Международная продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблемы продовольственной безопасности, как в масштабе всего Мира, так и России в частности.
Данная цель ставит перед нами следующие задачи:
- Определение тенденций мирового спроса и предложения на продовольствие
- Рассмотрение нынешнего состояния мировой торговли продовольствием
- Изучение деятельности международных продовольственных организаций
- Изучение агропродовольственного положения России и тенденций изменения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ 4
1.1.СПРОСА НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 4
1.2. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ И РОЛЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ 6
1.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 11
2. АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ 13
2.1. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 13
2.2. ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 15
2.3.ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 20
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение А 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа,.docx

— 80.92 Кб (Скачать)

   ……..

   Ухудшилась  материально-техническая база, влияющая на развитие сельского хозяйства. Так, за 1985-2009 гг. число выпущенных грузовых автомобилей, зерноуборочных комбайнов и тракторов сократилось соответственно в 5,87, 14,1, 34 раза . Те же тенденции прослеживаются и в самом сельском хозяйстве: посевные площади уменьшились за четверть века со 119,2 млн. до 58,6 млн. га, или на 50,8%; производство мяса и молока - соответственно в 2,2 и 3,5 раза, поголовье крупного рогатого скота - в 3,7, овец и коз - в 7,1 раза. В стране резко сократилось производство практически во всех отраслях экономики, что предопределяет сокращение рабочих мест, безработицу, вызывает застой в росте заработной платы.

   ……

   За  прошедшее с 1985 г. время основные фонды сельского хозяйства стремительно стареют, существенно снизилась доля «молодого» оборудования. Если в 1970-е гг. его удельный вес составлял более 40%, то к 2002 г. он уменьшился в 6 раз. Доля оборудования в возрасте 16 лет и более за указанный период возросла почти в 4,5 раза и достигает двух третей наличного технологического парка отечественной промышленности, в возрасте 20 лет и более - увеличилась в 5,4 раза и превышает две пятых всех средств труда. Таким образом, средний возраст оборудования увеличился в 2,4 раза и является критически высоким. Такие технологические характеристики основных фондов, фактически на грани деиндустриализации, свидетельствуют не только об отсутствии прогресса в создании нормального инновационного сектора экономики, но и подрывают возможность получения конкурентоспособного производства.

   …..

   Какова  же реальная эффективность общественного  производства страны? В 1999 г. Россия отставала  от развитых стран мира в 3,5-5 раз. Производительность труда (величина ВВП, рассчитанная в долларах по паритету покупательной способности на одного занятого) в это время составила: в России 13,9 тыс. долл., США - 69,22 тыс., Японии - 50 тыс., Германии - 55,5 тыс., Великобритании - 50,6 тыс., во Франции - 60,1 тыс., в Австралии - 53,8, тыс. долл. Если принять уровень производительности труда в России за 1, то в США он был равен 5, Японии - 3,5, Германии - 4, Великобритании - 3,7, во Франции - 4,3, в Австралии - 3,9. По сравнению с концом 1980-х гг. разрыв между Россией и развитыми странами по уровню производительности труда увеличился. Таким образом, генеральная цель реформирования - повышение экономической эффективности хозяйствования за последнее десятилетие XX в. — не была достигнута, а проблемы экономического развития страны лишь усугубились. Ситуация существенно не изменилась и в первом десятилетии XXI в. Тенденции деиндустриализации страны не могли не сказаться на сельской экономике.

   ….

   Однако  наряду с негативными имеются  и положительные тенденции в  развитии сельских территорий. Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села в последние годы привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений. В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением правительства РФ № 858 от 3 декабря 2002 г., с 2003 по 2009 г. было введено 13 млн. м жилых помещений. Более 58 тыс. молодых специалистов и молодых семей на селе смогли улучшить свои жилищные условия.

   ……..

   Выходу  села из кризиса и переходу к его  устойчивому развитию мешают: ведомственная  разобщенность в управлении сельскими  территориями, которая доминирует в  управлении социально-экономическим  развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития; ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования; слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности, и прежде всего местного самоуправления; недостаточное научное, статистическое, кадровое обеспечение развития сельских территорий.

   В связи  с обозначенными проблемами особое значение приобретает эффективный инструментарий реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. В нее должна включаться единая система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.

   Как известно, целями государственной политики в  области устойчивого сельского  развития на период до 2020 г. являются:

   создание  благоприятных социально-экономических  условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;

   устойчивый  рост сельской экономики, повышение  эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;

   повышение занятости, уровня и качества жизни  сельского населения, а также  приближение села к городским  жизненным стандартам;

   замедление  процесса депопуляции, стабилизация численности  сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

   сокращение  межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;

   рационализация  использования природных ресурсов и сохранение природной среды;

   сохранение  и приумножение культурного потенциала села.

   ……..

   Интеграция  России в европейское и мировое  экономическое пространство в связи  с присоединением к Всемирной  торговой организации предопределяет современные требования к преобразованиям  в агропромышленном комплексе страны: повышение качества жизни сельских граждан; обеспечение полной занятости  трудоспособного населения; непрерывный  рост реальных доходов сельских семей; расширение производства и торговли продовольственными товарами и услугами; устойчивое, конкурентоспособное развитие сельских территорий и обеспечение  охраны окружающей среды.

   Обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий в соответствии с поставленными руководством страны задачами требует разработки и применения действенных организационно-экономических  инструментов.9 [6 стр. 77]

   Таких как:

   Усиление  протекционистской  роли государства  в развитии АПК.

   Использование в сельской экономике  достижений научно-технического прогресса.

   Освоение  современных ресурсо- и энергосберегающих технологий в земле-делии

   Развитие  систем земледелия на эколого-ландшафтной  основе.

   Освоение  современных энергосберегающих  технологий в животноводстве.

   Поворот к новому качеству в технологическом  оснащении АПК

   Диверсификация  сельскохозяйственного  производства и развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельских поселениях.

   Управление  устойчивым развитием  сельской территории на основе динамики показателей качества жизни населения.

   Интенсификация  социального развития села на основе стимулирования предпринимательства.

   Для устойчивого  развития сельских территорий и повышения  качества жизни граждан на селе могут  быть использованы и другие инструменты: правовое, научное, кадровое, финансовое обеспечение; стратегическое планирование социально-экономического развития сельского муниципального образования; совершенствование налогообложения сельского бизнеса; развитие кредитной кооперации; страхование; организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров; совершенствование местного самоуправления на селе: применение современных методов организации производства, руда и управления в АПК. См.: Экономист №4 2011 – с 83.

   2.3.ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

   Обеспечение производственной и финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и отрасли сельского хозяйства в целом должно быть одной из первоочередных решаемых проблем. Для сельскохозяйственной организации важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку их недостаточность может привести к неплатежеспособности организации и отсутствию у нее средств для развития производства, а избыточность увеличивает затраты предприятия излишними запасами и резервами. Финансовая устойчивость определяется эффективным формированием, распределением и использованием денежных ресурсов, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением, способностью своевременно и полностью выполнить долговые обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций.

   Стратегия развития сельского хозяйства в  России определяется национальными проектами, хотя результат их реализации пока незначителен. В целях улучшения экономической ситуации в сельском хозяйстве, повышения устойчивости сельскохозяйственного производства, сокращения долговых обязательств 9 июля 2002 г. был принят федеральный закон № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», положивший начало процессу реструктуризации долгов. Этим и другим федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. создается условие, при котором сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право участвовать в программе оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, доля выручки у которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.

   …..

   В законе показаны варианты реструктуризации долгов в зависимости от финансового  состояния должника. Приведена методика расчета показателей финансового  состояния должника, которое определяется с помощью шести коэффициентов. Значения коэффициентов выражаются в баллах, и по их сумме должника относят к одной из пяти групп финансовой устойчивости. Затем заключается соглашение о реструктуризации долгов с указанием срока их погашения, который не может быть менее пяти лет. Размер платы за отсроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5% годовых. Сама же плата как за отсрочку, так и за рассрочку долгов производится со дня подписания соглашения ежегодно и не позднее 15 декабря, а платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения долгов. Со дня подписания соглашения приостанавливается начисление пеней и штрафов за непогашенные обязательства.

   

    Контроль  за исполнением обязательств  по реструктуризации долгов осуществляет ОАО «Россельхозбанк», который заключает договор с должником о ведении счета с особым режимом.

   

   В ходе анализа реализации федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» было выявлено, что по состоянию на 1 октября 2010 г. часть предприятий по всей стране оказалась неспособной участвовать в программе реструктуризации по законодательно установленным ограничениям: 2286 хозяйств находятся в стадии судопроизводства по делам о банкротстве, 2354 - не смогли обеспечить текущие платежи в течение одного месяца до принятия решения о реструктуризации долгов. Таким образом, только 13139 организаций стали участниками программы, чей просроченный долг составил 85821,7 млн. руб. Из них 6238 сельскохозяйственных организаций утратили право на реструктуризацию долгов с суммой задолженности 31854,6 млн. руб. Программой реструктуризации реально было охвачено всего 0,7% обследованной совокупности сельскохозяйственных предприятий и 1,1 % просроченного долга. Только 473 организации завершили реструктуризацию, выполнив условия соглашения, погасив задолженность в полном объеме - 393,4 млн. руб. Такой результат вряд ли можно назвать удовлетворительным.

   Программа по финансовому оздоровлению не принесла тех результатов, для которых  была создана. Количество сельскохозяйственных организаций резко сократилось  в связи с банкротством значительного  их числа, что негативно сказывается на продовольственной и национальной безопасности страны.

   Из  проведенного анализа состояния  сельского хозяйства Московской области видно, что в 2009 г. его финансовое состояние было неустойчивым. Не удалось вывести значительную часть сельскохозяйственных организаций из кризисного финансового состояния из-за больших долговых обязательств, в которых они находятся. Помимо задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам они имеют кредиты и займы, превосходящие выручку в 1,5 раза.

   На 1 января 2010 г. 103 сельскохозяйственные организации  области являются участниками программы финансового оздоровления, что составляет 31,2% их общего количества (приложение А, табл. 1.).

   По  сравнению с прошедшими годами количество участников программы уменьшилось  на 30%. В 2009 г. заключено соглашений по реструктуризации долгов на сумму 580,3 млн. руб., из них пеней и штрафов - на 177,6 млн. руб.

   Задолженность по налогам, сборам и платежам во внебюджетные фонды в 2009 г. составляет 332,4 млн. руб., 57,3% к общей сумме задолженности, на которую заключены соглашения о реструктуризации долгов. Сумма  задолженности по налогам, сборам и платежам во внебюджетные фонды, на которую заключены договора на реструктуризацию, сокращена на 38% по сравнению с 2008 г. Остается задолженность на 1,7 млн. руб., по которой приостановлено право на реструктуризацию.

Информация о работе Международная продовольственная безопасность