Специфика русского речевого этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:15, статья

Краткое описание

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Файлы: 1 файл

Докэтикет Microsoft Office Word (9).docx

— 43.15 Кб (Скачать)

 

Критика совместной работы одним  из ее участников должна содержать  конструктивные предложения, критика  этой же работы посторонним человеком  может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка  решений - дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации - право любого гражданина.

 

 

 

§ 6. Невербальные средства общения

 

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной  речью используют жесты и мимику.

 

Язык мимики и жестов позволяет  говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники  диалога владеют собой, как они  в действительности относятся друг к другу.

 

Главным показателем чувств говорящего является выражение его  лица, его мимика.

 

В "Частной риторике" проф. Н. Кошанского (СПб., 1840) говорится: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса".

 

Мимика позволяет нам  лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приотк-рытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

 

Печаль отражают сведенные  брови, потухшие глаза, слегка опущенные  уголки губ, а счастье - спокойные  глаза, приподнятые внешние уголки губ.

 

В связи с этим рекомендуется  изучать свое лицо, знать, что происходит с ним во время разговора, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

 

О многом может сказать  и жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие  правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

 

В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших  на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

 

Не случайно, что в различных  риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях и книгах о  лекторском мастерстве обращали особое внимание на жестикуляцию. Так, А.Ф. Кони в "Советах лекторам" пишет: "Жесты  оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое  движение и т.п.) должны соответствовать  смыслу и значению данной фразы или  отдельного слова (здесь жест действует  заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают".

 

Механические жесты отвлекают  внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они  бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности  в себе.

 

Жесты, имеющие какое-либо полезное значение для общения, подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

 

Ритмические жесты связаны  с ритмикой речи, они подчеркивают логическое ударение, замедление и  ускорение речи, место пауз, т.е. то, что в самой речи передает интонация.

 

Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств, например, волнение, радость, огорчение, досаду, растерянность, замешательство.

 

Указательные жесты требуются  для выделения одного предмета из ряда однородных, обозначения места, где находится предмет, указания на порядок следования предметов. Указа-тельный жест рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда в этом есть настоятельная необходимость.

 

Изобразительные жесты появляются в следующих случаях:

если не хватает слов, чтобы  полностью передать представление;

если самих слов недостаточно по причине повышенной эмоциональности  говорящего, нервозности, несобранности, неуверенности;

если необходимо усилить  впечатление и воздействовать дополнительно  на слушателя.

 

Изобразительные жесты используются как наглядное средство передачи мысли, они не должны подменять собой  словесную речь.

 

Символические жесты условно  обозначают некоторые типичные ситуации и сопровождают соответствующие  высказывания:

жест категоричности (сабельная  отмашка кистью правой руки) сопровождает слова: Никогда не соглашусь. Это  совершенно ясно. Никто не знал;

жест интенсивности (рука сжимается в кулак) при словах: Он очень упорный. Какая она упрямая;

жест отказа, отрицания (отталкивающие  движения рукой или двумя руками ладонями вперёд) вместе с высказываниями: Не надо, не надо, прошу вас. Нет, нет;

жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе  движения "там" и "здесь") вместе со словами: Нечего туда-сюда ходить. Одно окно на север, другое на юг;

жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, раздвигаются в  разные стороны): Это надо различать. Это совершенно разные вещи. Они  разошлись;

жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук): Они  хорошо сработались. Они очень подходят друг другу. А если это вместе положить. Давайте соединим усилия.

 

 

 

§ 7. Эргономика среды как  составная часть речевого этикета

 

Первое, что замечают люди, приходя на прием, собеседование, собрание, деловую встречу, - это внешняя  обстановка помещения, в которой  предстоит решать какие-либо вопросы. От того, как выглядит кабинет или  офис, отчасти зависят результаты беседы, переговоров.

 

Грамотное построение пространства требует соблюдения единого стиля  в оформлении помещения: в планировочном  решении, в отделке, декоре, мебели. Правильно и со вкусом спланированный кабинет помогает создать благоприятную  обстановку для беседы, что способствует установлению плодотворного контакта.

 

Сказанное, конечно, касается не только кабинетов. Специальные требования предъявляются к другим помещениям. Удобная и эстетичная планировка должна быть и в приемной, в помещениях отделов, в учебных классах, в  помещениях для хранения документов.

 

Внешний вид любого помещения  должен соответствовать его функциональному  назначению, производить впечатление  разумно организованной деловой  среды. Мебель и ее расположение должны быть удобными для сотрудников и  посетителей.

 

 

Учебные задания

Что такое речевой этикет?

На какие нравственные качества опирается речевой этикет?

Каковы речевые формулы  начала общения?

Каковы речевые формулы  окончания общения?

Чем определяется дистанция  в общении?

Что такое табу?

Какова роль комплиментов в общении?

Какие нормы необходимо соблюдать, критикуя идеи собеседника?

Что такое невербальные средства общения?

 

 

Учебный словарь

 

Вежливость (в общении) - соблюдение правил приличия в процессе речевой  деятельности с учетом обстановки, пола и возраста собеседника.

 

Выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или  нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

 

Дистанция речевая - необходимость  учета характера отношений с  собеседником при выборе языковых средств, возможных в данном акте общения.

 

Доброжелательность - свойство характера и поведения, состоящее  в добром отношении к людям.

 

Доказательность изложения - свойство текста, состоящее в том, что рассуждения, включаемые в текст, служат для аргументирования научных  гипотез и положений.

 

Жест - телесное движение, сопровождающее речь и выражающее некоторый смысл.

 

Жест изобразительный - жест, который используется как наглядное  средство передачи мысли, если не хватает  слов, чтобы полностью передать представление; если самих слов недостаточно по причине  повышенной эмоциональности говорящего, нервозности, несобранности, неуверенности; если необходимо усилить впечатление  и воздействовать дополнительно  на слушателя.

 

Жест механический - жест, отвлекающий внимание слушателя  от содержания речи, мешающий ее восприятию. Нередко является результатом волнения говорящего, свидетельствует о его  неуверенности в себе.

 

Жест ритмический - жест, который  связан с ритмикой речи, подчеркивает логическое ударение, замедление и  ускорение речи, место пауз, т.е. то, что в самой речи передает интонация.

 

Жест символический - жест, условно обозначающий некоторые  типичные ситуации и сопровождающий соответствующие высказывания.

 

Жест указательный - жест, который требуется для выделения  одного предмета из ряда однородных, обозначения  места, где находится предмет, указания на порядок следования предметов. Указательный жест рекомендуется использовать в  очень редких случаях, когда в  этом есть настоятельная необходимость.

 

Жест эмоциональный - жест, передающий разнообразные оттенки  чувств, например, волнение, радость, огорчение, досаду, растерянность, замешательство.

 

Жестикуляция - использование  жестов в акте общения.

 

Комплимент - лестное замечание  в адрес кого-либо, похвала.

 

Культура критики - умение высказать необходимые для общего дела критические замечания, не задевая  чувства собеседника; тактичность  и доброжелательность в высказывании критической оценки.

 

Мимика - движения частей лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

 

Оскорбление - унижение чести  и достоинства собеседника, выраженное в неприличной форме.

 

Предупредительность - умение предвидеть возможные вопросы и  пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

 

Средства общения невербальные - средства, передающие информацию, но не относящиеся к языку: дистанция, мимика, поза, жесты.

 

Табу - запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими  или эмоциональными факторами.

 

Тактичность - этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться  неприятными для него.

 

Терпимость - этическая норма, предполагающая спокойное отношение  к возможным расхождениям во мнениях, неприемлемость резкой критики взглядов собеседника, уважение мнения других людей, стремление к пониманию иной точки  зрения.

 

Эргономика - научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью  создания оптимальных условий труда.

 

Эргономика среды - организация  рабочей обстановки в помещении  в соответствии с научными рекомендациями и с целью создания оптимальных  условий для профессиональной деятельности, в том числе создание комфортных условий для делового общения.

 

Этика - философская наука, изучающая нравственность; совокупность нравственных норм.

 

Этикет поведенческий - установленный  порядок поведения в определенной обстановке.

 

Этикет речевой - система  правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Тел: (495) 223-11-00 с 10 до 20 ч. Подробнее 

 

 

 

 

 

Речевой этикет

 

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

1. Специфика русского речевого  этикета

 

Речевой этикет - это система  правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

 

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать  себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

 

Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении  оставляет у клиентов и партнёров  благоприятное впечатление об организации, поддерживает её положительную репутацию.

 

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как  тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

 

 

Важность этих качеств  отражается в многочисленных русских  пословицах и поговорках, характеризующих  этические нормы общения. Одни пословицы  указывают на необходимость внимательно  слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не даёт говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит  про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают  об опасности пустого, праздного  или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернёшь. Невысказанное высказать  можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать  нечего.

 

Тактичность - это этическая  норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться  неприятными для него.

 

Предупредительность заключается  в умении предвидеть возможные вопросы  и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

 

Терпимость состоит в  том, чтобы спокойно относиться к  возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них  сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана  выдержанность - умение спокойно реагировать  на неожиданные или нетактичные  вопросы и высказывания собеседника.

Информация о работе Специфика русского речевого этикета