Исследование проблемы, и, прежде
всего действующего законодательства,
показало, что наряду с Конституцией Республики
Казахстан в настоящее время существует
целая система юридических норм, закрепляющих
основные направления воспроизводства
земельных, водных, лесных и других ресурсов
природы, порядок и условия этой деятельности,
определяющих круг субъектов данных отношений
и органов управления названными процессами.
Имеются и нормы юридической
ответственности за нарушения требований
по воспроизводству природных ресурсов.
К числу наиболее значимых актов,
предусматривающих мероприятия по воспроизводству
ресурсов природы, относятся Земельный
кодекс 2003 г., Водный кодекс 2003 г., Лесной
кодекс 2003 г., Об охране окружающей среды
1997 г. и др. Содержание этих актов нацеливает
все органы власти и управления, самоуправления
общественности природопользователей
на необходимость тщательного и систематического
контроля за проведением работ по борьбе
с эрозией почв; за правильным использованием
земель, вод, лесов, других природных богатств;
за соблюдением природопользователями
действующих норм и правил по рекультивации
земель, воспроизводству растительного
и животного мира и т.п.
К примеру, актами, предусмотрена
обязанность предприятий, учреждений
и организаций следить за своевременным
выполнением планировочных, строительно-монтажных,
мелиоративных и других работ в соответствии
с утвержденным проектом, за своевременным
перечислением средств землепользователям
на освоение земельной территории, указанной
в проекте рекультивации. Землепользователи,
в свою очередь, несут ответственность
за качественное выполнение работ по восстановлению
плодородия земель и за своевременное
их вовлечение в сельскохозяйственное
или другое производство. Базовыми нормами
в данном случае являются гл. II Земельного
кодекса РК.
К сожалению, воспроизводство
земельных ресурсов по объективным и субъективным
причинам еще не находится на должном
уровне. В Республике практически уже
нет площадей для освоения.
Известно, что при строительстве
и эксплуатации Шардаринской ГЭС пришлось
распроститься с более чем 90 тыс. гектаров
плодородных земель. К тому же при сбросе
водных масс из верхнего бьефа плотины
в нижний мощными потоками воды разрушаются
берега. За год из сельскохозяйственного
производства выбывает несколько сот
гектаров плодороднейших земель. Осваивать
новые земли взамен выбывших, как уже было
отмечено, не представляется возможным.
Таких земель просто нет в природе.
В последнее время у нас в республике
разгорелись дискуссии относительно того,
поднимать ли уровень Балхашского водохранилища
или оставить его прежним и даже понизить
этот уровень. Действительно, проблема
ее серьезная. Но хочется надеяться, что
соответствующие специалисты все-таки
при ее решении учтут интересы воспроизводства
земельных ресурсов, животного мира и
сохранения среды обитания диких наземных
животных.
В ныне действующем водном законодательстве
также содержатся нормы, посвященные воспроизводству
водных ресурсов. Здесь, в первую очередь,
следует назвать ст. 121, 125 и 127 Водного кодекса
Республики Казахстан. К сожалению, восстановление
водных ресурсов связано лишь с платой
за их использование. Другие же вопросы,
касающиеся, например, прав и обязанностей
водопользователей, в Кодексе не отражены.
Поэтому не случайно ни в законодательстве,
ни на практике не упоминаются и не используются
такие виды воспроизводства водных ресурсов,
как переход на оборотное водоснабжение,
безводную технологию, воздушное охлаждение
и т.д.
Необходимо отметить, что перечисленные
нормы, безусловно, будут способствовать
сокращению количества случаев нарушения
требований по воспроизводству животного
мира. Однако предстоит еще многое сделать
в смысле конкретизации и Закона, и других
нормативных актов, а также практики их
применения и установления конкретных
мер ответственности за упомянутые нарушения.
На качестве воспроизводства
животного мира заметно сказывается ухудшение
среды обитания. Особенно это касается
рыбных запасов. Наиболее характерна в
этом отношении судьба рек и их рыбных
запасов. Пример этот имеет давнюю историю,
но подобные случаи весьма возможны и
в настоящее время.
Эти реки (Ишим, Тобол и др.) до
того, как они были зарегулированы в результате
строительства гидроузлов и других гидротехнических
сооружений, издавна считались идеальным
местом нереста и нагула ценных промысловых
рыб. Нарушение гидрологического режима
рек значительно сократило рыбные запасы
региона. Компенсационные меры в виде
строительства рыбозаводов по выращиванию
молоди рыб, рыбоходных каналов и т.д. не
дали желаемого результата. К тому же строительство
этих объектов неоправданно затягивалось,
а последующая эксплуатация нередко осуществлялась
с нарушением соответствующей технологии.
Отсюда воспроизводство рыбных запасов
рек продолжает оставаться до сих пор
острой проблемой. В этой связи со всей
очевидностью встает вопрос о более четкой
регламентации прав и обязанностей лиц,
ответственных за строительство и эксплуатацию
такого рода сооружений. Отсутствие же
подробной регламентации приводит порой
к значительному снижению
Воспроизводство природных
ресурсов требует больших материальных
затрат, поэтому все нормы права, регулирующие
этот процесс (обязывающие, запретительные),
должны строго соблюдаться, ибо отступление
от указанных норм не только сводит на
нет уже затраченные усилия, но и нередко
порождает более существенные по своим
масштабам последствия.
Представляется, что экспериментирование
с воспроизводством природных ресурсов
может и должно иметь место, но только
в целях познания природных процессов
и в специально отведенных для этого местах,
а не на широком поле производственной
или иной деятельности. В этой связи целесообразно
более детально конкретизировать правовые
нормы, регулирующие воспроизводство
и охраняющие при этом интересы государства.
Пока же еще у нас в законодательстве существует
больше общих, базовых норм, чем конкретных.
Важнейшим организационно-правовым
средством, обеспечивающим рациональное
использование природных ресурсов и охрану
окружающей среды, являются перспективные
и текущие государственные планы экономического
и социального развития. К этим планам
относятся территориальные комплексные
схемы охраны природной среды, генеральные
схемы охраны и обеспечения рационального
использования земельных, лесных и других
ресурсов.
В последнее время стали чаще
разрабатываться программы охраны природных
ресурсов, в которых значительное место
уделено их воспроизводству.
Важнейшим условием реализации
планов по охране природы является их
финансовое обеспечение. Анализ источников
финансирования мероприятий по охране
природы и рациональному использованию
природных ресурсов показывает, что за
счет государственного бюджета финансируются
мероприятия по охране природы при строительстве
наиболее крупных объектов общегосударственного
значения. Из бюджета Республики Казахстан
средства направляются на строительство
отдельных природоохранительных объектов,
на проведение мероприятий по мелиорации
сельскохозяйственных земель, на развитие
лесного хозяйства и т.д.
Общеизвестно, что в воспроизводстве
природных ресурсов огромная роль принадлежит
заповедной (консервативной) форме охраны
среды.
Несмотря на количественный
рост заповедных территорий, качество
заповедной охраны природы оставляет
желать лучшего. Главная причина здесь
заключается в отсутствии полноценного
ее финансирования. Кроме того, недостаток
технических средств охраны, малочисленность
штатных работников приводят к печальным
результатам.
Третья форма охраны природной
среды - ее улучшение, оздоровление - также
играет большую роль в воспроизводственной
деятельности. Проблем здесь довольно
много, одна из самых острых - проблема
утилизации отходов производства и потребления.
В настоящее время уже предпринимаются
серьезные меры в этом направлении. Не
отстает в этом отношении и Республика
Казахстан: достаточно сослаться на факт
строительства в Шымкенте завода по переработке
отходов.
Воспроизводство природных
ресурсов немыслимо без такого рычага
поведения участников экологических отношений,
как материальное и моральное поощрение.
Меры морального и материального поощрения
предусмотрены всеми заглавными актами,
законами. Применение этих мер становится
все более заметным, важно, чтобы они и
стали нормой жизни.
Исследование данной проблемы
привело нас к выводу о необходимости
принятия закона о воспроизводстве природных
ресурсов, а также Постановления Правительства
РК об улучшении и оздоровлении окружающей
природной среды. Кстати сказать, первая
форма охраны окружающей природной среды
закреплена в специальном законе.
Воспроизводство природных
ресурсов немыслимо без применения средств
его обеспечения, в том числе мер юридической
ответственности. Однако данный вопрос
является большим, самостоятельным и специфическим.
Вот почему мы в данном случае не будем
его анализировать.
3 Эффективность
использования природных ресурсов
Для вхождения Казахстана в
число 50 конкурентоспособных стран мира
необходимо повысить показатель эффективности
использования природных ресурсов.
В настоящее время усредненный
показатель эффективности использования
ресурсов (всех производственных технологий
и процессов. - Примечание Kazakhstan Today) по
Казахстану равен 31%, что больше, чем среднемировой
уровень (24%), но в полтора раза меньше,
чем в наиболее конкурентоспособных странах,
для сравнения: в Японии он составляет
36%, в США - 34%, в Германии - 33%.
При этом, что анализ обобщенного
показателя эффективности использования
ресурсов страны показывает, что экономический
рост достигался преимущественно за счет
роста цен и потребления значительных
ресурсов, при этом имеет место огромная
потеря и деградация природных богатств.
Достижение конкурентоспособности невозможно
без изменения данной тенденции. Экономический
рост Казахстана должен происходить за
счет повышения показателя эффективности
использования ресурсов, а не за счет наращивания
потребления ресурсов.
Согласно расчетам, резервы
роста Казахстана счет потребления ресурсов
могут быть исчерпаны в ближайшие 15-20 лет,
лишь при уровне эффективности использования
природных ресурсов не ниже 37% начиная
с 2012 года и не ниже 43% - с 2019 года страна
может конкурировать с развитыми странами.
Проект концепции
перехода Республики Казахстан к устойчивому
развитию на 2006 - 2024 годы, который в настоящее
время проходит согласование в министерствах,
предусматривает поэтапное повышение
основных показателей развития страны.
Так, показатель эффективности использования
ресурсов планируется к 2012 году повысить
до 37%, к 2018-му - до 43%, к 2024-му - до 53%.
Прогнозируется,
что к 2018 году Казахстану удастся укрепить
свое положение среди лидеров мирового
развития по уровню качества жизни, существенно
сократить потери от нерационального
использования природных ресурсов и обеспечить
высокий уровень экологической устойчивости.
К 2024 году Республика Казахстан сможет
соответствовать международным критериям
устойчивого развития.
Эффективность
использования природных ресурсов Казахстана
не приносит максимальную выгоду. Причем,
этот касается не только нефти, газа, других
минеральных ресурсов, но в не меньшей
степени - лесных богатств, водных биологических
и энергетических ресурсов.
Казахстан, с его
малыми гидроресурсами, использует свой
потенциал менее чем на 20 процентов, в
то время как другие развитые страны -
на 70-80 процентов.
По территории
Казахстана протекают крупнейшие реки
Азии. Коэффициент использования их гидроресурсов
по республике равен 3%. Единственная, соответствующая
мировым стандартам, действующая ГЭС это
Шардаринская ГЭС. Практически все гидростанции
республики в процессе сохранения электроэнергии
теряют до 80%. На остальных же участках
крупных рек пригодных для строительства
ГЭС их просто нет.
Промышленное рыболовство
развито практически только, на Каспии
и озере Балхаш. Причем доля ловли уменьшается
пропорционально с каждым годом. Крайне
низкая эффективность использования рыбной
отрасли понятна и очевидна.
В большинстве
стран рыбная отрасль традиционно закрыта
для иностранцев. В Республике Казахстан
доля иностранных фирм в рыболовной промышленности
по республике составляет 40%. Надо прекратить
выдачу квот иностранным компаниям и предпочтение
отдавать отечественным предприятиям,
развивающим собственную переработку.
Следующая причина
низкой эффективности использования водных
рыболовных ресурсов Республики Казахстан
это незаконная ловли и контрабанды. Доля
законной ловли рыбы в общей составляет
лишь 20%. И та производится с нарушением
всех международных норм. В республике
производится отлов рыбы молодого возраста,
которая во всех развитых страна законодательно
запрещена.
Необходимо для
увеличения эффективности использования
водных рыболовных ресурсов разработать
систему мер, обеспечивающих эффективный
таможенный контроль и пресечение незаконной
ловли и контрабанды.
Коэффициент эффективности
использования добычи нефти по Республике
Казахстан равен 40%.
В 2007 году Казахстан
занял одно из лидирующих мест в мире по
добыче нефти. А вот что касается переработки
нефти, то здесь республика существенно
отстает.
Казахстанская
нефть содержит в своем составе большое
количество масленичных веществ. Поэтому
на мировом рынка она продается на 10, а
то и 30% дешевле.
Основная причина
низкой эффективности использования нефти
в Республике Казахстан это низкая переработки
сырья внутри страны.
Еще одна проблема.
Сегодня в Республике Казахстан на нефтяных
промыслах сжигается по самым минимальным
оценкам более 15 млрд. кубометров попутного
газа в год. Тем более, что во всем мире
уже давно известна и действует система
мер, доказавшая свою эффективность. Надо
незамедлительно создать соответствующую
систему учета, увеличить экологические
штрафы, а также - ужесточить лицензионные
требования к недропользователям.
По потерям энергии
в тепловых сетях Республика Казахстан
занимает третье место в мире. Это плохой
рекорд. Что же касается уровня энергоэффективности,
то по большинству производств он отстает
от современного в 10-20 раз. К 2020 году поставлена
задача по снижению энергоёмкости экономики
практически на половину.