Контрольная по Государственному регулированию в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Современный уровень развития перерабатывающей промышленности предъявляет новые требования к определению конкурентоспособности продукции и, следовательно, отрасли в целом. Динамичное развитие технологических процессов сокращает жизненные циклы всех видов продукции. В связи с этим необходимо постоянно вводить такие виды продукции в производство, которые были бы конкурентоспособными на потребительском рынке и при этом повышали конкурентоспособность отрасли. Очевидно, что чем шире набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки для успешной деятельности на мировом рынке.

Оглавление

Задание 1. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности на предприятиях АПК Республики Беларусь………………………с.3-15
Задание 2. На примере предприятия КСУП Слободское имени Ленина рассчитать показатели эффективности деятельности данного предприятия……………….с.16-22
Задание 3. Используя исходные данные (таблица 3.1) оценить уровень государственного регулирования сельского хозяйства…………………………с. 23-26
Список используемых источников………………………………………….с.27-28

Файлы: 1 файл

КР ПО ГОС РЕГ.docx

— 78.31 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Задание 1. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности на предприятиях АПК Республики Беларусь………………………с.3-15

Задание 2. На примере предприятия КСУП Слободское имени Ленина рассчитать показатели эффективности деятельности  данного предприятия……………….с.16-22

Задание 3. Используя исходные данные (таблица 3.1) оценить уровень государственного регулирования сельского хозяйства…………………………с. 23-26

Список используемых источников………………………………………….с.27-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Вариант 11

 

11. Государственное регулирование  научно-технической и инновационной  деятельности на предприятиях  АПК Республики Беларусь.

Анализ законодательства Республики Беларусь по рассматриваемому вопросу.

Анализ статистических данных характеризующих состояние и  динамику инновационной деятельности предприятий Республики Беларусь.

Основные направления  и приоритеты государственной научно-технической  политики.

 

 

Современный уровень развития перерабатывающей промышленности предъявляет новые требования к определению конкурентоспособности продукции и, следовательно, отрасли в целом. Динамичное развитие технологических процессов сокращает жизненные циклы всех видов продукции. В связи с этим необходимо постоянно вводить такие виды продукции в производство, которые были бы конкурентоспособными на потребительском рынке и при этом повышали конкурентоспособность отрасли. Очевидно, что чем шире набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки для успешной деятельности на мировом рынке.

Конкурентные  преимущества достигаются за счет природных, материальных, трудовых и финансовых факторов: более дешевых производственных ресурсов, географического положения страны, высокой производительности труда, более современных технологий, развитой инфраструктурой и т.д. И, как показывает практика, успех в международной конкуренции на сегодняшний день определяется, прежде всего, их эффективным использованием.

Как свидетельствует  отечественный и зарубежный опыт, наиболее разумный путь усиления продовольственной  конкурентоспособности на внешнем  рынке - адаптация научно-производственной деятельности к требованиям рыночного спроса на основе отличий от конкурентов за счет инноваций в сфере производства и сбыта.

Большую роль в области инновационной  деятельности играло и продолжает играть целенаправленное государственное  вмешательство, включая правовое регулирование  соответствующих процессов.

Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как важнейший инструмент развития экономики и как ключевой фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения.

Определяя цели собственной политики, государство  одновременно разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться  политика в научной и инновационной  сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Ведущим принципом государственного регулирования  экономики является такое воздействие  на экономические и социальные процессы, которое не разрушает ее рыночные основы, обеспечивает сбалансированный рост и повышение благосостояния всего населения.

В соответствии с этим в Республики Беларусь деятельность Министерства экономики в области инновационного развития в 2011 году сосредоточена на следующих направлениях.

1. Работа  по доработке проекта Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (ГПИР) как ключевого инструмента инновационного развития.

В настоящее  время Государственная программа  доработана и утверждена Постановлением Совета Министерства Республики Беларусь от 26.05.2011 г. № 669.

Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011 -2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.

Достижение  этой цели предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:

организационно-структурное  развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;

формирование институциональной  среды, благоприятной для ускорения инновационного и технологического развития;

привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных  проектов;

обучение  и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями.

В рамках Государственной программы предусматривается  выполнение 235 важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь.

Свыше 900 инновационных проектов по созданию новых и модернизации действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологическому переоснащению производств в целях освоения и выпуска новой продукции, предстоит реализовать в рамках программ развития видов экономической деятельности, а также программ развития областей и г. Минска.

Объем финансирования проектов по созданию новых предприятий и производств  составит 57 422,97 млрд. рублей [3].

2. Разработка проекта Национальной инновационной стратегии 
развития Республики Беларусь на 2011-2025 г.

Основными целями разработки данной Стратегии  являются: формирование системного видения  места Беларуси в современном мире на сегодняшний день;

проектирование  миссии и желательного места Беларуси в мире к 2025г. с учетом влияния  внешних и внутренних факторов развития;

определение стратегии практических действий белорусского государства на средне- и долгосрочную перспективу в контексте необходимости обеспечения национальной конкурентоспособности как основы национальной безопасности страны.

  1. В рамках формирования и развития высокотехнологичного сектора национальной экономики предусмотрена работа по формированию институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического развития.
  2. В целях совершенствования системы стимулирования изобретательской деятельности и коммерциализации перспективных научно-технических разработок по приоритетным направлениям научно-технической деятельности разрабатывается проект Указа Республики Беларусь «О некоторых мерах по стимулированию изобретательской деятельности и коммерциализации перспективных научно-технических разработок», предусматривающий введение двух новых механизмов коммерциализации: инновационные ваучеры и гранты.
  3. Принятие Концепции формирования и развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в Республике Беларусь. Цель данной Концепции - формирование эффективной Национальной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства, ориентированной на создание в Республике Беларусь многочисленного частнопредпринимательского сектора [4].

Главный итог выполнения указанных мероприятий  и реализации проектов - дополнительные поступления в бюджет, новые рабочие  места, высокий уровень конкурентоспособности  и эффективности, высокая оплата труда, а значит и соответствующий  европейский уровень жизни.

 

Субъекты инновационной деятельности, являющиеся юридическими лицами, производящими инновационную продукцию или иным образом осуществляющими инновационную деятельность, получили название инновационно-активные организации. В таблице 1 представлены статистические данные по основным показателям инновационной деятельности таких организаций в Республике Беларусь [2].

 

 

 

Отметим, что основные показатели инновационной деятельности организаций имеют положительную динамику, но в кризисном 2009 г. наблюдается падение всех показателей. Доля инновационно-активных организаций в общем количестве промышленных предприятий, которые в отчетном периоде осуществляли затраты на инновации, в среднем за исследуемый период составила 14,06%, и даже в наиболее благоприятный 2007 г. не превысила 18%. Незначительна (в среднем 15,55%) доля инновационной продукции (новой или усовершенствованной), полученной с использованием результатов научных и научно-технических исследований. Соотношение затрат на инновации и объема инновационной продукции позволяет судить об эффективности вложений. Так, за исследуемый период это соотношение снизилось с 0,34 до 0,15, т.е. темпы роста объемов инновационной продукции опережают темпы роста затрат на инновации, что объясняется существенным влиянием ценового фактора. Наиболее сложным стал 2009 г., когда наблюдается падение всех показателей. Сопоставление темпов роста основных показателей позволяет говорить о замедлении объемов привлекаемых в инновационную деятельность финансовых ресурсов, но следует отметить опережающие темпы роста объемов инновационной продукции по сравнению с темпами роста затрат на инновации. В целом наблюдается достаточно высокая корреляции темпов роста показателей.

В 2010 г. число инновационно-активных предприятий оказалось на уровне 2005 г., но стоимость произведенной инновационной продукции в действующих ценах возросла в 2,65 раза при росте затрат на 118%, что объясняется инфляционной составляющей цены и активизацией продаж продукции на экспорт по более высоким ценам. При этом доля инновационной продукции не увеличивалась и значительно не изменялась.

Темпы вовлечения в инновационную деятельность организаций замедлились: падение наблюдается начиная с 2008 г., что связано с недостаточно развитий системой стимулирования инновационной активности внутри организаций. Этот вывод подтверждает и анализ данных аналитического доклада «О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2010 года и за период 2006-2010 годов» [5], в котором приводятся оценка в 2010 г. организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, отдельных факторов, препятствующих инновациям.

Недостаток  собственных средств, высокие риск и стоимость инноваций выступают  как основные факторы снижения инновационной  активности. Неразвитость инновационного и кадрового потенциала, а также  и информационного обеспечения отмечается большим числом респондентов, но преимущественно как незначительные факторы. Следует отметить, что респондентами недооценивается такой важнейший фактор, как платежеспособный спрос на новые продукты. Интересен тот факт, что невосприимчивость к инновациям со стороны организаций также не воспринимается как решающий фактор. Меры же государства по регулированию и стимулированию инновационной деятельности большинством опрошенных лиц оцениваются как достаточные.

Интерес вызывает вопрос, на какие нужды  организациям требуются собственные  средства, нехватку которых подтверждает большинство респондентов? Направлены ли средства на повышение инновационного потенциала? На получение информации о рынках и технологиях?

Проведен  анализ количественных показателей и видов инновационной деятельности, присущих белорусским организациям. Традиционно преобладает приобретение активной части основных средств, связанных с технологическими инновациями, следует отметить, что незначительно приобретение новых и высоких технологий (до 25).

Анализ  показал, что структура предприятий в разрезе видов деятельности существенно не изменилась. Приобретением новых и высоких технологий занимаются до 3% организаций, что признается негативным фактом. Наибольший удельный вес составляют предприятия, осуществлявшие закупку активных основных средств (около 30%), исследованием и разработкой новых продуктов занимаются до 28% предприятий, т.е. предприятия, использующие уже освоенные технологии, а не разрабатывающие новые.

Таблица 2 отражает объемы затрат на технологические инновации [2].

 

 

 

 

Таблица 2 - Затраты субъектов инновационной деятельности на технологические инновации, млрд. руб.

 

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

Исследование  и разработка новых продуктов,

         

услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов

682,3

708,7

562,2

312,1

597,5

Приобретение  машин и оборудования, связанных  с

1267,6

1314,5

1569,7

1786,6

1818,1

технологическими  инновациями

 

 

 

 

 

Приобретение  новых и высоких технологий

86,2

14,6

13,6

36

12

Приобретение  компьютерных программ и баз данных,

8

5,7

14,1

8,3

11,1

связанных с технологическими инновациями

 

 

 

 

 

Производственное  проектирование, другие виды подготовки

         

производства для выпуска новых  продуктов, внедрения новых услуг  или методов их производства (передачи)

243,4

211,4

250,2

249,8

258,7

Обучение  и подготовка персонала, связанные  с

2,3

2,4

3,9

2,8

2,3

технологическими  инновациями

 

 

 

 

 

Маркетинговые исследования, связанные с

3,6

3,7

9

9,3

4,8

технологическими  инновациями

 

 

 

 

 

Прочие  затраты на технологические инновации

494,1

524,6

524,9

295,5

88,8

Всего затраты на технологические инновации

2787,5

2785,6

2947,6

2700,4

2793,3

Информация о работе Контрольная по Государственному регулированию в АПК