Культура радио- и телевизионной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Для того чтобы понять специфику радио- и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающими по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации. Важность учета социально-психологических характеристик при анализе «языка массовой коммуникации», принципиальную зависимость собственно лингвистического поведения от социально-психологического контекста отмечают все специалисты в области массовой коммуникации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…………….3
Двойственная природа радио- и телевизионной речи: социальная и личностная ориентированность………………………………………..………...6
Принцип разговорности…………………………………………………….…….8
Принцип диалогизации………………………………………………..…….…..10
Принцип интимизации…………………………………………….…………….13
Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия……14
Правила поведения на радио……………………………………………………15
Правила поведения на телевидении……………………………………………19
Вывод……………………………………………………………..………………21
Список литературы……………………………………………………………....22

Файлы: 1 файл

Культура радио- и телевизионной речи.docx

— 42.98 Кб (Скачать)

Стилистические приемы придающие выступлению диалогический характер:

- Вопросно-ответный комплекс (пара вопрос — ответ).

Ход диалога зависит прежде всего  от того, удачно или неудачно формулируются  исходные вопросы и даются ответы на них. Именно благодаря вопросам отдельные  высказывания приобретают смысл. То, что ни на что не отвечает, оказывается  бессмысленным и остается за пределами  диалогической ситуации.

- Прямое и непрямое обращение к собеседнику.

Набор формул прямого обращения (т.е. непосредственного обращения к  собеседнику) достаточно разнообразен. Это обращения  типа «Я рад встрече с вами, дорогие радиослушатели (телезрители)» или «Мне очень важно знать ваше мнение» и т.п. К разряду непрямых обращений относятся высказывания, которые можно определить как высказывания. Ценность приема непрямого обращения заключается в том, что инициаторы общения говорят при этом не только от своего имени, но и от имени, самих радиослушателей и телезрителей, выражая мнения и оценки, которые у них могут возникнуть (например, « Все мы находимся под впечатлением...» или «Разве можем мы согласиться с...»).

- Оценка факта или события, о котором говорится.

Для того чтобы речь воспринималась как диалогическая, важно, чтобы  запланированная оценка фактов и  событий подавалась так, как будто  она сформировалась спонтанно в  процессе взаимодействия, и у аудитории  создавалось впечатление непроизвольности, непреднамеренности сделанного сообщения. Это достигается, в частности, указанием  выступающего на те эмоции, которые  он переживает в данный момент. Таким  образом, внедрение диалога в  монолог способствует развитию эмоционального начала в повествовании. Воздействие  на чувства зрителя (слушателя) усиливает  в нем переживание соучастия, включает в размышление, которое  происходит в кадре и у микрофона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип интимизации

 

Камерность обстановки, в которой  воспринимается выступление по телевидению  или радио, предполагает поиск особых форм выражения, рассчитанных на каждого  слушателя в отдельности. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная экспрессивная лексика, разговорная фразеология, лексические образные средства (тропы) и синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры). Для достижения большего контакта со зрителем или слушателем, большей доходчивости вполне допустимы использование неправильного порядка слов в предложении (инверсия), риторические вопросы, высказывания с вводными словами и предложениями и другие конструкции разговорного синтаксиса, а также соответствующая лексика. Например: «Вы поймете меня, дорогие мои женщины, поймете, потому как, кому, как не нам, пусть даже тяжело нам, сейчас, думать о будущем нашем, о детях наших» и т.д. (из передачи Петербургского радио).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип удобства звукового  воспроизводства и слухового  восприятия

 

Помимо рассмотренных нами принципов  важным условием организации речи является то, что радио- и телетекст должен быть удобен для звукового воспроизводства  и слухового восприятия.

Полезными для практической деятельности как редактора, так и человека, выступающего по радио или телевидению, представляются следующие рекомендации С.И.Бернштейна, улучшающие восприятие высказываний:

- Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки с запятой) придаточных предложений, вводимых союзами: потому что, причем, хотя, ибо, так как и т.п., а также фраз, присоединяемых к предыдущей фразе при помощи союзов и, но и др.

- Замена громоздких цитат пересказом.

- Расчленение в необходимых случаях сложных предложений на ряд простых.

- Замена конструкции с причастными оборотами, с отглагольными существительными. страдательными оборотами, с «нанизыванием одинаковых падежей (чаще всего родительных) синонимичными синтаксическими конструкциями (обычно с личным глаголом действительного залога).

- Объяснение малоизвестных узкоспециальных терминов

- Умеренное использование цифрового материала (в необходимых случаях можно округлять дробные наименования в больших числах, употреблять вместо цифр слова — вдвое, больше, половины и т.д.).

- Замена сокращенных слов (типа и т.д., и т.п., и др., т.е.) полными.

- Обозначение апострофом места ударения в словах, вызывающих затруднения у готовящего текст.

 

Правила поведения на радио

 

   Весьма серьезным фактором, влияющим поведение выступающего  на радио и телевидении, оказывается  сама среда, в которой происходит  запись его речи, т.е. обстановка  на радио- и телестудии. Микрофон  и камера вызывают не только  определенную психологическую реакцию  (например, страх или скованность), но и задают вполне определенные  правила обращения с ними и  поведения перед ними. Рассмотрим  последовательно особенности поведения  в радиостудии и на телестудии.

Выступать перед микрофоном на радио  легко лишь тем счастливцам, которым  совершенно не обращают на него внимания. Они садятся и начинают говорить так свободно, как будто беседуют в знакомой комнате со своими друзьями, а не в пустой студии, где режиссера  и инженера можно видеть только через  двойное стекло. Главная трудность  при выступлении связана с  тем, что беседа перед микрофоном – по существу несколько искусственное  дело, не встречающееся в жизни  вы находитесь в одиночестве и  говорите в пустой комнате При  этом необходимо говорить в своей  обычной манере.

Особых навыков требует работа у микрофона. Наиболее частая ошибка неопытных выступающих состоит  в том, что они начинают громко говорить в микрофон, на высоких  нотах, монотонно и безэмоционально. Нужно учитывать, что некоторые виды микрофонов искажают тембр звучащего голоса, возникает отражательная звонкость, когда такие согласные, как т, п, с, ш, ч приобретают выпуклость, более слышны. Указанные недостатки можно преодолеть с помощью четкой артикуляции, несколько сниженного темпа речи, устойчивого выдоха (во избежание взрывного звучания), отчетливых перемен в длительности и высоте за счет изменений в силе звучания

Не следует изменять расстояние от микрофона. При использовании  аппаратуры направленного действия надо говорить прямо в микрофон, учитывая, что он обладает сверхчувствительностью к шумам, возникающим, когда его передвигают, стучат по нему и т.п Вместе с тем микрофон не должен стеснять свободу движения.

Микрофон подчеркивает голосовые  и дикционные дефекты и усиливает  малейшую фальшь. Поэтому не случайно перед журналистами, выходящими в  теле- и радиоэфир, ведущими программ, дикторами в качестве профессиональной задачи ставится основательная работа по изучению всех вопросов голосообразования, по разработке голоса, совершенствованию его лучших качеств. Эти знания и навыки полезны и для нежурналистов.

Таким образом, голос – это все, что имеет выступающий на радио. Его образ в представлении  радиослушателя зависит исключительно  от восприятия голоса. Хорошо модулированный, резонирующий голос идеален для  восприятия. Резкий, гнусоватый голос неприятен для слуха. Слишком частое повторение ну, понимаете ли и прочих слов и выражений-«паразитов» особенно раздражает, когда они звучат из радиоприемника.

Было бы заблуждением считать, что  если вас не видят во время речи по радио, то можно подавить физическую активность. В условиях, когда обратная связь отсутствует, чрезвычайно  важно оживить мимику, жестикуляцию и прочие приемы внешней выразительности. Отказаться от внешних проявлений активности – значит снизить силу и выразительность  голоса

Остроумные и одновременно полезные практические советы, касающиеся поведения  на радио, можно найти в книге  «Имидж – путь к успеху» Л. Браун:

• Если вы оказались в радиостудии, следует иметь в виду несколько  моментов. Для начала вспомните, что  некоторые столы могут превращаться в барабаны, которые будут отзываться на малейший стук ваших пальцев. Стол можно использовать только для того, чтобы класть на него листки с записями, причем если вы будете перемещать их по поверхности абсолютно бесшумно. В противном случае вообще проигнорируйте стол, не касайтесь его.

•Установите расстояние в несколько  сантиметров между вашим ртом и микрофоном и старайтесь поддерживать его постоянным в течение всей передачи. Не наклоняйтесь к микрофону  каждый раз, когда начинаете говорить.

• Старайтесь сохранять ваш голос  по возможности низким,  чтобы  избежать искажений усилителями  звука. Четко произносите гласные  и согласные буквы – это  замедляет речь быстро-говорящего человека и способствует лучшему восприятию речи аудиторией.

• Если вам хочется рассмеяться  в ответ на чьи-либо слова, не делайте  этого слишком громко и в высоком  диапазоне.

• Не прерывайте ведущего передачи, задающего  вам вопрос. Прежде чем отвечать, подождите, пока он закончит говорить. Это же правило справедливо, если выступающих по радио трое и больше. Радиослушатели не смогут понять нескольких людей, постоянно перебивающих друг друга. Поскольку отсутствует изображение, которое обеспечивает телевидение, слушатели не видят, кто говорит, в результанте такая беседа воспринимается ими как беспомощный лепет.

• Если на радио выступают одновременно трое людей или больше и ваш  голос звучит почти так же, как  у одного из них, имеет смысл упоминать  имя (например: «Да, Сергей, это как  раз то, о чем я постоянно  думаю»). Этим вы дадите слушателям возможность  определить, кто же из вас говорит.

• Если другие люди, находящиеся с  вами в эфире, говорят намного  больше вас, вы можете почаще обращать на себя внимание ведущего, молча сигналя  ему рукой, что вы хотите высказаться.

• Не опасайтесь быть раскованным  во время радиоинтервью. Вы прослывете искренним и привлекательным человеком

• Если во время радиопередачи  вам захочется кашлянуть, отвернитесь  от микрофона и заглушите звук, кашлянув в сгиб локтя.

Можно поинтересоваться заранее, есть ли у микрофона «кнопка прокашливания», которую вы можете нажать, чтобы убрать звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила поведения на телевидении

 

Поведение на телевидении предполагает особое внимание не только к звучанию речи, но и к внешнему виду и манерам  поведения. Крупный план позволяет  рассмотреть черты лица говорящего, его мимику, жесты, оценить естественность поведения человека, эмоциональность  его выступления. В то же время  внешний вид не должен отвлекать  аудиторию от обсуждаемых вопросов. Зрителям не безразличны манера поведения  выступающего, его жестикуляция, мимика, используемая лексика, пластика движений, дикция, его внешние данные. Отрицательное  впечатление производят менторский тон оратора, его скованность, напряженность  позы, недостаток словарного запаса, монотонность, скороговорка. Известно, что, если слова  говорят одно, а голос другое, зритель поверит голосу; если лицо говорит что-то еще, поверят лицу.

Использовать актерские приемы надо осторожно, ибо любая игра не совместима с выступлением, от которого требуется естественность. Если и  пользоваться термином «актерские приемы», то в узком смысле, имея в виду раскованность, умение держаться, правильно  использовать жесты, четко произносить  слова, владеть голосом и своими эмоциями. Замечено, что профессиональные актеры и ведущие телепрограмм еще  до того, как получают сигнал о начале съемок, часто фиксируют улыбку на своем лице. Поэтому первые слова, звучащие в камеру, приобретают окраску  доброжелательности.

Среди советов, которые дают специалисты  выступающим на телевидении, выделим  следующие:

• Держитесь в поле зрения телезрителя, т.е. в рамках телеэкрана. Это значит, что ваши жесты не должны быть размашистыми, локти следует держать поближе  к грузной клетке. Руки должны двигаться  в пространстве между подбородком  и грудью. Не следует держать их перед лицом или взмахивать ими вперед по направлению к камере, иначе жесты будут выглядеть чрезмерно подчеркнутыми и преувеличенными.

• Используйте радушные жесты, раскрывая  ладони наружу. Это лучше, чем руки, скрещенные на груди. Помните, что все  жесты в камере утрируются – взмах  руками вверх выдает напряжение, а  широкие грубые жесты теряются.

• Когда основная камера находится  справа, направьте ваши жесты по направлению к левой, в сторону  человека, задающего вопросы. Уберите  руки подальше от камеры, и тогда  жесты станут пропорциональными. Если вы начнете жестикулировать вправо, ваши руки на экране будут казаться увеличенными и искаженными.

• Замечено, что некоторые детали одежды, а также невербальные характеристики поведения могут отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы, в том числе:

- галстук вызывающего цвета;  полосатая рубашка с белым  воротником; клетчатый пиджак; блузка  с ярким вычурным узором;

- золотые часы, отражающие свет; блестящая заколка на лацкане  или значок; сверкающие броши  на платье; звенящие, покачивающиеся  в ушах серьги, отражающие свет,

- скрещенные ноги в облегающей  слишком короткой юбке, задирающейся  вверх;

- ярко-красная блестящая помада, которая делает рот неестественно  двигающимся, как не настоящий;

- исполнитель, который постоянно  ерошит волосы; волосы выступающего, которые постоянно падают на  глаза;

- жесты, выражающие враждебность; мрачное выражение лица;

- чрезмерные жестикуляция или  мимика; резкий, пронзительный голос;

- человек, который говорит «э-э», «ну» в каждом предложении;

- быстро говорящий человек, плохо  проговаривающий звуки.

Информация о работе Культура радио- и телевизионной речи