Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 15:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по предмету "Русский язык".

Файлы: 1 файл

теория по русскому языку.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

   Укажем  наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в ораторских выступлениях:

  1. Метафора – перенос наименования на основе сходства. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности). В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное.
  2. Эпитет – образное определение, выраженное метафорическим прилагательным.
  3. Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу.
  4. Гипербола (преувеличение) – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения.
  5. Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируются, выпячиваются на передний план.
  6. Антитеза (противопоставление)  часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга.
  7. Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета.
  8. Вопросно-ответный ход – способ диалогизации текста. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание.
  9. Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющемся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию.
  10. Пословицы и поговорки – образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления в жизни, представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа-творца, опытом многих поколений. Обобщающий характер пословиц и поговорок позволяет в образной форме выразить суть высказывания.
  11. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяются не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельство.

   Культура  речи не только признак высокой культуры человека, но и обусловлена последней, поэтому важно заниматься самообразованием. Большое значение для повышения речевой культуры имеет работа со справочной литературой, знакомство с различными лингвистическими словарями. Неоценимую услугу окажет обращение к отечественной литературе, особенно к поэзии. 

   Вопрос 20. Риторика. Предмет  и основные понятия. 
 

   Термин  ораторское искусство античного  происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское  красноречие.

   Риторика  – 1. Ораторское искусство, теория красноречия. Учебный предмет изучающий теорию красноречия. Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Эффективность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

   Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах: ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство, риторика.

   Выражение ораторское искусство также имеет  несколько выражений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

   Ораторским  искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. В красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

   Отметим еще одну особенность ораторского  искусства. Оно имеет сложный  синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки на которые опирается ораторское искусство.  

Вопрос 21. Античный риторический канон. 

   Античный  риторический канон – это схема  построения ораторской речи. Эта схема  состоит из следующих этапов:

  1. Изобретение речи. В него входит отбор материала будущего выступления (формулируется понятие: цель, выступления, тема, задача, тезис или основная идея, портрет аудитории).
  2. Расположение – композиция речи и работа над ней, над её построением и расположением структурных частей. Классическая речь имеет три структурных части: вступление, основная часть - занимает  две третьи  всего выступления и заключение.
  3. Выражение – этот этап посвящен работе над языком и стилем речи. Производится редактирование текста, учитывая правильность, точность и логичность.
  4. Запоминание – этап технической подготовки к выступлению.
  5. Произнесение – заключительный этап – этап общения с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности. При публичном выступлении следует обратить внимание на невербальные средства общения – мимика, жесты.
 

Вопрос 22. Сущность и особенности риторического изобретения. 

   Подготовка  к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от выбора темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

   Основные  этапы разработки ораторской речи:

  • Подготовка  любой речи начинается с определения темы речи. Выбирать тему следует исходя из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того важно чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.
  • Выбрав тему, надо подумать о формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
  • Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.
  • После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. К основным источникам, из которых можно черпать новые идеи относятся: официальные документы, научная, научно-популярная литература, справочная, художественная литература, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, собственные знания и опыт. Чтобы выступление получилось содержательным лучше использовать не один источник, а несколько. Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.
  • Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал.

   Настоящая подготовка заключается в том, чтобы  выработать собственное отношение  к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории. 

   Вопрос 23. Типы речей по цели. Профессионально  значимые жанры и  их специфика. 

   В отечественных риториках выделяют следующие основные типы красноречия:

  • Социально - политическое красноречие. К нему относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях.
  • Академическое – учебные лекции, научные доклады, обзор, сообщение.
  • Судебное – речь, произносимая участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым.
  • Социально-бытовое – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи.
  • Богословско-церковное – проповеди, речи на сборе.
 

Вопрос 24. Сущность и особенности риторического расположения. Композиция. 

   Слово композиция восходит к латинскому compositio, который означает «составление, сочинение».

   В теории ораторского искусства под  композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных  частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду с композицией употребляется также близкие по смыслу слова построение, структура.

     После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический  материал, составляется рабочий план. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

   Рассмотрим  эти составные элементы композиции.

   Во  вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

   Важной  композиционной частью любого выступления  является заключение. Убедительное и  яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Продумывая заключение, особенно тщательно  поработайте над последними словами  выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

   Хорошо  продуманное вступление и необычное  заключение еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим  стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения  материала.

   Задача  оратора – умело расположить  все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

   Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором:

  • Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.
  • Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
  • Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям.
  • Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
  • Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже к ней больше не возвращается.
  • Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

   Использование различных методов изложения  материала позволяет сделать  структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

   Располагая  определенным образом доводы в своей  речи, оратор не должен забывать о принципе усиления. Суть его заключается в  том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые  сильные доводы используются в конце рассуждения.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"