Контрольная по Государственному регулированию в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Современный уровень развития перерабатывающей промышленности предъявляет новые требования к определению конкурентоспособности продукции и, следовательно, отрасли в целом. Динамичное развитие технологических процессов сокращает жизненные циклы всех видов продукции. В связи с этим необходимо постоянно вводить такие виды продукции в производство, которые были бы конкурентоспособными на потребительском рынке и при этом повышали конкурентоспособность отрасли. Очевидно, что чем шире набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки для успешной деятельности на мировом рынке.

Оглавление

Задание 1. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности на предприятиях АПК Республики Беларусь………………………с.3-15
Задание 2. На примере предприятия КСУП Слободское имени Ленина рассчитать показатели эффективности деятельности данного предприятия……………….с.16-22
Задание 3. Используя исходные данные (таблица 3.1) оценить уровень государственного регулирования сельского хозяйства…………………………с. 23-26
Список используемых источников………………………………………….с.27-28

Файлы: 1 файл

КР ПО ГОС РЕГ.docx

— 78.31 Кб (Скачать)

 

Доля  затрат на приобретение оборудования неуклонно растет (с 45% до 65%), а на приобретение новых и высоких технологий достигла в 2010 г. минимума (0,43%). Анализ показывает, что средства на получение информации о рынках и технологиях выделяются в мизерном объеме - порядка 0,2% в структуре затрат, т.е. максимально в расчете на одну организацию в 2009 г. приходится 244 млн руб. в год или 20 млн руб. в месяц, а 2010 г. в два раза меньше. Негативной признаем и тенденцию поддержания минимальных затрат на обучение и подготовку персонала, связанных с технологическими инновациями (0,13% - 0,08%), что никак не способствует инновационной восприимчивости персонала и повышению квалификации инженерных работников-потенциальных новаторов и рационализаторов.

Доля затрат на приобретение новых  и высоких технологий столь незначительна, что возникает вопрос, а существует ли предложение со стороны производителей-создателей технологий? Очевидно, что зарубежные производители оценивают собственные разработки не дешево, а есть ли альтернатива? Кто разрабатывает новые технологии в Республике Беларусь?

Исследуя  состав организаций, которые занимаются научными исследованиями и разработками по данным [2], мы приходим к выводу о росте их числа, но ряде негативных изменений в их структуре.

Таблица 3 отражает количество организаций и их структуру по видам работ в 2006-2010 гг.[2]

Таблица 3 - Динамика количества и структуры  субъектов инновационной деятельности, выполнявших научные исследования и разработки в 2006-2010гг.

Показатель

Число предприятий

Удельный  вес в общем числе организаций, %

 

2006

2007

2008

2009

2010

2006

2007

2008

2009

2010

Число предприятий -

                   

всего

338

340

329

446

468

100

100

100

100

100

в том числе:

                   

научно-исследовательские

180

174

166

114

106

53,25

51,18

50,46

25,56

22,65

организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конструкторские, проект-

                   

но-юнструкторские, технологические организации

37

34

33

37

35

10,95

10

10,03

8,3

7,48

проектные и проектно-

                   

изыскательские орга-

5

5

6

10

9

1,48

1,47

1,82

2,24

1,92

низации строительства

                   

опытные (эксперимен-

2

1

1

9

13

0,59

0,29

0,3

2,02

2,78

тальные) организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учреждения, обеспе-

                   

чивающие  получение высшего образования

40

45

44

43

43

11,83

13,24

13,37

9,64

9,19

промышленные орга-

61

68

65

92

113

18,05

20

19,76

20,63

24,15

низации

                   

 

Наибольшее число организаций  сферы исследований и разработок относится к промышленности (24%), но существенным является рост организаций из перечня «прочие» (с 3,8% до 31,8%) на фоне снижения с 53% до 23% числа научно-исследовательских организаций, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических организаций, которые, собственно, и должны заниматься созданием новых технологий. Из-за нехватки предложения от специализированных организаций предприятия промышленности берут на себя их функцию. Как следствие, число приобретенных технологий (в 2010 г. 49 технологий, из них только 3 - высокие) преобладает над числом переданных (в 2010 г переданы 24 технологии, из них 17 - высокие) в области производства машин и оборудования.

 

Наблюдается существенный рост в 2009-10 гг. коммерческого сектора исследований и разработок, который достиг 65% как по числу организаций, так и по количеству персонала. Следует отметить две «волны» перетекания персонала: из коммерческого в государственный сектор в 2006 г. и обратно в 2008 г., что особенно интересно, т.к. именно с 1 января 2008 г. установлены ежемесячные доплаты в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда для докторов и кандидатов наук, доцентов и профессоров в бюджетной сфере. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, к 2010 г. достигло 468 единиц, а их персонал 31712 человек в среднем получал 1,7 млн руб., что в эквиваленте составляло порядка 450$. А с учетом девальвации и колебаний валютных курсов в 2011 г. их материальная заинтересованность в продуктивной работе вызывает сомнение. Достаточно стабильны показатели численности персонала высшей школы. Но негативными следует признать тенденции роста доли вспомогательного персонала: так, в 2010 г. на одного вспомогательного работника приходятся 2 исследователя. А снижение доли работников, имеющих ученую степень, в численности исследователей, позволяет говорить о тенденции падения уровня кадрового потенциала инновационной сферы, при этом они в основном сосредоточены в сфере высшего образования.

 Успешное развитие современной экономики Республики Беларусь невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной инновационной продукции. Особая роль в развитии инновационной деятельности государства принадлежит хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса, которые являются основным звеном экономического развития и определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности, степень обеспечения национальной независимости.

 Инновационный путь развития означает такую организацию социально-экономических отношений в обществе, которая обеспечивает развитие человеческого потенциала, устойчивый рост и повышение конкурентоспособности экономики за счет постоянного повышения эффективности использования всех ресурсов и факторов производства. При этом главными ресурсами признаются интеллектуальные и информационные, а важнейшим фактором роста эффективности и конкурентоспособности экономики — инновационная политика государства и инновационная деятельность хозяйствующих субъектов и членов общества [10, с. 65].

Проводимая государственная политика позволила сделать мощнейший рывок в развитии сельского хозяйства страны. Сегодня Беларусь по производству продовольствия на душу населения занимает первое место среди стран СНГ и входит в число мировых лидеров по производству молока, картофеля, льна и других видов продукции. По итогам 2010 г. более 2,5 млрд. долларов страна получила от экспорта сельскохозяйственной продукции, а отечественные продовольственные товары присутствуют на рынках в 63 странах. За 2011-2015 гг. планируется увеличить экспорт сельхозпродукции и продовольствия до 7 млрд. долларов. Для сравнения: это больше, чем приносит стране экспорт калийных удобрений.

Задача  на 2011-2015 гг. состоит в обеспечении  инновационного пути развития отечественного агропромышленного комплекса и повышении эффективности сельскохозяйственного бизнеса.

Исследования  показали, что в настоящее время  в АПК Республики Беларусь существует немало проблем и трудностей, препятствующих ускоренному развитию сектора.

Среди таких проблем следует выделить то, что в стране в настоящее время большинство предприятий агропромышленного комплекса являются низко - или неплатежеспособными, поэтому они не в состоянии в полной мере организовать инновационную модернизацию. Таким образом, сложился замкнутый круг - предприятия не имеют средств для технико-технологической модернизации производства, а отсюда производят неконкурентоспособную по издержкам и товарным свойствам продукцию, которая не может найти широкого сбыта, особенно на зарубежных рынках, что в свою очередь приводит к невозможности сформировать достаточные капиталы для инновационной модернизации производства. При этом следует подчеркнуть, что без такого обновления и дальнейшего развития инновационной деятельности перспектив для отечественного АПК не может быть.

Одна  из трудностей инновационного развития АПК страны состоит в том, что  разработка преобладающей части  технологических инноваций идет не за счет агропромышленных структур, являющихся основными пользователями этих технологий, а государства, которое не занимается непосредственным внедрением разработанных ноу-хау. Более того, изучение показывает, что предприятия АПК Беларуси в настоящее время выступают в качестве импортеров инновационных технологий, при этом закупка иностранных ноу-хау ведется преимущественно с целью сглаживания очевидной отсталости производства.

Ключевой  проблемой развития инновационной  деятельности является то, что отечественный агропромышленный комплекс использует в настоящее время только около 40 % НИОКР, а инновации внедряют примерно 12-15 % предприятий. Результатом этого является недопустимо низкий уровень инновационной активности агропромышленных предприятий: удельный вес инновационной агропромышленной продукции, поставляемой на внутренний рынок, составляет только около 17 %.

Главная причина инновационного кризиса  состоит в отсутствии в настоящее  время в агропромышленном комплексе  Республики Беларусь признанной и эффективной политики в отношении инновационных и производственных процессов. Такая политика должна исходить из концепции инновационного развития страны в условиях интернационализации и информатизации хозяйственной системы. Конкуренция призвана сместить приоритеты с собственно производства на инновации, при этом устойчивый экономический рост должен обеспечиваться не столько наращиванием производства агропромышленной продукции, сколько непрерывным совершенствованием структуры, качества и затрат производства под влиянием самоорганизации и организации управления спросом и предложением, а также в связи с ростом инвестиций в человеческий капитал [1, с. 184-187].

 По результатам проведенных исследований, выделим приоритетные направления развития отечественного АПК, реализация которых позволит сформировать стратегию инновационного развития агропромышленного производства, что поспособствует, в свою очередь, эффективному развитию национальной экономики Республики Беларусь и повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на мировом рынке:

техническое и технологическое  переоснащение, модернизация материально-технической  базы не только сельского хозяйства  и всего агропромышленного производства, но и сельской территории;

совершенствование размещения и специализации, обеспечивающие эффективное развитие сельскохозяйственного производства и создание устойчивых сырьевых зон перерабатывающей промышленности;

устойчивость и эффективность  производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в объемах, достаточных для сбалансированности внутреннего рынка при его экспортной ориентации;

интеграция субъектов АПК в  многоотраслевые и специализированные объединения в виде агрокомбинатов, агрохолдингов, включающие в себя весь технологический цикл: от производства сырья до выпуска и сбыта готовой продукции. Именно на основе таких объединений и должен перестраиваться весь агропромышленный комплекс;

создание  условий для устойчивого развития сельской территории и повышения  качества жизни сельского населения.

 Таким образом, инновационный путь развития - бесспорный приоритет. Поэтому, чтобы не отстать от мировых экономических процессов и наравне конкурировать с ведущими зарубежными экспортерами и импортерами агропромышленной продукции, отечественный АПК должен ускоренно идти по пути инновационного развития и осваивать признанные в мире методы и средства конкуренции.

В заключение отметим, что в настоящее время  на международном уровне инновационное  развитие принимается как наиболее перспективное направление обеспечения высокого качества жизни, поэтому молодая белорусская государственность должна в полной мере соответствовать данным устремлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

На примере предприятия  КСУП Слободское имени Ленина приведем данные и рассчитаем показатели эффективности деятельности  данного предприятия. В связи с отсутствием данных за 2011 год, произведем расчет показателей за 2008-2010 годы.

Таблица 2.1 - Исходные данные для расчета показателей эффективности на примере КСУП  Слободское  имени  Ленина

Наименование показателя

Значение показателя

2008

2009

2010

Валовая продукция в сопоставимых ценах (млн. руб.)

5170

10702

13437

Реализованная продукция в текущих  ценах (млн. руб.)

4851

6772

12111

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (млн. руб.)

22760

38547

44633

Среднегодовая стоимость оборотных  средств (млн. руб.)

5715,5

19666

13538

Среднегодовая численность работников (чел)

240

340

324

Общая площадь сельхозугодий, га

5490

7354

7213

Площадь посевных площадей, занимаемых культурой, га

3248

4502

4458

Общая прибыль (млн. руб.)

406

-384

22

Издержки управления (млн. руб.)

7268

13944

18930

Общие издержки (млн. руб.)

4445

7156

12089

Прибыль от реализации молока, млн. руб.

234

138

581

Издержки (молоко), млн. руб.

2069

3492

5658

Валовой сбор культуры, ц

1536900

2335900

1872300

Валовой надой молока (за вычетом  молока, высосанного телятами), кг

31120000

5203000

7493000

Поголовье КРС на начало года, голов

1012

1540

1582

Общий привес за период, кг

398000

599000

901000

Количество дней откорма, дней

365

365

365

Общий расход кормов, к.ед.

8232000

13717000

19879000

Количество отработанных часов

519000

763000

752000

Информация о работе Контрольная по Государственному регулированию в АПК