Культура письменной речи делового человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения все более активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых стало предпринимательство, позволяющее развернуть свои творческие способности и деловые качества.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Культура устной деловой речи 6

1.1 Использование и особенности устной речи делового человека 6

1.2 Невербальные средства общения в профессиональной деятельности делового человека 10

Глава 2. Культура письменной речи делового человека 18

2.1 Точность и языковой стандарт официально-делового стиля 18

2.2 Грамматические особенности официально-делового стиля 24

Заключение 28

Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.72 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем некоторые ошибки встречаются  в словах, которые мы нечасто используем в речи, они, разумеется, не такие  грубые, как вышеперечисленные, но свидетельствуют  о том, что человек не часто  обращается к словарям нормативного произношения. Это, например, следующие  слова, которые должны произноситься как: молОх, асимметрИя, гУру, ветеринАрия, гЕнезис, донЕльзя, предвосхИтить, сабО и др.3 

     1.2 Невербальные средства общения в профессиональной деятельности делового человека  

     Важную  роль в служебном общении играют явления, участвующие в звуковой организации речи, а также кинесические средства: жесты, мимика и позы участников общения. Они могут дублировать  лексические и синтаксические средства языка или противоречить им; сопровождать высказывание, дополнять его, подчеркивая отдельные слова; они могут даже употребляться вместо слов. Поэтому часто звук голоса, жест, взгляд человека могут сказать больше, чем произнесенная им фраза.

     Рассмотрим  средства звукового оформления речи и собственно невербальные средства общения, используемые в профессиональной деятельности делового человека.

     Звуковая  организация речи

     Звуковые  особенности речи составляют то явление, которое называют красотой, мелодичностью, музыкальностью того или иного языка. Еще в античных риториках было сформулировано требование эвфонии  (благозвучия) речи. Аристотель утверждал: написанное должно легко произноситься.

     Благозвучие предполагает употребление такого сочетания  звуков, которое удобно для произношения и приятно для слуха. Представления  о благозвучии языка имеют  национальную специфику. Для носителей  русского языка в деловом общении  следует по возможности избегать труднопроизносимых звуков, чередовать короткие и длинные слова. В современном  языке существует ряд труднопроизносимых слов и словосочетаний исконно русских  по происхождению (взвизгнуть, безмозглость, мгновение и др.); кроме того, в нашей речи много и иноязычных слов, на которых легко "споткнуться" (прецедентный, трансцендентальный и т.п.). Нелегко произнести и некоторые географические названия: Азербайджан, Стокгольм, Сыктывкар, Санкт-Петербург и т.д. Трудны для произнесения слова с так называемым зиянием (стечением нескольких гласных): какао и кофе, у профессора и у аспиранта.

     Неблагозвучны и труднопроизносимы аббревиатуры, в которых преобладают согласные  звуки (ВМПЯВ - "Врачи мира за предотвращение ядерной войны", ЦГАНХЦ - центральный государственный архив народного хозяйства, не нуждающаяся в расшифровке аббревиатура ГИБДД).

     Поэтому перед предстоящим публичным  выступлением рекомендуется внимательно  проверить текст с точки зрения его благозвучия. Если в тексте встречаются  труднопроизносимые слова, следует  заменить их или, если это невозможно, во время выступления лучше сделать  маленькую паузу перед трудным  словом.

     Несколько слов об интонации, ее компонентах, функциях в языке и возможностях использования в деловом общении.

     В высказывании интонация выполняет  различные функции:

     коммуникативную (с ее помощью реализуются основные типы высказывания: вопрос, повествование, побуждение), выделительную, связанную, в частности, с логическим ударением, эмоциональную. Кроме перечисленных функций интонации, можно отметить ее большую роль в выражении модальности высказывания, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания, его значимости, степени его ожидаемости и желательности, и его подтекста (смысла, не равнозначного содержанию, выраженному лексическим рядом).4

     Остановимся на некоторых интонационных ошибках, которые встречаются в устной деловой речи.

     В первую очередь это касается мелодики фразы. Дело в том, что в последнее время распространились модные интонации, имитирующие английские. Они типичны не только для молодежной среды. "падкой" на все западное, но встречаются и в речи некоторых телекомментаторов и общественных деятелей. Например, использование восходящего тона на ударном слоге последнего слова в повествовательных высказываниях не свойственно интонации русского языка. Нейтральная с эмоциональной точки зрения информация при произнесении таким образом приобретает неуместную экспрессивность.

     Для выражения эмоций стали активно  использоваться американские и английские междометия: "вау, упс" и др. Такие  вкрапления в русскую речь, произнесенные с английской интонацией, в деловом, особенно публичном общении выглядят крайне нелепо.

     Существуют  и другие недостатки речи, связанные  с мелодикой. Часто речь говорящего слишком монотонна, а следовательно, невыразительна. Она "усыпляет" собеседника.

     Поэтому нужно стремиться к мелодическому  разнообразию речи. Важно также обратить внимание на то, что по законам этикета  мы не имеем права перехватить  инициативу в разговоре, пока слышим интонацию незавершенности у  собеседника. В противном случае мы отвлекаем, перебиваем его.

     Интенсивность (от франц. intensif - усиленный, напряженный) - тоже очень важный компонент интонации. Что касается делового общения, то для него, например, совершенно неуместна громкая речь: в общественных местах громко разговаривать не принято. Громкая речь обычно эмоциональна, но воспитанные люди не дают волю своим эмоциям в деловой обстановке.

     Слишком тихий голос также нежелателен  в деловом общении. Окружающие будут  считать обладателя тихого голоса робким, неуверенным человеком или постоянно  станут переспрашивать его. Если человек  не хочет, чтобы его слова были услышаны посторонними людьми, ему  следует общаться наедине с интересующим его собеседником, но не шептаться  с ним на глазах у остальных  коллег.

     Темп (от итальян. tempo из латин. tempus - время), или скорость речи, соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Исследователи считают, что темп речи с трудом поддается корректировке, в лучшем случае это удается сделать на короткое время. Слишком быстрый темп речи свидетельствует о том, что человек очень взволнован. От слушателей требуется большое напряжение, чтобы следить за содержанием речи. они быстро утомляются. Слишком медленный темп речи говорит о том, что говорящий или с трудом подбирает слова, или не хочет говорить о чем-либо.

     Пауза (от лат. pausa из греч. pausis - прекращение) - это временная остановка звучания, краткий перерыв. Неформальному деловому общению свойственны как короткие, так и длительные паузы. Чем торжественнее речь, чем официальней, тем больше в ней длительных пауз, например: заключительная речь на суде, официальное заявление, заключительное слово на научной конференции и т.д.

     Тембр голоса (от франц. timbre - окраска, характер звука) - своеобразный "звуковой жест", часто рассматривается как внеязыковое (паралингвистическое) средство. Он очень индивидуален и зависит оттого, какие обертоны сопутствуют основному тону говорящего. Успех многих известных людей в известной мере приписывают тембру их голоса.

     Средства  массовой информации много писали о  том, что когда Маргарет Тэтчер начинала политическую карьеру, она брала  уроки техники речи и упорно работала над собой, в частности, из-за того, что ее высокий голос звучал неубедительно, неавторитетно и не подходил главе  правительства, не вязался с политическим образом М.Тэжтчер.

     Считается, что высокий пронзительный тон  голоса, если он преобладает у говорящего, раздражает, слишком низкий - утомляет. Но вообще низкий голос часто встречается  у людей спокойных, самостоятельных, самодостаточных, уверенных в себе. Вряд ли будут воспринимать всерьез  как делового партнера обладателя "писклявого". детского голоса.

     Итак, звуковая организация речи делового человека стоит того, чтобы над ней серьезно работали.

     В деловом общении необходимо следить за темпом и громкостью речи, пользоваться полным стилем произношения (не "глотать", то есть отчетливо произносить слова), соблюдать правила благозвучия речи; контролировать свой голос, который должен звучать по-деловому, уверенно, но в то же время дружелюбно.

     Следует помнить о том, что интонационные  характеристики речи говорящего различны в публичном выступлении перед  большой аудиторией и в малой  группе, в строго официальном и  полуофициальном общении.

     Неряшливые, просторечные интонации свидетельствуют  о невнимании к своей речи. А  злоупотребление парафонизмами (м-м-м..., э-э-э... Оговорит о невысокой речевой  культуре говорящего и оказывает  отрицательное воздействие на. аудиторию.5

     Приятный, мелодичный голос, правильное, уместное интонирование подчеркивают профессионализм, а неприятный голос, местечковый  говорок, просторечные интонации могут  перечеркнуть многие достоинства человека, потому что у окружающих возникнет  подозрение, что собеседник - не очень  культурный человек, не работающий над  собой. Голос - неотъемлемая составляющая харизмы государственного деятеля, важный инструмент его профессиональной деятельности.

     Кинесические  средства общения

     Еще одним существенным невербальным инструментом в межличностном контакте, усиливающим  воздействие речи, является кинесика как совокупность жестово-мимических возможностей человека. Поза, жест, выражение лица, улыбка, взгляд - вот что нередко составляет основу первого впечатления о человеке, изменить которое бывает очень трудно. Большое количество книг написано о кинесике, многие университеты мира преподают эту дисциплину, крупнейшие политики и бизнесмены обучаются языку жестов и мимики.

     Для делового человека понимание невербального языка и умение им адекватно пользоваться - необходимое условие культуры делового поведения. Каждый жест в ситуации делового общения несет собеседнику определенную информацию, которую необходимо правильно расшифровать.

     Например, рукопожатие как обязательный жестовый атрибут деловых и дружеских  отношений - это традиционная и древнейшая форма приветствия, а также символ заключения соглашения, знак доверия и уважения. Не случайно немецкий философ И. Кант назвал руку "видимой частью мозга". Интенсивность и длительность рукопожатия свидетельствуют о многом: короткое или вялое рукопожатие признак безразличия, слишком долгое способно вызвать раздражение, превосходство выражает рука, оказавшаяся сверху, неформальные отношения подчеркивает рукопожатие двумя руками и только чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с другими невербальными средствами (улыбкой, взглядом) демонстрирует дружелюбие и готовность к сотрудничеству.

     Большое количество содержащихся в языке  устойчивых словосочетаний, описывающих  тот или иной жест, показывает значимость жеста для человеческого общения. В русском языке существует немало фразеологизмов, выражающих не только конкретное действие, но и внутреннее состояние человека: уверенность, недовольство, удивление, равнодушие, смущение, растерянность, обиду и многие другие чувства: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развестируками, указать на дверь, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцеми др.

     Выступая  с трибуны, выступающий должен обращать внимание не только на звуковую и содержательную сторону своего сообщения, но и на те жесты-иллюстраторы, которые он использует для пояснения сказанного. С помощью таких жестов усиливаются определенные моменты сообщения. По мнению видных теоретиков ораторского искусства, выразительные жесты должны соответствовать смыслу и значению фразы или отдельного слова. Только так жесты способны "оживить речь", усилить ее эмоциональное звучание. Однако не все жесты выступающих производят благоприятное воздействие на аудиторию.

     Слишком частые, механические, суетливые или  резкие движения отвлекают от основного  содержания, вызывают у слушателей раздражение и непрязнь к выступающему. Надо постараться отказаться от вредных привычек, проявляющихся в неоправданных жестах: крутить в руках очки или пуговицу на пиджаке, трогать себя за ухо или нос, слишком быстро ходить во время выступления или неумеренно размахивать руками. Во время деловой беседы, как и во время выступления, не стоит злоупотреблять жестами, так как они отвлекают внимание слушающего, мешают восприятию звучащей речи. Интенсивность жестикуляции может свидетельствовать о неуверенности служащего в себе и своих знаниях, о его нервозности и эмоциональной неустойчивости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Культура письменной речи делового человека 

     2.1 Точность и языковой стандарт официально-делового стиля 

     Языковые  традиции официально-делового стиля  речи и языка документов как его  разновидности сформировались много  веков назад. Эти устоявшиеся  традиции предъявляют определенные требования как к содержанию служебного документа, так и его речевому оформлению.

Информация о работе Культура письменной речи делового человека