Лекции по «Риторика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Особенности современной социокультурной ситуации и ее
влияние на язык, речь, мышление.
1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.
2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.
3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.
4) Смешение жанров: высокого и низкого.
5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.
6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.
Язык

Файлы: 1 файл

Лекции по риторике.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

       Московский Институт Электронной Техники

    (Технический  Университет) 

    Институт  Экономики и Управления 

    Кафедра философии 
 

    Лекции 

    по курсу  «Риторика» 

    Выполнила  

    студентка ЭУ-23: 

    О.В.Сидорова 

             

    Преподаватель: 

                          Кнэхт Н.П. 
 

    Москва 

    1999г.

    Вводная лекция.

    Особенности современной социокультурной ситуации и ее 

    влияние на язык, речь, мышление. 

    1)   Фрагментарность культуры и принцип  монтажа. Приверженность к комбинаторике. 

    2)   Отсутствие психологических и  символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом. 

    3)   Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком  безличностной индивидуальности. 

    4)   Смешение жанров: высокого и низкого. 

    5)   Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним. 

    6)   Деструктивизм, разрушительное начало  современной культуры. 

    Язык 

    Коммутативная деятельность человека. 

    Функции языка и речи. 

    1)   Языковое общение людей и эволюция  человека. Гипотезы происхождения языка. 

    2)   Общение людей и  

    3)   Структура коммуникативного акта. 

    4)   Анализ функций языкового общения. 

    Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических  систем. 

    Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.  

    Язык  – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся  «языки» животных. К искусственным  языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации.  

    Гипотезы  возникновения языка: 

    1)   Божественная.  

    Герменевтика (от. Гермес) – искусство толкования текстов. 

    2)   Теория общественного договора.  

      

    Люди  договорились между собой как  называть ту или иную вещь. 

    3)   Трудовая теория. 

    Язык  складывается в результате совместной трудовой деятельности людей. 

    4)   Имитационная. 

    а) имитация звуков природы; 

    б) имитация звуков животных; 

    в) рефлекторное выражение эмоций; 

    г) имитация звуков трудовых процессов. 

    Язык  – это система словесного выражения  мыслей, обладающих определенным грамматическим и звуковым строем. 

                Язык – это коллективное, социальное  явление, но когда он используется  индивидуально, он превращается  в речь. 

    Языковое  общение людей и эволюция человека. 

    Особенности языка: 

    1)   Языковое общение людей психологически  не релевантно (не значимо). 

    2)   Языковое общение связано с  познавательными процессами. 

    3)   Языковое общение характеризуется  богатством содержания, то есть  принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.

    Структура коммуникативного акта 

    Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта: 

    ü  адресант – отправитель сообщения; 

    ü  референция – содержание сообщения; 

    ü  адресат  – получатель сообщения. 

    Функции языка: 

    1)   Познавательная. 

    2)   Регулятивная (призывно-побудительная). 

    3)   Экспрессивная (эмотивная). 

    4)   Фатическая. 

    5)   Эстетическая (поэтическая). 

    6)   Магическая. 

    7)   Мето-языковая. 

    8)   Этническая. 

    Универсальность языка связанна с тем, что с  помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к  самому себе, потомкам, людям, которые  разделены временем и пространством. 

    1)   Познавательная функция языка.  Язык в познании выступает в двух аспектах:  

    ü  Орган  мышления, это способность создавать  понятия, новые слова, использовать методы мышления.  

    ü  Средство хранения и передачи информации: 

    -    библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д. 

    -    библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения,  созданные на данном языке. 

    2)   Регулятивная функция языка. Теория  речевых актов. Это функция  реализуется, когда главное внимание  сосредотачивается на воздействии на адресата. 

    3)   Эмотивная функция языка. Проявляется,  если в высказывании прямо  выражено субъективное отношение  к тому, о чем говорится, то  есть главная цель этого сообщения  – эмоционально реализоваться.  Эмоциональный эффект реализуется  с помощью: 

    -    интонаций; 

    -    междометий речи; 

    -    использование слов с коннотацией. 

    Коннотация  – это дополнительные эмоциональные  оценки в значении слов. 

    Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это  слово означает. 

    4)   Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу. 

    5)   Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой. 

    6)   Магическая (заклинательная) функция.  Это частный случай релятивной  функции с той разницей, что  адресатом выступают не люди, а высшие силы. Проявление этой  функции  - табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная трактовка  языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с вещью. 

    7)   Мето-языковая (языковой комментарий)  функция. Связана с какими-либо  трудностями в общении, когда  требуется речевой комментарий. 

    8)   Этническая функция. 

    Социальные  и психологические факторы в истории языков. 

    I.       Своеобразие языка на разных  ступенях социальной истории  народов. 

    1.   Этапы зарождения, создания и  развития устного языка. 

    2.   Этапы зарождения, создания и  развития письменного языка. 

    3.   Этап правильных и неправильных языков. 

    4.   Этап национальных языков. 

    II.      Кризис языка в современном  обществе. Пути выхода из него. 
 

    Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов. 

      

    В истории  развития языка можно выделить ряд  этапов. 

    Зарождение, создание, развитие устного языка. 

      

      Это  единый шоттогонический процесс. 

          Особенности языка в первобытном  обществе: 

    1)   Язык характеризовался множесвенностью  и дробностью в рамках единой  языковой семьи. 

    2)   Характерно было быстрое изменение  языков вследствие глубоких языковых контактов. 

    3)   Существовали групповые подъязыки. 

    Эвфегинизм (хорошо говорю) – это благопристойная, смягченная форма слова, замена грубого  слова более вежливым (старая женщина => в преклонном возрасте). 

    4)   Характерно изобилие слов в языке с конкретной семантикой. 

    5)   Коммуникация или общение без  письменного языкового вклада  в себя, использование жестов. 

    6)   Наличие в языке табуированных  слов и выражений (запрещенные  слова). Поэтому быстрое обновление  языкового словаря. 

    7)   Семантическая расплывчатость (диффузность словоупотребления или нестабильность семантики). Смысл слова может быть разгадан только в конкретной фразе. 

    Зарождение, создание и развитие письменного  языка. 

     

    Дописьменный  язык называли варварским языком, дописьменную культуру – варварской. Письменность возникла, когда образовались первые государства: на смену неписаным законам пришли гражданское право и письменные законы. 

         Письменный язык обладает тремя  важными свойствами: 

    1)   С его помощью можно обратиться к неограниченному числу людей. 

    2)   Сообщение может быть почитано  неоднократно. 

    3)   Он может включать в себя  такие знаки, которые не доступны  устному языку (чертежи, схемы,  различные символы). 

         С появлением письменности общество  разделяется на грамотных и неграмотных. Появляются школы. Рост школ приводит к тому, что появляется обилие текстов, созданных в разных школах по разным правилам. Поэтому возникает потребность в унификации языка для успешного чтение и понимания текстов: появляются грамматика, логика, риторика, философия, стилистика 

      

      

    Этап  правильных и неправильных языков.

    Этот  этап связан с феодализмом, феодальной раздробленностью, когда возникает  задача сохранения единства цивилизации  и культуры. Основную роль при этом начинает играть религия: христианство (православие и католичество), ислам, конфуцианство. В целях сохранения смысловой ценности тексты канонизируются. Канонизированные тексты считаются правильными (тексты священного писания), а неканонизированные – неправильными (апокрифы). Апокрифы – произведения с библейским сюжетом, содержание которых не совпадает с официальным вероучением. 

    Языковые  особенности в эпоху Средневековья.

    1)   Двуязычие: надэтнические языки  (книжнописьменные, религиозно-культурные) и местные, народные языки.

    2)   Тип диалектных различий как  отражение феодальной раздробленности.  Поэтому возникает наддиалектная  форма языка –Койне. Позже на  основе Койне формировались народные, этнические, литературные языки:  французский, немецкий, русский и  др.

    3)   Церемониальность, регламентированность книжно-литературного общения.

    4)   Пристальное внимание, трепетное  отношение к слову. 

    Этап  национальных языков. 

Информация о работе Лекции по «Риторика»