Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа
Современный уровень развития перерабатывающей промышленности предъявляет новые требования к определению конкурентоспособности продукции и, следовательно, отрасли в целом. Динамичное развитие технологических процессов сокращает жизненные циклы всех видов продукции. В связи с этим необходимо постоянно вводить такие виды продукции в производство, которые были бы конкурентоспособными на потребительском рынке и при этом повышали конкурентоспособность отрасли. Очевидно, что чем шире набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки для успешной деятельности на мировом рынке.
Задание 1. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности на предприятиях АПК Республики Беларусь………………………с.3-15
Задание 2. На примере предприятия КСУП Слободское имени Ленина рассчитать показатели эффективности деятельности данного предприятия……………….с.16-22
Задание 3. Используя исходные данные (таблица 3.1) оценить уровень государственного регулирования сельского хозяйства…………………………с. 23-26
Список используемых источников………………………………………….с.27-28
Доля затрат на приобретение оборудования неуклонно растет (с 45% до 65%), а на приобретение новых и высоких технологий достигла в 2010 г. минимума (0,43%). Анализ показывает, что средства на получение информации о рынках и технологиях выделяются в мизерном объеме - порядка 0,2% в структуре затрат, т.е. максимально в расчете на одну организацию в 2009 г. приходится 244 млн руб. в год или 20 млн руб. в месяц, а 2010 г. в два раза меньше. Негативной признаем и тенденцию поддержания минимальных затрат на обучение и подготовку персонала, связанных с технологическими инновациями (0,13% - 0,08%), что никак не способствует инновационной восприимчивости персонала и повышению квалификации инженерных работников-потенциальных новаторов и рационализаторов.
Доля затрат на приобретение новых и высоких технологий столь незначительна, что возникает вопрос, а существует ли предложение со стороны производителей-создателей технологий? Очевидно, что зарубежные производители оценивают собственные разработки не дешево, а есть ли альтернатива? Кто разрабатывает новые технологии в Республике Беларусь?
Исследуя состав организаций, которые занимаются научными исследованиями и разработками по данным [2], мы приходим к выводу о росте их числа, но ряде негативных изменений в их структуре.
Таблица 3 отражает количество организаций и их структуру по видам работ в 2006-2010 гг.[2]
Таблица
3 - Динамика количества и структуры
субъектов инновационной
Показатель |
Число предприятий |
Удельный вес в общем числе организаций, % | ||||||||
| 2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Число предприятий - |
||||||||||
всего |
338 |
340 |
329 |
446 |
468 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||||
научно-исследовательские |
180 |
174 |
166 |
114 |
106 |
53,25 |
51,18 |
50,46 |
25,56 |
22,65 |
организации |
| |||||||||
конструкторские, проект- |
||||||||||
но-юнструкторские, технологические организации |
37 |
34 |
33 |
37 |
35 |
10,95 |
10 |
10,03 |
8,3 |
7,48 |
проектные и проектно- |
||||||||||
изыскательские орга- |
5 |
5 |
6 |
10 |
9 |
1,48 |
1,47 |
1,82 |
2,24 |
1,92 |
низации строительства |
||||||||||
опытные (эксперимен- |
2 |
1 |
1 |
9 |
13 |
0,59 |
0,29 |
0,3 |
2,02 |
2,78 |
тальные) организации |
| |||||||||
учреждения, обеспе- |
||||||||||
чивающие получение высшего образования |
40 |
45 |
44 |
43 |
43 |
11,83 |
13,24 |
13,37 |
9,64 |
9,19 |
промышленные орга- |
61 |
68 |
65 |
92 |
113 |
18,05 |
20 |
19,76 |
20,63 |
24,15 |
низации |
Наибольшее число организаций сферы исследований и разработок относится к промышленности (24%), но существенным является рост организаций из перечня «прочие» (с 3,8% до 31,8%) на фоне снижения с 53% до 23% числа научно-исследовательских организаций, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических организаций, которые, собственно, и должны заниматься созданием новых технологий. Из-за нехватки предложения от специализированных организаций предприятия промышленности берут на себя их функцию. Как следствие, число приобретенных технологий (в 2010 г. 49 технологий, из них только 3 - высокие) преобладает над числом переданных (в 2010 г переданы 24 технологии, из них 17 - высокие) в области производства машин и оборудования.
Наблюдается существенный рост в 2009-10 гг. коммерческого сектора исследований и разработок, который достиг 65% как по числу организаций, так и по количеству персонала. Следует отметить две «волны» перетекания персонала: из коммерческого в государственный сектор в 2006 г. и обратно в 2008 г., что особенно интересно, т.к. именно с 1 января 2008 г. установлены ежемесячные доплаты в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда для докторов и кандидатов наук, доцентов и профессоров в бюджетной сфере. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, к 2010 г. достигло 468 единиц, а их персонал 31712 человек в среднем получал 1,7 млн руб., что в эквиваленте составляло порядка 450$. А с учетом девальвации и колебаний валютных курсов в 2011 г. их материальная заинтересованность в продуктивной работе вызывает сомнение. Достаточно стабильны показатели численности персонала высшей школы. Но негативными следует признать тенденции роста доли вспомогательного персонала: так, в 2010 г. на одного вспомогательного работника приходятся 2 исследователя. А снижение доли работников, имеющих ученую степень, в численности исследователей, позволяет говорить о тенденции падения уровня кадрового потенциала инновационной сферы, при этом они в основном сосредоточены в сфере высшего образования.
Успешное развитие современной экономики Республики Беларусь невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной инновационной продукции. Особая роль в развитии инновационной деятельности государства принадлежит хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса, которые являются основным звеном экономического развития и определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности, степень обеспечения национальной независимости.
Инновационный путь развития означает такую организацию социально-экономических отношений в обществе, которая обеспечивает развитие человеческого потенциала, устойчивый рост и повышение конкурентоспособности экономики за счет постоянного повышения эффективности использования всех ресурсов и факторов производства. При этом главными ресурсами признаются интеллектуальные и информационные, а важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики — инновационная политика государства и инновационная деятельность хозяйствующих субъектов и членов общества [10, с. 65].
Проводимая государственная
Задача на 2011-2015 гг. состоит в обеспечении инновационного пути развития отечественного агропромышленного комплекса и повышении эффективности сельскохозяйственного бизнеса.
Исследования показали, что в настоящее время в АПК Республики Беларусь существует немало проблем и трудностей, препятствующих ускоренному развитию сектора.
Среди таких проблем следует выделить то, что в стране в настоящее время большинство предприятий агропромышленного комплекса являются низко - или неплатежеспособными, поэтому они не в состоянии в полной мере организовать инновационную модернизацию. Таким образом, сложился замкнутый круг - предприятия не имеют средств для технико-технологической модернизации производства, а отсюда производят неконкурентоспособную по издержкам и товарным свойствам продукцию, которая не может найти широкого сбыта, особенно на зарубежных рынках, что в свою очередь приводит к невозможности сформировать достаточные капиталы для инновационной модернизации производства. При этом следует подчеркнуть, что без такого обновления и дальнейшего развития инновационной деятельности перспектив для отечественного АПК не может быть.
Одна из трудностей инновационного развития АПК страны состоит в том, что разработка преобладающей части технологических инноваций идет не за счет агропромышленных структур, являющихся основными пользователями этих технологий, а государства, которое не занимается непосредственным внедрением разработанных ноу-хау. Более того, изучение показывает, что предприятия АПК Беларуси в настоящее время выступают в качестве импортеров инновационных технологий, при этом закупка иностранных ноу-хау ведется преимущественно с целью сглаживания очевидной отсталости производства.
Ключевой проблемой развития инновационной деятельности является то, что отечественный агропромышленный комплекс использует в настоящее время только около 40 % НИОКР, а инновации внедряют примерно 12-15 % предприятий. Результатом этого является недопустимо низкий уровень инновационной активности агропромышленных предприятий: удельный вес инновационной агропромышленной продукции, поставляемой на внутренний рынок, составляет только около 17 %.
Главная причина инновационного кризиса состоит в отсутствии в настоящее время в агропромышленном комплексе Республики Беларусь признанной и эффективной политики в отношении инновационных и производственных процессов. Такая политика должна исходить из концепции инновационного развития страны в условиях интернационализации и информатизации хозяйственной системы. Конкуренция призвана сместить приоритеты с собственно производства на инновации, при этом устойчивый экономический рост должен обеспечиваться не столько наращиванием производства агропромышленной продукции, сколько непрерывным совершенствованием структуры, качества и затрат производства под влиянием самоорганизации и организации управления спросом и предложением, а также в связи с ростом инвестиций в человеческий капитал [1, с. 184-187].
По результатам проведенных исследований, выделим приоритетные направления развития отечественного АПК, реализация которых позволит сформировать стратегию инновационного развития агропромышленного производства, что поспособствует, в свою очередь, эффективному развитию национальной экономики Республики Беларусь и повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на мировом рынке:
техническое и технологическое
переоснащение, модернизация материально-технической
базы не только сельского хозяйства
и всего агропромышленного
совершенствование размещения и специализации, обеспечивающие эффективное развитие сельскохозяйственного производства и создание устойчивых сырьевых зон перерабатывающей промышленности;
устойчивость и эффективность производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объемах, достаточных для сбалансированности внутреннего рынка при его экспортной ориентации;
интеграция субъектов АПК в
многоотраслевые и
создание
условий для устойчивого
Таким образом, инновационный путь развития - бесспорный приоритет. Поэтому, чтобы не отстать от мировых экономических процессов и наравне конкурировать с ведущими зарубежными экспортерами и импортерами агропромышленной продукции, отечественный АПК должен ускоренно идти по пути инновационного развития и осваивать признанные в мире методы и средства конкуренции.
В заключение отметим, что в настоящее время на международном уровне инновационное развитие принимается как наиболее перспективное направление обеспечения высокого качества жизни, поэтому молодая белорусская государственность должна в полной мере соответствовать данным устремлениям.
Задание 2
На примере предприятия КСУП Слободское имени Ленина приведем данные и рассчитаем показатели эффективности деятельности данного предприятия. В связи с отсутствием данных за 2011 год, произведем расчет показателей за 2008-2010 годы.
Таблица 2.1 - Исходные данные для расчета показателей эффективности на примере КСУП Слободское имени Ленина
Наименование показателя |
Значение показателя | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Валовая продукция в сопоставимых ценах (млн. руб.) |
5170 |
10702 |
13437 |
Реализованная продукция в текущих ценах (млн. руб.) |
4851 |
6772 |
12111 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (млн. руб.) |
22760 |
38547 |
44633 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств (млн. руб.) |
5715,5 |
19666 |
13538 |
Среднегодовая численность работников (чел) |
240 |
340 |
324 |
Общая площадь сельхозугодий, га |
5490 |
7354 |
7213 |
Площадь посевных площадей, занимаемых культурой, га |
3248 |
4502 |
4458 |
Общая прибыль (млн. руб.) |
406 |
-384 |
22 |
Издержки управления (млн. руб.) |
7268 |
13944 |
18930 |
Общие издержки (млн. руб.) |
4445 |
7156 |
12089 |
Прибыль от реализации молока, млн. руб. |
234 |
138 |
581 |
Издержки (молоко), млн. руб. |
2069 |
3492 |
5658 |
Валовой сбор культуры, ц |
1536900 |
2335900 |
1872300 |
Валовой надой молока (за вычетом молока, высосанного телятами), кг |
31120000 |
5203000 |
7493000 |
Поголовье КРС на начало года, голов |
1012 |
1540 |
1582 |
Общий привес за период, кг |
398000 |
599000 |
901000 |
Количество дней откорма, дней |
365 |
365 |
365 |
Общий расход кормов, к.ед. |
8232000 |
13717000 |
19879000 |
Количество отработанных часов |
519000 |
763000 |
752000 |
Информация о работе Контрольная по Государственному регулированию в АПК