МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКИ Й
ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика, учет и туризм»
СРС № 10
Экономическая эффективность используемых
ресурсов РК
Выполнил(а) Акшулакова
А.
Курс___3___Группа___У-32__
Проверил(а) Садыкова
Ж.М.
Подпись____________________
№ |
Критерии оценки |
Баллы соответствия |
Балл |
1 |
Выполненное СРС |
0-50 |
|
2 |
Работа выполнена в срок |
0-5 |
|
3 |
Использованы дополнительные
источники |
0-5 |
|
3 |
Соответствие требованиям МУ
по СРС |
0-10 |
|
4 |
Самостоятельность работы |
0-15 |
|
5 |
Научно-исследовательский характер
работы |
0-15 |
|
6 |
Итого: |
0-100 |
|
СЕМЕЙ 2015г
Содержание
Введение
1. Анализ использования
и воспроизводства природных
ресурсов и полезных ископаемых
в РК
2. Анализ государственной
деятельности Республики Казахстан
в области организации воспроизводства
природных ресурсов
3. Эффективность использования
природных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный этап развития
мирового хозяйства отличается всевозрастающими
масштабами потребления природных ресурсов,
резким усложнением процесса взаимодействия
природы и общества, интенсификацией и
расширением сферы проявления специфических
природно-антропогенных процессов, возникающих
вследствие техногенного воздействия
на природу. Обострение сырьевых, топливных,
энергетических, водных и в целом экологических
проблем перешагнули границы отдельных
регионов и приобрели глобальный масштаб.
В этой связи большое значение приобретает
изучение природно-ресурсного потенциала
мира в целом, отдельных материков и стран,
анализ систем их хозяйственного использования,
сложившихся в различных социально-экономических
структурах современного мирового сообщества,
разработка представлений о региональном
и оптимальном освоении природных богатств.
Одно из главных богатств
Казахстана - это его природные ресурсы.
По оценке ученых ведущих стран мира Казахстан
занимает шестое место в мире по запасам
природных ресурсов. По подсчетам некоторых
ученых разведанные недра Казахстана
оцениваются примерно в 10 триллионов долларов
США.
Воспроизводство
природных ресурсов - объективная необходимость,
обусловленная всевозрастающим их потреблением,
а также некоторыми негативными последствиями
хозяйственной и иной деятельности, например,
загрязнением окружающей среды.
Воспроизводство
- категория экономическая. Однако эта
деятельность имеет и юридический аспект,
т.к. значительная часть отношений по воспроизводству
природных богатств возникает, изменяется
и прекращается в установленном законом
порядке, содержание его носит и правовой
характер.
Отсутствие специальных
научных разработок, а также всевозрастающая
потребность в надлежащей организации
процесса воспроизводства природных богатств,
развитие соответствующего законодательства,
повышение его регулятивной роли, организующей
роли органов власти и управления в области
охраны природы и побудили нас избрать
данную проблему в качестве предмета исследования.
Целью является
исследование процессов воспроизводства
природных ресурсов в Республике Казахстан.
Для достижения
данной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Провести теоретический
обзор свойств природных ресурсов
и их экономической классификации.
2. Дать общую
экономическую характеристику природных
ресурсов РК
3. Провести анализ
использования и воспроизводства
природных ресурсов и полезных
ископаемых в РК
4. Проанализировать
государственную деятельность Республики
Казахстан в области организации
воспроизводства природных ресурсов
1. Анализ использования
и воспроизводства природных ресурсов
и полезных ископаемых в РК
Воспроизводство природных
ресурсов естественный (регулируемый
и нерегулируемый) и искусственный процесс
приращения запасов природных ресурсов,
восстановление качественных их характеристик.
Включает такие виды, как рекультивация
и мелиорация земель, агротехнические
меры по улучшению почв, лесовосстановительные
работы, выращивание рыбопосадочного
материала, биотехнические мероприятия
по сохранению и воспроизводству диких
зверей и птиц, охрана водных ресурсов
и воздушного бассейна.
Общее количество контрактов,
по которым ведется мониторинг - 828 в том
числе: углеводородного сырья -253, по твердым
полезным ископаемым 335, по подземным водам
215 и по операциям, не связанным с добычей
- 25.
Недропользование осуществляется
158 компаниями, из них отечественных - 79
(50 % от общего количества компаний), иностранных
- 51 (32 %) и совместных - 28 (18 %).
В адрес 182 компаний, направлены
уведомления о нарушениях контрактных
обязательств и лицензионных условий.
По истечении установленного
срока контракты с недропользователями,
не устранившими нарушения и не представившими
разъяснения о причинах невыполнения
обязательств, будут расторгнуты в одностороннем
порядке.
Угледобывающая отрасль Казахстана,
пережив нелегкие времена, сегодня занимает
ключевые позиции в экономике страны.
С начала независимости республики шахтерами
страны добыто свыше 1 миллиарда 200 миллионов
тонн "черного золота".
Для достижения указанных объемов
будут приняты меры по обеспечению прироста
добычи угля за счет:
- технического перевооружения
действующих шахт и разрезов
с переходом на угледобывающую
технику современного технического
уровня;
- реализации комплексных
планов эффективной отработки
Экибастузского и Шубаркольского
угольных месторождений;
- повышения добычи низкозольного
угля на Майкубенском месторождении,
а также на разрезе «Каражира» для более
полного обеспечения потребностей тепловых
электростанций, улучшения снабжения
твердым топливом других отраслей и коммунального
сектора.
- повышения конкурентоспособности
казахстанского угля путем внедрения
международных стандартов серии
ИСО. В этой связи разработана
и утверждена Приказом Министра
энергетики и минеральных ресурсов
Республики Казахстан от 31 мая 2006
года № 166 Программа «Обеспечение
перехода угольной отрасли на
международные стандарты».
В соответствии с вышеперечисленными
документами в Республике Казахстан на
период до 2020 года намечается:
- восстановление блоков
№№ 1, 2 и 3 мощностью по 500 МВт на
Экибастузской государственной районной
электрической станции - 1 (далее ГРЭС-1);
- строительство энергоблоков
№ 3 и № 4 по 500 МВт на Экибастузской
Государственной районной электрической
станции - 2 (далее ГРЭС-2);
расширение теплоагрегатов
тепловой электроцентрали 2 (далее ТЭЦ)
на 240 МВт в городе Астане, строительство
новых теплоагрегатов № 1 и № 2 на ТЭЦ-3
городе Астане мощностью 240 МВт;
- строительство новой
ТЭЦ в поселке Кощи Акмолинской
области мощностью 195 МВт;
- расширение Степногорской
ТЭЦ на 200 МВт;
- строительство Семипалатинской
ТЭЦ - 3 мощностью 130 МВт;
- строительство Карагандинской
ТЭЦ - 4 мощностью 600 МВт;
- строительство Балхашской
тепловой электростанции (ТЭС) мощностью
4000 МВТ на полное развитие;
- расширение мощностей
на Усть-Каменогорской ТЭЦ, Семипалатинской
ТЭЦ-1, Карагандинских ТЭЦ 2 и ТЭЦ - 3, Карагандинской
ГРЭС-1, ГРЭС ТОО «Корпорация Казахмыс»,
ТЭЦ-3 акционерного общества «Павлодарэнерго»,
Рудненской ТЭЦ, Жамбылской и Талдыкорганской
ГРЭС.
Развитие плантационного выращивания
древесных пород различного целевого
назначения является одной из приоритетных
задач в области лесного хозяйства. В этой
связи следует отметить большую роль развития
института частного лесовладения.
Формирование и развитие частного
лесного фонда должно осуществляться
в рамках региональных программ областных
исполнительных органов путем предоставления
физическим и юридическим лицам в безвозмездное
долгосрочное землепользование или собственность
земельных участков для лесоразведения
из земель лесного, земельного фонда, а
также предоставления им инвестиционных
преференций, налоговых льгот и других
мер экономического стимулирования этой
деятельности.
Это позволит привлекать инвестиции
в лесоразведение, и в конечном итоге повышать
лесистость территории республики, способствовать
сохранению естественных лесов.
Для достижения благоприятного
уровня ведения лесного хозяйства, обеспечивающего
охрану и защиту лесов, стабильные объемы
их воспроизводства и лесоразведения
в первую очередь требуется принятие мер
по сокращению площадей лесных пожаров,
незаконных рубок и погибших лесонасаждений
от вредителей и болезней, так как увеличение
лесопосадочных работ не имеет смысла
без обеспечения сохранения уже существующих
лесов.
В этих целях численность государственной
лесной охраны, уровень материально-технической
обеспеченности лесоохранных учреждений
и особо охраняемых природных территорий
должны быть доведены до нормативных показателей.
По особо охраняемым природным территориям
республиканского значения данная работа
в течение последних лет проводится целенаправленно.
В лесоохранных учреждениях, находящихся
в ведении акимов областей, и численность,
и материально-техническое обеспечение
далеко не соответствует нормативам, установленным
Правительством.
Основная добыча природного
газа ведется в Актюбинской, Атырауской,
Западно-Казахстанской, Кызылординской
и Мангистауской областях.
В связи с тем, что в западных
областях РК расположены основные запасы
попутного и природного газа, в данных
регионах проводится более активная работа
по газификации населенных пунктов, чем
в других областях РК. Вместе с тем уровень
газификации в регионах не обеспечен в
полном объеме.
Так, в Мангистауской области
уровень газификации населения составляет
91%, Западно-Казахстанской - 67%, Актюбинской
- 58,3%, Атырауской области - 56%.
На юге уровень газификации
населения природным газом составляет:
г. Алматы - 81% , Жамбылской-24% , Южно-Казахстанской-41,5%
, г. Кызылорда - 44,5%, Костанайской области
- 16%, Алматинская - 5,7%.
Для обеспечения стабильных
поставок газа в Южные Регины страны требуется
строительство магистральных газопроводов
по маршруту «Запад-Юг».
С разработкой новых месторождений
наращиваются объемы добычи и выработки
товарного газа, что в свою очередь влечет
за собой увеличение экспортного потенциала
и насыщение внутреннего рынка газа.
В последние годы в Казахстане
больше внимания стало уделяться развитию
геологоразведочной отрасли. Ежегодно
увеличивается финансирование на проведение
геологического изучения недр. Комитетом
геологии и недропользования Министерства
энергетики и минеральных ресурсов Республики
Казахстан разработана и реализуется
"Программа развития ресурсной базы
минерально-сырьевого комплекса страны",
утвержденная Постановлением Правительства
РК. Также Комитетом активно развивается
международное сотрудничество со странами
дальнего и ближнего зарубежья. В целом,
геологическими исследованиями, выполняемыми
за счет средств республиканского бюджета
и привлекаемых инвестиций, обеспечивается
геологическое изучение недр страны, выявление
дефицитных видов сырья и поддержание
общей конкурентоспособности минерально-сырьевой
базы Республики Казахстан.
На данный момент в республике
существует проблема с воспроизводством
водных ресурсов. Экологи уже давно предупреждают:
такое положение дел может привести к
масштабной экологической катастрофе,
которая существенно подорвет и без того
слабую экономику центрально-азиатских
стран. Прорыв дамб и каналов чреват не
только разрушениями от потоков воды и
селей.
2. Анализ государственной
деятельности Республики Казахстан
в области организации воспроизводства
природных ресурсов
Среди мер по охране природной
среды одно из центральных мест занимает
воспроизводство природных ресурсов,
которое еще в конце 70-х годов приобрело
конституционное значение. Из Конституции
Республики Казахстан заключается, что
в интересах настоящего и будущего поколений
необходимо принимать меры для обеспечения
воспроизводства природных ресурсов и
улучшения окружающей природной среды.
Воспроизводство природных
ресурсов - объективная необходимость,
обусловленная всевозрастающим их потреблением,
а также некоторыми негативными последствиями
хозяйственной и иной деятельности, например,
загрязнением окружающей среды.
Воспроизводство - категория
экономическая. Однако эта деятельность
имеет и юридический аспект, т.к. значительная
часть отношений по воспроизводству природных
богатств возникает, изменяется и прекращается
в установленном законом порядке, содержание
его носит и правовой характер.
Особое значение в настоящее
время в Республике Казахстан приобретает
организация воспроизводства природных
богатств. Эта деятельность, по существу,
превратилась в одну из функций государственного
управления в области охраны природы и
рационального использования природных
ресурсов. В этой связи возрастает роль
различных органов государственной власти
и управления.