Биологические особенности сазана в связи с его искусственным разведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях, когда уловы океанической рыбы и других морепродуктов сокращаются, а рыбные запасы внутренних водоемов находятся в критическом состоянии и поддерживаются в основном за счет искусственного воспроизводства, единственным надежным источником увеличения объемов пищевой рыбопродукции является аквакультура. По данным ФАО (FAO – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в 2000 г. общий мировой вылов всех водных организмов, включая аквакультуру, составил 141,8 млн. т. в том числе промысел – 96 млн. т. (67,7%), аквакультура – 45,8 млн. т. (32,2%). По сравнению с 1990 г. объем продукции аквакультуры увеличился почти на 30 млн. т.

Оглавление

Введение
стр. 3
Раздел 1. Биологическая характеристика объекта в связи со средой обитания и образом жизни
стр. 5
1.1 Общая биология вида
стр. 5
1.2 Эмбриональное развитие
стр. 7
1.3 Постэмбриональное развитие
стр. 9
Раздел 2. Влияние различных факторов среды на исследуемый объект
стр. 16
2.1 Влияние параметров водной среды (температура. рН, кислород, гидрохимические показатели)
стр. 16
2.2 Влияние освещенности, уровня и течения воды
стр. 19
Раздел 3. Управление половыми циклами у рыб различными методами
стр. 20
Раздел 4. Биологические основы кормления исследуемого объекта
стр. 25
Раздел 5. Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей выбранного объекта
стр. 31
Раздел 6. Биологические основы акклиматизации исследуемого объекта
стр.35
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.сазан.docx

— 903.63 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей выбранного объекта

 

Растительноядных рыб перевозят в живорыбных вагонах и автомашинах и чаще всего в полиэтиленовых пакетах авто – и авиатранспортом (рис.6).

 

Рис. 6 – полиэтиленовый пакет для перевозки живой рыбы

 

Посадочный материал укладывают в фанерные, жестяные ящики с поперечными планками размером 60x75x10 или 55x55x10см. Ящики устанавливают один на другой по 7–8 шт. в стопке. Дно выстилают мхом, марлевыми тюфячками, матами из рогоза и камыша. Во время полета рыбу орошают охлажденной водой. Погрузка рыбы длится быстрее не более 15–20 минут, а разгрузка – не более 10. При перевозке в живорыбных вагонах в течение до 12 суток в один вагон загружают до 800 кг трех – и четырехлетков сазана, они хуже переносят перевозку чем белые амуры. Для икры сазана норма загрузки в стандартный пенопластовый контейнер на 20 рамок представлени в табл. 4. Для молоди принята норма 30 тысяч штук на каждую живорыбную машину. В этих условиях при длительности перевозки 10 часов отход не превышает 5 %. Сеголетков достигнув веса 15 г, перевозят в этих машинах при температуре воды 5–10 °C по норме 5 тысяч штук на каждую. Во время пути необходима постоянная аэрация при помощи компрессора. Рыбы большего веса – 500–700г при длительности транспортировки 25 часов перевозятся при температуре 5–8°C и норме посадки в одну автомашину в количестве 300–400 штук. Широко используют полиэтиленовые пакеты шириной 42–44см. (при толщине пленки 0,1–0,14мм). Для перевозки производителей и вообще крупной рыбы применяют пакеты объемом 50–80л. Для рыб старшего возраста длина пакета увеличивается до 1,35–1,55м. В соответствии с возрастом и условиями перевозки транспортируемой рыбы пакеты изготавливают из разного количества слоев полиэтилена: для личинок – двухслойные, для рыб старших возрастов трехслойные. Перед транспортировкой, производителей выдерживают несколько суток без пищи, отмывают в носилках от грязи и слизи и затем загружают в пакеты. Пакеты перевозят в наклонном состоянии под углом в 45 градусов. Нормы загрузки рекомендуются следующие: в автомашине ГАЗ–51 – 50–60 штук; в автомашине ЗИЛ–150 – 70–80 штук; в вертолете МИ–4 – 25–30 штук; в самолете АН–2 – до30 штук; в самолете ИЛ–14 – до 100 штук (табл. 4). Производителей лучше перевозить осенью при температуре 5–7°C, весьма нежелательна их транспортировка весной. [2]

Таблица 4

Плотность посадки рыб (кг) в живорыбную автомашину

Средняя масса особи, г

Температура воды, °С

10

15

20

10

15

20

5

10

15

20

в течение, ч

20

20

25

20

25

30

25

25

30

40

При 6 мг О2/л

При 7 мг О2/л

При 8 мг О2/л

0,5

-

100

50

170

80

40

170

160

40

15

1

-

110

60

180

90

40

180

110

40

15

5

-

140

70

230

110

50

230

130

60

25

10

-

150

80

260

120

50

260

150

60

25

20

310

160

80

270

130

60

310

170

60

25

40

350

180

90

290

140

60

370

180

70

35

80

380

200

100

320

150

70

440

200

80

35

100

400

210

110

340

160

70

460

210

85

40

200

430

210

110

360

170

80

470

320

85

45

500

480

250

130

400

190

90

540

270

100

50

1000

530

280

140

450

220

100

630

290

110

55


 

На выживаемость перевозимой рыбы влияют несколько факторов, основным из которых является содержание кислорода в воде, накопление продуктов жизнедеятельности и свободное пространство. Большое значение также придается качеству и физиологическому состоянию перевозимых объектов. Вода для перевозки рыбы должна быть чистой, прозрачной, без механических и органических примесей. Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры. Разница температуры воды, в которой рыба находилась до погрузки и воды, в которой она будет перевозится, не должна превышать 1–2°C, также как и при выгрузки рыбы. Личинок можно транспортировать через 2–4 суток после выклева, вскоре после заполнения плавательного пузыря воздухом. [6] При загрузке пакетов не допускаются травмированные, слабые и не жизнестойкие личинки, их отбраковывают. Личинки плохо переносят тряску, что имеет место при перевозке их от аэропортов до рыбхозов по плохой дороге, на неприспособленном транспорте. Недопустимы во время перевозке резкие колебания температуры: повышение за пределы 300 и падение ниже 150. Пакеты укладывают в картонные коробки размером 33x60x33см. Или 40x65x40см, предварительно выстланные хлорвиниловой пленкой, завязывают все это веревкой диаметром не менее 1 см. Вес коробки 20 кг. При длительной перевозке и высокой температуре воду меняют и добавляют новую порцию кислорода. Кроме пакетов, для перевозки личинок сазана используют канистры, загрузка в них в 2 раза быстрее.

При транспортировке оплодотворенной икры прежде всего стремятся создать условия, которые обеспечивают нормальный ход процессов ее обмена. Техника перевозки предусматривает также условия, предохраняющие икру от резких сотрясений и, следовательно, механических повреждений. Оплодотворенную икру сазана перевозят на дальние расстояния в специальной изотермической таре во влажной атмосфере, причем в теплый период года прибегают к различным способом охлаждения атмосферы внутри ящиков, чтобы замедлить развитие икры и уменьшить интенсивность ее газообмена. При этом следует избегать переохлаждения икры. Оплодотворенную икру лучше всего перевозить после появления у подвижных эмбрионов пигментированных глаз. Транспортировка оплодотворенной икры не представляет особых трудностей и при соблюдении необходимых биотехнических требований обычно дает хорошие результаты. Для перевозки неоплодотворенной икры ее закладывают в сухую банку, которую плотно закрывают пробкой и помещают в термос. Банка должна полностью заполнятся икрой без свободного воздушного пространства. Перевозку икры при температуре воздуха выше 7°C осуществляют в ящиках со льдом. Для этого рамки с икрой размещают на   10 см выше дна ящика, а наверх кладут пустую рамку, которую загружают льдом. Максимальная гибель икры при транспортировке не должна превышать 5 %. Доставленную на место икру помещают в инкубационные аппараты, где продолжается развитие эмбрионов.[2]

Таблица 5

 Нормы посадки в  прорези с полезным объемом 30 м3

 

Вид рыбы

Производители, шт

Молодь, тыс. шт.

Сазан

1500-2000

500-600


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Биологические  основы акклиматизации исследуемого объекта

 

Акклиматизация – процесс приспособления переселенных в другой водоем особей вида к новым условиям среды, в результате чего из их потомства образуется популяция. Этот процесс протекает медленно и связан с глубокой перестройкой, происходящей в организме.[3]

Акклиматизация рыб и кормовых беспозвоночных является составной частью комплексных мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и кормовых ресурсов в водоемах.

Задачей акклиматизационных работ являются повышение продуктивности и хозяйственной ценности водоемов, улучшение видового состава фауны, а также сохранение и увеличение численности отдельных ценных видов водных организмов за счет расширения ареала.

Различают пять основных понятий акклиматизации: интродукция, вселение, зарыбление, акклиматизация, натурализация. Кроме этих основных понятий акклиматизации, часто употребляются следующие: поэтапная, реакклиматизация, аутоакклиматизация. [10]

Сазана можно акклиматизировать в оз. Балхаш для этого целесообразно использовать вселение – переселение особей вида в водоем, условия среды в котором мало или совершенно не отличаются от условий жизни данного вида в материнском водоеме. Вселенные особи вида успешно размножаются на новом месте обитания без какой–либо предварительной внутренней перестройки организма. Биологические особенности потомства переселенных особей вида не изменяются. При этом типом акклиматизации будет являться внедрение, которое проводится при наличии относительно свободной ниши, в которой переселенец занимает свое место, используя имеющиеся в водоеме резервы корма, и не вступает или почти не вступает в конкурентные отношения с аборигенами.

Балхаш, как и многие другие озера пустынной зоны, отчетливо приурочен к подножью горных цепей. Площадь его бассейна составляет 501000 км2. Балхаш по своим гидрохимическим, температурным показателям является наиболее подходящим водоемом для вселения сазана.

Температурный режим

Нагрев воды начинается в марте, а наибольшим оказывается в апреле. Отдача тепла водою наблюдается в июле. Максимальное охлаждение водных масс Балхаша приходится на октябрь, а минимальное – на декабрь в период образования льда.

Осенний переломный момент в средних месячных температурах воды и воздуха наблюдается в сентябре, в то время как отстаивание воды начинается уже в июле. Ноябрь является месяцем наибольшей отдачи тепла водою, имеет наименьшую разность между средними температурами воды и воздуха. Декабрь имеет не минимальный температурный градиент между водою и воздухом. В термическом режиме Балхаша проявляется весьма сложное влияние ландшафта. Нагрев воды в марте объясняется влиянием более теплых вод южных притоков, а потеря тепла водными массами в августе – влиянием испарения. Наибольшая отдача тепла в ноябре объясняется осенней циркуляцией, охлаждением поверхностных слоев до +4 0С и опусканию их на дно. Слабое изменение запасов тепла в декабре находится в прямой связи с выделением водою скрытой теплоты льдообразования.

Западный Балхаш имеет больший запас тепла в течение всего лета и меньший в течение всей зимы, быстрее охлаждается осенью и скорее нагревается весной, чем Восточный Балхаш. Мобильность теплового баланса Западного Балхаша нельзя объяснить влиянием температуры воздуха. Восточный Балхаш имеет более низкие месячные температуры воздуха, между тем остывание зимою его идет значительно медленнее. Несомненно, что большая мобильность теплового баланса Западного Балхаша определяется особенностями его котловины.

 

Водные массы Западного Балхаша, имеющего среднюю глубину    4,79 м, находятся в более благоприятном положении для воздействия со стороны окружающей среды – атмосферы, дна и притоков, чем воды Восточного Балхаша, имеющего среднюю глубину 8,79 м.

Минимальные и максимальные значения температуры балхашской воды за длительный промежуток времени свидетельствует о том, что прогрев воды начинается в апреле сразу же после вскрытия озера, которое обычно наступает в 1–й декаде апреля. Но сильные ветры и вызываемое ими перемешивание водных масс в апреле могут очень сильно охлаждать воду, о чем свидетельствуют низкие минимальные температуры воды этого месяца. В течение мая и июня воды в Балхаше нагреваются еще выше, чем в апреле, а термический режим носит более устойчивый характер и не имеет резких депрессий. В дальнейшем с июня интенсивность нагрева воды начинает ослабевать. Кульминационный момент обычно наблюдается во 2–й декаде июля, когда температура в поверхностных горизонтах воды достигает до 28,2°С. Начиная с августа охлаждение поверхностных горизонтов воды происходит также интенсивно, как и нагрев. Со второй декады августа обычно наблюдается постепенное охлаждение озера.

В связи с большой мелководностью осеннее охлаждение в Западном Балхаше происходит быстрее, чем в Восточном. Отсюда существенная разница в датах замерзания и вскрытия между Западным и Восточным Балхашем.

Информация о работе Биологические особенности сазана в связи с его искусственным разведением