Лекции по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Тема № 1 Риторика вчера, сегодня, завтра
Тема № 2 Публичное общение – это искусство
Тема № 3 Секреты подготовки публичной речи
Тема № 4 Искусство привлекать сторонников
...
Тема № 8 Искусство доказывать и убеждать

Файлы: 1 файл

savova_ritorics.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Каковы задачи вступления? Каким оно должно быть? 

Задачи вступления:

  • психологическая – закрепление контакта, внимания и интереса, создание необходимого настроя у аудитории;
  • содержательная – описание целевой установки, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование);
  • стратегическая – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление неоднородно  по своей структуре. Первое, что четко  выделяется в нем, - обращение.  Обращение можно одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.

Выделяются следующие варианты вступления:

  • слова о времени, месте, где проходит выступление, недавно произошедшем событии;
  • обращение непосредственно к интересам аудитории:  вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, несправедливость, сострадание и т.д.;
  • юмористическое замечание;
  • обращение к конфликту (при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов и т.д.);
  • передача приветствий;   
  • ссылка на речь предыдущего оратора;
  • обращение к своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми;
  • обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;
  • краткое изложение целей и задач выступления; 
  • использование парадоксального цитирования;
  • риторический вопрос, который одновременно активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.

Можно разработать и другие виды вступлений, но, обдумывая вступление, которое предполагается  использовать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформулирована тема и тезис (основная мысль, требующая доказательства или раскрытия).

Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями  речи  как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля. Мы совершенно согласны с О.Ю. Князевой в том, что, использовав яркое, необычное вступление, оратор и дальше должен вести речь в избранной тональности. Если же после творчески построенного, эмоционального зачина оратор переходит к сухим, штампованным фразам и монотонному повествованию, равновесие речи нарушается, и контакт с аудиторией пропадает. Помнить следует также о том, что вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всего выступления), ведь не ради его произнесения оратор вышел на трибуну! Основная функция вступления, как говорилось выше, - установление контакта со слушателями, возбуждения интереса к теме и к личности оратора, создание у аудитории эмоционального настроя и готовности к восприятию основной части публичной речи.

Мы обратили ваше внимание на важность таких структурных элементов, как  вступление и заключение, и рассмотрели  варианты первого из них, но на трибуну  оратор выходит все-таки ради главной (основной) части, в которой и раскрывается тема речи. Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от  вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументирующей речи. Это связано, в первую очередь, с тем, что  цель информирующей публичной речи – сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи – поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы  изложения материала?

  • Индуктивный способ – это способ, при котором изложение материала  происходит от  предъявления отдельных фактов к обобщению.
  • Дедуктивный способ – такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.
  • Способ  аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что, если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в  других проявлениях.
  • Исторический (хронологический) и  пространственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.д. Второй  предполагает  изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.

Таким образом, выбор способа изложения  материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо действие;  сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т.д.) и  количественного и качественного состава аудитории, о чем необходимо говорить отдельно.

Не менее важной частью ораторского  выступления является заключение. Роль заключения очень велика – это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом  неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.

Функции заключения:

  • повести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части
  • кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей
  • наметить пути развития идей, высказанных оратором
  • на основе речи поставить задачи перед слушателями
  • закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

О чем же надо помнить, продумывая заключение?

Во-первых, о том, какие цели реализуются  в этом структурном элементе любой  речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или  выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же…). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию.

Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным,  поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее.

Кроме того, важно, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены в единой целое.

Какие же виды заключений существуют?

  • подытоживающее повторение;
  • призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т.д.
  • интригующая  концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод;
  • обращение к аудитории;
  • тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых конкретных действий (этот вариант считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи);
  • иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Вариантов произнесения заключения существует много, но необходимо выбрать тот, который соответствовал бы типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора а, самое главное, способствовал бы реализации цели, поставленной им.

Произнося заключение, необходимо помнить, что нельзя заканчивать  речь и  тут же возвращаться к недосказанному: «Ах, да, я еще хотел сказать, что…». Так же, как и во вступлении, не рекомендуется извиняться: «Извините, я, по-видимому, утомил вас излишне долгими разговорами…». Нежелательно заканчивать выступление шуткой, особенно если обсуждались серьезные  проблемы, так как в этом случае у аудитории останется ощущение легкости и несерьезности происходящего. Нельзя оставлять у слушателей ощущение безысходности, даже если в самом выступлении говорилось о серьезных и трудно решаемых проблемах. Обязательно нужно показать возможность выхода из создавшегося положения, наметить перспективы. Завершать выступление нужно на оптимистической ноте.

И, наконец,  невозможно оставить речь без заключения вообще. Опыт показывает, что очень часто  даже самые внимательные слушатели после окончания выступления самостоятельно не могут сформулировать поставленных проблем, выделить главное.

Как же привлечь внимание аудитории и удержать его на протяжении всей речи?

В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии  2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.

Но овладеть вниманием мало, главное – удержать его на протяжении всей речи. Что будет способствовать поддержанию внимания на всем протяжении речи?

  1. Логически стройное изложение материала.
  2. Сохранение интригующих моментов, затронутых во вступлении, или наличие «конфликтов» в речи, о которых было объявлено во вступлении.
  3. Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.
  4. Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменение его громкости, темпа речи, изменение логического ударения и т.п.), а также кинетической (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).
  5. Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.
  6. Диалогизация всей речи (выступление построено в форме вопросов и ответов самого же оратора, слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим).
  7. Использование кратких отвлечений от темы, юмора для  активизации внимания аудитории.
  8. Лаконичность выступления не в ущерб содержательной стороне.

 

Тема № 4

Искусство привлекать сторонников

 

Сфера общения, связанная с  политикой, предполагает, что один человек, каким бы сверхталантливым он ни был, не в состоянии реализовать свои планы и самореализоваться как правящий политик, если у него не будет сильной команды сподвижников и огромной армии сторонников, поэтому задача разъяснения и распространения своих идей, привлечения на свою сторону как можно большего числа людей – это задача, которая стоит перед каждым политиком и каждым политическим объединением. А это значит, что умение агитировать для политика – это основа основ.

Каковы же особенности  и цели агитационной речи?

Агитационную речь от других видов речей отличает, прежде всего, то, что она всегда направлена на побуждение к действию. Агитационная речь воздействует на слушателя так, чтобы агитируемый почувствовал потребность сделать то, о чем его просит агитатор.

Это возможно только тогда, когда 

  • у обоих участников процесса агитации есть что-то, их объединяющее;
  • цели каждого и их установки не противоречат друг другу;
  • агитатор пользуется доверием агитируемого.

В самом общем виде главная цель агитационной речи состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения, поэтому задача агитатора состоит в том, чтобы

  • найти то, что изначально объединяет агитатора и агитируемого;
  • развить и укрепить общее между ними;
  • заинтересовать агитируемого в ценностях конкретной политической организации;
  • проинформировать его относительно деятельности этой организации;
  • заинтересовать его в приобщении к деятельности этой организации;
  • организовать агитируемого поддержать данную политическую организацию участием в конкретных политических акциях.

Как это сделать?

Прежде всего –  установить и упрочить коммуникативный  контакт с человеком, чтобы понять, стоит ли его агитировать, а если да, то подготовить почву для этого.

Соответственно агитационная речь должна содержать

  • необходимые для агитации факты,
  • пробуждать нужные эмоции агитируемых,
  • приводить к их согласию выполнить то действие, к которому побуждает агитатор.

Прямая политическая агитация всегда апеллирует к общественному  благу и гражданственности. При этом она основывается на оценке пользы и вреда для страны в целом, для каких-то определенных групп населения, к которым принадлежит данная аудитория, в частности. На основании этого агитация всегда проводится ЗА что или против чего-либо, исходя из ценностей и потребностей людей.

Основными  потребностями  людей, по А. Маслоу, являются потребности  материального существования, в  безопасности, в любви, в самореализации, в самоактуализации. Кроме того, в сотрудничестве, в понимании, в  осмыслении и в идентификации себя. (А.И. Юрьев). Эти потребности являются общими для всех людей и могут различаться для тех или иных личностей лишь в иерархическом отношении.

В социальных науках принято  различать универсальные ценности, групповые и индивидуальные. Универсальные ценности – это свобода, демократия, справедливость и т.д. Групповые ценности – активность, правдивость и др. Индивидуальные ценности – дружба, здоровье, слава, надежда. Все эти группы ценностей могут использоваться при агитации.

Информация о работе Лекции по "Риторике"