Язычество и христианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:58, реферат

Краткое описание

В целом в русской науке дореволюционного периода непредвзятое осмысление нашей древней духовной культуры дохристианского периода сдерживалось рядом факторов. Во-первых, официально, на государственном уровне, господствовало мнение, что настоящее духовное бытие русского народа началось лишь с принятием христианства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. |3 |


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Самобытность древнерусской религии. |8 |

Идея Бога. Связь с ведической традицией. |11 |

Религиозное мировоззрение древних славян. |16 |

Язычество и христианство. |21 |


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. |24 |

ЛИТЕРАТУРА |27 |

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.97 Кб (Скачать)

По мнению С.Лесного, у нас нет оснований стыдиться веры наших предков. 
«Это была сильная, внутренне крепко скроенная религия, высокая, красивая, а потому представлявшая для христианства страшного противника. Прежде всего в ее основных положениях было много сходства с христианством: единобожие (а не политеизм, как принято думать!), вера в бессмертие души, в загробную жизнь и т. д.» [1, с. 240]

ИДЕЯ БОГА. СВЯЗЬ  С ВЕДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ.

Многие исследователи  вопроса отмечают в славянском язычестве  наследие древнеарийской духовной культуры, связь с ведической традицией. Так  С.М. 
Соловьев считает, что «Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальною религиею арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям...» [3, с ] Ю.П. Миролюбов по существу не разделяет ведизм и язычество, он считает одно продолжением и развитием другого. Отличительными чертами древнерусского религиозного уклада, по мнению Миролюбова, во многом роднящими его с ведической традицией, являются его поэтичность, понимание 
Бога, как Отца, Друга, Пращура.

«...весь религиозный  уклад славян был глубоко поэтическим, основанным на понимании Бога как  Отца и Друга, источник красоты, всяческого 
Совершенства. Как древние ведийцы, славяне были внуками Дажьбога (ведийцы были детьми Индры), и потому Бог для них был не доктринально-схоластической фигурой, не догматизированным законодателем, а своим, близким Дедом 
Вселенной. Они его любили и поклонялись ему, любя, но не страшась.» [2, с.156]

«Молитвы были овеяны тихой поэзией и музыкой, в  которых выражалась любовь к Богу, Отцу и Пращуру, которого не боялись, а чтили, как своего 
Предка, потому что от «Сворожия всепойде». Семиты должны были входить в союз с Богом, а славяне об этом даже и не думали, так как он был их Отцом. 
Они себя всегда рассматривали как «Сварожьих Детей» или как «Внуков 
Дажьбожьих».» [2, с.130]

«Этой поэзии неоткуда было взяться, если бы она не шла  из Вед. 
... в ведизме Бога принимали как красоту и источник красоты, а не как сухого законодателя. Естественно, что славяне, идущие по прямой линии от ведизма, сохранили в своей религии поэтическое представление о Боге.» [2, с.129]

Понимание древней  русской религии как банального политеизма является ошибочным. Основанием для такого толкования обычно служит то, что летописи и фольклорная  традиция говорят о нескольких богах  и называют их имена: 
Перун, Дажьбог, Велес, Яро (Ярила), Ладо, Коляда, Купала. На самом деле, вывод о политеизме - результат понимания религиозной идеи на уровне обыденного сознания. Имена богов - отражение идеи Единого Бога, существующего и проявляющегося во множестве своих ипостасей.

«Наличие других богов  и божков нисколько не нарушайте  принципа монотеистичности. Как в христианстве кроме Творца признаются Богоматерь, апостолы, святые, ангелы и т. д., так и у древних руссов имелись второстепенные боги и божки, отражавшие многообразие сил в природе. Но над всеми ими господствовала единая всемогущая сила — Бог. Любопытно, что идея троицы, родившаяся в недрах арийских народов, была ясно выражена и здесь. 
Бог также назывался Триглав. Это было триединство. Триглав вовсе не был, как это неверно представляют, отдельным, особым богом с тремя головами. Это был единый Бог, но в трех лицах. Именно — Сварог, Перун и Световид. 
Последние два были порождением Сварога. Имелась своего рода аналогия с христианством («Бог един, но троичен в лицах»). Вместо «Троицы» употреблялось слово «Триглав».

Вместе с тем  религия древних руссов была и  пантеистична: они не отделяли богов от сил природы. Они поклонялись всем силам природы — большим, средним и малым (подробности дальше). Всякая сила была для них проявлением бога. Бог был для них всюду: свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб, давший им пищу, плодородие земли и т.д.— • все это, большое и малое, двигавшее жизнь, было проявлением бога, а одновременно и самим богом. Руссы жили в природе, считали себя ее частью и, так сказать, растворялись в ней. Это была солнечная, живая, реалистическая религия.» [1, с.242] 
«... если был Прабог, Сварог, то другие были при нем Прибо-гами, т.е. как бы его помощниками, и они Творцами не были, Творцом всего был лишь Сварог. 
Сварог, проявлявшийся в свете и тепле, был Даждь-Богом, Огнебогом (Агни), 
Хоросом, в огне и воде (Дождь-Молния) - Перуном-Тучей, в воздухе он был 
Стрибогом, живящий травы он именовался Ладо, проявление его в вешнем Солнце было Ярилой, Ярью, летнее Солнце — Купалой, Даждь-Богом (урожай) и т.д. 
Таким образом ясно, что Прибеги были лишь при Боге». [2, с.128]

«Перун-Индра был  самым могущественным в глазах наших  предков и ему они молились (молонья), а само его явление в туче, громе и буре было как бы таинством омовления (молонь, молынь). Дождь, ливший с неба, был как бы таинством омовления прибога Паруна-Индры (Божественный Пот, сброшенный с вехтем из Небесной мовницы Сварогом или его прибо-гом Перуном-Индрой). 
Светами Разными вспыхивали его Небесные Огни (Агни). Перун-Паруна не Пуруша ли? Пуруша по свойствам ипостаси, ибо все тот же Бог-Солнце. Его молонья блещет как лучи Солнца из Туч.

Присни «всегда, и не и присно», Индра-Паруна, Пуруша, Перун был заместителем Деда Вселенной на Земле и Небе. С Ним были Дажьбог и Мокошь, 
Мокша, Кострома-богиня, Сварожичи. Но и те кудесники, что жили в Бозе, тоже становились Сварожичами, Сваржичами, как и Питрис с Адитиас. Растворялись в 
Исвароге». [2, с.132]

В качестве иллюстрации  к идее единобожия в древнеславянской религии, 
Ю.П. Миролюбов приводит южнорусскую легенду о том, как наши предки научились верить в Бога.

«Когда жили на свете  деды дедов и прадеды прадедов, когда прадеды пращуров и щуры щуров пасли скотину в степи  далеко, далеко от нашего края, тогда  жил Батько Орий, а у него было три сына: Кий, что сделал Киев, Хорув, что живет на Полдень, а от кого хорваты пошли, да Щек, от кого идут чехи. И пошла тогда земля трястись, а то Мор-Мара с Мороком под землею подрались, да хлынула вода великая, да затопила степи. Уходили от той воды люди, ибо она шла помалу, подальше, в горы, а горы все высокие, да чем выше люди шли, тем выше вода великая ставала. Земля ставала все меньшей и меньшей. Не знали люди, куда идти дальше, как на гору карабкаться. И стал Орий на колени, стал просить: «Солнце, Солнечко Красное! Может, ты - Бог?» Отвечало ему Солнце: «Нет, я не Бог, а есть выше меня, тот — Бог!» Обратился Орий к 
Горе: «Гора, Горе Высокая! Может, ты — Бог?» Отвечала ему Гора Высокая: 
«Нет, я не Бог, есть повыше меня, тот - Бог!» Обратился Орий к Туче Белой и сказал: «Туча моя Белая, может, ты - Бог?» Отвечала Туча Белая: «Нет, я не 
Бог, есть тот, кто выше меня, тот - Бог!» Обратился Орий к Ветру Быстрому: 
«Ветре мой Быстрый, может, ты — Бог?» Отвечал ему Ветер Быстрый: «Нет, я не 
Бог, тот, кто выше меня, тот - Бог». Обратился Орий к Заре Утренней: «Зоре моя Ясная, может, ты - Бог?» Отвечала ему Заря Ясная: «Нет, я не Бог, есть тот, кто повыше меня, тот — Бог». Обратился Орий к Звезде Утренней: «Звездо моя Утренняя, может, ты -Бог?» Отвечала ему Звезда Утренняя: «Нет, я не 
Бог, есть выше меня, тот и есть Бог». Обратился Орий к Месяцу Красному: 
«Месяце мой Красный, может, ты - Бог?» Отвечал ему Месяц Красный: «Нет, я не Бог, есть выше меня, тот - Бог». Обратился Орий к Дереву Зеленому: 
«Дерево Зелено, может, ты - Бог?» Отвечало ему Дерево Зеленое: «Нет, я не 
Бог, есть выше меня, тот — Бог». Обратился Орий к Птице Быстрокрылой: 
«Птице Быстрокрылая, может, ты - Бог?» Отвечала Птица Быстрокрылая: «Есть повыше меня. Тот — Бог». Обратился Орий к Траве Высокой: «Трава моя 
Высокая, может, ты - Бог?» Отвечала Трава Высокая: «Нет, я не Бог, есть тот, кто выше меня, Он - Бог». Обратился Орий к Быку Непорочному: «Может ты 
- Бог?» Отвечал ему Бык Непорочный: «Нет, я не Бог, есть тот, кто выше, тот и Бог». Обратился Орий к Корове Яловой: «Корове моя Ялова, может ты Бог?» 
Отвечала ему Корова Ялова: «Нет, я не Бог, есть выше меня. Тот и Бог». Упал тогда на лицо свое Орий и вскричал: «Боже, Ты, который не Солнце, не Месяц, не Трава, не Дерево, не Птица, не Гора, не Бык, не Корова, ничто, помилуй нас! Спаси нас от Воды Великой, не дай загинуть ни скоту нашему, ни нам!».

И тогда остановилась вода прибывать, перестала земля  трястись, и стало тепло, и травы  выросли новые, и земля вышла  из воды. Так Щуры Щуров и 
Пращуры Пращуров научились в Бога верить!». [2, с.211-212]

Антропоморфизм, свойственный античным, скандинавским религиозным  системам не был характерен для восточных  славян. Этот факт одинаково отмечают С.М.Соловьев, С.Лесной и Ю.П.Миролюбов.

«следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у наших  славян: знак, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством  вождей-героев, и что переселения  их совершались в родовой, а не в дружинной форме.» [3, c. ]

«В противоположность  грекам и римлянам древние руссы  мало персонифицировали своих богов. Они не переносили на них своих  человеческих черт, не делали из них  просто сверхчеловеков, как это рисовалось грекам и римлянам. Боги их не женились, не имели детей, не пировали, не бились и т. д. Божества были скорее символами  явлений природы (довольно расплывчатыми, кстати). Человеческого в них было мало. Отсюда вытекала особая черта религии восточных руссов: они не создавали кумиров, как это делали западные руссы. Они не старались воображать богов во плоти, в материи. Они были крайне далеки от грубого язычества, которое мазало своим кумирам губы, подразумевая под этим кормление последних пищей, и т. д. В связи с этим понятно, что в пантеоне богов древних руссов вовсе отсутствуют богини. 
Понятие пола как-то не касается их религии.

Древний русс (восточный) видел в своих богах главным  образом силы, влиявшие на человека тем или иным образом: силы добрые и злые. Человеческое в этих силах  было то, что они понимали древних  руссов. Природа для руссов была полна сил-богов, и они непосредственно  с ними общались. Они не устраивали особых мест для молитв — они  просто молились тому, что было перед  ними. Если деревья (напр., старые дубы) являлись центрами, возле которых  совершались религиозные обряды, то это не означало, что руссы  поклоняются ему. Поклонялись той  силе, которая создала этот дуб. Религия  древних руссов была религией радости, восхищения перед силой и красотой природы». [1, с.243]

«Начнем с критики  современной идентификации в  мифологии. Она страдает материалистически  односторонней неубедительностью: если, так сказать, в некотором  смысле можно поставить знак равенства, весьма относительного при этом, между  Зевсом и Сварогом, то, конечно, они неидентичны в себе, а лишь приблизительно напоминают друг друга! Еще меньше напоминает Зевса идея Бога- 
Отца Библии. Между тем, то, что мы знаем из язычества о главном Боге славян, отличается в основе от идеи Бога-Отца Библии. Славяне считали 
Исварога-Сварога, Ишвару, не только Богом-Отцом, но и Дедом, Пращуром самих людей. В этом основная разница с Зевсом, Зевс людей сотворил, а Сварог породил. Так, греки считали, что они — дело рук Зевса, а славяне — что они его Внуки! Греческий Зевс — Отец Богов и сам вроде отца людей, но не отец, между тем, как Сварог - Дедо, Пращур, Щур и Сноп, Ниво, или же Вениво, Род- 
Рожанич, как Зерно является рожденным, но и рождающим. Зерно - одно из названий Исварога: «My бо бящет Зрно, яко есь Зрну», то есть «Зерно Ему является тем же, чем Он - Зерну» (Род-Рожаниц, Рожанич). Антропоморфический греческий пантеон не совпадает со славянским Сонмом Богов. Само слово 
«Сонм» есть «Суна-Сурия-Сунце». Это Божества, стоящие за Солнцем, в нем находящиеся или им управляющие. Таким образом ясно, что Зевс и Сварог различны по своему содержанию и на самом деле выражает собой Исварог — сумму принципов-атрибутов.»[2, с.292]

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ  ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Основные категории  мировоззрения древних славян С.Лесной характеризует следующим образом.

«Древние руссы  принимали три основные субстанции мира: Явь, Навь и 
Правь. «Явь» — это видимый, материальный, реальный мир. «Навь» — мир нематериальный, потусторонний, мир мертвецов. «Правь» — это истина или законы Сварога, управляющие всем миром, т. е. в первую очередь Явью. После смерти душа человека, покидая Явь, переходила в мир невидимый — Навь. 
Некоторое время она странствовала, пока не достигала Ирия, или Рая, где жил 
Сварог, сварожичи и предки руссов. Душа может явиться из Нави, где она пребывает в некотором состоянии сна, опять в Явь, но лишь по тому пути, по которому она вышла из Яви в Навь. Этим объясняется древний обычай, согласно которому, тело покойника выносилось из дому не через двери, а через пролом в стене, затем его немедленно заделывали. Душа не могла вернуться в дом и беспокоить живых людей, ибо через стену проникнуть не могла, а через двери и окна был уже не тот путь, каким она вышла. Вера эта настолько была сильна, что тело Владимира Великого, несмотря на то, что он был христианин и окружение его крещено, все же было вынесено через пролом в стене.

Понятия ада не существовало. Понятие Нави дожило до современности, хотя и утратило черты ясности. Мы знаем «Навий день», т. е. день покойников, который отмечался еще в минувшем столетии в крестьянстве. Знаем 
«навьи чары», т. е. наваждение. Но теперь это лишь пустая оболочка слов без содержания (оно утратилось)».

С понятиями Правь, Явь и Навь непосредственно связано представление древних славян о душе человека и загробной жизни. Ю.П. Миролюбов считает, что «учение же о Прави, Яви и Нави резко отличает наивное веропредставление древних греков от стройного представления славян, родственного Ведическому и параллельного позднейшему браманическому.» «Славяне верили в «тот свет» приблизительно как в Рай, Ад и Чистилище, но в то же время понятие об Аде у них было более расплывчатым, так как Бог, по их пониманию, был добрым и за грехи не наказывал, а наказание шло от самого греха, как огонь идет от искры, а свет идет от костра. Таким образом 
«Тот свет» был не только Рай, где Лазурное Царство принимало праведных людей, но был и Сер-Свет, а за ними Черный Свет, где Черное Солнце. Морило и Могила посылают в Белый свет, т.е. в Явь, где живут люди, своих детей - 
Морилок (Морлоки), которые морят людей болезнями, а дочь их Мара (Морена, или Мора), умерщвляя их, бросает их в Мертвое Царство, в Навь, Невь, и в этой Нави «живут» все, кто стал Навьем. Навь-Человек - мертвый человек.» 
«...грешные люди шли не в Ад, где мучения, а в Навь, где особых мучений не было, но не было и настоящего существования. Итак, язычество не страшило людей наказанием. Вот откуда и боязнь представителей христианской церкви затрагивать языческие темы. Сравнение оказалось бы в этом вопросе загробия для христианства невыгодным.» «...уход умерших «на Тот Свет», «откуда не приходят вена венить», не был уходом в Ад, а в Навь, и все, бывшее в Нави, именовалось Навье.

Информация о работе Язычество и христианство