Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:46, курс лекций
Тема № 1 Риторика вчера, сегодня, завтра
Тема № 2 Публичное общение – это искусство
Тема № 3 Секреты подготовки публичной речи
Тема № 4 Искусство привлекать сторонников
...
Тема № 8 Искусство доказывать и убеждать
В основе словесного оформления митинговой речи лежит публицистический стиль, сочетающий задачи сообщения и воздействия. Для публицистического стиля характерны общественно-политическая лексика, метафоры с оценочным значением, фразеологизмы, средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи, то есть все то, что позволяет сделать речь более насыщенной, оригинальной, легко воспринимающейся, эмоциональной.
Оратору очень важно в своей речи не только выразить свои эмоции, но и «заразить» ими всех участников митинга, поэтому для митинговой речи выбираются яркие однозначные эмоции, которые могут всех объединить. Это прежде всего гордость, благодарность, восхищение и т.д. В то же время замечено, что сила эмоций возрастает, если они соседствуют с противоположными чувствами: негодованием, гневом, возмущением. Опытные ораторы строят свою речь так, чтобы в них были разнообразные эмоции, чередуя части выступления, стимулирующие те или иные эмоциональные реакции.
Особая роль в этом принадлежит интонации. Если в обычном высказывании с помощью интонации передается до 40 % информации, то в митинговой речи, в которой не всегда удается разобрать все слова из-за шума митингующих или погодных помех, главное, что воспринимается – это интонация.
Интонация митинговой речи должна быть явной, яркой и разнообразной, насыщенной эмоционально-напряженными обращениями, вопросами и призывами. Кроме того, интонация выступающего должна передавать его убежденность в своей правоте и силу отстоять эти убеждения.
Тема № 7
Искусство диалога в СМИ
В средствах массовой информации, как видно уже по самому их названию, преобладает информационная речь. В то же время эта речь в СМИ имеет свои особенности, вызванные численностью и разнородностью адресата.
В этой связи в сочетании «массовая информация» принципиально важно разграничить два значения определения «массовая»: 1) наиболее социально значимая для массового адресата; 2) рассчитанная на нетребовательные вкусы большинства. Мы будем принимать во внимание преимущественно первый из этих пунктов, хотя многие издания предпочитают принимать во внимание в основном второй из них.
Информационная речь в СМИ, прежде всего, должна выполнять свою основную функцию: сообщать о фактах, событиях, процессах, давать новые сведения о том или ином предмете; о явных или скрытых взаимосвязях между явлениями, фактами, событиями и т.д. Однако информационная речь будет различаться в манере подачи материала и в зависимости от того,
где именно: в прессе, на радио или на телевидении эта речь будет размещена;
в какой форме: устной или письменной она происходит;
в каком жанре: сообщение, заметка, статья, интервью и т.д.
Чтобы увидеть эти отличия, рассмотрим жанр интервью в нескольких его разновидностях.
Интервью – это целенаправленная, зафиксированной беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). Отличительной особенностью интервью является его двуадресность: журналист (интервьюер), обращаясь своему непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую публицистическую сюжетность беседы в расчете на восприятие будущего читателя (адресат массовый). Еще большую значимость признак двуадресности обретает в характеристике радио- и телеинтервью. Особая мера убедительности произведений этого жанра обусловлена тем, что информация идет «в прямом эфире» от политика или экономиста, ученого или художника, чей авторитет в данной области несомненен. И эффект подлинности и непринужденности речи интервьюируемого обычно сохраняется и в газетной публикации интервью.
Как правило, в центре интервью стоит информация, связанная с интервьюируемым лично или опосредованно (через его профессиональные обязанности, круг его интересов, знакомых и т.д.). Соответственно в логической схеме интервью на первый план выдвигается один из двух смысловых центров: либо это социально-психологический портрет личности (человек и его дело, человек и время), либо анализ актуального события, социального явления, общественной проблемы (анализ — информативный, экспертный, проблемный) через призму индивидуального мнения авторитетного лица.
Наиболее часто в общественно-
Интервью-сообщение характерно своей информационной направленностью. Оно, как правило, кратко. Ответы собеседника журналист или пересказывает, или воспроизводит в сокращенном виде.
Интервью-мнение – это развернутый комментарий к факту, событию, проблеме.
Важно отметить, что классическое интервью – это диалог взаимоинтересных друг другу людей. В то же время позиции интервьюеров могут существенно различаться: для кого-то из них главное – это объективный непредвзятый взгляд на проблему или на личность интервьюируемого, а для некоторых журналистов важнее всего не разобраться в происходящем, а подверстать то или иное событие в какую-то заранее заданную схему, не обращая внимания на противоречащие этой схеме факты и явления. В последнем случае в интервью могут быть искажены (не приведены полностью, помещены в другой контекст и т.д.) не столько сами слова, сколько их смысл. Этот вариант не исключен и в том случае, если интервьюер не понял или неправильно понял интервьюируемого, поэтому рекомендуется, давая интервью, говорить так просто, ясно, точно и логично, чтобы никто не смог бы не понять эту речь или понять по-разному.
Структурная организация
интервью может сводиться к простейшей
стандартной модели: четкая формулировка
открытого вопроса –
Характер интервью, его цели и разновидности, стремление сделать разговор как можно более естественным требуют использования в нем вопросов различных видов.
Основные виды вопросов в интервью
На каждый из этих вопросов интервьюируемый отвечает, учитывая его особенности, как можно более коротко и емко, как правило, стараясь давать прямые и полные ответы.
Виды ответов на различные вопросы интервьюера:
Интервьюер стремится к эффективному общению со своим собеседником, но учитывает, что в данном жанре скрыто присутствует и третий участник – Читатель, Зритель или Слушатель, к которому-то и обращено интервью, для него интервью предшествует предисловие, для него представляют того, у кого берется интервью, для него интервью дается общий заголовок и зачастую – внутренние заголовки к отдельным тематическим блокам вопросов и ответов.
И если в интервью для газеты или журнала обращенность к читателям больше подразумевается, чем сказывается в речи интервьюируемого, то в интервью на радио и на телевидении про главного адресата – слушателя или читателя - забывать нельзя ни на минуту. И если в связи с этим в газетном интервью этикетные формулы приветствия и прощания вызовут, скорее, недоумение, то в радио- и телеинтервью они обязательны.
Средства СМИ различаются также каналами общения и средствами предъявления материала. В прессе – это зрительное восприятие текста, поэтому при ответах на вопросы журналиста газеты для интервьюируемого важнее всего словесное оформление мыслей. На телевидении с его возможностью совмещать зрительный и слуховой каналы, главное – это «картинка» (как говорят телевизионщики), поэтому на первое место выходит манера общения, его тональность, использование всех несловесных средств, тем более, что нет зрелища на телевидении скучнее, чем «застывшая говорящая голова». А на радио, где в распоряжении ведущих беседу остаются только звуковые – голосовые средства, особое значение придается и владению говорящим интонационными средствами речи, и умению говорить, сохраняя высокую степень устности, просто и интересно о сложных вещах.
И о каком бы средстве СМИ ни шла речь, нельзя забывать, что люди обращаются к ним не только за информацией, но и для развлечения. И если это не противоречит вашей речевой задаче и предмету речи (ситуации в целом), можно и пошутить, и посмеяться. Чем естественнее будет держаться интервьюируемый (в пределах рамок приличия и хороших манер), тем проще будет работать интервьюеру и легче понимать речь главному адресату – Читателю, Слушателю или Зрителю.
В качестве эпиграфа к этой теме можно подобрать слова А.Ф. Лосева: «Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить», поскольку именно в споре, в столкновении с другими позициями и точками зрения активизируется и оттачивается наша мысль. В то же время начать спор, не умея мыслить и отстаивать свою правоту, - это обречь себя на коммуникативный провал.
Что же входит в минимум необходимых знаний по умению спорить?
1. Знания о том, какие виды спора выделяются, и какова цель каждого из них.
Основными видами спора являются дискуссия, диспут, полемика, прения, дебаты. Спор – это общее родовое понятие для каждого конкретного вида словесного выяснения разногласий.
Дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.
Полемика – не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противоборство, противостояние сторон, идей и речей, поэтому полемика – борьба противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Прениями именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов. Важно отметить, что в прениях каждый оратор может выступить лишь однажды.
Дебаты – такой речевой жанр диалогической речи, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов социального характера, имеющих государственное значение. В процессе дебатов сопоставляются разнообразные (в том числе, противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть обозначенную проблему с разных позиций. В отличие от прений, близких по сфере употребления дебатам, их участники не ограничены в том, сколько раз они могут взять слово.
Как видно из этих определений, спор может иметь задачу прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину (дискуссия, диспут); одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию (полемика); обсудить представленный доклад или предложенную проблему с разных сторон (прения, дебаты). Но все эти разновидности спора основываются на аргументирующей речи, которая имеет свои особенности.
2. В необходимый минимум входят знания об особенностях аргументирующей речи.
В риторике к аргументирующей относят как убеждающую, так и агитирующую речи, поскольку они имеют много общего. Коммуникативная цель говорящего в этом случае – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также убедить его выполнить какое-либо действие (агитирующая речь).
Аргументирующая речь отличается от других видов речей тем, что