Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа
Современный уровень развития перерабатывающей промышленности предъявляет новые требования к определению конкурентоспособности продукции и, следовательно, отрасли в целом. Динамичное развитие технологических процессов сокращает жизненные циклы всех видов продукции. В связи с этим необходимо постоянно вводить такие виды продукции в производство, которые были бы конкурентоспособными на потребительском рынке и при этом повышали конкурентоспособность отрасли. Очевидно, что чем шире набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки для успешной деятельности на мировом рынке.
Задание 1. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности на предприятиях АПК Республики Беларусь………………………с.3-15
Задание 2. На примере предприятия КСУП Слободское имени Ленина рассчитать показатели эффективности деятельности  данного предприятия……………….с.16-22
Задание 3. Используя исходные данные (таблица 3.1) оценить уровень государственного регулирования сельского хозяйства…………………………с. 23-26
Список используемых источников………………………………………….с.27-28
Доля затрат на приобретение оборудования неуклонно растет (с 45% до 65%), а на приобретение новых и высоких технологий достигла в 2010 г. минимума (0,43%). Анализ показывает, что средства на получение информации о рынках и технологиях выделяются в мизерном объеме - порядка 0,2% в структуре затрат, т.е. максимально в расчете на одну организацию в 2009 г. приходится 244 млн руб. в год или 20 млн руб. в месяц, а 2010 г. в два раза меньше. Негативной признаем и тенденцию поддержания минимальных затрат на обучение и подготовку персонала, связанных с технологическими инновациями (0,13% - 0,08%), что никак не способствует инновационной восприимчивости персонала и повышению квалификации инженерных работников-потенциальных новаторов и рационализаторов.
Доля затрат на приобретение новых и высоких технологий столь незначительна, что возникает вопрос, а существует ли предложение со стороны производителей-создателей технологий? Очевидно, что зарубежные производители оценивают собственные разработки не дешево, а есть ли альтернатива? Кто разрабатывает новые технологии в Республике Беларусь?
Исследуя состав организаций, которые занимаются научными исследованиями и разработками по данным [2], мы приходим к выводу о росте их числа, но ряде негативных изменений в их структуре.
Таблица 3 отражает количество организаций и их структуру по видам работ в 2006-2010 гг.[2]
Таблица 
3 - Динамика количества и структуры 
субъектов инновационной 
Показатель  | 
  Число предприятий  | 
  Удельный вес в общем числе организаций, %  | ||||||||
  | 2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  2006  | 
  2007  | 
  2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
Число предприятий -  | 
  ||||||||||
всего  | 
  338  | 
  340  | 
  329  | 
  446  | 
  468  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
в том числе:  | 
  ||||||||||
научно-исследовательские  | 
  180  | 
  174  | 
  166  | 
  114  | 
  106  | 
  53,25  | 
  51,18  | 
  50,46  | 
  25,56  | 
  22,65  | 
организации  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | |||||||||
конструкторские, проект-  | 
  ||||||||||
но-юнструкторские, технологические организации  | 
  37  | 
  34  | 
  33  | 
  37  | 
  35  | 
  10,95  | 
  10  | 
  10,03  | 
  8,3  | 
  7,48  | 
проектные и проектно-  | 
  ||||||||||
изыскательские орга-  | 
  5  | 
  5  | 
  6  | 
  10  | 
  9  | 
  1,48  | 
  1,47  | 
  1,82  | 
  2,24  | 
  1,92  | 
низации строительства  | 
  ||||||||||
опытные (эксперимен-  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
  9  | 
  13  | 
  0,59  | 
  0,29  | 
  0,3  | 
  2,02  | 
  2,78  | 
тальные) организации  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | |||||||||
учреждения, обеспе-  | 
  ||||||||||
чивающие получение высшего образования  | 
  40  | 
  45  | 
  44  | 
  43  | 
  43  | 
  11,83  | 
  13,24  | 
  13,37  | 
  9,64  | 
  9,19  | 
промышленные орга-  | 
  61  | 
  68  | 
  65  | 
  92  | 
  113  | 
  18,05  | 
  20  | 
  19,76  | 
  20,63  | 
  24,15  | 
низации  | 
  ||||||||||
Наибольшее число организаций сферы исследований и разработок относится к промышленности (24%), но существенным является рост организаций из перечня «прочие» (с 3,8% до 31,8%) на фоне снижения с 53% до 23% числа научно-исследовательских организаций, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических организаций, которые, собственно, и должны заниматься созданием новых технологий. Из-за нехватки предложения от специализированных организаций предприятия промышленности берут на себя их функцию. Как следствие, число приобретенных технологий (в 2010 г. 49 технологий, из них только 3 - высокие) преобладает над числом переданных (в 2010 г переданы 24 технологии, из них 17 - высокие) в области производства машин и оборудования.
Наблюдается существенный рост в 2009-10 гг. коммерческого сектора исследований и разработок, который достиг 65% как по числу организаций, так и по количеству персонала. Следует отметить две «волны» перетекания персонала: из коммерческого в государственный сектор в 2006 г. и обратно в 2008 г., что особенно интересно, т.к. именно с 1 января 2008 г. установлены ежемесячные доплаты в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда для докторов и кандидатов наук, доцентов и профессоров в бюджетной сфере. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, к 2010 г. достигло 468 единиц, а их персонал 31712 человек в среднем получал 1,7 млн руб., что в эквиваленте составляло порядка 450$. А с учетом девальвации и колебаний валютных курсов в 2011 г. их материальная заинтересованность в продуктивной работе вызывает сомнение. Достаточно стабильны показатели численности персонала высшей школы. Но негативными следует признать тенденции роста доли вспомогательного персонала: так, в 2010 г. на одного вспомогательного работника приходятся 2 исследователя. А снижение доли работников, имеющих ученую степень, в численности исследователей, позволяет говорить о тенденции падения уровня кадрового потенциала инновационной сферы, при этом они в основном сосредоточены в сфере высшего образования.
Успешное развитие современной экономики Республики Беларусь невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной инновационной продукции. Особая роль в развитии инновационной деятельности государства принадлежит хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса, которые являются основным звеном экономического развития и определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности, степень обеспечения национальной независимости.
Инновационный путь развития означает такую организацию социально-экономических отношений в обществе, которая обеспечивает развитие человеческого потенциала, устойчивый рост и повышение конкурентоспособности экономики за счет постоянного повышения эффективности использования всех ресурсов и факторов производства. При этом главными ресурсами признаются интеллектуальные и информационные, а важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики — инновационная политика государства и инновационная деятельность хозяйствующих субъектов и членов общества [10, с. 65].
Проводимая государственная 
Задача на 2011-2015 гг. состоит в обеспечении инновационного пути развития отечественного агропромышленного комплекса и повышении эффективности сельскохозяйственного бизнеса.
Исследования показали, что в настоящее время в АПК Республики Беларусь существует немало проблем и трудностей, препятствующих ускоренному развитию сектора.
Среди таких проблем следует выделить то, что в стране в настоящее время большинство предприятий агропромышленного комплекса являются низко - или неплатежеспособными, поэтому они не в состоянии в полной мере организовать инновационную модернизацию. Таким образом, сложился замкнутый круг - предприятия не имеют средств для технико-технологической модернизации производства, а отсюда производят неконкурентоспособную по издержкам и товарным свойствам продукцию, которая не может найти широкого сбыта, особенно на зарубежных рынках, что в свою очередь приводит к невозможности сформировать достаточные капиталы для инновационной модернизации производства. При этом следует подчеркнуть, что без такого обновления и дальнейшего развития инновационной деятельности перспектив для отечественного АПК не может быть.
Одна из трудностей инновационного развития АПК страны состоит в том, что разработка преобладающей части технологических инноваций идет не за счет агропромышленных структур, являющихся основными пользователями этих технологий, а государства, которое не занимается непосредственным внедрением разработанных ноу-хау. Более того, изучение показывает, что предприятия АПК Беларуси в настоящее время выступают в качестве импортеров инновационных технологий, при этом закупка иностранных ноу-хау ведется преимущественно с целью сглаживания очевидной отсталости производства.
Ключевой проблемой развития инновационной деятельности является то, что отечественный агропромышленный комплекс использует в настоящее время только около 40 % НИОКР, а инновации внедряют примерно 12-15 % предприятий. Результатом этого является недопустимо низкий уровень инновационной активности агропромышленных предприятий: удельный вес инновационной агропромышленной продукции, поставляемой на внутренний рынок, составляет только около 17 %.
Главная причина инновационного кризиса состоит в отсутствии в настоящее время в агропромышленном комплексе Республики Беларусь признанной и эффективной политики в отношении инновационных и производственных процессов. Такая политика должна исходить из концепции инновационного развития страны в условиях интернационализации и информатизации хозяйственной системы. Конкуренция призвана сместить приоритеты с собственно производства на инновации, при этом устойчивый экономический рост должен обеспечиваться не столько наращиванием производства агропромышленной продукции, сколько непрерывным совершенствованием структуры, качества и затрат производства под влиянием самоорганизации и организации управления спросом и предложением, а также в связи с ростом инвестиций в человеческий капитал [1, с. 184-187].
По результатам проведенных исследований, выделим приоритетные направления развития отечественного АПК, реализация которых позволит сформировать стратегию инновационного развития агропромышленного производства, что поспособствует, в свою очередь, эффективному развитию национальной экономики Республики Беларусь и повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на мировом рынке:
техническое и технологическое 
переоснащение, модернизация материально-технической 
базы не только сельского хозяйства 
и всего агропромышленного 
совершенствование размещения и специализации, обеспечивающие эффективное развитие сельскохозяйственного производства и создание устойчивых сырьевых зон перерабатывающей промышленности;
устойчивость и эффективность производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объемах, достаточных для сбалансированности внутреннего рынка при его экспортной ориентации;
интеграция субъектов АПК в 
многоотраслевые и 
создание 
условий для устойчивого 
Таким образом, инновационный путь развития - бесспорный приоритет. Поэтому, чтобы не отстать от мировых экономических процессов и наравне конкурировать с ведущими зарубежными экспортерами и импортерами агропромышленной продукции, отечественный АПК должен ускоренно идти по пути инновационного развития и осваивать признанные в мире методы и средства конкуренции.
В заключение отметим, что в настоящее время на международном уровне инновационное развитие принимается как наиболее перспективное направление обеспечения высокого качества жизни, поэтому молодая белорусская государственность должна в полной мере соответствовать данным устремлениям.
Задание 2
На примере предприятия КСУП Слободское имени Ленина приведем данные и рассчитаем показатели эффективности деятельности данного предприятия. В связи с отсутствием данных за 2011 год, произведем расчет показателей за 2008-2010 годы.
Таблица 2.1 - Исходные данные для расчета показателей эффективности на примере КСУП Слободское имени Ленина
Наименование показателя  | 
  Значение показателя  | ||
2008  | 
  2009  | 
  2010  | |
Валовая продукция в сопоставимых ценах (млн. руб.)  | 
  5170  | 
  10702  | 
  13437  | 
Реализованная продукция в текущих ценах (млн. руб.)  | 
  4851  | 
  6772  | 
  12111  | 
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (млн. руб.)  | 
  22760  | 
  38547  | 
  44633  | 
Среднегодовая стоимость оборотных средств (млн. руб.)  | 
  5715,5  | 
  19666  | 
  13538  | 
Среднегодовая численность работников (чел)  | 
  240  | 
  340  | 
  324  | 
Общая площадь сельхозугодий, га  | 
  5490  | 
  7354  | 
  7213  | 
Площадь посевных площадей, занимаемых культурой, га  | 
  3248  | 
  4502  | 
  4458  | 
Общая прибыль (млн. руб.)  | 
  406  | 
  -384  | 
  22  | 
Издержки управления (млн. руб.)  | 
  7268  | 
  13944  | 
  18930  | 
Общие издержки (млн. руб.)  | 
  4445  | 
  7156  | 
  12089  | 
Прибыль от реализации молока, млн. руб.  | 
  234  | 
  138  | 
  581  | 
Издержки (молоко), млн. руб.  | 
  2069  | 
  3492  | 
  5658  | 
Валовой сбор культуры, ц  | 
  1536900  | 
  2335900  | 
  1872300  | 
Валовой надой молока (за вычетом молока, высосанного телятами), кг  | 
  31120000  | 
  5203000  | 
  7493000  | 
Поголовье КРС на начало года, голов  | 
  1012  | 
  1540  | 
  1582  | 
Общий привес за период, кг  | 
  398000  | 
  599000  | 
  901000  | 
Количество дней откорма, дней  | 
  365  | 
  365  | 
  365  | 
Общий расход кормов, к.ед.  | 
  8232000  | 
  13717000  | 
  19879000  | 
Количество отработанных часов  | 
  519000  | 
  763000  | 
  752000  | 
Информация о работе Контрольная по Государственному регулированию в АПК