Специфика русского речевого этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:15, статья

Краткое описание

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Файлы: 1 файл

Докэтикет Microsoft Office Word (9).docx

— 43.15 Кб (Скачать)

 

Печаль отражают сведённые  брови, потухшие глаза, слегка опущенные  уголки губ, а счастье - спокойные  глаза, приподнятые внешние уголки губ.

 

В связи с этим рекомендуется  изучать своё лицо, знать, что происходит с ним во время разговора, следить, как изменяется мимика и передаёт ли она соответствующую эмоцию.

 

О многом может сказать  и жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путём, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие  правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

 

В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших  на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

 

Не случайно, что в различных  риториках, начиная с античных времён, выделялись специальные главы, посвящённые  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях и книгах о  лекторском мастерстве обращали особое внимание на жестикуляцию. Так, А.Ф.Кони в "Советах лекторам" пишет: "Жесты  оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое  движение и т.п.) должны соответствовать  смыслу и значению данной фразы или  отдельного слова (здесь жест действует  заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают".

 

Механические жесты отвлекают  внимание слушателя от содержания речи, мешают её восприятию. Нередко они  бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности  в себе.

 

Жесты, имеющие какое-либо полезное значение для общения подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

 

Ритмические жесты связаны  с ритмикой речи, они подчёркивают логическое ударение, замедление и  ускорение речи, место пауз, т.е. то, что в самой речи передаёт интонация.

 

Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств, например, волнение, радость, огорчение, досаду, растерянность, замешательство.

 

Указательные жесты требуются  для выделения одного предмета из ряда однородных, обозначения места, где находится предмет, указания на порядок следования предметов. Указательный жест рекомендуется использовать в  очень редких случаях, когда в  этом есть настоятельная необходимость.

 

Изобразительные жесты появляются в следующих случаях:

 

если не хватает слов, чтобы  полностью передать представление;

 

если самих слов недостаточно по причине повышенной эмоциональности  говорящего, нервозности, несобранности, неуверенности;

 

если необходимо усилить  впечатление и воздействовать дополнительно  на слушателя.

 

Изобразительные жесты используются как наглядное средство передачи мысли, они не должны подменять собой  словесную речь.

 

Символические жесты условно  обозначают некоторые типичные ситуации и сопровождают соответствующие  высказывания:

 

жест категоричности (сабельная  отмашка кистью правой руки) сопровождает слова: Никогда не соглашусь. Это  совершенно ясно. Никто не знал.

 

жест интенсивности (рука сжимается в кулак) при словах: Он очень упорный. Какая она упрямая.

 

жест отказа, отрицания (отталкивающие  движения рукой или двумя руками ладонями вперёд) вместе с высказываниями: Не надо, не надо, прошу вас. Нет, нет.

 

жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе  движения "там" и "здесь") вместе со словами: Нечего туда - сюда ходить. Одно окно на север, другое на юг.

 

жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, раздвигаются в  разные стороны): Это надо различать. Это совершенно разные вещи. Они  разошлись.

 

жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук): Они  хорошо сработались. Они очень подходят друг другу. А если это вместе положить. Давайте соединим усилия.

 

7. Эргономика среды как  составная часть речевого этикета

 

Первое, что замечают люди приходя на приём, собеседование, собрание, деловую встречу - это внешняя  обстановка помещения, в которой  предстоит решать какие-либо вопросы. От того, как выглядит кабинет или  офис отчасти зависят результаты беседы, переговоров.

 

Грамотное построение пространства требует соблюдения единого стиля  в оформлении помещения: в планировочном  решении, в отделке, декоре, мебели.

 

Правильно и со вкусом спланированный кабинет помогает создать благоприятную  обстановку для беседы, что способствует установлению плодотворного контакта.

 

Сказанное, конечно, касается не только кабинетов. Специальные требования предъявляются к другим помещениям. Удобная и эстетичная планировка должна быть и в приёмной, в помещениях отделов, в учебных классах, в  помещениях для хранения документов.

 

Внешний вид любого помещения  должен соответствовать его функциональному  назначению, производить впечатление  разумно организованной деловой  среды. Мебель и её расположение должны быть удобными для сотрудников и  посетителей.

 

Список литературы

 

Будагов Р.А. Человек и его язык. - М., 1976.

 

Введенская Л.А., Павлова  Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: 2000.

 

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: 2000.

 

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.

 

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

 

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.

 

Кохтев Н.Н. Риторика. - М.: 1994.

 

Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск: 2000.

 

Курбатов В.И. Искусство  управлять общением. - Ростов-на-Дону: 1997.

 

Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. - М.: 1997.

 

Леонтьев А.А. Что такое язык. - М.: 1976.

 

Михайличенко Н.А. Риторика. - М.: 1994.

 

Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М.: 1996.

 

Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997.

 

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: 1989.

 

Шмидт Р. Искусство общения. - М.: 1992.

 


Информация о работе Специфика русского речевого этикета