Международная продовольственная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблемы продовольственной безопасности, как в масштабе всего Мира, так и России в частности.
Данная цель ставит перед нами следующие задачи:
- Определение тенденций мирового спроса и предложения на продовольствие
- Рассмотрение нынешнего состояния мировой торговли продовольствием
- Изучение деятельности международных продовольственных организаций
- Изучение агропродовольственного положения России и тенденций изменения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ 4
1.1.СПРОСА НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 4
1.2. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ И РОЛЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ 6
1.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 11
2. АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ 13
2.1. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 13
2.2. ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 15
2.3.ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 20
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение А 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа,.docx

— 80.92 Кб (Скачать)

   ………

   Не  отрицая определенных положительных  качеств этого процесса (привнесение  в слаборазвитые страны современных  технологий производства, переработки, реализации продукции), необходимо указать на отрицательные последствия их деятельности. Они не только скупают и нередко исключают из производства нужной местному населению продукции лучшие земли, не только разоряют в конкурентной борьбе за внутренний рынок сотни тысяч мелких хозяйств, увеличивая число неимущих и голодающих, но и захватывают в свои руки практически всю сферу общественного питания. Через систему филиалов ТНК контролируют импорт техники и удобрений, предоставление фермерам кредитов, монополизируют производство и сбыт, определяют цены на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, последовательно разоряя мелких производителей, снижая закупочные и повышая розничные цены на продукты питания, выкачивая финансовые средства из бюджета развивающихся стран и из кошельков всех жителей этих стран.

   Располагая  огромными финансовыми возможностями, ТНК успешно пресекают попытки национальных правительств и предпринимателей взять производство, экспорт и импорт в свои руки. Так была пресечена попытка Танзании наладить самостоятельное производство и реализацию растворимого кофе - на монополизированном фирмой «Нестле» мировом рынке кофе не покупали продукцию Танзании, пока она не согласилась на посредничество этой же фирмы «Нестле», выплачивая за это огромные суммы.

   Точно такой же результат имела попытка  Мексики освободиться от контроля компаний США в реализации клубники, выращиваемой фермами Мексики и скупаемой американскими посредниками. Прорваться на американский и европейский рынки правительству Мексики не удалось, и значительная часть доходов по-прежнему уходит в США.

   В 70-е  годы начался и третий этап развития транснационального агробизнеса, когда гигантские корпорации подчинили себе столь значительную часть мирового производства, переработки и сбыта продуктов питания, что получили возможность по своему усмотрению формировать глобальные потоки продовольствия. В результате многочисленных и беспрерывных поглощений и слияний концентрация капитала в этой сфере достигла гигантских масштабов. Например, американский концерн «Беатрис фудз» за 25 лет скупил свыше 400 более слабых компаний. Уже в середине 70-х годов 50 крупнейших компаний пищевой промышленности из 30 тыс. функционирующих в США получили почти 90% всей прибыли этой сферы деятельности.

   На  мировом рынке степень монополизации  чрезвычайно высока. Только 5 ТНК  контролируют 90% всего экспортируемого  и импортируемого зерна. 4 монополистических гиганта контролируют 90% мировой торговли бананами. Только 2 компании - «Брук бонд» и «Финлайнз» господствуют на мировом рынке чая, 2 - «Дженерал фудз» и «Нестле» на мировом рынке кофе. Англо-голландский концерн «Юниливер» контролирует 80% мировой торговли растительным маслом, «Тайсон-фудз» контролирует до 20% мирового рынка мяса бройчеров.

   Американские  специалисты Ф. Лаппе и Дж. Коллинз  констатируют: «Под флагом продовольственной "взаимозависимости" многонациональные корпорации в сфере агробизнеса заняты теперь созданием единой глобальной сельскохозяйственной системы, в которой они могли бы осуществлять интегрированный контроль над всеми стадиями производства от фермы до потребителя. Если они преуспеют в этом, то, подобно нефтяным компаниям, будут в состоянии эффективно манипулировать поставками и ценами в мировом масштабе, пользуясь монополистической практикой, хорошо отрепетированной на национальном уровне в США. Повсюду фермеры, рабочие и потребители уже чувствуют издержки этой монополизации в виде повышения цен, искусственных нехваток и снижения качества продовольствия».5 
 

   1.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ

   Проблемой продовольственной безопасности занимается несколько десятков международных  организаций. Среди них ведущими являются специализированные на данной проблеме и функционирующие при  ООН: Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО; Мировая продовольственная  программа; Международный фонд сельскохозяйственного  развития; Всемирный продовольственный  совет, подотчетный Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС (Экономический и социальный Совет ООН).

   ФАО объединяет более 190 стран. Организационные  принципы ее работы были выработаны на Международной конференции по вопросам продовольствия в 1943 г. в американском городе Хот-Спрингсе (участвовало 46 стран, причем представитель СССР занимал пост вице-председателя Временной комиссии по продовольствию и сельскому хозяйству, подготовившей Устав ФАО, учрежденной конференцией в Квебеке 16 октября 1945 г. 5

   Центральным направлением предпринимаемых ФАО усилий является достижение продовольственной безопасности для всех: обеспечение такого положения, при котором люди будут регулярно иметь доступ к отвечающему высоким стандартам качества продовольствию в достаточном количестве для ведения активной, здоровой жизни. 

   Мандат ФАО заключается в повышении качества питания, увеличении производительности труда в сельском хозяйстве, улучшении условий жизни сельского населения и содействии росту мировой экономики. 

   ФАО оказывает своего рода "закулисную" помощь, давая возможность людям и странам помогать самим себе. Если какая-либо община желает повысить урожайность сельскохозяйственных культур, но не располагает необходимыми для этого техническими знаниями, мы внедряем простые и обеспечивающие устойчивость средства и методы. Когда какая-либо страна переходит от системы государственного землевладения к частной собственности на землю, мы предоставляем правовые консультации для устранения трудностей, возникающих в ходе этого процесса. В случае когда в результате засухи и без того уже уязвимые группы населения оказываются на грани голода, мы мобилизуем усилия для принятия соответствующих мер. И в условиях сложного мира с конкурирующими между собой потребностями мы обеспечиваем нейтральную площадку для проведения совещаний, а также базовые знания, необходимые для достижения консенсуса.6 [9]

   Всемирная Продовольственная Программа ООН (ВПП ООН) – самая большая в мире гуманитарная организация, борющаяся с голодом во всем мире.

   У ВПП ООН есть пять стратегических целей, таких как: 

  1. Спасать жизни людей и помогать им выжить в чрезвычайных ситуациях
  2. Предотвращать сильный голод и делать вложения в подготовку к чрезвычайным ситуациям для осуществления необходимых мер по облегчению участи голодающих
  3. Восстанавливать разрушенное хозяйство и возвращать к нормальной жизни людей в ситуациях, складывающихся после конфликтов, стихийных бедствий, а также в переходных ситуациях
  4. Снижать уровень хронического голода и недоедания
  5. Укреплять потенциал стран с целью снижения в них уровня голода, включая передачу используемых стратегий, направленных на борьбу с голодом, а также осуществление местных закупок продовольствия7 [10]

   2. АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

   2.1. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

   Россия  имеет трудовые, земельные и другие природные ресурсы, которые составляют основу эффективного развития сельского хозяйства. По земельным ресурсам она занимает первое место в мире, а по трудовым входит в пятерку лидирующих стран мира - наряду с США и Китаем. Однако, по эффективности использования в сельскохозяйственном производстве земли, т. е. по продуктивности, и трудовых ресурсов, т. е. по производительности труда, страна существенно отстает и находится гораздо ниже среднего мирового уровня, США и Китая (табл.2.1).

   Таблица 2.1. Уровень продуктивности мирового земледелия и России, 2006-2009 гг.

        Мир    Россия    США    Китай
   Пашня, млн. га     1380    121    177    124
   Зерновые, площадь, млн. га     750,6    43,8    59,5    95,6
   Урожайность, ц/га     28,3    18,5    56,8    49,7
   Сахарная  свекла, площадь, млн. га     6,7    0,8    0,5    0,3
   Урожайность, ц/га     392    282    489    493
   Картофель, площадь, млн. га     18    3,1    0,5    3,2
   Урожайность, ц/га     164    116    402    173

   Цит. по: «Экономист» №6 2011 С.27

   Сложившийся в процессе экономических реформ низкий уровень развития сельского  хозяйства связан со слабым обеспечением его материально-техническими ресурсами, сдерживающим инновационный путь развития на основе интенсификации земледелия, механизации, химизации и мелиорации земель (табл. 2.2.). 
 
 
 
 
 
 

   Таблица 2.2. Уровень интенсификации земледелия, 2006-2009 гг.

        Мир    Россия (2010 г.)    США    Китай
   Пашня, млн. га     1380    121    177    124
   Орошаемые земли, млн. га    271,4    4,6    21,4    52,6
   Производство   удобрений,                    
   млн. т     147,3    12,2    24,5    27,9
   Внесение  удобрений, кг/га    98    37 (на 1 га  посева)    113    294
   Производство  пестицидов,         12,4 (50,6 тыс.  т по препара-          
   тыс. т      2189    ту, 20,2 тыс. т по д.в.)    615,6    400 (300)
   Внесение  пестицидов, кг/га    1,59    0,16    3,47    3,10
   Площадь трансгенных рас-                    
   тений, млн. га     52,6    0    35,7    1,5

   Цит. по: «Экономист» №6 2011 С.27 

   В результате недостаточного обеспечения  сельского хозяйства материально-техническими ресурсами за годы реформирования валовая продукция сельского хозяйства сократилась в сопоставимых ценах 1990 г. (100%) к 1995 г. до 66,9%, в 2000 г. - до 60,7, в 2005 г. - до 68,1 и в 2010 г. - до 71,3%. При этом особо тревожным является падение эффективности земледелия.

   Из-за низкой продуктивности земледелия сдерживается развитие животноводческих отраслей, легкой и пищевой промышленности, население не обеспечивается в достатке продовольствием, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем. Стране приходится завозить с каждым годом возрастающее количество продовольствия.

   По  данным Росстата и Федеральной таможенной службы, импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья сохраняет тенденцию роста и определяется суммой 9,6 млрд. долл. в 1992 г.; 13,2 - в 1995 г.; 7,4 в 2000 г.; 17,4 - в 2005 г. и 36 млрд. долл. - в 2010 г. Если учесть, что суммарная валовая продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий) в 2009 г. составляла 2515,9 млрд. руб., в 2010 г. - 2444,8 млрд. руб., то сумма импорта превышает 25%.

   По  существу продовольственный баланс страны более чем на 25% формируется за счет импорта. Но даже при этом не по всем продовольственным продуктам потребление населением достигает рекомендуемых норм. При низком уровне развития аграрного сектора страна оказалась за предельной чертой продовольственной безопасности.8

   Следует отметить, что ключевым условием развития всего АПК и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является развитие сельских территорий.

   2.2. ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО  РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ  ТЕРРИТОРИЙ

   Доктриной продовольственной безопасности страны, утвержденной указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120, определены основные направления государственной экономической  политики по устойчивому развитию сельских территорий. В доктрине, а также  в программе развития сельского  хозяйства на 2008-2012 гг. определены три  основные стратегические цели:

  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов.

   ……..

   В структуре  сельской экономики с 1992 по 2011 г. произошли  существенные изменения. В отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйстве сократилась с 48% в 1992 г. до 27% в 2010 г., доля занятого населения в торговле и гостинично-бытовой сфере выросла более чем в 2 раза (до 13%), в финансово-управленческих видах деятельности - в 1,3 (до 15%), на транспорте и в связи - в 1,3 раза (до 7%).

Информация о работе Международная продовольственная безопасность