем состоит из механизма и привода.
Тормозной механизм (тормоз) служит для непосредственного создания и изменения искусственного сопротивления движению трактора. Тормозной привод служит для передачи энергии к тормозным механизмам и управления ими в процессе торможения.
Тракторы семейства МТЗ оборудуются рабочей и стояночно-запасной тормозными системами с механическим приводом, кроме того, имеют пневматическую систему для привода тормозных систем прицепов.
На тракторах применяют сухие дисковые тормоза с механическим приводом. Они установлены на валах ведущих шестерен конечных передач с левой и правой сторон и закрыты кожухами.
Каждый тормоз состоит из двух соединительных дисков 4 (рис. 8.5) с наклеенными фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков 5, установленных между соединительными. Нажимные диски соединены с приводом тормозов, а соединительные со шлицами хвостовиков ведущих шестерен конечных передач. Между нажимными дисками установлено по три разжимных шарика 2. равномерно расположенных по окружности. Шарики заходят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях нажимных дисков.
Торможение колес может быть одновременным и раздельным. Для одновременного действия тормозов левого и правого бортов обе педали блокируются откидной соединительной планкой 13. Раздельное воздействие на левую или правую педали используется для повышения маневренности трактора.
При нажатии на педали стержни 14, перемещаясь вниз, поворачивают рычаги 16 и валик 9. От рычагов 16 и 12 усилие передается через сферические шайбы 11 и болты 8 к вилкам 6, которые с помощью тяг 18 и пальцев шарнирно связаны с нажимными дисками. Тяги 18 передают усилие нажимным дискам, вынуждая диски поворачиваться относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков по наклонным поверхностям гнезда дисков и разжатие их. Нажимные диски прижимаются фрикционными накладками соединительных дисков к неподвижным поверхностям крышки 19 стакана и кожуха тормоза, чем и осуществляется торможение ведущих шестерен конечных передач и колес трактора. В исходное, расторможенное, положение педали и диски возвращаются под действием оттяжных пружин 15 и пружин 3 нажимных дисков.
Механизм привода тормозов снабжен устройством, позволяющим фиксировать педали в заторможенном положении.
При воздействии на тягу, рукоятка которой расположена у правой стенки кабины, защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором, приваренным к рычагу 16 правой педали. Применяется фиксация педалей в заторможенном положении для удержания трактора в неподвижном состоянии, т.е. рабочая тормозная система выполняет в данном случае функции стояночной.
Тракторы МТЗ-80А, МТЗ-82А, МТЗ-100 и МТЗ-102 оборудованы автономной стояночно-запасной системой с механическим приводом.
Рис. 8.5 - Рабочая тормозная система трактора МТЗ-82:
Рис. 8.5 - Рабочая тормозная система трактора МТЗ-82:
1 - кожух; 2 - шарик; 3 - пружина; 4 - соединительные диски; 5 - нажимные диски; 6 -пилка; 7 - контргайка; 8 - регулировочный болт; 9 - вал; 10 - тяга заделки; 11 - сферическая шайба; 12 - левый рычаг тормоза; 13 - планка блокировки педалей; 14 - стержни- педалей; 15 - пружины; 16 - рычаги тормозов; 17 - защелка тормозов; 18 - тяга; 19 -крышка стакана лается зубчатой защелкой 17, управляемой тягой 10,
Стояночно-запасной тормоз унифицирован с рабочими. Он установлен на кожухе правого рабочего тормоза и состоит из тормозных 4 (рис. 4.21) и соединительных 2 дисков. Педали тормозов удерживаются в верхнем положении специальными оттяжными пружинами, которые прижимают педали к крышке заднего моста. Действие на тормоза, как и в факторов семейства МТЗ может быть одновременным и раздельным.
При нажатии на педаль тормоза поворачивается валик с разжимным кулачком 10, который своими срезанными плоскостями через ролики разжимает колодки. Колодки прижимаются с силой фрикционными накладками к внутренней поверхности вращающегося барабана и тормозят соединенное с ним ведущее колесо. Если убрать ногу с педали тормоза, то колодки возвращаются в исходное положение под действием пружин 9. Внутри кожуха 7. С помощью шлицевого вала 1, проходящего внутри полой ведущей шестерни конечной передачи, на соединительные диски 2 передается вращение крестовины дифференциала заднего моста, При перемещении рычага 13 привода на себя тормозные диски 4 поворачиваются один относительно другого, раздвигаются и за счет трения накладок соединительных дисков о нажимные и стенки кожухов происходит торможение.
Для растормаживания необходимо рычаг 13 переместить от себя (предварительно нажав кнопку рукоятки). Стояночную тормозную систему разрешается использовать в качестве запасной только в случае выхода из строя рабочей.
Тормоза колодочного типа расположены за конечными передачами. Вал тормоза изготовлен заодно с ведущей шестерней 4 конечной передачи. С наружной стороны вал имеет шлицы, на которые посажена ступица тормозного барабана 8, тормозной барабан отштампован из листовой стали и соединен со ступицей сваркой. Ступица закреплена на валу шайбой и гайкой.
Вал вместе с барабаном вращается в двух подшипниках. Стакан подшипников, установлен в расточенное отверстие корпуса заднего моста до упора во фланец, который расположен ближе к наружному концу. На этот конец стакана надет неподвижный диск 5 тормоза. Диск совместно с фланцем стакана прикреплен четырьмя болтами к корпусу заднего моста.
Диск тормоза изготовлен из чугуна и имеет два прилива с отверстиями. В нижнее отверстие прилива ввернут регулировочный конус 7, а в верхнее отверстие установлена втулка с валиком разжима кулачка 10. На кулачок опираются колодки 6, которые стягиваются между собой пружинами 9, Другие концы колодок через опорные пальцы опираются на регулировочный конус. С наружной стороны колодок приклепаны фрикционные накладки.
Дисковые тормоза тракторов семейства ЮМЗ представляют собой вал 7, на шлицевом конце которого расположены диски 6 с фрикционными накладками. Между накладками расположены чугунные тормозные диски 9, имеющие с внутренней стороны наклонные лунки, в; которых расположены шарики 5. Через тяги 3 и вилку 2 диски соединены с приводом тормозов. На наружном диаметре дисков имеется по выступу, которые при торможении упираются в выступы кожуха 4. Диски между собой стянуты пружинами 8. Управление тормозами осуществляется с помощью педалей 5 (рис. 4.24), которые могут быть сблокированы планкой 4 для одновременного действия обоих тормозов. Кроме того, для повышения удобства предусмотрено ручное управление тормозами с помощью рычага 2.
Информация о работе Расчет и выбор типа двигателя трактора МТЗ-82