Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:09, реферат
Целью исследования является показать сущность древнегреческой религии, рассмотреть наиболее основных и влиятельных Богов Древней Греции.
Поставленная цель требует выполнения следующих задач: рассмотреть эволюцию древнегреческой религии, определить пантеон Богов Древней Эллады, ознакомиться с мифологией Древней Греции, рассмотреть обряд погребения и формы почитания Богов.
Введение…………………………………………………………………………….….3
Раздел I. Эволюция древнегреческой религии…………………………………...….4
Раздел II. Религиозная жизнь Древней Греции………………………………...…....8
Пантеон Богов………………………………………………………….……8
Мифы и легенды Древней Греции……………………………………......12
Древнегреческий обряд погребения……………………………………...15
Раздел III. Жертвы и шествия – формы почитания Богов в Древней Греции……19
Заключение…………………………………………………………………………...22
Список использованной литературы……………………………………………..…23
Афина была великой олимпийской богиней мудрого совещания, войны, защиты городов, героической попытки, переплетения, глиняной посуды и других ремесел. Она была изображена коронованная украшенным гребнем, вооруженной щитом и копьем, и носившей эгейский плащ, обернутый вокруг ее груди и руки, украшенной чудовищной головой Горгоны.
Афродита была великой олимпийской богиней красоты, любви, удовольствия и порождения. Она изображалась как красавица, обычно сопровождаемая крылатым божеством Эросом (Любовь). Ее признаки включали голубя, яблоко, раковину и зеркало. В классической скульптуре и фресках она часто изображалась нагая.
Аполлон был великим богом Олимпийцем пророчества и оракулов, заживления, чумы и болезни, музыки, песни и поэзии, стрельбы из лука, и защиты молодёжи. Он был изображен как красивый, безбородый юноша с длинными волосами и различными признаками, включая: венок и ветвь лавра; ворон; и лира.
Гермес был великим
Гермес был изображен или как красивый
и спортивный, безбородый молодой человек,
или как старый бородатый мужчина. Его
признаки включали палочку геральда или
керикеион, крылатые ботинки, и иногда
крылатая кепка путешественника и плащ
хламиды.
Гефест был богом огня, покровителем кузнечного ремесла и великолепным кузнецом. Гефест был сыном Зевса и Геры, Братом Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Существует также альтернативный миф, который говорит, что Гера родила Гефеста самостоятельно без помощи мужчин, желая отомстить Зевсу за рождение Афины. Он обычно изображается в виде могучего и широкоплечего, но некрасивого и хромого на обе ноги человека. Гомер писал, что Гефест был супругом Афродиты, отцом царя Афин - Эрихотния, а также огнедышащего Какуса.
Дионис является богом вина и виноделия. ще его называли богом экстаза и ужаса. Он был младшим из Олимпийцев и единственным, у кого мать была смертной. Он очень любил виноградный плющ, фиговое дерево, ель. Во всех мифах Диониса окружали женщины. до тех пор пока он не перестал быть ребенком, его окружали мамки и няньки. Потом его окружали любовницы, которые восхваляли его. В искусстве его привыкли изображать в виде ребенка либо юношей, который был обернут в образ юноши, который был обернут в звериные шкуры, имел венок из плюща или винограда на голове и держал в руке тирс. [1]
Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном – это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек.
Говорят, что постоянство явлений
природы должно было с самых ранних
пор заставить толковать и
объяснять эти явления и что
мифы, поэтому, и есть эти попытки
объяснения природной закономерности.
Но это – чисто априорное
В самом деле, почему, собственно говоря,
постоянство тут играет роль и
именно такую роль? Раз явления
протекают постоянно и
В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм – веру в одухотворенность неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи. Но греки довольно рано пришли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами – красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием.
Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев – людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название – древнегреческой мифологии.
Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна, отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании предков, особенно вождей племен, повсеместно объявлявшихся “богоравными героями”. [3,c.143]
Подобно легендам и сказаниям других народов древности, Древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм (“Илиады”, “Одиссеи”, “Теогонии”, “Аргонавтики” и т. д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. [6,c.210-212]
По мере развития общественных отношений – возникновения племенных объединений – создаются различные песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов – пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны – гименеи, погребальные причитания – орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Наиболее интенсивно процесс возникновения этих преданий и легенд происходил на рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда древнейшее население Эгейского бассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новых поселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы – аэды. Переходя из одного поседения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени.
Основным источником, вдохновлявшим древних людей на создание мифов, как уже говорилось выше, была окружающая их среда. То, что с научной точки зрения они не могли объяснить, овевали мифом. Откуда и куда идет солнце по небосклону, отчего бывает гром и молнии, почему на земле так много разновидностей разных тварей и почему одни из них приятны человеку, а другие наводят страх...
При помощи мифов, древние греки объясняли также особое расположение звезд на небе. Происхождение созвездий в виде четко различаемых фигур людей, животных могло случиться (по их представлению) только при участии божеств. Как правило боги увековечивали память о народных героях и даже простых смертных людях, которые так или иначе заслужили этот дар. [7,c.355-359]
Древнегреческий обряд погребения охватывает огромные временные рамки, периодически видоизменяясь, оставляя за собой погребальные захоронения многих эпох.
Обычаи захоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности. Советский археолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения тела умершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) и предположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связи приобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичах стала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространенным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых. [2]
Для древних греков погребение умершего считалось священной обязанностью, не исполнение которой прегрешение не только перед умершим, но и перед богами, как вышнего, так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором он лежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, и боги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душа умершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки не знали проклятия более страшного, как умереть не погребенным, и ему подвергались лица, совершенно отверженные в глазах общества, чуждые всяких прав, потерявшие самое человеческое достоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных преступников, этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, по исполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясь добычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение и распятие, что она оставляла преступника в этом позорном положении до тех пор, пока труп не сгнивал и не разрушался.
Из обычая сохранять тела умерших родственников возникает религиозный обряд погребения в собственном значении этого слова. Телу умершего стали придавать особую позу (клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение), что и является существенным ритуальным моментом религиозного обряда погребения.[5, c.214]
С начала V в. н. э. для погребений используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.
Зарывание в землю было особенно употребительно у небогатых людей как требовавшее меньших расходов; некоторые, впрочем, и из видов благочестия предпочитали предавать останки любимого родственника целыми и неповрежденными в лоно матери-земли, а не уничтожать их огнем. При этом погребении тело клали в деревянный (преимущественно кипарисовый) или глиняный гроб; каменные саркофаги, иногда богато украшенные рельефами, встречаются преимущественно в поздние времена. Зажиточные люди часто строили просторные гробницы, служившие общим местом упокоения членов всей семьи или рода. Семейные гробницы устраивались и при погребении посредством зарывания в землю В гробницы клали сосуды, употреблявшиеся при погребении, и разные вещи, принадлежавшие покойнику, например, при воинах — оружие, при победителях — победные призы, при ремесленниках — их инструменты, при женщинах — зеркала, при детях — игрушки и т. д. Общие гробницы иногда строились с такою роскошью, что в Афинах еще Солоновым законом запрещено было строить гробницы дороже таких, которые могут быть построены в три дня десятью рабочими. На гробницах ставились более или менее дорогие каменные памятники, часто с рельефными изображениями и надписями, содержащими в себе полное имя покойника и нередко стихотворную эпитафию, выражавшую его заслуги и доблести, сердечные чувства его родственников, нравственные сентенции и т. п. Огромное количество таких надгробных памятников сохранилось до наших времен в разных местностях эллинского мира. Таким покойникам, которые умерли и погребены были на чужбине или вовсе не могли быть погребены (например, утопленники, тела которых не были найдены), на родине были воздвигаемы памятники, называвшиеся kenotafia; но при этом всегда заботились, по мере возможности, чтобы останки или пепел умершего на чужбине были перевезены на родину и погребены в фамильной гробнице. Кладбища, как правило, находились вне городов вдоль дорог, ведших к городским воротам; в Афинах одно кладбище было в загородном Керамике по дороге в Академию, а другое, для простого народа, — по дороге в Пирей. Окружающая местность засаживалась деревьями (преимущественно кипарисами и тополями) и цветами Погребение внутри городов в исторические времена вообще принадлежит к исключениям, хотя такой обычай существовал в Спарте и некоторых других дорических городах, а в древнейшие времена и в Афинах. В колониях могилы основателей находились внутри города, по большей части на рыночной площади; но эти лица считались не обыкновенными покойниками, а героями- покровителями города, и их гробницы — святынями. Обыкновенно же нахождение гробниц внутри городов, особенно в священных местах, считалось их осквернением. Священный остров Делос, как известно, неоднократно был очищаем посредством вынесения с него гробов, и наконец афиняне запретили на нем рождаться и умирать.[5,c.217]
Нельзя здесь не упомянуть о прекрасном обычае афинян устраивать на государственный счет общее торжественное погребение павших в бою за отечество. Убитых сжигали на поле битвы, затем останки привозили в Афины, и здесь кости граждан каждой филы клали в один общий кипарисовый гроб и предавали в загородном Керамике торжественному погребению, после которого избранный оратор произносил с возвышенного места надгробное слово. [5,c.221]
Таким образом, мы узнали, что у древних греков существовало великое множество самых разных богов. Греки наделялись их качествами, присущими обычно людям, - добротой, благородством, бесстрашием. Однако зачастую боги бывают безжалостными, коварными и мстительными. В отличие от людей все греческие боги были бессмертны. Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана греческим корням. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь. А насчет погребального обряда в Древней Греции, хотелось бы сказать, что он был очень важен для каждого человека, было не важно богат он или беден, однако церемония трупа положения или сожжения была важной частью жизненного пути, вернее его обязательным концом.
Раздел III. Жертвы и шествия – формы почитания Богов в Древней Греции Культ и обрядность у греков сохранялись, видимо, в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.
Даже в древнейшие времена у отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны.[4,c.105-107]