Лекции по «Риторика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Особенности современной социокультурной ситуации и ее
влияние на язык, речь, мышление.
1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.
2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.
3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.
4) Смешение жанров: высокого и низкого.
5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.
6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.
Язык

Файлы: 1 файл

Лекции по риторике.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

    Техника речи включает: 

    -    фонационное дыхание, которое  дает силу голосу 

    -    голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью 

    -    дикция – отчетливое произношение  каждого звука и сочетаний  звуков 

    -    интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи 

    интонация: 

    -    высота тона 

    -    сила голоса 

    -    внутри фазовые паузы 

    -    темп 

    -    тембр – эстетическая окраска  голоса 

    Тренировка  интонации включает: 

    -    интонационная развертка знаков  препинания 

    -    работа над темпом и стилем  речи 

    -    различные виды пауз:       физиологические 

    грамматические 

    смыслоразличительные 

    психолингвистические 

    которые позволяют выразить эмоциональное  отношение к тексту. 

    -    работа над голосом 

    Фонетическая  культура. 

    -    правильное произношение слов  

    -     правильное ударение в словах 

    Невербальные  средства общения. 

    Эмоциональное отношение к тексту позволяют  выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные  средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов. 

    Жесты: -     выразительные 

    -    описательные 

    -    указующие 

    -    подражательные 

    -    язык глухонемых 

    -    манеризмы – неоправданные жесты 

    Две стратегии  поведения оратора:  

    -     сжатого кулака 

    -    протягивающего руки 

    Три стиля  ораторского выступления: 

    -    рационально-аналитическое 

    -    эмоционально-экспрессивное 

    -    синтетическое 

    Природа и причины ораторского страха: 

    -    предчувствиет неудачи 

    -    негативная оценка  со стороны аудитории  

    Стресс  – комплекс физиологических и  психологических реакций, связанных  с адаптивным механизмом, активизация  и мобилизация всех средств на спасение. 

    Борьба  со стрессовым состоянием: 

    Нужно различать страх – негативные эмоции, связанные с угнетением и волнение – полезные, позитивные, тонизирующие эмоции. 

    Что вызывает страх: 

    -    неопытность говорящего 

    -    индивидуальные черты 

    -    нереалистические ожидания 

    -    безразличие или негативное отношение  аудитории или собеседника 

    -    недостаточная, плохая подготовка 

    Методы  борьбы: 

    -    самонаблюдение 

    -    аутотренинг 

    -    размеренная ходьба 

    -    глубокие вдохи и выдохи 

    -    выработать правильную самооценку 

    -    создать обстановку для благоприятного  исхода 

    -    искреннее желание поделиться своими эмоциями 

    -    убедить себя, что это большая  радость 

    -    сформировать игровую ситуацию 

    Для создания нужного эмоционального состояния  существуют две системы: 

    -    система Станиславского – вживание  в образ 

    -    система Брехта – отчуждение от образа 

    Этический образ оратора 

    -    отдых 

    -    еда 

    -    одежда 

    Рекомендации: 

    -    сгруппировать аудиторию 

    -     не следует долго сидеть перед  аудиторией 

    -    учитывать время выступления 

    -    устранять отвлекающие моменты

Информация о работе Лекции по «Риторика»