Контрольная работа по "Эстетике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.
Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета.
В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, комическое - трагическое и другие. В данной работе будут рассмотрены категории: возвышенное и низменное.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….…3
1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное ………………..5
2. Категория эстетики: низменное………………………………………..….13
Заключение ………………………………………………………………..…..17
Список использованной литературы …………………………………….....18

Файлы: 1 файл

Эстетика.docx

— 39.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…3

1. Сущность и понятие  категории эстетики: возвышенное ………………..5

2. Категория эстетики: низменное………………………………………..….13

Заключение ………………………………………………………………..…..17

Список использованной литературы …………………………………….....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В системе научных понятий имеются  такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие  фундаментальные понятия науки  называются категориями.

Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета.

В каждой развивающейся науке, достигшей  определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, комическое - трагическое и другие. В данной работе будут рассмотрены  категории: возвышенное и низменное.

Низменное - сфера несвободы человека, негативная эстетическая ценность, крайняя степень безобразного и ужасного.

Низменное обычно воспринимает и характеризует  явления действительности, таящие в  себе грозную опасность для отдельных  людей, народов, человечества в целом (тирания, войны, фашизм, ядерное в2ооружение  и т.п.), так как на данном этапе  развития общества, общественного производства, они еще не освоены и не подчинены  человеческой воле.

Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную сторону.

Возвышенное обладает особой силой  эмоционального воздействия на человека: оно вызывает изумление своей  необыкновенностью и грандиозностью, оно возбуждает восхищение своей  несоизмеримостью. Возвышенное заставляет преклоняться перед ним.

Возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное  значение для общества и таящих в  себе огромные, еще неосвоенные потенциальные  силы. Эти непокоренные силы (сфера  несвободы) порою грозны. Полное овладение  ими - дело истории, в ходе которой  раскрываются все новые возможности  и источники человеческого могущества. Бесконечность и вечность мира, мощные в2нутренние силы человека и природы, безграничные перспективы ее освоения - все это отражает возвышенное  как категория эстетики.

Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться  эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха. В зависимости  от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг - страх) различают  две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и  подавляющее его. Между этими  крайностями - веер оттенков возвышенного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и понятие  категории эстетики: возвышенное

Явления возвышенного порядка мы переживаем как нечто беспокойное, будоражащее, динамичное, зовущее к подвигу. «В сто сорок солнц закат сиял», - пишет В. Маяковский, и уже одна эта метафора подчеркивает величие  природы. Можно сравнить эстетически  разные чувства, возникающие от восприятия двух картин И. Левитана - «Март» и «Над вечным покоем». В первом случае нас  охватывают настроения радости, весны, солнца.

Психология такого восприятия основана на чувстве прекрасного. Напротив, бесконечный простор и покой природы, огромное холодное небо и маленькая точка светящегося церковного окна, говорящая о мгновении присутствия человека на бескрайнем погосте мира, позволяют пережить возвышенность пейзажа, его сверхчеловеческие смыслы и значения.

Возвышенное качественно определяется как прекрасное, только это качество проявляется как чрезмерно прекрасное, в высшей мере прекрасное, как безмерно прекрасное. В этих случаях мы говорим: «Нет слов!...» Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, ощущение гармоничной востребованности и Божественные программы высших иерархий культуры. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного.

Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.

Нередко в ранней эстетике возвышенное  рассматривалось как проявление божественной воли – то, что способно вызвать в человеке восторг, смешанный  с чувством страха. Таким образом, источником возвышенного выступает то, что производит «сильнейшее волнение, которое способна испытать душа» (Э. Берк, английский теоретик). В отличие от прекрасного, в восприятии которого реализуется лишь чувство наслаждения, в возвышенном может находить выход страдание и даже ужас.

Возвышенное колоссально, масштабно, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.

Замечательно подметил самую  суть нашего восприятия возвышенного А. С. Пушкин в “Пире во время чумы”:

“Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья  –

Бессмертья, может быть, залог,

И счастлив тот, кто средь  волненья

Их обретать и ведать мог.”

Ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные  явления не могут быть сразу и  полностью освоены, поэтому по отношению  к ним человек не свободен. Прекрасное – сфера свободы, возвышенное – сфера несвободы человека.

Впервые наиболее целостную характеристику возвышенного дал И. Кант в «Критике способности суждения» (1790). Рассматривая соотношения прекрасного и возвышенного, Кант отмечал, что если прекрасное характеризуется  определенной формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается  в его безграничности, бесконечном  величии и несоизмеримости с  человеческой способностью созерцания и воображения.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет  человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного  превосходства даже над физически  несоизмеримой и подавляющей  его природой.

Возвышенное в жизни, действительности находит свое отражение в искусстве. Типичными формами отражения  возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды. Утверждая величие сына Бога - фараона, они подавляли человеческую личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы  превращалась в ничего не значимую песчинку.

Наиболее яркой формой проявления возвышенного в общественной жизни является героическое. Героическое выражается в совершении отдельной личностью, народом, классом, социальной группой выдающихся общественных поступков, отвечающих потребностям исторического развития и требующих напряжения всех физических и нравственных сил, мужества, стойкости, самопожертвования во имя общечеловеческих ценностей.

В соответствии с изменившимися  мировоззренческими представлениями  несколько иной поворот в интерпретации  возвышенного мы встречаем в средневековом  христианском искусстве, где представление  о возвышенном связано с особым характером взаимоотношения человека с Богом. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах. Готические соборы проникнуты порывом к абсолютному и почти недостижимому бытию - Богу. Но христианство не отвергало возможность слияния человека с Богом. При огромных аскетических усилиях человек способен достичь Царства Божия. Устремленные вверх линии готического собора и выражали эту связь человеческих надежд с Царством Божием на небе. Отражение возвышенного в искусстве требует от художников особой интенсивности, яркости, приподнятости. Пафос (чувство, страсть) - наиболее емкое определение в художественном выражении возвышенного.

Пафос преодоления, пафос победы, пафос  страдания и т.д. характеризуют  произведения, в которых доминирует тема возвышенного.

Возвышенное в природе, предстающее  перед человеком в виде больших  пространств, высоких гор, шумящих  водопадов, грохотания грома, завывания  бурь, темноты и мрака действуют  на человека устрашающе и порождают  в нем чувство страха и стремление к самосохранению.

Человек и боится этих представляющихся ему грандиозными явлений, и может  испытывать эстетическое удовольствие и огромное волнение, переживание  от созерцания их чрезмерности, то есть количественной и силовой несопоставимости с человеком. Н.Г. Чернышевский тоже представлял эстетическое возвышенное в сопоставлении с человеческими силами и возможностями и с человеческими способностями противостоять чрезмерным силам природы, а затем и безмерным социальным силам.

Эта безмерность, или несоразмерность  с человеком, обнаруживается воспринимающим явления природы в сопоставлении  с человеческим эстетическим идеалом.

«Возвышенным оказывается такой  предмет, такой поступок, в которых с исключительной силой, с необыкновенным могуществом, с всепоглощающей энергией проявляется человеческий идеал» в образе субъекта, могущего противостоять этим грандиозным и устрашающим явлениям. Таким образом, эстетическое восприятие возвышенного будоражит человеческие силы, порождает в нем желание померяться своими силами (физическими, чувственными, интеллектуальными) и преодолеть страх, получая при этом и восторг от созерцания чего-то грандиозного и от способности противостояния, и возможности выйти из него победителем природной или социальной стихии. Человек, впервые оказывающийся перед бушующим морем, тем более перед непрестанно грохочущим океаном или высоко в горах, испытывает такое чувство восторга и такой подъем духа, что он, как пел В. Высоцкий, невольно думает, что «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Уже 25 лет минуло с тех пор, как  я стоял на берегу Атлантического океана и восторженный бросался в  грохочущие волны, которые выбрасывали  меня на песчаный берег; но почти каждое погожее утро, находясь у реки или  озера, я слышу и вижу те волны, желая еще и еще раз уже  в солидном возрасте броситься в  них, очертя голову.

Ведь умение справиться с морем, когда на нем бушует шторм в 6 баллов (это на Черном море или на озере  Байкал), стоит многих и многих впечатлений  и восторженных чувств, хотя перед  броском в воду и страх борется  в сердце, и оторопь берет. Не в  таких ли состояниях пребывал первобытный  и языческий человек, когда он, вступая в борьбу с силами природы в древнейшие времена, выходил из борьбы победителем, чем обретал новые силы и умение противостоять неизмеримым силам стихий? Не эти ли ставшие в нашем подсознании архетипическими желания влекут человека в высокие горы, в глубокие пропасти и ущелья, в пещеры, в бескрайние пустыни и степи, в небесные просторы и космос, а теперь и на другие планеты, чтобы доказать, что человек все может, если очень захочет? А отчего люди приходят в неописуемый восторг на современных корридах или родео, захлебываются от невероятных скоростей на ежегодных авторалли?

Чрезвычайное эстетическое чувство  и переживание, эстетическая эмоция и наслаждение, испытанные один раз  и проросшие в эстетическую потребность, не дают покоя человеку, требуя все  новых и новых удовлетворений, новых восприятий и впечатлений  для сладостных и восторженных переживаний.

Если прекрасное - это положительная  общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет, то возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное  значение для общества и таящих в  себе огромные, еще не освоенные  потенциальные силы. Эти непокоренные силы бывают грозными. Полное овладение  ими - дело истории, в ходе которой  у человечества открываются постепенно все новые и новые возможности.

Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы, в ее очеловечивании - все  это отражает возвышенное как  категорию эстетики.

Воспринимая возвышенные явления  в природе и обществе, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться  и эстетически отрицательная  эмоция, и даже чувство страха. В  зависимости от акцента на восторг  или на страх - на тот или иной момент восприятия - различаются две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека или подавляющее его.

При сопоставлении возвышенного и  низменного с прекрасным и безобразным бросается в глаза, что эти две пары эстетических категорий близки по своему смыслу. И действительно, как мы могли убедиться, изучая историю эстетики, они произросли из общего корня. Даже после того, как они приобрели самостоятельный эстетический смысл, во многих случаях одно и то же явление могло быть оценено и как прекрасное, и как возвышенное или, напротив, и как уродливое, и как низменное. Например, в знаменитом гоголевском описании Днепр одновременно и “чуден” и “величав”.

Информация о работе Контрольная работа по "Эстетике"