Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по предмету "Русский язык".

Файлы: 1 файл

теория по русскому языку.doc

— 217.50 Кб (Скачать)
 

Вопрос 12. Имя прилагательное. Колебания в употреблении вариантов форм. 

   Морфология  – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и одновременно раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы и правила.

   Рассмотрим  варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или  иначе, вызывают трудности в использовании:

  1. Образование краткой формы у прилагательных с суффиксом – енн. Например, от слова мужественный можно образовать – мужествен (характерно для устной речи) и мужественен (типично для письменной).
  2. Образование степени сравнения. Нельзя соединять в одном качественном прилагательном простую и сложную формы степеней сравнения. Сочетания типа менее или более активнее являются ошибочными.
  3. Притяжательные прилагательные на – ов, - ин, означают принадлежность одному лицу и характерны для разговорной речи, в устойчивых выражениях такие прилагательные используются и в письменной речи. В других стилях такие прилагательные заменяются формой родительного падежа существительного со значением принадлежности. То же самое следует сказать о соединении в одном качественном прилагательном простой и сложной формы превосходной степени.
 

Вопрос 13. Имя числительное. Колебания в употреблении вариантов форм.

   Морфология  – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и  одновременно раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы и правила.

   Рассмотрим  варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или  иначе, вызывают трудности в использовании:

  1. Собирательные числительные сочетаются чаще всего с сущ.мужского рода со значением лица (двое школьников, трое учителей), с названиями детёнышей (четверо медвежат), с существительными, имеющими форму только множественного числа (двое ножниц) или обозначающими парные предметы (двое носков), с существительными общего рода (пятеро судей) и личными местоимениями (их было шестеро). Особняком стоят собирательные числительные оба (мужского и среднего рода) и обе (женский род), которые имеют форму рода. При  склонении числительного оба основа оканчивается – «-о» (обоих), числительного обе – на «-е» (обеих).
  2. В составных количественных числительных склоняется каждое слово. Слово тысяча в сочетании со словом один имеет в творительном падеже форму тысячью, а не тысячей: одной тысячью двумястами тридцатью тремя.
 

   Вопрос 14. Глагол. Колебания  в употреблении вариантов форм.

   Морфология  – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и  одновременно раздел грамматики, который  изучает и описывает эти формы  и правила.

   Рассмотрим  варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или иначе, вызывают трудности в использовании:

  1. При образовании от глаголов форм несовершенного вида при помощи суффикса – «-ыва» (-ива) может происходить чередование звуков (о – а) в основе. Если при этом образуются параллельные формы (обусловить – обуславливать, уполномочить – уполномачивать), то первые из них соответствуют строго литературному употреблению, а вторые употребительны в разговорной речи. В сомнительных случаях следует обратиться к словарю.
  2. Некоторые глаголы на «-нуть» образуют вариантные формы с суффиксом –н- и без него: последнии в последнее время предпочтительней (привыкнул – привык, увянул – увял).
 

Вопрос 15. Синтаксические нормы  русского языка. 

   Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в русском языке, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

   Варианты  синтаксических норм, которые у говорящего могут вызвать затруднения в простом предложении:

  1. При выражении квалификации субъекта конструкций кто – что, что – (это) что, кто – что был (будет) кем – чем употребляются во всех стилях. Конструкции кто – что является кем – чем, что будем считать чем чаще используются в научном и публицистическом стилях: Материал является философской категорией; Точку А будем считать началом движения.
  2. Употребление порядкового числительного среднего рода в именительном падеже для названия даты, выступающей в роли подлежащего (какое сегодня число – сегодня первое января) следует отличать от порядкового числительного в родительном падеже для указания на дату, выступающую в роли обстоятельства при сказуемом («Какого числа вы родились?» – «Я родился первого января»).
  3. При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставиться в форме мужского рода, а в разговорном – чаще в женском роде.
  4. При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла …
  5. При подлежащем, выраженным неизменяемой частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставиться в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах».
  6. При подлежащем, выраженным сложным существительным типа кресло-кровать, роман-газета, сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие: Продавалось кресло-кровать, роман-газета распространялась.
  7. При подлежащем, выраженным сочетанием числительного с существительным в родительном падеже, сказуемое употребляется во множественном числе, если надо подчеркнуть активность каждого субъекта (участвовали 22 футболиста), и в единственном числе, если надо подчеркнуть нерасчлененность, цельность всех субъектов, безличность всего высказывания (участвовало 22 футболиста).

   Варианты  синтаксических норм, которые у говорящего могут вызвать затруднения в  сложном предложении:

  1. Изъяснительное придаточное предложение может присоединяться к главному при помощи союзов – что, будто, чтобы. Союз что используется при сообщении достоверности фактов, будто – при недостоверности, чтобы – при волеизъявлении.
  2. При передаче информации  в формате косвенной речи изменяется лицо местоимения и глагола. События рассматриваются с точки зрения говорящего.
  3. Употребление союза - перед тем как – осуществляется, когда действие главного и придаточного  предложений весьма близки по времени и тесно связаны между собой: Перед тем как идти на экзамены, повторите хотя бы лекционный материал. Союз – прежде чем – употребляется при желании обратить внимание, что действия придаточного предложения непосредственно обусловлено действием главного: Прежде чем идти на экзамены, повторите лекционный материал.
  4. Если надо выделить цель или причину, первая часть составного союза остается в главном предложении, а вторая часть переноситься в придаточное.
  5. При чтении лекции, при эмоциональной передачи информации как ораторский прем используют риторический вопрос с целью привлечения внимания к предмету речи.
 

Вопрос 16. Точность речи. Употребление паронимов. 

   Одно  из коммуникативных качеств речи – точность речи – словоупотребление, знание значений слов, умение объяснить  значение слова при помощи синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

   Точность  речи чаще всего связывают с точностью  словоупотребления. Точность словоупотребления  зависит от того, насколько говорящий  знает предмет речи, насколько  он эрудирован, умеет ли логически  мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

   Таким образом, точность речи определяется:

  • Знанием предмета,
  • Логикой мышления,
  • Умением выбирать нужные слова.

   Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов. Каждое знаменательное слово называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики.

   Снижает точность речи незнание о существовании  в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

   Паронимы – слова близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например,  адресант – адресат, факт – фактор, описка – отписка. Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн – Эйнштейн, Капри – Кипр.

   Наличие в языке паронимов приводит к  тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляют  вместо другого. Например,     стукнул щиколоткой калитки вместо щеколдой.  

   Вопрос 17. Логичность речи. 

   Чаще  всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связанно не с недостатками логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе. Восприятие устной речи происходит постепенно, по мере произнесения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего особой четкости логического построения не только каждой фразы, но и всего высказывания в целом.

   Точность  словоупотребления, а значит и логичность речи,  зависит от того, насколько  говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

   Таким образом, точность речи определяется:

  • Знанием предмета,
  • Логикой мышления,
  • Умением выбирать нужные слова.
  • Правильно выбранной интонацией, расстановкой логических ударений.

   Логичность  речи нарушается в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в  несвойственном им значении; не устраненная  контекстом многозначность, порождающая  двусмысленность; смешение паронимов, омонимов. Каждое знаменательное слово называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики.

   Логичность  речи также может нарушиться и  неправильной расстановкой логических ударений, пауз, отсутствие интонационной  связи между отдельными частями  фразы, также могут привести к  тому, что смысл устного рассуждения воспринимается на слух с большим затруднением или не воспринимается совсем. 

   Вопрос 18. Уместность, чистота  и богатство речи. 

   Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.

   Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой  смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают  внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишни слова начинают психологически  действовать на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Это связанно с неумением мыслить публично, с подбором слов для оформления своих мыслей, бедностью индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

   Богатство и разнообразие русского языка способствует улучшению качества речи и ее чистоты.

   Богатство любого языка определяется прежде всего  богатством словаря. Лексическое богатство  русского языка  отражено в различных  лингвистических словарях. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен отлично знать семантический объем слова, все его значения, должен уметь соотносить, противопоставлять не только слова, связанные между собой разнообразными семантическими ассоциациями отношениями, но и разные значения одного слова.

   Русский язык очень богат синонимами (словами  близкими по значению), словами, которые  передают положительное или отрицательное  отношение говорящего к предмету мысли, эмоционально окрашенными,  много образной фразеологии.

   Уместность  – соблюдение различных норм русского языка. Это соблюдение грамматических, лексических норм, орфоэпических. Например, если в разговорно-бытовом стиле допускаются какие-то отклонения от норм, то в остальных стилях такие отклонения недопустимы. 
 

   Вопрос 19. Средства речевой  выразительности. 

   Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у  слушателей, поддерживает внимание к  предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. В литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"