Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:46, курс лекций
Тема № 1 Риторика вчера, сегодня, завтра
Тема № 2 Публичное общение – это искусство
Тема № 3 Секреты подготовки публичной речи
Тема № 4 Искусство привлекать сторонников
...
Тема № 8 Искусство доказывать и убеждать
Напомним, что помимо этого оратор должен учитывать, какая именно информация (о видах информации мы уже говорили в лекции № 2) необходима для данной аудитории по данной теме.
Эти виды информации в различном соотношении являются неотъемлемым компонентом любой речи любого жанра, однако в некоторых жанрах информационная составляющая становится ведущей. Это прежде всего такие жанры, как сообщение, комментарий, доклад, лекция, интервью и др.
Эти разнообразные жанры объединяет то, что без «новости», то есть информации, они не существуют, и то, что различные параметры информации подчиняются соответствующим постулатам Грайса: количества, качества информации, ее соответствия теме и способа подачи.
Постулат количества информации: «Говори в меру» требует, что высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется для выполнения текущих целей диалога.
Постулат качества информации: «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным» диктует не говорить того, что считаешь ложным или того, на что у тебя нет достаточных оснований.
Постулат отношения: «Не отклоняйся от темы». Этот постулат очень важен, поскольку он требует говорить только по существу дела, избегая ненужного в речи.
Постулат способа. Общий постулат: «Выражайся ясно», а это прежде всего значит: избегай непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.
Эти постулаты справедливы не только применительно к информационной речи, но и к любой другой.
Организационная речь произносится перед группой единомышленников, когда предстоит выполнить совместное дело, подготовить проведение какого-либо мероприятия и т.д., в котором задействованы все члены этой группы.
Успешной совместная деятельность будет только в том случае, если она хорошо организована. Это во многом зависит от руководителя. Руководитель должен всегда быть коммуникативным лидером и организовывать не только само планируемое мероприятие, но и деятельность по его обсуждению, поэтому понятие «организационная речь» относится, прежде всего, к его речи.
У организационной речи всегда, как минимум, две взаимообусловленные цели: не только наилучшим образом выполнить вместе какое-то дело, решить что-то и т.д., но и укрепить единство этой группы. Настоящее единение возникает тогда, когда есть успешная совместная деятельность.
Что входит в понятие «организационная речь»?
Это речь собственно организационная, содержащая постановку проблемы и определение путей ее решения; формирование предложений по условиям, в которых достижимо задуманное; определение оптимальной структуры коллективной деятельности; распределение полномочий с указанием времени и места действия; отчет о результатах деятельности.
Это речь воодушевляющая речь, которая обращена, прежде всего, к эмоциональной сфере, содержит прямое обращение к чувствам. Она затрагивает личные интересы слушателей и должна вызывать патриотические чувства, гордость и т.п., создавать хорошее настроение и на основе этого – желание выполнить порученное наилучшим образом.
Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия самими слушателями. Важно обратить внимание, что эта речь обязательно предполагает совершение какого-либо конкретного действия (прийти на собрание, на митинг и т.д.). Эта речь используется тогда, когда нет уверенности, что порученное будет выполнено.
В наибольшей степени организационная речь проявляется в жанре совещания, в ходе которого разрабатывается план совместных действий.
Совещание с членами
организации проводится, если есть
необходимость принятия коллективного
решения на основе равного права
каждого высказывать и
При этом внутри речи на таком совещании могут быть использованы все виды речей, в том числе и воодушевляющая (в начале совещания до объявления его целей и задач или после подведения его итогов); и призывающая (в конце совещания, для усиления уверенности в том, что все намеченное надо выполнить) и т.д.
Обсуждение при организации какого-либо мероприятия обычно имеет три основных этапа:
На каждом из этих этапов ведущий должен оставаться коммуникативным лидером. В то же время первый и последний этап проведения обсуждения зависят преимущественно от него, а основная часть – не только от него, но и от конструктивности участия в совместном проекте всей группы.
При обсуждении очень важно, чтобы каждый участник знал, что его мнение тоже всех интересует и знал порядок предоставления слова, если группа большая.
Основные правила проведения обсуждения
Должны высказаться все
Совещание — не поле боя,
на котором противник должен быть
«уничтожен», поэтому необходимо стремиться
к выработке общих подходов. Всегда
можно найти точки
Речевое поведение руководителя совещания может строиться в соответствии с основными положениями инструкции:
1. В начале заседания
четко сформулируйте и
2. Определите цели. Для этого обсудите возможность идеального решения проблемы, даже если это кажется недостижимым.
3. На правах ведущего
задайте рациональную
4. Не допускайте возникновения спора. Говорить должен только кто-то один.
5. Руководитель совещания должен выслушивать мнения всех оппонентов! Никакие идеи не удерживаются так упорно, как те, которые не обсуждались. 6. Обязательно – подводить итоги после каждого пункта.
7. Чтобы исключить
недоразумения, руководитель
8. Ищите возможность
выработки альтернатив. Оказыва
9. Готовьтесь к действию. Постарайтесь, чтобы у каждого была четкая инструкция его личных действий. Убедитесь, что все последующие шаги четко поняты и каждый будет продвигаться к взаимосогласованной цели.
10. В конце совещания приведите его итоги.
Некоторые советы руководителю
В течение совещания руководителю следует оставаться на нейтральных позициях. Постоянно поддерживайте разговор, не упускайте инициативу. Стимулируйте активность участников.
Управлять лучше
всего с помощью вопросов. Открытые
вопросы дают возможность для
выступления с изложением
Хотя для любого руководителя главное в деловом совещании — его итог, качественность, эффективность принятого решения, тем не менее, очень важны и чисто психологические последствия подобного мероприятия. Люди должны уйти с совещания, не испытывая раздражения по поводу происходившего, не ощущая антипатии к кому-то из присутствовавших, чье мнение получило признание большинства, и не испытывая чувства дискомфорта, если, скажем, какая-то собственная идея таким признанием не пользуется.
Иногда при бурно протекающем процессе обсуждения некоторые члены группы чувствуют, что их мнения не слышат. Они сидят сзади, не принимая участия в обсуждении. А может быть, именно у них в голове лучшее решение. Здесь полезно проверить, действительно ли каждый член группы вовлечен в обсуждение.
Используя обобщение, вы придадите мыслям и фактам более организованную форму. Полезно отметить индивидуальные или групповые чувства по отношению к фактам, особенно если обсуждение было жарким и противоречивым. Подводя итоги, поддерживайте визуальный контакт с каждым членом группы. Спрашивайте об их реакции на определение проблемы и ваши слова, предлагайте дополнить или поправить основные тезисы речи. Лучше побольше потратьте времени на то, чтобы группа пришла к согласию в определении проблемы и целей, чем потом выяснять это в ходе обсуждения других вопросов.
Известно, что умение общаться обусловливается тремя основными составляющими:
- умениями, связанными с восприятием и пониманием другого человека и в то же время – умением подавать себя, самовыражаться;
- умением сближать
точки зрения – свою и
Все эти задачи и должна решать любая публичная речь, но они тем более необходимы, если мы имеем в виду организационную и информационную речь.
Тема № 6
Искусство митинговой речи
Публичная агитационная речь в современной политической сфере связана, прежде всего, с речью на митинге (митинговой речью).
В.В. Виноградов писал, что ораторская речь – одновременно и литературное произведение, и сценическое представление, ... - особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке гражданского «действа». Этот драматический монолог как «действо» в сравнительно короткой речи (она длится в среднем 10-15 мин.) и должен совершить оратор на митинге.
Главная цель любого выступления на митинге – помочь его участникам осознать и укрепить свое единство в том, что касается повода сбора митингующих, а также осознать свою силу в единстве. Это может быть протест против чего-то (как правило, конкретного решения властей) или поддержка чего-то (тех же решений). Это может быть митинг солидарности или памяти, скорби.
Сама форма митинга предполагает, что его участники, как правило, очень многочисленны (от нескольких сот до десятков тысяч) и находятся в определенном эмоциональном состоянии, вызванном поводом, по которому все пришли на митинг.
При массовом общении
участник митинга подвергается одновременному
воздействию двух эмоциональных
факторов: эмоционального состояния
выступающих и возбуждения
Все эти особенности митинга определяют выбор выступающих, речевую задачу каждого и содержание его речи.
На митинге должны выступать только те, кто не может не выступить, не может промолчать в данной ситуации, то есть только те, кто по каким-либо причинам имеет право на речь. При этом каждый из выступающих на митинге произносит свою речь не только от себя лично, но и от тех слоев и групп общества, которые он представляет.
Основная речевая задача каждого выступающего - выразить в свое отношение к тому событию, по поводу которого собрался митинг и призвать к какому-либо действию. Главной особенностью митинговой речи при этом является обязательность предельной открытости и заостренности выражения своей позиции по центральному вопросу. Полутона и недомолвки в этой ситуации неприемлемы. По законам жанра в митинговой речи, скорее, приветствуется ее категоричность.
Огромная аудитория, ее эмоциональный накал требуют коротких и емких формул, которые выражали бы основную мысль выступления, разделялись бы всеми участниками митинга, были бы всем слышны, понятны и которые запоминались бы больше, чем остальная речь. Как правило, этими речевыми формулами становятся лозунги и призывы.
Лозунг и призыв очень тесно связаны и, по сути, представляют собой две формы выражения основной идеи митинга или конкретной речи на нем. Различия между ними можно свести к следующим: лозунг – более короткое, сжатое выражение призыва, обращенное ко всем, в отличие от собственно призыва, обращенного к конкретному адресату. Кроме того, призыв подразумевает побуждение совершить какое-то конкретное действие, а лозунг – присоединиться к выраженной в нем позиции.
Лозунги и призывы выполняют несколько функций в митинговой речи: проясняют позицию оратора, повторяя ее в краткой и понятной форме, они легко запоминаются. Их повторение возвращает слушателей к мыслям в нужном оратору направлении, активизирует участников митинга в эмоциональном плане, придает речи связность и энергичность, задает ее ритм и т.д.
Лозунги и призывы тем самым отражают одну из главных особенностей публичной агитационной речи на митинге: она строится на различных видах повтора и на управлении эмоциями митингующих.
В то же время митинговая
речь включает в себя все черты
любой ораторской речи. Прежде всего
– ее диалогичность, устность, повышенную
эмоциональность и
Итак, митинговая речь – это короткое яркое очень эмоциональное выступление, основанное на разнообразных повторах.
Непродолжительность выступления на митинге определяется, во-первых, ограниченным терпением слушателей при большом числе желающих выступить; во-вторых, большими энергозатратами и напряжением голоса выступающих, вынужденных, как правило, перекрывать голосом шум улицы и митингующих. Соответственно, в коротком выступлении возрастает значимость всех компонентов митинговой речи, начиная от яркого сплачивающего обращения, до концовки – призывов поддержать, протестовать, и т.д.