Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:48, курс лекций
Особенности современной социокультурной ситуации и ее
влияние на язык, речь, мышление.
1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к комбинаторике.
2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.
3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком безличностной индивидуальности.
4) Смешение жанров: высокого и низкого.
5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность приспосабливаться к ним.
6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.
Язык
Пр. 2. Если диалог ведется в
разных видах словесности, и
тема варьируется, то
Пр.3. Слои смысла в метологич.
высказывании имеют
Правило
гемилектики
Полное
понимание текста возможно лишь тогда,
когда речь ведется от образа автора, либо
наоборот.
Правило
риторики
Правило
риторики – индивидуальное использование
законов риторики, в зависимости
от цели говорящего.
1)
Диалектика – когда основная
цель речи – поиск истины (Сократ).
2)
Эристика – утверждение своей позиции
в обществе независимо от истины.
3)
Софистика – цель речи –
утверждение своей позиции или
выгодной, удобной точки зрения,
которая не содержит истины, но
с применением правил
Оратория
Риторический
анализ и риторический эскиз речи
1.
Риторический канон и
2.
«Общее место» (Топ – как смысловой
глагол). Топика.
3.
Смысловая схема речи. Как размножаются
идеи.
4.
Классический образец речи – рассуждение
(хрия). Структура строгой хрии.
5.
Особенности структуры хрии и
ее использования.
Риторический
анализ – позволяет понять как
устроена готовая речь, то есть проследить
путь от мысли к слову. Для этого
используется такое понятие как
риторический канон.
Этапы
классического риторического
1.
Инвенция – изобретение (найти
что сказать).
2.
Диспозиция – расположение
3.
Элокуция – словесное
4.
Меморио – запоминание.
5.
Actio hypocrisis – произнесение (исполнение)
речи.
Инвенция
предполагает осмысление речи, подразделение
ее на ряд подтем. То есть на первом
этапе (инвенции) фиксируется все
богатство, наличие идей. Для этого
существуют так называемые «общие места»
(топы – смысловые модели развития
речи).
Топ –
система понятий, предполагающих способы
мыслей о любой речи.
Диспозиция
предполагает перегруппировку идей
и их построение в том порядке,
в каком они бы выполнили главную
задачу речи. В виду линейности речи
выделяется следующая структура:
1)
введение;
2)
предложение;
3)
повествование;
4)
подтверждение;
5)
опровержение;
6)
заключение.
Элокуция
– это этап словесного оформления
речи. Важен отбор слов и словосочетаний;
смысловой, семантический, стилистический,
звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется
выбор тропов и фигур речи (образные средства
для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
Actio hypocrisis
– произнесение речи на
Инвенция.
Инвенция
– поиск идей, содержания, смысла
будущей речи.
По Ломоносову
идеи подразделяются на простые и
сложные по структуре.
Для того,
чтобы развить идею испол. смысловой
модели « топы « «общие места»: род,
вид, часть, целое, определение, сходства,
различия, причина, следствие, сравнение.
Совокупность
«общих мест» - топика – отражает общие
законы мышления или смысловой модели,
по которой любой ритор или
оратор творит речь. Топика позволяет
без напряжения разработать любую
идею.
Смысловая
модель: Род, вид
Топ, род
и вид отражают универсальный
закон речи или мышления, умение
рассуждать, от общего к частному –
дедукция, от частного к общему –
индукция.
Смысловая
модель: Определение
Предмет
речи очень просто можно определить через
блиайшие родовые и видовые отличия.
В классической
риторической традиции определение (дефиниция,
экспликация) речи следует за вступлением.
I способ
– подвести под общее понятие.
II способ – определить предмет
речи через противопоставление.
III способ – используя метонимию
– через смежность предмета.
IV способ – через
Троп: целое,
часть.
Используется
для определения:
1)
Предмет речи рассматривается как
часть целого и рассказывается об этом
в целом;
2)
Рассматриваются элементы (части)
предметов речи и говорят о
них в отдельности - анализ; и
вновь возвращаются к целому
на новом познавательном
I.
Выделяются или перечисляются только
те части предмета, которые функционально
значимы.
II.
Самые заметные признаки и
свойства.
Второй
этап классического риторического
канона – диспозиция.
Диспозиция
(по Ломоносову) – расположение идей
в пристойном порядке.
Риторический
канон в расположении идей речи отражают
европейскую культуру слова. Современные
рекомендации, опираясь на традиции, ничего
не навязывают оратору, а лишь предлагают
определенные образцы.
Рекомендации
старых риторик:
По Ломоносову порядок
1)
описание неодушевленных
-
дается определение предмета, используется
смысловая модель Род-вид;
-
смысловая модель целое-
-
внешние свойства (форма, материал);
-
место, где встречается данный
предмет;
-
функции предмета;
-
свидетельства (ссылка на
2)
схема описания одушевленных
предметов (животных):
-
определение, использование,
-
свойства, внешний вид;
-
действия, образ жизни;
-
свойства внутренние: характер, нрав;
-
польза;
3)
требования при описании
-
описание должно быть понятным,
полным, точным.
Для того,
чтобы описать предмет
Начало:
1) обращение к предмету описания
(О мысль! Люди!)
2) сказать
о времени дня или года
3) сказать
о месте, где предмет
(описание
от общего к частному).
Середина:
1) если предмет бездействует (озеро,
поляна), описываются перемены в
нем происходящие в зависимости
от внешних условий (время, погода)
2) неодушевленные физические
3) нравственный предмет (совесть,
4) действующее лицо (киноактер) –
описываются свойства. Существуют правила
расположения середины, концовки:
а) самое интересное в
б) избегать излишней
Конец:
1) эмоционально обратиться к предмету
речи, выразить свои чувства, пожелания;
3)
выразить нравственную идею, моральную
мысль.
Как рассказывать
истории
Существуют
различные стратегии ведения
рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).
Рекомендации:
1. Начало
повествования:
а) обращение
к адресату;
б) общая
мысль рассказа, повествования (заложение
интереса);
в) дается
общепринятая истина, высказанная в
афористической форме;
г) место,
время действия, лицо.
2.
Середина повествования:
а) следовать
естественному ходу событий, продвигаясь
к кульминации.
3.
Конец повествования:
а) развязка
истории, вывод, при этом рассказывая
историю необходимо помнить что,
кому, с какой целью рассказывать.
Принципы
создания интересного рассказа:
1.
Простота, ясность, краткость.
2.
Правдоподобие.
3.
Постепенное нарастание
Классический
образец речи-рассуждения (хрия).
Опр. Хрия
– слово или рассуждение, которое
изъясняет или доказывает какой-либо
тезис.
В хрии
мы имеем одну мысль (предложение, тезис),
которую нужно доказать как справедливую,
либо опровергнуть как ложную.
Структура
строгой (классической) или прямой хрии.
Строгая
хрия требует, чтобы формулировка основного
тезиса предшествовала возможным выводам
и частным следствиям из этого
тезиса: тезис – доказательство.
Структура
состоит из 8 частей:
1.
Приступ – начало речи с
целью привлечения внимания (похвала
или описание).
2.
Парафразис – разъяснение темы,
экспликация.
3.
Причина – доказательство
4.
Противное – если нет, то…
5.
Подобие – сравнение этого
явления со смежными областями.
6.
Пример.
7.
Свидетельство (ссылка на
8.
Заключение или вывод (свое
отношение к теме).
Структура
нестрогой (свободной) хрии.
Доказательство
– тезис.
Опр. Такой
способ рассуждения, когда вначале
подбираются частные аргументы,
а затем формируется сам тезис,
называется индуктивным (сократовским).
Структура
состоит из 5 частей:
1.
Приступ.
2.
Доказательство или аргумент.