Риторика как дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистической теорией речи.

Файлы: 1 файл

Риторика.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к  слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который  выбирается ритором) и сосредоточивается  на структуре языковой личности отправителя  и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать  персоналистической теорией речи.

 

Общественные задачи риторики состоят: 1) в воспитании ритора - достойного гражданина, компетентного в публичной речи; 2) в создании норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; 3) в организации речевых отношений в областях, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственная деятельность, безопасность, правопорядок; 4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности.

 

Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что она излагается догматически - в виде положений и правил. Догматический метод изложения иногда вводит в заблуждение относительно природы положений и правил риторики. Правила риторики не являются обязательными предписаниями и запретами, они лишь обобщают опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого говорящего или пишущего публично.

 

В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую. Частная риторика изучает конкретные виды речи. Общая  риторика изучает принципы построения целесообразной речи. Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых изучает специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому возможны общая и частная русская риторика, но невозможна универсальная риторика.

 

Поскольку русское общество с его идеалами, нравственными нормами, техникой мышления, приемами организации и управления сложилось и развивалось в традиции православной культуры, строй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и  задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика избегает психологической трактовки личности, использования общественного мнения как критерия правильности аргументации, релятивистского понимания ценностей и не является суммой рецептов для достижения личного успеха или манипуляций общественным мнением.

 

Необходимо помнить, что истинной целью оратора является составление  влиятельной речи, т.е. речи, которая  принесет пользу аудитории.

 

Обратимся к частной риторике. Именно у Кошанского она получает свой собственный  предмет - ее содержением становится классификация родов и идов прозаической словесности.

 

Частная риторика состоит из шести  отделетий. I-ое - “Словестость” - общего характера, остальные называются по родам: “Письма”, “Разговоры”, “Повествование”, “Ораторство” и “Ученость”. Каждый род делится на виды и каждый вид описывается по схеме, приведенной самим Кошанским в “Прибавлениях”:

 

--дефиниция 

 

--предмет (содержание)

 

--цель 

 

--расположение или форма 

 

--достоинства и недостатки 

 

--лучшие сочинения в данном  виде и главнейшие писатели  у древних (греков и римлян), в Новое время и в России.

 

Заметим, что журнальная литература не считается самостоятельным родом  словесности, и система Кошанского не охватывает устную разговорную речь и фольклор. Тем не менее его частная риторика содержит наиболее полную классификацию родов и видов словесности среди учебных пособий своего времени.

 

Для каждого класса словесности  определяются свои нормы построения текста. Роды и виды словесности оказываются противопоставленными формам словесности, под которыми подразумевается прежде всего композиция текста, его внутреннее строение в зависимости от цели и темы, т.е. применение правил общей риторики на конкретном материале. Здесь мы видим, как соотносятся категории обеих риторик. Однако предметом частной риторики является описание самих родов и видов словесности, а не просто дифференциация общих правил расположения и выражения по каждому из них.

 

Глядя на оглавление “Частной реторики”, мы видим, что она представляет собой  четко разработанную программу  школьного курса теории литературы: тридцать шесть отдельных тем  сгруппированы в шесть глав, по шесть разделов каждая, которые делятся  на две части - теоретическую и примеры из древних и новых писателей. Система словесности предстает в историческом порядке. Приведем краткие характеристики каждого рода словесности.

 

Вершиной эпистолярного искусства  являются деловые письма и бумаги; литературные письма - его обобщением. Образцами служат, прежде всего, послания пастырей церкви; начало светскому письменному слогу положил Петр I. На каждый исторический период Кошанский приводит наилучшие примеры; отдельную эпоху составляют “Письма русского путешественника” Н. М. Карамзина.

 

Риторика (греч. ) – наука об ораторском искусстве, изучающая отношение  мысли к высказыванию; непосредственным предметом риторики является публичная  аргументация.

 

В разные периоды в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. Уже во времена глубокой древности четко обозначились два подхода к пониманию риторики. С одной стороны, Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон развивали концепцию содержательной риторики, где одним из главных компонентов была идея (логос). С другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала риторику в основном как искусство украшения речи.

 

Видимо, поэтому у риторики есть и другие названия: красноречие (красная речь – “красивая”), краснословие, или, по латыни, элоквенция; витийство (от славянского “вити словеса”), теория словесности, ораторское искусство. Больше всего разногласий вызывает последний термин. Действительно, риторика – это наука или искусство?

 

Уже в античности риторику рассматривали  и как науку, и как искусство. Одни называли ее “царицей всех искусств”  и теснее всего связывали с  поэзией и сценическим мастерством. Другие, в частности Аристотель, подчеркивали, что риторика – искусство убеждать, но основывали ее на сугубо научных дисциплинах – диалектике и логике. В наши дни риторика чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как теорию убеждающей коммуникации.

 

Противоречия здесь нет, оба  подхода оправданны. Это связано с тем, что человеческое мышление осуществляется в двух формах – логической и образной, и им соответствуют две разновидности познания – наука и искусство, взаимно дополняющие друг друга.

 

Ораторская речь – вид эмоционально-интеллектуального  творчества, реализуемого в словесной форме: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления в том и состоит, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

 

Все люди так или иначе причастны  к риторике, поскольку, как объяснял Аристотель, “всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять”. В самом деле, нет таких профессий, где не пригодилось бы владение словом.

 

Чтобы произнести хорошую речь, мало знать, что сказать: надо еще знать, как сказать. Надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения. О том, насколько много знаний и умений требуется от оратора, говорит простое перечисление законов риторики.

 

1. Концептуальный закон предполагает  систематизацию материала                                  выступления, всесторонний анализ  предмета речи и формулирование  основной идеи сообщения. С помощью этого закона оратор учится выделять главное и второстепенное, располагать материал в определенной последовательности, предвидеть его воздействие на аудиторию. В нижеприведенной формуле этот закон обозначен буквой К.

 

2.   Закон моделирования аудитории (А) предусматривает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступить. Он должен иметь четкое представление о трех главных признаках, составляющих “портрет” любой аудитории. Ее социально-демографические характеристики определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др. Социально-психологические признаки обоснованы мотивами поведения, отношением к предмету речи и говорящему, уровнем понимания обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные признаки учитывают тип нервной системы, способ мышления, особенности мышления, темперамента слушателей и др.

 

3.   Третий закон риторики (С) определяет стратегию поведения  оратора, требуя установить:

 

цели речевой деятельности (зачем?);

 

противоречия в исследуемых  проблемах и пути их разрешения;

 

главный тезис выступления;

 

собственную позицию.

 

4. Четвертый закон риторики формирует  тактику (Т) составления выступления.  При этом предполагается следующая  последовательность действий:

 

заинтересовать аудиторию;

 

вызвать слушателей на размышление;

 

вывести их на уровень обсуждения предмета речи.

 

5. Пятый закон риторики (СВ) требует  внимания к словесно-речевому  выражению, учит речевому мастерству, тому, как облекать мысль в  действенную словесную форму.

 

6. Закон эффективного общения (ЭО) формирует и развивает умение устанавливать, сохранять и закреплять контакт с аудиторией, завоевывать ее симпатии, внимание и интерес. Для этого также предусматривается определенная система действий:

 

управление собственным поведением;

 

управление поведением аудитории;

 

корректировка подготовленного текста по ходу выступления.

 

7. Системно-аналитический закон  риторики (СА) развивает у оратора  умение выявлять и оценивать  собственные впечатления от выступления  и анализировать речевую деятельность других, что помогает по мере накопления опыта совершенствовать  мастерство своих публичных выступлений.

 

С учетом этих законов риторики (Р) ее удобно представить в виде определенной схемы, которая может быть расценена  как квинтэссенция всех достижений риторической мысли от античности до наших дней:

 

 

 

Р = К + А + С + Т + СВ + ЭО + СА.

 

 

 

Риторика необходима человеку любой  профессии независимо от того, связана  ли его деятельность с умением  общаться и хорошо говорить. Личностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность человеку гораздо полнее реализовать себя, развивают способности в выбранной специальности.

 

Глава 1 Первая половина XIX века это расцвет русской риторики, когда сложился классический состав курса теории словесности с разделением на общую и частную риторики. Учение Н. Ф. Кошанского, пожалуй, самого крупного и влиятельного ритора и педагога рассматриваемого периода, сыграло в этом решающую роль. Его теория речи охватывает все филологические дисциплины, включая в понятие “словесных наук” все науки, относящиеся к человеку как обладателю “силы ума” и “дара слова” [Аннушкин, с. 410, 417]. У Кошанского окончательно оформляется предмет частной риторики классификация родов и видов словесности [Зарифьян, с.15]. Сами термины “частная риторика”, “роды”, “виды” и “формы” словесности получают в теории словесности то значение, в котором они даны у Кошанского [там же, с. 17]. Его риторики суммируют наиболее ценные достижения русской традиции XVIII и начала XIX века. Учебники Кошанского воспитали не одно поколение образованной российской интеллигенции.

 

Для заключения Современные исследователи давно оценили значение Кошанского и истории русской теории словесности. Он широко цитируется в учебниках и является одним из самых авторитетных наших авторов (см., например, “Русский Сократ” А. К. Михальской (1996), “Основы русской риторики” А. А. Волкова (1996), “Риторика: Учебное пособие для слушателей курсов риторики” В. И. Аннушкина (1994)). Научных исследований, посвященных исключительно Кошанскому и его трудам, нет. Как нет и его современной научной биографии; единственной такой попыткой до сих пор является работа почти столетней давности – монография А. И. Малеина 1901 года. Однако есть серьезные труды по истории русской риторики, в которых Кошанскому уделяется достаточное внимание. Это прежде всего «История русской риторики» проф. В. И. Аннушкина (2002).

 

Глава 2 Биография Н.Ф. Кошанского

 

Дата рождения Николая  Федоровича Кошанского в различных  источниках указывается по-разному. В полной и обстоятельной биографии А.Г.Малеина стоит 1787 г., хотя тут же называется другая дата 1785г., которая кажется более вероятной, так как опирается на формулярный список 1827 г. “Русский биографический словарь” [т.9, Спб., 1903 г.] указывает 1781 г.; безусловной опечаткой следует считать 1731 г. “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона [т.XVI, 1895 г.].

 

Кошанский учился в Московском университетском благородном пансионе, а с 1798(99) г. (в 1798 г. поступил, а в 1799 г. произведен в студенты [Малеин, с. 3]) по 1802г. в Московском Императорском университете сразу на двух факультетах юридическом и философском. Согласно формуляру, он изучал русский, древнегреческий, латинский, французский, немецкий и английский языки. Успехи и способности Кошанского были настолько выдающимися, что еще студентом ему поручили преподавать риторику в университетском благородном пансионе. В студенческие же годы Кошанский начал публиковаться: это были переводы с французского “Зефир и Флора”, либретто балета Дюкло(1800), “Фелиция Вильмар” Бланшара (1801-1802), “Путешествие Пифагора”(1803-1804) и стихотворения “На смерть ее сиятельства княгини А.Д.Касаткиной-Ростовской”(1802) и подражание Вергилию, эклога“Амарилла”(1803).

Информация о работе Риторика как дисциплина