Контрольная работа по "Эстетике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.
Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета.
В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, комическое - трагическое и другие. В данной работе будут рассмотрены категории: возвышенное и низменное.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….…3
1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное ………………..5
2. Категория эстетики: низменное………………………………………..….13
Заключение ………………………………………………………………..…..17
Список использованной литературы …………………………………….....18

Файлы: 1 файл

Эстетика.docx

— 39.00 Кб (Скачать)

Разумеется, далеко не всегда эстетическая характеристика явления бывает двойственной. Любуясь ручейком, мы назовем его, возможно, красивым, прекрасным, но ощущения величия в нашей душе он не вызовет. Эстетически оценивая манеры хорошо воспитанного человека, мы говорим, что  он прекрасно умеет вести себя. Но было бы нелепо назвать его манеры возвышенными.

Таким образом, близость этих категорий  вовсе не является их тождеством. Генетическая и логическая связь прекрасного  с возвышенным коренится в  том, что они являются положительными ценностями, говорящими о причастности предмета к нашему идеалу, тогда  как безобразное и низменное - свойства отрицательные, выражающие враждебность предмета к идеалу, эстетические антиценности.

Возвышенное колоссально, масштабно, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.

Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы  и человеческого гения. Мы испытываем чувство величественного, когда  отражаем в своем сознании грандиозные  картины природы - величайшие горы с  их снежными вершинами и глубокими  пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые  просторы океана, безграничность усеянного  звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения человеческой техники и  т.д. Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого  интеллекта.

Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у  человека не только эстетическое удовольствие, но благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его  веру в правоту своего дела, побуждают  быть лучше, совершеннее, отдавать все  свои силы служению общественным идеалам.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Категория эстетики: низменное.

Низменное – категория эстетики, которая служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных / порочных действий отдельных людей и социальных групп.

Низменное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности.

Низменное - это крайняя степень  безобразного, чрезвычайно негативная ценность. В разнообразных мифологических конструкциях возвышенное символизирует образ неба - в то время как образ низменного представляется как подземное царство: Аид, Ад и т.д.

Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям присуща этическая оценка: оно напрямую связывается с силами зла. Как низменное обычно воспринимаются и характеризуются черты характера и поступки людей: подлость, обман, разврат и т.д. С низменным напрямую связана сфера несвободы человека, его зависимости от стихийных природных и общественных сил, соц5иальная и психологическая или психофизиологическая зависимость. В качестве ярких проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие соц5иальные явления, как войну, эксплуатацию человека человеком, ограничение прав и свобод личности, подавление личностного начала. Проявлением низменного в сфере психики человека является психофизиологическая зависимость того или иного индивида от алкоголя, наркотиков и т.д., поскольку они разрушают человеческую личность, превращая его, по сути дела, в полуживотное существо.

Категория низменного является общей для двух наук — этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.

Тесная связь низменного с безобразным и злом в реальной жизни находит свое отражение и в художественном творчестве. Именно через определенные сочетания безобразного и злого искусство чаще всего и раскрывает образ низменного. Ярким примером низменного являются известные сказочные персонажи: Баба-Яга, Кащей Бессмертный. Низменную страсть к накопительству, жадность - в безобразных и злых образах Плюшкина и Гобсека раскрыли великие писатели Гоголь и Бальзак.

Художественное отображение низменного такая же закономерность художественного  творчества, как и отображение  прекрасного и возвышенного, но, как и во всех случаях творчества, художнику следует иметь чувство  меры. Самое трудное для художника  в постижении низменного - это не потерять высоту взгляда, дабы не превратилось это постижение в расковыривание порочных почв, в разглядывание изнанки жизни под видом реализма. Если у художника недостаточна художественная энергетика, чтобы оставаться на высоте эстетического отношения, то лучше ему не браться за всю эту «эстетику низменного». В противном случае все его творческое мышление будет демонизировано, а жизненные силы растрачены впустую. Особенно такая опасность возникает перед теми художниками, которые односторонне конц5ентрируются на категории низменного, не имея достаточной опоры и жизненной укорененности в категории возвышенного.

Низменное противоположно возвышенному. Древние египтяне в гимне богу Атону так описывают низменное: покидая мир, солнце повергает землю во мрак, и ужас смерти охватывает всех.

Аристотель впервые в истории  эстетической мысли говорит о  низменном как об эстетическом свойстве и приводит пример: в трагедии Еврипида «Орест» - не вызванная необходимостью низость характера Менелая.

Для Буало низменное - уродливо («Чуждайтесь низкого - оно всегда уродливо»).

Невладение людьми своими общественными отношениями - тирания. Ее низменность раскрывает французский гуманист Этьен де ла Боэси (XVI в.): «Величайшее несчастье - зависеть от произвола властелина, относительно которого никогда не можешь знать, будет ли он добр, поскольку всегда в его власти быть дурным, когда он этого захочет». Для Боэси несвобода людей - результат их общественной слепоты: тиран «побежден сам по себе, только бы страна не соглашалась на свое рабство. Не нужно ничего отнимать у него, нужно только ничего ему не давать... Я не требую от вас, чтобы вы бились с ним, нападали на него, перестаньте только поддерживать его, и вы увидите, как он, подобно колоссу, из-под которого вынули основание, рухнет под собственной тяжестью и разобьется вдребезги». Для французского гуманиста тирания низменна, так как несет людям несвободу.

Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы.

Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными  отношениями.

Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная  война).

Низменное - эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического.

Эти смежные, пересекающиеся категории  находят художественное отражение  и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).

Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или  свойства ассоциируются с недостойным  поведением человека или угрожают его  существованию.

Низменное в социальной жизни проявляется в тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток духовности и избыток биологического, животного начала, т.е. значительно нарушается гармония внутренней и внешней сущности в человеке прекрасном.

Предательство, трусость, подлость, цинизм, дисгармония духовного и телесного - все это «подведомственно» категории  низменного.

Категория низменного является общей  для двух наук - этики и эстетики, поскольку она характеризует  явления, представляющие моральное  зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории  безобразного для низменного оказывается  неважным наличие в объекте изъянов  формы.

 

 

 

Заключение

Подводя итог работе можно сделать  несколько выводов. Во многих случаях  одно и то же явление можно назвать  и прекрасным, и возвышенным или, напротив, и безобразным, и низменным. Однако их близость не означает тождества. Связь прекрасного и возвышенного коренится в их причастности к положительным ценностям, к эстетическому идеалу. Безобразное и низменное - это свойства отрицательные, выражающие враждебность идеалу. Их можно назвать эстетическими антиценностями.

Эстетические категории возвышенного и низменного, разрабатывались древними мыслителями одновременно с категориями прекрасного и безобразного. Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.

Низменное социальное явление изобразил  Верещагин в картине «Апофеоз войны», посвященной всем «великим завоевателям» - бывшим, сущим и будущим: на картине - холм, сложенный из человеческих черепов.

Музыка лишь в XIX-ХХ вв. овладела способностью непосредственно воссоздавать образ  низменного (Седьмая симфония Шостаковича). До этого музыка (Моцарт, Бетховен, Чайковский) передавала этот образ опосредованно, через раскрытие накала борьбы, через  показ меры усилий добра в преодолении  низменного.

Список использованной литературы

1. Бычков В.В. Эстетика. М.: Академический  проект. 2011.

2. Золкин А.Л. Эстетика. Учебник для вузов. М.: юнити - дана. 2008.

3. Радугин А.А. Эстетика. Учебное  пособие для вузов. М.: Библионика. 2009.

4. http://belportal.info/osnovnye-esteticheskie-kategorii

5. http://do.gendocs.ru/docs/index-15874

 


Информация о работе Контрольная работа по "Эстетике"