Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:58, реферат
В целом в русской науке дореволюционного периода непредвзятое осмысление нашей древней духовной культуры дохристианского периода сдерживалось рядом факторов. Во-первых, официально, на государственном уровне, господствовало мнение, что настоящее духовное бытие русского народа началось лишь с принятием христианства.
ВВЕДЕНИЕ. |3 | 
 
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 
Самобытность древнерусской  религии. |8 |
Идея Бога. Связь  с ведической традицией. |11 |
Религиозное мировоззрение  древних славян. |16 |
       Язычество и христианство. |21 |
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. |24 | 
 
ЛИТЕРАТУРА |27 |
Явь, или жизнь, текла 
по законам Кола Коляды. В Нави такого 
течения не было. Там Жизнь стояла. 
Движением она становилась лишь 
в Ирии-Рае, где 
«души горят Солнцами» («Риг-Веда»).». Для 
древнерусской духовной культуры не характерно 
учение о равнозначности добра и зла.
«...Предки наши считали, 
что они на стороне добра и 
что их Боги - добрые Боги. О наказанье 
Божьем нигде, ни в какой легенде 
или обряде не говорится. Говорится 
лишь, что «Бог отступился от него». 
Этого достаточно. 
Это самое большое несчастье, которое 
может постигнуть Язычника, у которого 
Бог - Исварог, Пращур. Перун или Дажьбо 
является в образе простого человека на 
Тризне или на Колядино Свято. У Славян 
нет слепого рабского преклонения 
Божествам. Они к ним обращаются как к 
друзьям. Также и ведийцы считают, что 
Индра их сильный друг в Небе. Он их Небесный 
Защитник, которого они призывают в беде 
и несчастье.
Мовление-таинство в 
бане есть та магическая операция, при 
помощи которой человек входит в общение 
с Богом Исварогом через посредство Купалы. 
Жизнь по Божеству, общение с Богом - вот 
главная цель славянина, любующегося природой 
и ее красками. Описание наказаний Божьих 
отсутствует полностью в Ведах, и если 
временами и случается, то лишь мимоходом 
и не как система. В семитическом вероучении 
Библии наказание - одна из главных тем. 
Но сумма наказаний - греховность человека, 
а затем его духовная гибель, и, следовательно, 
необходимость спасения. В ведизме спасения 
не надо. Оно в общении с Богом, который 
является их Родоначальником; Чуром и 
Пращуром. 
Человек спасен уже тем, что он происходит 
от Бога. Он - Дажьбожий Внук.» 
Добро в древнеславянской 
традиции персонифицируется Белобогом, 
Зло - 
Чернобогом. Анализуруя этот вопрос Ю.П. 
Миролюбов использует широкие параллели 
с древнеарийской религией.
«Тьма отступает перед 
светом. Чернобог уступает в борьбе Белобогу. 
Победа всегда на стороне Добра. В Зенд-Авесте 
ни добро, ни зло до конца не побеждают. 
В этом отличие славянского язычества 
от религии персов.Индра поражает отвратительного 
монстра - чудовище Тваштри. Тьма в ее персонификации 
становится злым Богом, убитым Всемогущим.У 
славян Белобог не убивает Черно6ога,он 
его лишь осиливает. Затем Чернобог, отдохнув 
от поражения, при помощи Тамо-Лихо, Тьмы 
и злых воинств, снова коварно нападает 
сзади на Белобога, но Перун, Белес, Дажьбо, 
Стрибог, 
Вышний, Коляда, Ярила, Хорос летят ему 
на помощь, и Зима, время Сивого, уходит 
и наступает Весна. Таким Колом (циклом) 
течет Явь по Прави, и Чернобог не может 
увлечь Белобога-Святовида в Навь. Над 
ним есть Сварог, Дед Вселенной, который 
этого не допускает. Таким образом Сварог 
регулирует смену Времян Языческого Кола 
и является той точкой, вокруг которой 
оно вращается. Так же действует и Индра 
«Вот является Заря; она уничтожает тьму 
она приходит из края Неба, она их (тени) 
убивает и превращает в прах». Таким образом 
то, чего не хватает нам в понимании язычества, 
мы можем найти в ведизме, где Бог делает 
то же самое. Индра тоже всегда побеждает 
зло.
Рай-Дуга, Радуга, Перунов 
Мост в Сварге, возникает после победы 
Белобога-Святовида над Чернобогом. По 
нему, по Мосту, сходят все Боги на землю, 
и тогда начинается тепло, и приходит Яро. 
Тогда «Родичи в могилках просыпаются 
и потягиваются от долгого сна» В мире, 
где идет постоянная борьба этих двух 
полюсов религиозная идея чужда пассивности, 
она требует от человека действия, действия, 
увеличивающего силу Добра. Анализируя 
проблему понимания Добра и Зла у славян 
Ю.П.Миролюбов приводит южнорусскую легенду 
о Беляке и Черняке.
«Человек, живя на свете, 
находился под непрерывным и 
неусыпным наблюдением двух Братьев-Близнецов: 
Черняка и Беляка. Один из них 
во всем черном, с белыми заплатами 
на одежде. Другой во всем белом, с черными 
заплатами. Оба они идут неотступно за 
человеком. Куда он, туда и Братья. 
Вся жизнь человека проходит на их глазах. 
И так как человек склонен к чрезмерности 
как в добре, так и во зле, то и наблюдение 
братьев сводится к регистрации поступков 
человека. Идут они, каждый со своей книгой, 
записывая в нее все поступки, независимо 
от того, покаялся ли человек в своих грехах 
или нет. Если покаялся, запись выцветает, 
она еле видна, но и в этом случае она все 
же сохраняется, чтобы Бог «мог видеть 
Правду», иначе покаявшийся, но живший 
преступно на земле человек мог бы явиться 
как праведник. 
Последний живет, не делая Зла, а кающийся 
живет, это Зло делая. Между тем, если бы 
тень записи его поступков не была сохранена, 
то они были бы оба на одном уровне.
Итак, человек живет 
под наблюдением Братьев-
Ад, сообразно своей жизни. Но Братья-Близнецы 
и здесь не оставляют его: если он в чистилище, 
они ему непрерывно читают свои записи. 
Один читает все добрые поступки, другой 
- все злые. Один говорит: «В день Покрова 
ты пошел в церковь». А другой: «Но слушал 
службу Божью плохо, думал о домашних делах!» 
Другой скажет: «Но, когда служба кончилась, 
ты перекрестился и подошел к кресту». 
А Черняк скажет: «И, выходя из церкви, 
в ту же минуту забыл, что был перед Богом, 
и пошел водку пить с друзьями!» Беляк 
скажет: 
«Но, даже выпив, никакого другого зла 
не сделал». А Черняк возразит: «Но и добра 
тоже никакого не сделал». И так, день за 
днем, всю жизнь прочтут. И тогда человек 
сам увидит, куда ему идти: в Рай или в Ад, 
или ни туда, ни сюда. И Суд Божий будет 
только санкцией того, что человек сам 
увидел. Таким образом, Бог только подтверждает 
то, что человек сам о себе решил.
В этой легенде сказано еще, что иногда Бог, если человек себя слишком строго осудил сам, может сказать, что милует его!» Белобог и Чернобог, некогда чрезвычайно могущественные, дожили, смешавшись с христианской традицией до начала XX века в качестве свидетеле, которым известно все. Анализируя легенду, Миролюбов делает вывод о ее дохристианском происхождении.
«... она несколько 
расходится с чисто христианским 
взглядом на Суд 
Божий. Христианин оставляет все на Волю 
Бога, тогда как в этом мифе, в котором 
дуалистичность выступает вполне ясно, 
роль Судьи выполняет сам человек. Тем 
не менее, Бог следит за правильностью 
решения и может вмешаться, милуя грешника.
Двойственность этого 
мифа приводит нас к языческому верованию 
в 
Белобога и Чернобога. Вне всякого сомнения, 
Беляк и Черняк именно они. 
Однако, понятие об этих Божествах древности 
сильно изменилось. В мифе отводится большая 
роль совести, которая понимается почти 
как христианская. 
Ибо если в христианстве роль Судьи оставляется 
Богу, то роль совести почти идентична 
с Гласом Бога. Ведически это - «искра Индры-Агни-Варуны-Сомы» 
в человеке. Христиански это - весы Добра 
и Зла, на которых человек сам взвешивает 
свои поступки и наделен, таким образом, 
свободной волей.
... С другой стороны, 
если в язычестве Божества 
видят жизнь человека, они ему 
не ставят в упрек его 
Люди же, не попавшие ни туда, ни сюда, остаются 
между Раем и Адом так долго, пока Бог, 
испытав их временем, не решает Сам, куда 
им идти. Нами это и отмечено, как своего 
рода «чистилище», но это «чистилище», 
конечно, совершенно не похоже на католическое.»     
«ЯЗЫЧЕСТВО» И ХРИСТИАНСТВО.
Принятие Русью 
при князе Владимире 
Принятие христианства нельзя в полной 
мере считать сменой религии. За несколько 
поколений вполне возможно заставить 
народ поклоняться другим богам, но изменить 
стиль мышления, который составляет основу 
духовной культуры народа - задача неизмеримо 
более сложная. Если бы русские столкнулись 
действительно с попыткой изменения духовной 
культуры, в случае принятия не христианства, 
а например иудаизма, то созданное таким 
образом химерическое национально-государственное 
образование не смогло бы существовать 
длительное время (тысячу лет) и скорее 
всего, подобно 
Хазарскому каганату, развалилось под 
ударами воинственных соседей.
Введение христианства 
не смогло произвести мировоззренческих 
изменений в душе народа. Этому 
есть несколько причин. Главнейшая 
- отсутствие метафизических противоречий 
между язычеством и христианством. 
Этот факт неоднократно отмечает Ю.П. Миролюбов.
«Метафизически язычество, несмотря на кажущееся преувеличение в этих словах, при ближайшем рассмотрении близко христианству, а религиозная метафизика язычества выше многих религиозных построений.» [2, с.292]
То, что мы сегодня 
понимаем под термином «язычество» 
включает не только религиозные моменты 
(в современном, христианском понимании), 
но и бытовые, «производственные», житейские, 
дожившие до наших дней в виде суеверий, 
языческих реликтов. Наши предки во 
всем видели проявления Бога, божественный 
мистический смысл. В дохристианском 
мировоззрении отсутствуют 
Религиозное сознание древних славян можно охарактеризовать как космоцентризм, христианство - социоцентризм. Для космоцентрического сознания характерно ощущение себя частью природы, Космоса. Мироздание божественно. Природа одухотворена. Весь мир является носителем вселенского разума. Человек, общество - часть мироздания. Человек не царь природы, он любимый ее сын, быть может первый среди равных.
В центре христианского 
мировоззрения - человек, общество. К 
вопросам взаимоотношения человека 
и природы христианство подходит 
уже с материалистических позиций. 
Христианство не одухотворяет природу. 
Человек - 
«царь природы»[5].
Мировоззрение Духовная культура
[pic] [pic]
Понадобились века, чтобы социоцентричная метафизика христианства вписалась (как подмножество), в космоцентричную духовную культуру наших предков как на уровне религиозном, заменив соответствующие культовые моменты, так и на уровне мировоззренческом. Мнение о том, что христианство обогатило русскую духовную культуру ошибочно. На самом деле происходил обратный процесс. Православие, русское понимание христианства формировалось в среде русской духовной культуры. Процесс принятия христианства русским народом продолжался несколько веков в форме двоеверия. В результате получилось нечто новое - русское православие. Православие греческое и русское похожи только на уровне обрядов. Дух совершенно различен. Для того, чтобы завоевать место в душах наших предков христианству пришлось трансформироваться, подстраиваться под русскую духовную культуру.
Совершенно справедлива 
характеристика православия, которую 
дает [7]. 
«Для русского восприятия христианства 
характерно чувство «нераздельности» 
и 
«неслиянности» мира божественного и 
мира человеческого. Мы здесь имеем дело 
с мистическим реализмом, который признает 
всю действительность мистической реальностью, 
но видит за ней иную реальность; обе сферы 
бытия действительны, но иерархически 
неравноценны; эмпирическое бытие всегда 
держится благодаря «причастию» к мистической 
реальности.»
Такая мировоззренческая установка совершенно четко указывает на корни русской духовности христианского периода. Несомненно. что они уходят в дохристианскую эпоху.
Русские славянофилы совершенно верно понимали православие не как религию, церковь, а как образ мышления народа. Образ мышления оставался все века русским, не зависящим от религиозной традиции, наоборот он активно участвовал в ее формировании. Следовательно необходимо признать в современной русской духовной культуре (с виду - христианской) приоритет духовных доминант, установившихся в дохристианский период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дохристианская русская религия не была примитивным идолопоклонничеством. Вопреки сложившемуся мнению, религия древних славян была, по сути, монотеистична. Языческий пантеон - это персонификация функций Бога, его ипостасей.
Для древнерусской религии характерна ярко выраженная связь с древнеарийской ведической религиозной традицией, которая выражается в ее поэтичном, светлом характере, идее родства с Богом, понимании Бога не как судьи, а как Отца и Друга. Это была религия добра, Боги славян были добрыми богами.
Наши предки верили в загробную жизнь, но понимание загробной жизни своеобразно, оно отличается от христианского. Древнерусской религии чужда идея устрашения наказанием, «страха божьего». Наказание идет не от Бога, а от самого греха.
Введенное князем Владимиром христианство не заменило первоначальную религию, а долгое время существовало в форме двоеверия. Христианство вписалось в русскую духовную культуру. Духовная культура - это не только и не столько религия - это образ жизни, стиль мышления, поведенческие стереотипы, суеверия и т.д. Религия является лишь подмножеством, вершиной духовной культуры. Введение христианства на Руси изменило не духовную культуру, а культ. Сущности, предметы поклонения не изменились, они просто перекрасились, также изменились способы их почитания. Это дает основания говорить о том, что влияние христианства на духовную культуру русского народа носило в основном поверхностный характер и не привело к изменению основных духовных устоев и поведенческих стереотипов.