Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, курс лекций
Особенности современной социокультурной ситуации и ее
влияние на язык, речь, мышление.
1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.
2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.
3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.
4) Смешение жанров: высокого и низкого.
5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.
6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.
Язык
Выделяют
следующие этапы устного
1)
Докоммутативный – до выхода
в аудиторию.
2)
Коммутативный – поведение
3)
Посткоммутативный – анализ
-
полноты реализации замыслов
-
логики изложения
Анализ
ситуации речевого общения.
Обычно
подготовка устного выступления
начинается с выбора темы, которая
может быть предложена, заказана. В
любом случае, выступать следует только
тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо
следовать основному риторическому правилу
– запрет на отсутствие говорить высказывания.
Тема должна быть актуальна, конкретна
и доступна восприятию. Название темы
должно быть привлекательно.
По направленности
устные выступления подразделяются
на два вида:
-
агитационное
-
пропагандистское
Цель
агитационных речей – быстрое
воздействие на аудиторию, необходимость
эмоционально побудить слушателей принять
какое-либо решение.
Цель
пропагандистских речей – просветительская
передача какого-то факта, информации.
В зависимости от типа
1)
Оратор эмоционально-воодушевленного
типа.
Он вкладывает
в слова не только мысли, но и чувства,
воодушевляет аудиторию, завораживает,
воздействует, в основном, на эмоции.
Особенности
и наиболее характерные недостатки:
1.
Нередко оратор впадает в
2.
Их речь может выглядеть
3.
Они нередко уклоняются от
истины, т.к. ее изменение
4.
Нередко этот тип ораторов
прибегает к неконкретным
2)
Оратор объективно-
Особенности
и рекомендации:
1.
Обязаны постоянно следить за
новейшей литературой, обновлять информацию.
2.
Избегать излишних ссылок и
цитирования.
3.
Не затрагивать тем «не по
плечу».
4.
Избегать фраз общего
5.
Не впадать в многословие.
6.
Уметь синтезировать, обобщать
материал, выделять главное.
3) Оратор
здравого смысла.
Это тип
оратора, умеющего рассуждать без блеска
красноречия и без ссылок убедить
публику, опираясь только на здравый
смысл и общеизвестные факты.
4)
Оратор, мыслящий вслух (сократовский
тип).
Данный
оратор не сообщает готовых истин, не призывает
следовать чему-то, а вместе с аудиторией
пытается решить проблему аргументированно,
приводя все факты «за» и «против».
Особенности
и недостатки:
1.
Оратор часто теряет мысль.
2.
Самая «сильная» речь (адвокатская).
Зависимость
типа ораторского выступления от стиля
мышления.
Различают
три стиля мышления:
1)
дискурсивный
2)
интуитивный
3)
ассоциативный
Дискурсивный
– последовательный, без скачков
и пропусков, основанный на законах
логики. Оратор говорит ясно, четко,
последовательно, но часто впадает в излишние
подробности, утомляет дотошностью.
Интуитивный
(умозрительный) - афористичный, лаконичный,
но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором
часто используется сокращенная
форма силлогизма вследствие чего он
может быть неоднозначно истолкован, неправильно
понят.
Силлогизм
включает в себя исходный тезис, рассуждение,
умозаключение. Характерен для русских
философов.
Ассоциативный
– законы субъективной ассоциативной
связи, ход мыслей понятен только
самому говорящему. Характерен для художников,
поэтов.
Коммуникативная
точность речи.
Различают
два вида точности:
понятийная
предметная.
Если
мысль автора соответствует отражаемому
фрагменту реальности, то она точна
(текст – реальность).
Если
эта мысль адекватна выражена в словах,
то соблюдена и понятийная точность (текст
– мысль).
На практике
используют другие понятия:
Фактическая
точность
Коммуникативная
точность.
Не всегда
использование слова в
Типы
ошибок, нарушающих К.Т.
При смешении
слов
-
сходных по значению
-
сходных по звучанию
-
сходных по значению и звучанию
-
несходных не по звучанию, не
по значению, но относящихся к
одному синтаксическому полю, к одной
предметной области.
Стратегический
этап ораторской деятельности.
Подготовка
устного выступления.
1)
Работа над фактами и
-
как отбирать факты
-
работа с источником
2)
Редактирование текста. Логика, композиционное
единство речи, ее целостность, обозримость,
гармоничность.
3)
Способы выступления.
1)
Работа над фактами и
Требования
к отбору фактов
-
они должны быть достоверны
и точны
-
подчинены общей идеи
-
необходимо отбирать только
-
важно личное, эмоциональное отношение
к фактам
-
необходимо грамотно
Работа
с источниками
Устное
общение, работа с теоретическими источниками:
документами, монографиями.
-
при первом знакомстве с
-
читать с максимальной пользой,
-
обязательно вести записи
-
читать больше, чем практически
нужно по этой теме с тем,
чтобы создать «резервные
-
необходимо умело пользоваться
цитатами. Яркая цитата позволяет
избежать однообразия речи и
снять утомление. При
2)
Редактирование текста.
Способы
написания текста
-
пишется полный текст
-
написать речь в виде
-
пишется краткий план
-
вообще не писать никакого
текста
Редактирование
текста предполагает также знакомство
с логико-композиционным структурированием
текста. Пренебрежение признаками смысловых
связей приводит к нарушению логики
изложения информации.
Показатели
формообразующих свойств текста
-
дискретность – способность
-
линейность текста –
-
связанность – соединение
Недостатки
логико-композиционного
-
композиционная рыхлость –
-
стремление охватить слишком большой
круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности
изложения
-
неумение распорядиться
-
неумение организовать
-
недостаточная
3)
Способы выступления.
-
чтение текста речи
-
воспроизведение текста по
-
сводная импровизация
Читают
такие речи, от текста которых нельзя
отступать: дипломатические речи, торжественные
приветствия, доклады официального содержания.
Что делать,
если забыли текст выступления
-
превратить последнее слово
-
создать мнемоническую фразу,
состоящую из ключевых слов
основных смысловых блоков
-
необходимо при запоминании
впечатление
– создать наиболее сильное впечатление
от прочитанного текста
повторение
– повторять новый материал только
через 8 часов после запоминания
ассоциация
– связывать с ассоциациями, которые
нам близки
Режиссура
выступления.
1)
Техника речи: фонационное дыхание,
голос, дикция, интонация.
2)
Фонетическая культура.
3)
Невербальные средства общения:
4)
Психофизическая подготовка
5)
Этический образ оратора и работа над
имиджем: эмоциональный настрой, отдых,
питание, одежда.
6)
Другие рекомендации по
Рекомендуемая
скорость произношения речи 100 – 200 слов
в минуту. При этом техника речи включает
в себя комплекс навыков: речевого дыхания,
голосоведения, дикции, интонации. Умелое
использование этих навыков позволяет
не испытывать давления на речевой аппарат,
помогает избежать утомления, добиться
максимального контакта с аудиторией
и высокого качества речи.