Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по предмету "Русский язык".

Файлы: 1 файл

теория по русскому языку.doc

— 217.50 Кб (Скачать)
 

Вопрос 29. Этика речевого общения и этикетные  формы речи. 

   Этика речевого общения начинается с соблюдения условия успешного речевого общения: доброжелательного отношения к  адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулярные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза.

   Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

  1. Приветствие. Обращение. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роил собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям.
  2. Этикетные формулы. В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те). Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Этикетные формулы, фразы к случаю – важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их – показатель высокой степени владения языком.
  3. Эвфемизация речи. Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние – все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения. Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений; например: он покинул нас, скончался, ушел из жизни; название книги «1001 вопрос про это» об интимных отношениях.
  4. Перебивание. Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. По наблюдению исследователей, перебивание характерно для мужчин, более корректны в разговоре женщины.
  5. Вы-общение и ты-общение. В русском языке широко распространено вы-общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и длительные неблизкие отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того,  вы-общение свидетельствует об уважительном отношении участников диалога. Принято считать, что ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на ты-общение является попыткой интимизации отношений.
 

Вопрос 30. Информационное поле и информационная норма в СМИ. 

   Основной  целью дискурса в СМИ, в том  числе в периодической печати, является передача (или ретранслирование) информации различных типов.

   Под информацией понимается вся совокупность данных фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях. В зависимости   от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения в СМИ, выделяются различные типы информации: предметно-логическая, не связанная с ситуацией и участниками общения, и прагматическая (оценочная/ субъективная) функция, которая является воздействием на реципиента и передача ему своего отношения к предмету речи.

   Основу  информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценка. Отсюда следует, что важнейшей характеристикой дискурса в этой сфере является категория информационного поля, под которой понимается информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный репертуаром тем. Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы: в идеале СМИ должны сообщать о всех возможных фрагментах действительности. На деле объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения связанны с запретом на разглашение государственных тайн или из-за следования этическим нормам.

   Информационное  поле прессы – при ее нормальном положении в обществе – должно адекватно, всесторонне и полно  отражать действительность. Однако это не значит, что в распространении информации не существует никаких ограничений. Напротив, эти ограничения есть и будут при любом типе власти и форме государственного устройства. Для не тоталитарного общества характерны два типа ограничений.

   Первый  - институциональные ограничения. Они  связаны с деятельностью социальных институтов (прежде всего – государства) и часто имеют юридическое  закрепление (например, в перечнях сведений, составляющих государственную тайну). Опубликование законодательно табуируемой информации по существу представляет собой нарушение не просто информационной, но и юридической нормы и может повлечь соответствующие санкции.

   Второй  - конвенциональные ограничения. Речь здесь должна идти, прежде всего, о  следовании этическим нормам – именно они часто нарушаются некоторыми изданиями. Это, например, относится к принятому в культурном сообществе правилу, согласно которому запрету подлежит публичное обсуждение частной жизни людей без их согласия.

   Актуальной  для современной прессы остается проблема достоверности/недостоверности информации, представляющая собой важный аспект информационной нормы.

   Один  из типов лжи порождается тем, что печать не только публикует собственные  материалы, но и ретранслирует официальную  информацию государственных структур, чтобы ввести общество в заблуждение относительно своих намерений или действий. Еще одним типом недостоверной информации является политическая борьба, неизбежно отражающаяся в СМИ. Весьма распространен в современной печати и такой тип искажения действительности, который можно определить как ложь политической выгоды. Диапазон дезинформации здесь весьма широк – от замалчивания нежелательных для печатного органа той или иной политической ориентации фактов до их полного извращения. 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"