Искусство спора

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:20, реферат

Краткое описание

Убеждение – одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Убеждение изучается многими науками в том числе и риторикой. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним – красноречие. Существует и такое понятие риторики как - искусство убеждать с помощью слов. Это искусство может проявляться не только там, где есть оратор и слушатель, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке , и в трансопрте, и дома, и на садовых скамейках.

Оглавление

1. Введение. Цель работы 3 стр.
2. Корректные и некорректные споры 4 стр.
3. Споры об истине и споры об ценностях 10 стр.
4. Четыре разновидности споров 13 стр.
5. Общие требования к спору 16 стр.
6. Победа в споре 19 стр.
7. Заключение 21 стр.
8. Список использованной литературы 22 стр.

Файлы: 1 файл

Искусство спора.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Очевидно, что не существует такого общего перечня  требований, которому удовлетворяли  бы все четыре разновидности споров. Софистика вообще не стеснена никакими правилами: в софистическом споре может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о которых зашел спор. Для трех остальных разновидностей спора можно попытаться сформулировать общие требования, -которым они должны удовлетворять, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.

     В числе таких общих требований можно назвать, в частности, следующие:

     1. Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо этим воспользоваться.

     2. Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет. Это - очевидное требование к спору, но даже оно иногда нарушается.

     3. Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всем протяжении спора.

     4. Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д.

     5. Спор предполагает, далее, определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис.

     6. Успешное ведение спора требует определенного знания логики.

     7. Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь.

     8. В споре нужно стремиться к выяснению истины и добра - это одно из наиболее важных, если не самое важное требование к спору.

     9. В споре нужно проявлять гибкость.

     10. Не следует допускать крупных промахов в стратегии и тактике спора.

     11. Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки.

 

      6. Победа в споре 

     Вопрос  «Можно ли одержать верх в споре?»  кажется по меньшей мере странным. Тем не менее есть люди, которые всерьез убеждены, что это невозможно. «Если вы спорите и возражаете, вы иногда можете добиться победы, но это будет бесполезная победа, потому что вы никогда не добьетесь этим хорошего отношения к вам со стороны вашего противника». Эти слова принадлежат американскому ученому и дипломату Б.Франклину.

     Американский  президент А. Линкольн однажды отчитал  молодого офицера за то, что тот  вступил в жаркий спор со своим  сослуживцем. «Ни один человек, который  решил действительно преуспеть в жизни, - внушал Линкольн, - не должен тратить время на лишние споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание. Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что и вы, и ваш собеседник по-своему правы, и уступайте в более мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы. Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...».

     На  чем основывается этот совет всячески избегать споров? Действительно ли победа в споре, если даже она достигается, оказывается бесполезной? Против спора обычно приводятся два довода. Человека, убежденного в своей правоте, активно отстаивающего свою точку зрения, практически невозможно переубедить. Именно поэтому споры чаще всего заканчиваются тем, что спорящие остаются еще более уверенными в своей правоте. И потом, если спор все-таки завершается победой одного из участников, другой - проигравший - непременно испытывает чувство горечи от поражения. Он может даже изменить свое отношение к партнеру по спору.

     Очевидно, что оба эти довода неубедительны. Неверно, что человека нельзя переубедить  в споре. Многое зависит от манеры спора и приводимых аргументов. Если бы споры не вели к изменению позиций  сторон, было бы непонятно, под влиянием чего меняются убеждения людей. Ссылка на обязательную, якобы, обиду побежденного в споре тоже легковесна. Неудача в споре действительно может показаться обидной. Но если человек осознал, что был неправ, он не станет сетовать на горькое лекарство. Что было бы действительно обидно, так это лишиться спора как одного из эффективных путей устранения ошибок и недоразумений.

     Все это очевидно. Тот, кто высказывается  против споров, скорее всего, недостаточно ясно выражает свою мысль, и, говоря об одном, имеет в виду совсем другое. Пожелание или требование избегать всяких споров и постоянно стремиться к примирению неоправданно, да и просто неосуществимо. Спор объективен и необходим в том смысле, что он является одной из неотъемлемых особенностей общения людей и достижения ими взаимопонимания. Нужно, однако, не упускать из виду и другую сторону вопроса.

 

      7. Заключение 

     Спор - не единственное средство обеспечения понимания людьми друг друга. Он даже не главное такое средство. Неприемлем спор ради спора, с целью доказательства абстрактной правоты и посрамления противника. Главная задача спора - не сама по себе победа над противной стороной, а решение некоторой конкретной проблемы, лучше всего - обоюдоприемлемое ее решение.

     Спор - сложное явление. Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. Протекая всегда в определенном контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость и т.д. Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно достичь формальной победы в споре, настоять на правоте или целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чем-то ином, но не менее важном. Мы не сумели изменить позицию оппонента в споре, не добились его понимания, обидели его, оттолкнули от взаимодействия и взаимопомощи в решении проблемы, вызвавшей спор, - эти побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нем или даже вообще свести его на нет.

 

      8.Список использованной литературы 

     
  1. Гусейнов  А.А. Этика – М.: Гардарики, 2000 г
  2. Губин В.Д. Основы этики – М.: Норма 1999 г
  3. Зарецкая Е.Н. Риторика – М.: Дело, 2001 г.
  4. Ивин А.А. Основы теории аргументации – М.: Владос 2005 г
  5. Ивин А.А. Логика – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 г
  6. Хазагеров Т.Г. Общая риторика – РнД.: Феникс, 1999 г.

Информация о работе Искусство спора