Риторика как дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистической теорией речи.

Файлы: 1 файл

Риторика.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

 

Риторическое учение Кошанского является обобщением, итогом всей его предыдущей деятельности также в плане осмысления места и роли русского языка и  литературы, их соотношения, с одной стороны, с классической, греческой и латинской словесностью, а с другой - с западно-европейскими: немецкой, французской, английской, итальянской. В-третьих, - с церковно-славянским языком и древнерусской словесностью. Из сопоставления следует, что произведение русской словесности, являясь центром этих связей, концентрирует в себе достижения всех перечисленных культур.

 

 

 

 

 

 

 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 

1. В. И. Аннушкин, Первая русская  "риторика", Знание, М.: 1989.

 

2. В. И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование, М.: 1995.

 

3. А. В. Дудников. Методичка изучения  грамматики, Просвещение, М.: 1988.

 

4. Л. П. Федоренко, Принципы  обучения русскому языку, М.: 1973.

 

5. А. К. Федоров, Трудные вопросы  русского языка, М.: 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратимся к частной  риторике. Именно у Кошанского она  получает свой собственный предмет - ее содержением становится классификация  родов и идов прозаической словесности.

 

Частная риторика состоит  из шести отделетий. I-ое - “Словестость” - общего характера, остальные называются по родам: “Письма”, “Разговоры”, “Повествование”, “Ораторство” и “Ученость”. Каждый род делится на виды и каждый вид описывается по схеме, приведенной самим Кошанским в “Прибавлениях”:

 

--дефиниция 

 

--предмет (содержание)

 

--цель 

 

--расположение или  форма 

 

--достоинства и недостатки 

 

--лучшие сочинения  в данном виде и главнейшие  писатели у древних (греков  и римлян), в Новое время и  в России.

 

Заметим, что журнальная литература не считается самостоятельным  родом словесности, и система Кошанского не охватывает устную разговорную речь и фольклор. Тем не менее его частная риторика содержит наиболее полную классификацию родов и видов словесности среди учебных пособий своего времени.

 

Для каждого класса словесности  определяются свои нормы построения текста. Роды и виды словесности оказываются противопоставленными формам словесности, под которыми подразумевается прежде всего композиция текста, его внутреннее строение в зависимости от цели и темы, т.е. применение правил общей риторики на конкретном материале. Здесь мы видим, как соотносятся категории обеих риторик. Однако предметом частной риторики является описание самих родов и видов словесности, а не просто дифференциация общих правил расположения и выражения по каждому из них.

 

Глядя на оглавление “Частной реторики”, мы видим, что она представляет собой четко разработанную программу  школьного курса теории литературы: тридцать шесть отдельных тем  сгруппированы в шесть глав, по шесть разделов каждая, которые делятся  на две части - теоретическую и примеры из древних и новых писателей. Система словесности предстает в историческом порядке. Приведем краткие характеристики каждого рода словесности.

 

Вершиной эпистолярного  искусства являются деловые письма и бумаги; литературные письма - его обобщением. Образцами служат, прежде всего, послания пастырей церкви; начало светскому письменному слогу положил Петр I. На каждый исторический период Кошанский приводит наилучшие примеры; отдельную эпоху составляют “Письма русского путешественника” Н. М. Карамзина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Ф. Кошанский  фиксирует внимание читателя и учеников (сила его книг - в обращенности к  учащимся) на значении теорий изобретения  и расположения: “истинное красноречие  всех веков и народов состоит  в прекрасных мыслях, в искусстве располагать и составлять сочинение, а не в наружности, которая в живом языке пленяет только один век, одно поколение”. Расположение формируется “действием рассудка и нравственного чувства, которые от частых соображений, от частых примеров сами, наконец, образуются, укрепляются и приемлют надлежащее направление”. Понятия рассудок, нравственное чувство как бы терминологизированы у Н.Ф. Кошанского, это - реальные действователи или помощники, инструментарий создания речи: “Располагать сочинение значит обнимать рассудком все части его и, соображая одну с другою, назначать по нравственному чувству место для каждой”. Правила, о которых пишет Н.Ф. Кошанский для “юной неопытности”, предвосхищают позднейшие упреки В.Г. Белинского и К.П. Зеленецкого, поскольку всякие правила должны быть подкреплены “собственным размышлением и наблюдательным чтением лучших сочинений”. Точно так же и “искусственность” риторических правил (при их нормативности) нивелируется, когда видишь рекомендацию Н.Ф. Кошанского “скрывать искусство”, следуя во всем лишь законам “натуры”.

 

Глубина и  разнообразие трудов Н.Ф. Кошанского, филологического  учителя Пушкина, не оценены его  потомками. К сожалению, даже 200-летие  со дня рождения поэта не пробудило  широкого интереса к его учителю. Если исследователи современной научной риторики давно признали Н.Ф. Кошанского своим классиком, то современной школе и широкому читателю этот замечательный педагог, ученый и писатель-стилист почти неизвестен. Но у потомков, кажется, всегда есть возможность исправить положение – ведь «сердце в будущем живет…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Риторика как дисциплина