Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, курс лекций
Особенности современной социокультурной ситуации и ее 
    влияние на язык, речь, мышление. 
    1)   Фрагментарность культуры и принцип  монтажа. Приверженность к комбинаторике. 
    2)   Отсутствие психологических и  символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом. 
    3)   Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком  безличностной индивидуальности. 
    4)   Смешение жанров: высокого и низкого. 
    5)   Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним. 
    6)   Деструктивизм, разрушительное начало  современной культуры. 
    Язык
    Выделяют 
следующие этапы устного 
    1)   
Докоммутативный – до выхода 
в аудиторию. 
    2)   
Коммутативный – поведение 
    3)   
Посткоммутативный – анализ 
    -    
полноты реализации замыслов 
    -    
логики изложения 
    Анализ 
ситуации речевого общения. 
    Обычно 
подготовка устного выступления 
начинается с выбора темы, которая 
может быть предложена, заказана. В 
любом случае, выступать следует только 
тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо 
следовать основному риторическому правилу 
– запрет на отсутствие говорить высказывания. 
Тема должна быть актуальна, конкретна 
и доступна восприятию. Название темы 
должно быть привлекательно. 
    По направленности 
устные выступления подразделяются 
на два вида: 
    -    
агитационное 
    -    
пропагандистское 
    Цель 
агитационных речей – быстрое 
воздействие на аудиторию, необходимость 
эмоционально побудить слушателей принять 
какое-либо решение.  
    Цель 
пропагандистских речей – просветительская 
передача какого-то факта, информации. 
                
В зависимости от типа 
    1)   
Оратор эмоционально-воодушевленного 
типа. 
    Он вкладывает 
в слова не только мысли, но и чувства, 
воодушевляет аудиторию, завораживает, 
воздействует, в основном, на эмоции.  
    Особенности 
и наиболее характерные недостатки: 
    1.   
Нередко оратор впадает в 
    2.   
Их речь может выглядеть 
    3.   
Они нередко уклоняются от 
истины, т.к. ее изменение 
    4.   
Нередко этот тип ораторов 
прибегает к неконкретным 
    2)   
Оратор объективно-
    Особенности 
и рекомендации: 
    1.   
Обязаны постоянно следить за 
новейшей литературой, обновлять информацию. 
    2.   
Избегать излишних ссылок и 
цитирования. 
    3.   
Не затрагивать тем «не по 
плечу». 
    4.   
Избегать фраз общего 
    5.   
Не впадать в многословие. 
    6.   
Уметь синтезировать, обобщать 
материал, выделять главное. 
    3) Оратор 
здравого смысла. 
    Это тип 
оратора, умеющего рассуждать без блеска 
красноречия и  без ссылок убедить 
публику, опираясь только на здравый 
смысл и общеизвестные факты. 
    4)   
Оратор, мыслящий вслух (сократовский 
тип). 
    Данный 
оратор не сообщает готовых истин, не призывает 
следовать чему-то, а вместе с аудиторией 
пытается решить проблему аргументированно, 
приводя все факты «за» и «против». 
    Особенности 
и недостатки: 
    1.   
Оратор часто теряет мысль. 
    2.   
Самая «сильная» речь (адвокатская). 
    Зависимость 
типа ораторского выступления от стиля 
мышления. 
    Различают 
три стиля мышления: 
    1)   
дискурсивный 
    2)   
интуитивный 
    3)   
ассоциативный 
    Дискурсивный 
– последовательный, без скачков 
и пропусков, основанный на законах 
логики. Оратор говорит ясно, четко, 
последовательно, но часто впадает в излишние 
подробности, утомляет дотошностью. 
    Интуитивный 
(умозрительный) -  афористичный, лаконичный, 
но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором 
часто используется сокращенная 
форма силлогизма вследствие чего он 
может быть неоднозначно истолкован, неправильно 
понят.  
    Силлогизм 
включает в себя исходный тезис, рассуждение, 
умозаключение. Характерен для русских 
философов. 
    Ассоциативный 
– законы субъективной ассоциативной 
связи, ход мыслей понятен только 
самому говорящему. Характерен для художников, 
поэтов. 
 
    Коммуникативная 
точность речи. 
    Различают 
два вида точности: 
    понятийная 
    предметная. 
    Если 
мысль автора соответствует отражаемому 
фрагменту реальности, то она точна 
(текст – реальность). 
    Если 
эта мысль адекватна выражена в словах, 
то соблюдена и понятийная точность (текст 
– мысль). 
    На практике 
используют другие понятия: 
    Фактическая 
точность 
    Коммуникативная 
точность. 
    Не всегда 
использование слова в 
    Типы 
ошибок, нарушающих К.Т. 
    При смешении 
слов 
    -    
сходных по значению 
    -    
сходных по звучанию 
    -    
сходных по значению и звучанию
    -    
несходных не по звучанию, не 
по значению, но относящихся к 
одному синтаксическому полю, к одной 
предметной области. 
    Стратегический 
этап ораторской деятельности. 
    Подготовка 
устного выступления. 
    1)   
Работа над фактами и 
    -    
как отбирать факты 
    -    
работа с источником 
    2)   
Редактирование текста. Логика, композиционное 
единство речи, ее целостность, обозримость, 
гармоничность. 
    3)   
Способы выступления. 
    1)   
Работа над фактами и 
    Требования 
к отбору фактов 
    -    
они должны быть достоверны 
и точны 
    -    
подчинены общей идеи 
    -    
необходимо отбирать только 
    -    
важно личное, эмоциональное отношение 
к фактам 
    -    
необходимо грамотно 
    Работа 
с источниками 
    Устное 
общение, работа с теоретическими источниками: 
документами, монографиями. 
    -    
при первом знакомстве с 
    -    
читать с максимальной пользой,
    -    
обязательно вести записи 
    -    
читать больше, чем практически 
нужно по этой теме с тем, 
чтобы создать «резервные 
    -    
необходимо умело пользоваться 
цитатами. Яркая цитата позволяет 
избежать однообразия речи и 
снять утомление. При 
    2)   
Редактирование текста. 
    Способы 
написания текста 
    -    
пишется полный текст 
    -    
написать речь в виде 
    -    
пишется краткий план 
    -    
вообще не писать никакого 
текста 
    Редактирование 
текста предполагает также знакомство 
с логико-композиционным структурированием 
текста. Пренебрежение признаками смысловых 
связей приводит к нарушению логики 
изложения информации. 
    Показатели 
формообразующих свойств текста
    -    
дискретность – способность 
    -    
линейность текста – 
    -    
связанность – соединение 
    Недостатки 
логико-композиционного 
    -    
композиционная рыхлость – 
    -    
стремление охватить слишком большой 
круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности 
изложения 
    -    
неумение распорядиться 
    -    
неумение организовать 
    -    
недостаточная 
    3)   
Способы выступления. 
    -    
чтение текста речи 
    -    
воспроизведение текста по 
    -    
сводная импровизация 
    Читают 
такие речи, от текста которых нельзя 
отступать: дипломатические речи, торжественные 
приветствия, доклады официального содержания. 
    Что делать, 
если забыли текст выступления 
    -    
превратить последнее слово 
    -    
создать мнемоническую фразу, 
состоящую из ключевых слов 
основных смысловых блоков 
    -    
необходимо при запоминании 
    впечатление 
– создать наиболее сильное впечатление 
от прочитанного текста 
    повторение 
– повторять новый материал только 
через 8 часов после запоминания 
    ассоциация 
– связывать с ассоциациями, которые 
нам близки 
      
    Режиссура 
выступления. 
    1)   
Техника речи: фонационное дыхание, 
голос, дикция, интонация. 
    2)   
Фонетическая культура.  
    3)   
Невербальные средства общения:
    4)   
Психофизическая подготовка 
    5)   
Этический образ оратора и работа над 
имиджем: эмоциональный настрой, отдых, 
питание, одежда. 
    6)   
Другие рекомендации по 
    Рекомендуемая 
скорость произношения речи 100 – 200 слов 
в минуту. При этом техника речи включает 
в себя комплекс навыков: речевого дыхания, 
голосоведения, дикции, интонации. Умелое 
использование этих навыков позволяет 
не испытывать давления на речевой аппарат, 
помогает избежать утомления, добиться 
максимального контакта с аудиторией 
и высокого качества речи.