Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:58, реферат
В целом в русской науке дореволюционного периода непредвзятое осмысление нашей древней духовной культуры дохристианского периода сдерживалось рядом факторов. Во-первых, официально, на государственном уровне, господствовало мнение, что настоящее духовное бытие русского народа началось лишь с принятием христианства.
ВВЕДЕНИЕ. |3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Самобытность древнерусской религии. |8 |
Идея Бога. Связь с ведической традицией. |11 |
Религиозное мировоззрение древних славян. |16 |
Язычество и христианство. |21 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. |24 |
ЛИТЕРАТУРА |27 |
Явь, или жизнь, текла
по законам Кола Коляды. В Нави такого
течения не было. Там Жизнь стояла.
Движением она становилась лишь
в Ирии-Рае, где
«души горят Солнцами» («Риг-Веда»).». Для
древнерусской духовной культуры не характерно
учение о равнозначности добра и зла.
«...Предки наши считали,
что они на стороне добра и
что их Боги - добрые Боги. О наказанье
Божьем нигде, ни в какой легенде
или обряде не говорится. Говорится
лишь, что «Бог отступился от него».
Этого достаточно.
Это самое большое несчастье, которое
может постигнуть Язычника, у которого
Бог - Исварог, Пращур. Перун или Дажьбо
является в образе простого человека на
Тризне или на Колядино Свято. У Славян
нет слепого рабского преклонения
Божествам. Они к ним обращаются как к
друзьям. Также и ведийцы считают, что
Индра их сильный друг в Небе. Он их Небесный
Защитник, которого они призывают в беде
и несчастье.
Мовление-таинство в
бане есть та магическая операция, при
помощи которой человек входит в общение
с Богом Исварогом через посредство Купалы.
Жизнь по Божеству, общение с Богом - вот
главная цель славянина, любующегося природой
и ее красками. Описание наказаний Божьих
отсутствует полностью в Ведах, и если
временами и случается, то лишь мимоходом
и не как система. В семитическом вероучении
Библии наказание - одна из главных тем.
Но сумма наказаний - греховность человека,
а затем его духовная гибель, и, следовательно,
необходимость спасения. В ведизме спасения
не надо. Оно в общении с Богом, который
является их Родоначальником; Чуром и
Пращуром.
Человек спасен уже тем, что он происходит
от Бога. Он - Дажьбожий Внук.»
Добро в древнеславянской
традиции персонифицируется Белобогом,
Зло -
Чернобогом. Анализуруя этот вопрос Ю.П.
Миролюбов использует широкие параллели
с древнеарийской религией.
«Тьма отступает перед
светом. Чернобог уступает в борьбе Белобогу.
Победа всегда на стороне Добра. В Зенд-Авесте
ни добро, ни зло до конца не побеждают.
В этом отличие славянского язычества
от религии персов.Индра поражает отвратительного
монстра - чудовище Тваштри. Тьма в ее персонификации
становится злым Богом, убитым Всемогущим.У
славян Белобог не убивает Черно6ога,он
его лишь осиливает. Затем Чернобог, отдохнув
от поражения, при помощи Тамо-Лихо, Тьмы
и злых воинств, снова коварно нападает
сзади на Белобога, но Перун, Белес, Дажьбо,
Стрибог,
Вышний, Коляда, Ярила, Хорос летят ему
на помощь, и Зима, время Сивого, уходит
и наступает Весна. Таким Колом (циклом)
течет Явь по Прави, и Чернобог не может
увлечь Белобога-Святовида в Навь. Над
ним есть Сварог, Дед Вселенной, который
этого не допускает. Таким образом Сварог
регулирует смену Времян Языческого Кола
и является той точкой, вокруг которой
оно вращается. Так же действует и Индра
«Вот является Заря; она уничтожает тьму
она приходит из края Неба, она их (тени)
убивает и превращает в прах». Таким образом
то, чего не хватает нам в понимании язычества,
мы можем найти в ведизме, где Бог делает
то же самое. Индра тоже всегда побеждает
зло.
Рай-Дуга, Радуга, Перунов
Мост в Сварге, возникает после победы
Белобога-Святовида над Чернобогом. По
нему, по Мосту, сходят все Боги на землю,
и тогда начинается тепло, и приходит Яро.
Тогда «Родичи в могилках просыпаются
и потягиваются от долгого сна» В мире,
где идет постоянная борьба этих двух
полюсов религиозная идея чужда пассивности,
она требует от человека действия, действия,
увеличивающего силу Добра. Анализируя
проблему понимания Добра и Зла у славян
Ю.П.Миролюбов приводит южнорусскую легенду
о Беляке и Черняке.
«Человек, живя на свете,
находился под непрерывным и
неусыпным наблюдением двух Братьев-Близнецов:
Черняка и Беляка. Один из них
во всем черном, с белыми заплатами
на одежде. Другой во всем белом, с черными
заплатами. Оба они идут неотступно за
человеком. Куда он, туда и Братья.
Вся жизнь человека проходит на их глазах.
И так как человек склонен к чрезмерности
как в добре, так и во зле, то и наблюдение
братьев сводится к регистрации поступков
человека. Идут они, каждый со своей книгой,
записывая в нее все поступки, независимо
от того, покаялся ли человек в своих грехах
или нет. Если покаялся, запись выцветает,
она еле видна, но и в этом случае она все
же сохраняется, чтобы Бог «мог видеть
Правду», иначе покаявшийся, но живший
преступно на земле человек мог бы явиться
как праведник.
Последний живет, не делая Зла, а кающийся
живет, это Зло делая. Между тем, если бы
тень записи его поступков не была сохранена,
то они были бы оба на одном уровне.
Итак, человек живет
под наблюдением Братьев-
Ад, сообразно своей жизни. Но Братья-Близнецы
и здесь не оставляют его: если он в чистилище,
они ему непрерывно читают свои записи.
Один читает все добрые поступки, другой
- все злые. Один говорит: «В день Покрова
ты пошел в церковь». А другой: «Но слушал
службу Божью плохо, думал о домашних делах!»
Другой скажет: «Но, когда служба кончилась,
ты перекрестился и подошел к кресту».
А Черняк скажет: «И, выходя из церкви,
в ту же минуту забыл, что был перед Богом,
и пошел водку пить с друзьями!» Беляк
скажет:
«Но, даже выпив, никакого другого зла
не сделал». А Черняк возразит: «Но и добра
тоже никакого не сделал». И так, день за
днем, всю жизнь прочтут. И тогда человек
сам увидит, куда ему идти: в Рай или в Ад,
или ни туда, ни сюда. И Суд Божий будет
только санкцией того, что человек сам
увидел. Таким образом, Бог только подтверждает
то, что человек сам о себе решил.
В этой легенде сказано еще, что иногда Бог, если человек себя слишком строго осудил сам, может сказать, что милует его!» Белобог и Чернобог, некогда чрезвычайно могущественные, дожили, смешавшись с христианской традицией до начала XX века в качестве свидетеле, которым известно все. Анализируя легенду, Миролюбов делает вывод о ее дохристианском происхождении.
«... она несколько
расходится с чисто христианским
взглядом на Суд
Божий. Христианин оставляет все на Волю
Бога, тогда как в этом мифе, в котором
дуалистичность выступает вполне ясно,
роль Судьи выполняет сам человек. Тем
не менее, Бог следит за правильностью
решения и может вмешаться, милуя грешника.
Двойственность этого
мифа приводит нас к языческому верованию
в
Белобога и Чернобога. Вне всякого сомнения,
Беляк и Черняк именно они.
Однако, понятие об этих Божествах древности
сильно изменилось. В мифе отводится большая
роль совести, которая понимается почти
как христианская.
Ибо если в христианстве роль Судьи оставляется
Богу, то роль совести почти идентична
с Гласом Бога. Ведически это - «искра Индры-Агни-Варуны-Сомы»
в человеке. Христиански это - весы Добра
и Зла, на которых человек сам взвешивает
свои поступки и наделен, таким образом,
свободной волей.
... С другой стороны,
если в язычестве Божества
видят жизнь человека, они ему
не ставят в упрек его
Люди же, не попавшие ни туда, ни сюда, остаются
между Раем и Адом так долго, пока Бог,
испытав их временем, не решает Сам, куда
им идти. Нами это и отмечено, как своего
рода «чистилище», но это «чистилище»,
конечно, совершенно не похоже на католическое.»
«ЯЗЫЧЕСТВО» И ХРИСТИАНСТВО.
Принятие Русью
при князе Владимире
Принятие христианства нельзя в полной
мере считать сменой религии. За несколько
поколений вполне возможно заставить
народ поклоняться другим богам, но изменить
стиль мышления, который составляет основу
духовной культуры народа - задача неизмеримо
более сложная. Если бы русские столкнулись
действительно с попыткой изменения духовной
культуры, в случае принятия не христианства,
а например иудаизма, то созданное таким
образом химерическое национально-государственное
образование не смогло бы существовать
длительное время (тысячу лет) и скорее
всего, подобно
Хазарскому каганату, развалилось под
ударами воинственных соседей.
Введение христианства
не смогло произвести мировоззренческих
изменений в душе народа. Этому
есть несколько причин. Главнейшая
- отсутствие метафизических противоречий
между язычеством и христианством.
Этот факт неоднократно отмечает Ю.П. Миролюбов.
«Метафизически язычество, несмотря на кажущееся преувеличение в этих словах, при ближайшем рассмотрении близко христианству, а религиозная метафизика язычества выше многих религиозных построений.» [2, с.292]
То, что мы сегодня
понимаем под термином «язычество»
включает не только религиозные моменты
(в современном, христианском понимании),
но и бытовые, «производственные», житейские,
дожившие до наших дней в виде суеверий,
языческих реликтов. Наши предки во
всем видели проявления Бога, божественный
мистический смысл. В дохристианском
мировоззрении отсутствуют
Религиозное сознание древних славян можно охарактеризовать как космоцентризм, христианство - социоцентризм. Для космоцентрического сознания характерно ощущение себя частью природы, Космоса. Мироздание божественно. Природа одухотворена. Весь мир является носителем вселенского разума. Человек, общество - часть мироздания. Человек не царь природы, он любимый ее сын, быть может первый среди равных.
В центре христианского
мировоззрения - человек, общество. К
вопросам взаимоотношения человека
и природы христианство подходит
уже с материалистических позиций.
Христианство не одухотворяет природу.
Человек -
«царь природы»[5].
Мировоззрение Духовная культура
[pic] [pic]
Понадобились века, чтобы социоцентричная метафизика христианства вписалась (как подмножество), в космоцентричную духовную культуру наших предков как на уровне религиозном, заменив соответствующие культовые моменты, так и на уровне мировоззренческом. Мнение о том, что христианство обогатило русскую духовную культуру ошибочно. На самом деле происходил обратный процесс. Православие, русское понимание христианства формировалось в среде русской духовной культуры. Процесс принятия христианства русским народом продолжался несколько веков в форме двоеверия. В результате получилось нечто новое - русское православие. Православие греческое и русское похожи только на уровне обрядов. Дух совершенно различен. Для того, чтобы завоевать место в душах наших предков христианству пришлось трансформироваться, подстраиваться под русскую духовную культуру.
Совершенно справедлива
характеристика православия, которую
дает [7].
«Для русского восприятия христианства
характерно чувство «нераздельности»
и
«неслиянности» мира божественного и
мира человеческого. Мы здесь имеем дело
с мистическим реализмом, который признает
всю действительность мистической реальностью,
но видит за ней иную реальность; обе сферы
бытия действительны, но иерархически
неравноценны; эмпирическое бытие всегда
держится благодаря «причастию» к мистической
реальности.»
Такая мировоззренческая установка совершенно четко указывает на корни русской духовности христианского периода. Несомненно. что они уходят в дохристианскую эпоху.
Русские славянофилы совершенно верно понимали православие не как религию, церковь, а как образ мышления народа. Образ мышления оставался все века русским, не зависящим от религиозной традиции, наоборот он активно участвовал в ее формировании. Следовательно необходимо признать в современной русской духовной культуре (с виду - христианской) приоритет духовных доминант, установившихся в дохристианский период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дохристианская русская религия не была примитивным идолопоклонничеством. Вопреки сложившемуся мнению, религия древних славян была, по сути, монотеистична. Языческий пантеон - это персонификация функций Бога, его ипостасей.
Для древнерусской религии характерна ярко выраженная связь с древнеарийской ведической религиозной традицией, которая выражается в ее поэтичном, светлом характере, идее родства с Богом, понимании Бога не как судьи, а как Отца и Друга. Это была религия добра, Боги славян были добрыми богами.
Наши предки верили в загробную жизнь, но понимание загробной жизни своеобразно, оно отличается от христианского. Древнерусской религии чужда идея устрашения наказанием, «страха божьего». Наказание идет не от Бога, а от самого греха.
Введенное князем Владимиром христианство не заменило первоначальную религию, а долгое время существовало в форме двоеверия. Христианство вписалось в русскую духовную культуру. Духовная культура - это не только и не столько религия - это образ жизни, стиль мышления, поведенческие стереотипы, суеверия и т.д. Религия является лишь подмножеством, вершиной духовной культуры. Введение христианства на Руси изменило не духовную культуру, а культ. Сущности, предметы поклонения не изменились, они просто перекрасились, также изменились способы их почитания. Это дает основания говорить о том, что влияние христианства на духовную культуру русского народа носило в основном поверхностный характер и не привело к изменению основных духовных устоев и поведенческих стереотипов.