Религиозная доктрина Ришелье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ религиозной доктрины Ришелье.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать состояние религиозного вопроса во Франции к моменту прихода Ришелье к власти.
выяснить взаимоотношения между Кардиналом и «Партией святош».

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    Несмотря на все это, кардинал  Ришелье не обнаруживал желания  изгонять «ересь» за пределы государства, а также подвергать гугенотов политическим гонениям. Напротив, он хотел сделать из них «настоящих французов», столь же ревностных подданных, как и католики. Ришелье воспротивился также сближению с Мадридом и Веной, предпочтя сохранить союз с протестантскими государствами. Как во внутренней, так и во внешней политике кардинал руководствовался национально-государственными интересами, а не религиозно-идеологическими соображениями.

    Ришелье был озабочен религиозным  расколом во Франции вплоть до конца своей жизни. В 1640 г. Мазарини обнаружил, что кардинал в минуты отдыха имел обыкновение кое-что записывать относительно важных дел. Это свидетельство было подтверждено посмертной публикацией в 1651 г. трактата «Метод обращения тех, кто отделил себя от церкви». В этой работе Ришелье остановился на основных догматах католической веры и попытался перетянуть на свою сторону кальвинистов, указав на различия их и лютеранских доктрин, а также собственные противоречия.

     В течение долгого времени кардинал желал организовать основательные дискуссии между теологами с обеих сторон, полагая, что истина восторжествует и приведет гугенотов обратно в лоно католичества. Но его намерение не нашло поддержки в Риме, который не верил в успех обсуждений такого рода с еретиками. Ришелье все же продолжал надеяться. В сентябре 1641 г. папский нунций Гримальди докладывал, что «лишь только мир был заключен, Его Высокопреосвященством всецело завладела мысль обратить французских еретиков в католическую веру и потому он нынче пытается ускорить процесс, желая, чтобы это произошло не только силой страха, но силой убеждения и благодаря священнослужителям, следуя за которыми, люди с легкостью обратятся к истинной вере».

     Но мир с Габсбургами при  жизни Ришелье не был заключен, потому-то он, как считает Р. Кнехт, и не мог начать решительные действия, которые привели бы к религиозному единству19.

     Во внешней политике и дипломатии  Ришелье показал себя столь  же крупным политическим деятелем, как и во внутреннем управлении. Здесь он также сумел подняться на уровень понимания национально-государственных и общеевропейских интересов, отвергнув все навязываемые ему идеологические императивы. Политика Ришелье, считавшего своей целью возвышение Франции, объективно была направлена на установление равновесия в Европе, и в первую очередь на ликвидацию гегемонии Габсбургов. Решение этой задачи было тесно связано с утверждением светского характера межгосударственных отношений, отделением их от идеологического влияния теократии, то есть Римско-католической церкви в лице папы Римского, поддерживавшего своих неизменных союзников и защитников Габсбургов. С этой же целью кардинал вступает в войну с Испанией.

     Войска Франции вторглись в  Люксембург 8 мая 1635 г. Не за горами и первый успех. 19 мая французы наголову разбили испанский корпус. Эти успехи окрылили кардинала, и он мобилизовал еще ни много ни мало 100 тысяч человек. Но вскоре — провал кампании, потеря всех захваченных позиций.

     И все же Франция не побеждена.  Людовик организовал поход в Лотарингию. Однако уже через месяц он прекращает боевые действия в Лотарингии и возвращается в Париж в сильнейшем упадке духа.

    Испанцы тем временем вторгаются  в Бургундию и намереваются  захватить Дижон. Но горстка  смельчаков погасила наступательный порыв испанцев, мужественно обороняя крепость Сен-Жан-де-Лон на подступах к Дижону. Бургундия была спасена.

    В это же время появляются  первые планы созыва в Кёльне  европейского мирного конгресса  под эгидой папы Римского. Однако  Урбан VIII перечеркнул их, заявив, что никогда не сядет за один стол с «еретиками» — голландцами и шведами. Попытки Ришелье убедить папу подняться над предрассудками ради достижения мира в Европе не увенчались успехом. Для Святого престола католическая Франция, олицетворяемая кардиналом-«отступником», была ничем не лучше протестантских Соединенных провинций или Швеции. Недвусмысленным выражением неприязни папского Рима к кардиналу Ришелье явился отказ понтифика возвести в кардинальский сан ближайшего помощника французского министра — отца Жозефа, несмотря на все его известные заслуги перед Римско-католической церковью и даже личное расположение папы. Постепенно Ришелье приходит к выводу, что военная и политическая расстановка сил благоприятствует Франции. Начиная с 1638 г., Габсбурги постепенно утратили стратегическую инициативу, антигабсбургская коалиция начала одерживать победы. Однако Ришелье не пришлось увидеть окончание Тридцатилетней войны. Он умер 4 декабря 1642 г.

    Князь Римско-католической церкви, кардинал Ришелье решительно пресек непомерные претензии папского Рима на некую особую роль, как во Франции, так и во всей Европе. Он ограничил даже экономические права церкви, в частности ее право на недвижимость. «Государство, — говорил Ришелье, — имеет реальные потребности, тогда как потребности церкви воображаемые и произвольные».20

    Безусловно, Ришелье принадлежит  к числу наиболее крупных и  ярких фигур во французской  истории, с которых началась  собственно национальная политика  Франции.   

      Следует отметить, что кардинал Ришелье смог подняться над узко-идеологическими предрассудками ради общенациональных интересов. Разгромив гугенотскую партию, кардинал не пошел на поводу «святош» и никогда не посягал на религиозные и гражданские права французских протестантов. И те и другие были для него прежде всего французами. Ришелье отклонил навязываемую ему идею создания религиозно однородной Франции. Характерно, что во Франции «эпохи Ришелье», в отличие от большинства других католических государств тогдашней Европы, не полыхали костры инквизиции, и в этом несомненная заслуга министра-кардинала, совершенно чуждого какого бы то ни было религиозного мракобесия и нетерпимости.

  

Заключение

         Редко кто из государственных  деятелей может похвастаться осуществлением всех своих замыслов. «Я обещал королю употребить все мои способности и все средства, которые ему будет угодно предоставить в мое распоряжение, на то, чтобы уничтожить гугенотов как политическую партию, ослабить незаконное могущество аристократии, водворить повсеместно во Франции повиновение королевской власти и возвеличить Францию среди иностранных держав»21 – так определял Ришелье задачи своего правительства в «Политическом завещании». И они были выполнены. Вопреки окружавшей его ненависти и обвинениям в стремлении к личной выгоде Ришелье все свои силы отдавал служению Франции. Перед смертью на предложение простить своих врагов он ответил: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства». 22Кардинал имел право на такой ответ.

         Ришелье умер в Париже 5 декабря 1642 года, не дожив до триумфа в Рокруа и сломленный многочисленными болезнями. Ришелье был похоронен в церкви на территории Сорбонны, в память о поддержке, оказанной университету Его Высокопреосвященством кардиналом.

         Ришелье оставил  нам важный памятник своей деятельности, где отражены его взгляды на внутреннюю и внешнюю политику – «Политическое завещание». Во внутренней политике он устранил всякую возможность полномасштабной гражданской войны между католиками и протестантами. Ему не удалось покончить с традицией дуэлей и интриг среди провинциальной знати и придворных, но благодаря его усилиям неповиновение короне стало считаться не привилегией, а преступлением против страны. Все это нашло отражение в изученном источнике.

         Неуклонное служение ясно осознанным целям, широкий практический ум, ясное понимание окружающей действительности, умение пользоваться обстоятельствами - все это обеспечило за Ришелье видное место в истории Франции.

         Приоритетом внутренней политики стала борьба с протестантской оппозицией и укрепление королевской власти, главной внешнеполитической задачей повышение престижа Франции и борьба с гегемонией Габсбургов в Европе. "Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства", - подвел итоги своего жизненного пути знаменитый борец с мушкетерами.

         Посвятив всю свою жизнь возвышению Франции, Ришелье  оказался, пожалуй, одним из самых  непопулярный политиков за всю историю  страны. И, однако, сегодня мы можем  сказать, что министр принадлежит  к числу наиболее ярких, значительных и трагических фигур  истории. Дальнейшее изучение «Политического завещания» должно лишь подтвердить этот факт.

    При написании курсовой работы была достигнута ранее поставленная цель, т.е. анализ религиозной доктрины Ришелье.

     Поставленные задачи были успешно решены не нарушив самой структуры курсовой работы. А так же сделана оценка принципов Ришелье и его борьба с религиозной партией. 
 

Список  используемых источников и литературы

Источники

         Политическое  завещание кардинала герцога  де Ришелье французскому королю // Андреев А. Р. Гений Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. М., 1999. С. 152 – 164. 

Литература

         Альбина Л. Л. Книги, принадлежавшие кардиналу Ришелье // Книга. Исследования и материалы. Сб. 4. М., 1990.

         Андреев А. Р. Гений  Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. М., 1999.

         Блюш Ф. Ришелье. М., 2006.

         Все монархи мира. Западная Европа / Под рук. К. Рыжова. Москва: Вече, 1999.

         История Франции. Т. 1. М., 1972.

         Кнехт Р. Ришелье. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

         Лозинский С. Г. История  папства. М., 1986.

         Люблинская А. Д. Франция  при Ришелье: Французский абсолютизм в 1630 – 1642 гг. Л., 1982.

Ранцов  В. Л. Всемогущий кардинал: Жизнеописание  кардинала Ришелье. Л., 1991.

Тарле Е. В. Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств (конец XIV – начало XIX в.) М. – Л., 1965.

         Черкасов П. П. Кардинал Ришелье. М., 1990.

         Черкасов П. П. Ришелье // Вопросы истории. 1989. № 7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

   


Информация о работе Религиозная доктрина Ришелье