Завершающую
часть беседы можно начать, например,
с таких фраз: «давайте подведем
итоги…», «мы подошли к концу
нашей беседы…», «таким образом, в
результате состоявшейся беседы можно
сделать следующие выводы…» Окончание
беседы, как и её начало, требует
особого внимания. Конец обычно запоминается
лучше всего, так как последние слова оказывают
наиболее длительное действие на собеседника.
В этой связи рекомендуется записывать
и заучивать наизусть несколько последних
предложений или хотя бы заключительное.
Опытные деловые люди обычно обдумывают
заранее две или три группы заключительных
предложений, чтобы потом в зависимости
от хода беседы решить, какие из них - более
мягкие или более жесткие по форме - произнести.
Задачи:
- установление
контакта с собеседником;
- создание
приятной атмосферы для беседы;
- привлечение
внимания;
- побуждение
интереса к беседе;
- «перехват»
инициативы.
Приемы
начала беседы:
- Метод
снятия напряжения — позволяет установить
тесный контакт с собеседником.
- Метод
«зацепки» — позволяет кратко изложить
ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием
беседы, и использовать эту «зацепку»
как исходную точку для проведения запланированной
беседы.
- Метод
стимулирования игры воображения — предполагает
постановку в начале беседы множества
вопросов по ряду проблем, которые должны
в ней рассматриваться.
- Метод
прямого подхода — означает непосредственный
переход к делу, без выступления.
Правильное
начало беседы предполагает:
- точное
описание целей беседы;
- взаимное
представление собеседников;
- название
темы;
- представление
лица, ведущего беседу;
- объявление
последовательности рассмотрения вопросов.
На
что нужно обратить внимание при
налаживании личного контакта с
собеседником:
- а)
ясные, сжатые и содержательные вступительные
фразы и объяснения;
- б)
обращение к собеседникам по имени и отчеству;
- в)
соответствующий внешний вид (одежда,
подтянутость, выражение лица);
- г)
проявление уважения к личности собеседника,
внимание к его мнениям и интересам;
- е)
обращение за ответом и т.п.
- Фаза II.
Передача информации
Цель
этой части беседы заключается в
решение следующих задач:
- сбор
специальной информации по проблемам,
запросам и пожеланиям собеседника;
- выявление
мотивов и целей собеседника;
- передача
запланированной информации;
- анализ
и проверка позиции собеседника.
5
основных групп вопросов:
1.
Закрытые вопросы — это вопросы,
на которые ожидается ответ
«да» или «нет». Какова цель
вопросов такого типа? Получить
от собеседника обоснованные
аргументы для ожидаемого от
него же ответа.
2.
Открытые вопросы — это вопросы,
на которые нельзя ответить
«да» или «нет», они требуют
какого-то объяснения («Каково
Ваше мнение по данному
вопросу?», «Почему Вы
считаете принятые меры
недостаточными?»).
3.
Риторические вопросы — на
эти вопросы не дается прямого
ответа, т.к. их цель — вызвать
новые вопросы и указать на
нерешенные проблемы и обеспечить
поддержку нашей позиции со
стороны участников беседы путем
молчаливого одобрения («Мы
ведь придерживаемся
единого мнения по данному
вопросу?»).
4.
Переломные вопросы — удерживают
беседу в строго установленном
направлении или поднимают целый
комплекс новых проблем. («Как
Вы представляете себе
структуру и распределение...?»).
5.
Вопросы для обдумывания —
вынуждают собеседника размышлять,
тщательно обдумывать и комментировать
то, что было сказано («Правильно
ли я понял Ваше сообщение
о том, что...?, «Считаете
ли Вы, что...?).
2.3.
Фаза III. Аргументация
Мелочи,
имеющие иногда решающее значение:
1.
Оперировать простыми, ясными, точными
и убедительными понятиями.
2.
Способ и темп аргументации
должны соответствовать особенностям
темперамента собеседника.
3.
Вести аргументацию корректно
по отношению к собеседнику,
т.к. это, особенно при длительных
контактах, окажется для вас
же намного выгоднее:
- всегда
открыто признавать правоту собеседника,
когда он прав, даже если это может иметь
для вас неблагоприятные последствия;
- продолжать
оперировать можно только теми аргументами,
которые приняты собеседниками;
- избегать
пустых фраз.
4.
Приспособить аргументы к личности
вашего собеседника:
- направлять
аргументацию на цели и мотивы собеседника;
- избегать
простого перечисления фактов;
- употреблять
терминологию, понятную вашему собеседнику.
5.
Избегать неделовых выражений
и формулировок, затрудняющих аргументирование
и понимание.
6.
Попытаться как можно нагляднее
изложить собеседнику свои доказательства,
идеи и соображения.
Дня
построения аргументации в нашем
арсенале имеются 12 риторических методов
аргументирования:
- Фундаментальный
метод. Представляет собой прямое обращение
к собеседнику.
- Метод
противоречия. Основан на выявлении противоречий
в аргументации против.
- Метод
«извлечение выводов». Основывается на
точной аргументации, которая постепенно,
посредством частых выводов приведет
вас к желаемому выводу.
- Метод
сравнения.
- Метод
«да..., но».
- Метод
«кусков». Состоит в расчленении выступления
таким образом, чтобы были ясно различимы
отдельные части: «это точно», «об этом
существуют различные точки зрения».
- Метод
«бумеранга».
- Метод
игнорирования.
- Метод
потенцирования. Собеседник в соответствии
со своими интересами смещает акцент,
выдвигает на первый план то, что его устраивает.
- Метод
«выведения». Основывается на постепенном
субъективном изменении существа дела.
- Метод
опроса. Основан на том, что вопросы задаются
заранее.
- Метод
видимой поддержки.
Двенадцать
спекулятивных методов
аргументации:
- Техника
преувеличения.
- Техника
анекдота.
- Техника
использования авторитета.
- Техника
дискредитации собеседника. Основывается
на правиле: если я не смогу опровергнуть
существо вопроса, тогда по меньшей мере
нужно поставить под сомнение личность
собеседника.
- Техника
изоляции основана на «выдергивании»
отдельных фраз из выступления, их изоляции
и преподнесении в урезанном виде с тем,
чтобы они имели значение, противоположное
первоначальному.
- Техника
изменения направления заключается в
том, что собеседник не атакует ваши аргументы,
а переходит к другому вопросу, который
по существу не имеет отношения к предмету
дискуссии.
- Техника
вытеснения — собеседник в действительности
не переходит к какой-то одной, точно определенной
проблеме, преувеличивает второстепенные
проблемы, взятые из вашего выступления.
- Техника
введения в заблуждение, основывается
на сообщении путаной информации, слов,
которыми вас забрасывает собеседник.
- Техника
отсрочки. Ее целью является создание
препятствий для ведения дискуссии или
ее затягивание.
- Техника
апелляции. Представляет собой особо опасную
форму «вытеснения» процесса рассуждений
(собеседник взывает к сочувствию).
- Техника
искажения.
- Техника
вопросов-капканов. Включает 4 группы:
- вымогательство;
- альтернатива;
- контрвопросы.
- Фаза IV.
Опровержение доводов
собеседника (нейтрализация
замечаний собеседника)
Цели:
- убедительность
изложения;
- надежность
изложения;
- развеивание
сомнений;
- мотивы
сопротивления и точка зрения.
Почему
возникают замечания?
- защитная
реакция;
- разыгрывание
роли;
- другой
подход;
- несогласие;
- тактические
раздумья.
Какова
логическая структура опровержения
замечаний?
- анализ
замечаний;
- обнаружение
настоящей причины;
- выбор
тактики;
- выбор
метода;
- оперативное
опровержение замечаний.
Какие
приемы применяются для нейтрализации
(опровержения)?
- ссылки,
цитаты;
- «бумеранг»;
- одобрение
+ уточнение;
- переформулировка;
- целевое
согласие;
- «эластичная
оборона»;
- метод
опроса;
- «да...,
но...?»
- предупреждение;
- доказательство
бессмысленности;
- отсрочка.
Как
обращаться с замечаниями при
нейтрализации?
- локализация;
- тон
ответа;
- открытое
противоречие;
- уважение;
- признание
правоты;
- воздержанность
в личных оценках;
- краткость
ответа;
- недопущение
превосходства.
- Фаза V.
Принятие решения
Цели:
- подытоживание
аргументов, призванных и одобренных вашим
собеседником;
- нейтрализация
негативных моментов в заключении;
- закрепление
и подтверждение того, что достигнуто;
- наведение
мостов для следующей беседы.
Несколько
общих советов в связи с
окончанием беседы:
- Свободно
обращайтесь к собеседнику с вопросом,
согласен ли он с вашей целью.
- Не
проявляйте неуверенности в фазе принятия
решения. Если вы колеблетесь в момент
принятия решения, то не удивляйтесь, если
начнет колебаться и собеседник.
- Всегда
оставляйте в запасе один сильный аргумент,
подтверждающий ваш тезис, на тот случай,
если собеседник в момент принятия решения
начнет колебаться.
- Пользуйтесь
достоверными аргументами, так как лучше,
если собеседник примет решение сейчас,
чем потом.
- Не
отступайте, пока собеседник несколько
раз отчетливо не повторит «нет».
- Не
сдавайтесь на милость собеседника до
тех пор, пока не попробуете все известные
методы форсирования.
- Следите
за поведением собеседника, чтобы вовремя
понять, что беседа подходит к концу. Закончите
беседу в нужный момент.
- Достигнув
цели, прощайтесь с собеседником. Как только
будет принято решение, поблагодарите
собеседника, поздравьте его с разумным
решением.
Заключение
Для
установления приятных и полезных деловых
взаимоотношений необходимо уметь
заинтересовать человека своими четкими
и в то же время образными высказываниями,
вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы
решаются при отработке навыков риторики,
важных в повседневной жизни и особенно
в служебной обстановке. Эти навыки должны
найти свое воплощение в специальных правилах
подготовки и ведения беседы, так как с
необходимостью их применения мы сталкиваемся
повсеместно. Достижение результата беседы,
причем в уважительной форме, является
важным условием как в бытовой, так и в
деловой обстановке.
Проведение
любых бесед подводит к необходимости
высказывания в адрес своих собеседников
критических замечаний или суждений,
поскольку нас не всегда устраивают
поступки и высказывания нашего окружения.
Общая и деловая этика критических
замечаний в чей-либо адрес содержит
сходные правила, которые, в свою
очередь, основываются на главных нормах
этических взаимоотношений.