Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по предмету "Русский язык".

Файлы: 1 файл

теория по русскому языку.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

   Недостатками  в композиции считаются:

  • нарушение логической последовательности в изложении материала,
  • перегрузка текста теоретическими рассуждениями,
  • отсутствие доказательности основных положений,
  • обилие затронутых вопросов и проблем.
 

Вопрос 25. Сущность и особенности  риторического выражения. Языковые средства воздействия. 

   Выражение – этот этап посвящен работе над  языком и стилем речи. Производится редактирование текста, учитывая правильность, точность и логичность.

   На  этом этапе происходит работа над текстом, его редактирование с учетом правильности, точности и логичности. Восприятие устной речи происходит постепенно, по мере произнесения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего особой четкости логического построения не только каждой фразы, но и всего высказывания в целом.

   Точность  словоупотребления, а значит и логичность речи,  зависит от того, насколько  говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

   Таким образом, точность речи определяется:

  • Знанием предмета,
  • Логикой мышления,
  • Умением выбирать нужные слова.
  • Правильно выбранной интонацией, расстановкой логических ударений.

   Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. В литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

   Укажем  наиболее распространенные изобразительно-выразительные  средства, используемые в ораторских выступлениях:

  1. Метафора – перенос наименования на основе сходства. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности). В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное.
  2. Эпитет – образное определение, выраженное метафорическим прилагательным.
  3. Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу.
  4. Гипербола (преувеличение) – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения.
  5. Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируются, выпячиваются на передний план.
  6. Антитеза (противопоставление)  часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга.
  7. Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета.
  8. Вопросно-ответный ход – способ диалогизации текста. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание.
  9. Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющемся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию.
 

   Вопрос 26. Сущность и особенности  риторического произнесения. Голосовые и кинетические средства воздействия. 

   Произнесение  – заключительный этап – этап общения  с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.

   Овладение материалом выступления – весьма ответственный этап в деятельности оратора.

   Рекомендуемые специалистами основные формы работы над выступлением:

  • Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).
  • Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.
  • Неподробный конспект с обозначением перехода от блока к блоку, цитатами.
  • План с цитатами.
  • Речь без бумажки.

   Хорошее выступление – выступление цельное  в ритмико-интонационном отношении. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала и до конца, что делает этот текст цельным и целым. Говоря о лексике и синтаксисе, подразумевается благозвучность текста, гармония ритма.

   Отношение оратора к аудитории должно быть доброжелательным (невозможность таких  форм речевого поведения, как агрессивность и демагогия) и профессиональным (предполагает умение работать с любой аудиторией).

   Залогом  удачного выступления служит налаженный контакт с аудиторией. Для этого  необходимо сформировать нужное коммуникативное  состояние, которое позволит успешно  взаимодействовать с аудиторией:

  • Запретить себе думать о посторонних вещах;
  • Сосредоточить свое внимание на слушателях;
  • Внимательно следить за их реакцией;
  • Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы;
  • Иметь волевой наступательный настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории;
  • Понимать, что публичное выступление – профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

   При публичном выступлении следует  обратить внимание на невербальные средства общения – мимика, жесты.

   Главным показателем чувств говорящего является выражение лица, его мимика. Мимика позволяет нам лучше понять своего оппонента, разобраться какие чувства  он испытывает.

   О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию, а вот ритмические наоборот подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что обычно передается интонацией.

   Жест  должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, является физическим выражением его творческих усилий. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически  сливается со словом и усиливает его воздействие. 

   Вопрос 27. Спор. Виды споров. Логические и психологические  аспекты спора. 

   Спор  – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставления  точек зрения, позиций участвующих  в нем сторон, при этом каждая из них стремиться аргументировано, утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть  доводы другой стороны.

   Ценность  спора заключается:

  • Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами более эффективен.
  • Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению, как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента.
  • В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.

   Искусство ведения спором получило название эристика. Эристика основывается на знаниях и  умениях, вырабатываемых логикой, психологией, этикой, риторикой и характеризуется основными признаками: доказательностью (логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения) и убедительностью (психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи).

   Общие рекомендации, выполнения которых  способствует повышению плодотворности спора:

  • Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться;
  • Не спорьте по мелочам, если уж спорить, то только по принципиальным вопросам;
  • Почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного итого же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает;
  • Спор должен быть предметным, предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;
  • Спор возможен только при наличии  определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;
  • Спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии;
  • Спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; помните, что спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения;
  • В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора.

   Виды  спора весьма многообразны. Спор может  быть конструктивным (товарищеским) и  деструктивным (враждебным), устным, письменным, содержательным или формальным, все  виды выделены по внешним признакам. В жизни большее внимание уделяется  содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), которые определяются конкретными обстоятельствами.

   Дискуссия – вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается  какая-либо проблема.

   Полемика  – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции  относительно обсуждаемого предмета.

   Стратегия спора – общий план его ведения.

   Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности.

   Оппонент  – тот, кто оспаривает тезис.

   Тактика спора – подбор и использование  в споре определенной совокупности логических и психологических приемов.

   Логические  аспекты спора. Вопросно-ответный комплекс – элемент общения и мышления людей. Выполняет две важнейшие функции – познавательную и коммуникативную. Познавательная функция заключается в фиксации в мысли и выражении в языке знаний человека о внешнем мире и о себе самом. Коммуникативная – реализуется через вопросы и ответы, посредством которых происходит передача знаний и представлений от одного человека к другому. В споре ведущая роль принадлежит вопросу. Вопрос – высказывание, истинность которого не установлена или в котором не определены в каком-либо отношении его элементы – логический субъект или предикат.

   Критерии  правильности вопросов:

  • Должен быть разумным, заключать в себе определенный смысл.
  • Должна присутствовать ясность вопроса.
  • Постановка вопроса – истинность его предпосылок.

   Ответ – высказывание, содержащее недостающую  в вопросе информацию.

   Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию – логико-коммуникативный  процесс, направленный на обоснование  позиции одного человека с целью  последующего ее понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию – аргументатор,  тот, кому адресована обосновываемая позиция – реципиент.

   В структуру аргументации входят тезис (положение, позиция, которая подлежит обоснованию), аргументы (известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигается обоснованность и убедительность тезиса) и демонстрация (логическая связь тезиса и аргумента).

   Логические  уловки спора – преднамеренные отступления  от логических норм – законов и  правил логики (софизмы). Любой софизм маскируют под правильное рассуждение, преследуя цель ввести противника в заблуждение.

   Знание  логических аспектов спора позволяют  себя уверенно чувствовать в любом  коммуникативном процессе, и особенно тогда, когда акт коммуникации принимает форму спора. К тому его знание дисциплинирует мышление, придает ему черты строгости и последовательности, а также может стать средством нахождения истины и мощным оружием против лжи и обмана. 

   Вопрос 28. Причины коммуникативных  неудач. 

   Коммуникативные неудачи – недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

   Неблагоприятные факторы, приводящие к коммуникативной  неудаче:

  1. Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как  в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга. В диалоговом общении при посторонних  лицах  собеседники чувствуют дискомфорт, мешающий им осознать себя в данной ситуации и определить тональность своего тонального поведения.
  2. Серьезным основанием для отчужденности участников разговора может быть нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминирование одного участника разговора: начиная с инициальной реплики один и тот же человек выбирает тему разговора, задает вопросы, перебивает собеседника, не дожидаясь сигналов восприятия и правильной интерпретации сказанного, превращая таким образом диалог в монолог.
  3. Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникает согласие, если живое речевое общение будет ритуализовано. Говорящий не проверяет «ценность» своего высказывания по вниманию слушателей, его соучастию в разговоре, в создании содержательной канвы общения. В ритуализованных высказываниях нарушена живая нить разговора – связь говорящего и слушающего,  адресат лишен возможности слышать открыто выраженную аргументацию, а говорящий скрывает свое мнение под «известным» мнением «всех».
  4. Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личных  качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"