Лекции по «Риторика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Особенности современной социокультурной ситуации и ее
влияние на язык, речь, мышление.
1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.
2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.
3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.
4) Смешение жанров: высокого и низкого.
5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.
6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.
Язык

Файлы: 1 файл

Лекции по риторике.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

    Выделяют  следующие этапы устного выступления: 

    1)   Докоммутативный – до выхода  в аудиторию. 

    2)   Коммутативный – поведение оратора  перед публикой. 

    3)   Посткоммутативный – анализ выступления  и учет его недостатков с  точки зрения: 

    -    полноты реализации замыслов 

    -    логики изложения 

    Анализ  ситуации речевого общения. 

    Обычно  подготовка устного выступления  начинается с выбора темы, которая  может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно. 

    По направленности устные выступления подразделяются на два вида: 

    -    агитационное 

    -    пропагандистское 

    Цель  агитационных речей – быстрое  воздействие на аудиторию, необходимость  эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.  

    Цель  пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации. 

                В зависимости от типа выступления,  от темы и ее направленности  выделяют различные типы ораторских  выступлений. 

    1)   Оратор эмоционально-воодушевленного типа. 

    Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.  

    Особенности и наиболее характерные недостатки: 

    1.   Нередко оратор впадает в ложный  тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов. 

    2.   Их речь может выглядеть недостаточно  убедительно. Это зависит от  аудитории. 

    3.   Они нередко уклоняются от  истины, т.к. ее изменение гиперболизирует  факты (субъективизм в оценке ) 

    4.   Нередко этот тип ораторов  прибегает к неконкретным приемам  речи, чтобы привлечь внимание  аудитории. 

    2)   Оратор объективно-реалистического  типа (оратор эрудит). 

    Особенности и рекомендации: 

    1.   Обязаны постоянно следить за  новейшей литературой, обновлять информацию. 

    2.   Избегать излишних ссылок и  цитирования. 

    3.   Не затрагивать тем «не по  плечу». 

    4.   Избегать фраз общего содержания. 

    5.   Не впадать в многословие. 

    6.   Уметь синтезировать, обобщать  материал, выделять главное. 

    3) Оратор  здравого смысла. 

    Это тип  оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и  без ссылок убедить  публику, опираясь только на здравый  смысл и общеизвестные факты. 

    4)   Оратор, мыслящий вслух (сократовский  тип). 

    Данный  оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против». 

    Особенности и недостатки: 

    1.   Оратор часто теряет мысль. 

    2.   Самая «сильная» речь (адвокатская). 

    Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления. 

    Различают три стиля мышления: 

    1)   дискурсивный 

    2)   интуитивный 

    3)   ассоциативный 

    Дискурсивный  – последовательный, без скачков  и пропусков, основанный на законах  логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью. 

    Интуитивный (умозрительный) -  афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная  форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.  

    Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских  философов. 

    Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной  связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов. 
 

    Коммуникативная точность речи. 

    Различают два вида точности: 

    понятийная 

    предметная. 

    Если  мысль автора соответствует отражаемому  фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность). 

    Если  эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль). 

    На практике используют другие понятия: 

    Фактическая точность 

    Коммуникативная точность. 

    Не всегда использование слова в ненормированном  значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы. 

    Типы  ошибок, нарушающих К.Т. 

    При смешении слов 

    -    сходных по значению 

    -    сходных по звучанию 

    -    сходных по значению и звучанию 

    -    несходных не по звучанию, не  по значению, но относящихся к  одному синтаксическому полю, к одной предметной области. 

    Стратегический  этап ораторской деятельности. 

    Подготовка  устного выступления. 

    1)   Работа над фактами и теоретическим  материалом. 

    -    как отбирать факты 

    -    работа с источником 

    2)   Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность. 

    3)   Способы выступления. Репетиция  речи. 

    1)   Работа над фактами и теоретическим  материалом Предварительно составляется  план выступления, затем речь  насыщается фактами. 

    Требования к отбору фактов 

    -    они должны быть достоверны  и точны 

    -    подчинены общей идеи выступления 

    -    необходимо отбирать только важные  и существенные факты 

    -    важно личное, эмоциональное отношение  к фактам 

    -    необходимо грамотно истолковывать  факты 

    Работа  с источниками 

    Устное  общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями. 

    -    при первом знакомстве с литературой  необходимо читать текст без  предубеждения, критики 

    -    читать с максимальной пользой,  оценивая литературу 

    -    обязательно вести записи 

    -    читать больше, чем практически  нужно по этой теме с тем,  чтобы создать «резервные знания» 

    -    необходимо умело пользоваться  цитатами. Яркая цитата позволяет  избежать однообразия речи и  снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат. 

    2)   Редактирование текста. 

    Способы написания текста 

    -    пишется полный текст выступления 

    -    написать речь в виде подробного  логического плана 

    -    пишется краткий план 

    -    вообще не писать никакого  текста 

    Редактирование  текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием  текста. Пренебрежение признаками смысловых  связей приводит к нарушению логики изложения информации. 

    Показатели  формообразующих свойств текста 

    -    дискретность – способность текста  делится на смысловые блоки,  кол-во которых определяется объемом  оперативной памяти адресата (слушателя). 

    -    линейность текста – последовательное  развертывание его компонентов во времени 

    -    связанность – соединение отдельных  высказываний общим замыслом 

    Недостатки  логико-композиционного построения текста 

    -    композиционная рыхлость – низкая  информативность, низкая концентрация  смыслового содержания 

    -   стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения 

    -    неумение распорядиться отведенным  временем 

    -    неумение организовать материал  с учетом обстановки, целей, аудитории 

    -    недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов 

    3)   Способы выступления. 

    -    чтение текста речи 

    -    воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов 

    -    сводная импровизация 

    Читают  такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания. 

    Что делать, если забыли текст выступления 

    -    превратить последнее слово последней  фразы в начало другой фразы 

    -    создать мнемоническую фразу,  состоящую из ключевых слов  основных смысловых блоков 

    -    необходимо при запоминании текста  опираться на 3 закона запоминания:  впечатление, повторение, ассоциация: 

    впечатление – создать наиболее сильное впечатление  от прочитанного текста 

    повторение  – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания 

    ассоциация  – связывать с ассоциациями, которые  нам близки 

      

    Режиссура выступления. 

    1)   Техника речи: фонационное дыхание,  голос, дикция, интонация. 

    2)   Фонетическая культура.  

    3)   Невербальные средства общения:  мимика, жесты, поза. Стили ораторских выступлений. 

    4)   Психофизическая подготовка оратора.  Ораторский страх. Способы борьбы  со стрессом и его последствиями  в речи. Понятие публичного одиночества.  Система Станиславского и система  Брехта в создании образа. 

    5)   Этический образ оратора и работа над имиджем: эмоциональный настрой, отдых, питание, одежда. 

    6)   Другие рекомендации по режиссуре  выступления и создания атмосферы  в аудитории. 

    Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи. 

Информация о работе Лекции по «Риторика»