Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 15:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по предмету "Русский язык".
Вопрос
29. Этика речевого
общения и этикетные
формы речи.
Этика речевого общения начинается с соблюдения условия успешного речевого общения: доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулярные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза.
Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Вопрос
30. Информационное поле
и информационная норма
в СМИ.
Основной целью дискурса в СМИ, в том числе в периодической печати, является передача (или ретранслирование) информации различных типов.
Под информацией понимается вся совокупность данных фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях. В зависимости от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения в СМИ, выделяются различные типы информации: предметно-логическая, не связанная с ситуацией и участниками общения, и прагматическая (оценочная/ субъективная) функция, которая является воздействием на реципиента и передача ему своего отношения к предмету речи.
Основу информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценка. Отсюда следует, что важнейшей характеристикой дискурса в этой сфере является категория информационного поля, под которой понимается информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный репертуаром тем. Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы: в идеале СМИ должны сообщать о всех возможных фрагментах действительности. На деле объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения связанны с запретом на разглашение государственных тайн или из-за следования этическим нормам.
Информационное поле прессы – при ее нормальном положении в обществе – должно адекватно, всесторонне и полно отражать действительность. Однако это не значит, что в распространении информации не существует никаких ограничений. Напротив, эти ограничения есть и будут при любом типе власти и форме государственного устройства. Для не тоталитарного общества характерны два типа ограничений.
Первый
- институциональные ограничения. Они
связаны с деятельностью
Второй - конвенциональные ограничения. Речь здесь должна идти, прежде всего, о следовании этическим нормам – именно они часто нарушаются некоторыми изданиями. Это, например, относится к принятому в культурном сообществе правилу, согласно которому запрету подлежит публичное обсуждение частной жизни людей без их согласия.
Актуальной для современной прессы остается проблема достоверности/недостоверности информации, представляющая собой важный аспект информационной нормы.
Один
из типов лжи порождается тем,
что печать не только публикует собственные
материалы, но и ретранслирует официальную
информацию государственных структур,
чтобы ввести общество в заблуждение относительно
своих намерений или действий. Еще одним
типом недостоверной информации является
политическая борьба, неизбежно отражающаяся
в СМИ. Весьма распространен в современной
печати и такой тип искажения действительности,
который можно определить как ложь политической
выгоды. Диапазон дезинформации здесь
весьма широк – от замалчивания нежелательных
для печатного органа той или иной политической
ориентации фактов до их полного извращения.