Религиозная доктрина Ришелье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ религиозной доктрины Ришелье.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать состояние религиозного вопроса во Франции к моменту прихода Ришелье к власти.
выяснить взаимоотношения между Кардиналом и «Партией святош».

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    В это время в поредевшем  лагере защитников абсолютизма  наиболее устойчивой силой являлись  «люди мантии» и отчасти «дворянство шпаги» Северной Франции, к которым примыкала — до поры до времени — значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии» и буржуазии сложилась в начале гражданских войн католическая партия так называемых политиков, которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотря на довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементами этой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государства выше интересов религии (отсюда и название этой партии); они отстаивали против обоих аристократических лагерей политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, оформленные Болонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительную независимость от папского престола.

    К «политикам» и к той части  «дворянства шпаги», которая являлась  сторонником королевской власти, присоединялись то те, то другие (по большей части католические) вельможи, находившие выгодным для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако эти аристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и часто переходили в лагерь оппозиции.

         На престол взошел несовершеннолетний  Карл IX, а реальная власть оказалась в руках его матери регентши Екатерины Медичи. Гизы утратили свое влияние, Конде был освобожден и приближен ко двору, а Антуан Наваррский назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина при поддержке канцлера М.Л"Опиталя, главы партии «политиков» (поборников веротерпимости во имя высших интересов государства), пыталась проводить курс на примирение враждующих конфессий (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561). В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, позволивший гугенотам исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и бывшие соратники Генриха II, недовольные уступками кальвинистам и ростом влияния принца Конде, образовали «триумвират» (Ф.Гиз – Монморанси – Сент-Андре). Триумвиры вступили в переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов и даже привлекли на свою сторону Антуана Наваррского.

   

    В XVII веке сложилась очень противоречивая религиозная обстановка во Франции, за короткий промежуток (1562- 1598гг.) произошло восемь религиозных войн.

    Резня в день Святого Варфоломея была кульминацией ряда событий: Сен-Жерменский мирный договор от 8 августа 1570, положивший конец третьей религиозной войне во Франции, свадьба Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа 18 августа 1572 года и неудавшееся покушение на Адмирала Колиньи 22 августа 1572 года. Сен-Жерменский мир положил конец трём годам гражданской войны между католиками и протестантами, однако вызывал опасения, потому что наиболее радикальные католики отказывались его признавать. Семейство Гизов, возглавлявших наиболее радикальную католическую фракцию, добивались недопущения присутствия гугенотского лидера, адмирала Гаспара Колиньи при дворе. Однако Екатерина Медичи со своим сыном Карлом IX всячески пытались охладить воинствующий настрой своих единоверцев. К тому же их сопровождали финансовые трудности, которые вынуждали поддерживать мир и оставаться в дружеских отношениях с Колиньи. Гугеноты имели хорошо вооружённую армию, щедрые ассигнования своих аристократов и контролировали укрепленные города Ла-Рошель, Коньяк, и Монтобан. Чтобы закрепить мир между двумя противоборствующими сторонами, Екатерина Медичи запланировала на 18 августа 1572 свадьбу своей дочери Маргариты Валуа с протестантским принцем Генрихом Наваррским, будущим королём Генрихом IV. Но ни римский папа, ни испанский король Филипп II, ни наиболее рьяные католики Франции не разделяли политику Екатерины.

    В Варфоломеевскую ночь и последующие  дни в Париже было убито от 3 до 10 тысяч человек. Мать французского короля Карла IX и правительница Франции Екатерина Медичи повелела начать резню гугенотов после того, как не удалось покушение на предводителя гугенотов Гаспара де Колиньи. Де Колиньи оказывал всё больше влияния на Карла IX и убеждал его поддержать восстание протестантов во Фландрии против испанского короля Филиппа II, послав против него объединённую армию католиков и гугенотов. Он видел в этом единственную альтернативу гражданской войне во Франции, однако мешал планам Екатерины по установлению мира с Испанией. Вместе с тем следует отметить определённую обоснованность курса Екатерины Медичи, так как ослабленная десятилетними гражданскими войнами Франция вряд ли могла бы сплотиться против общего врага и уж тем более нанести поражение Испании, находившейся в зените своего могущества.

    Франции было тяжело дышать  и она требовала кардинальных  изменений, ей нужен был умный  и властный человек «наверху»  который смог бы спасти ее от противоречивой гибели.

    В 1585 году родился Жан Арман дю Плесси, герцог Ришелье. Родился в Париже или в замке Ришелье в провинции Пуату в обедневшей дворянской семье. Его отец, Франсуа дю Плесси, был главным прево - судебным чиновником Франции при Генрихе III, а мать, Сюзанна де ла Порт, происходила из семьи адвоката Парижского парламента. Арман-Жан был младшим сыном в семье. Когда Жану было всего пять лет, отец умер, оставив жену одну с пятерыми детьми, полуразрушенным поместьем и немалыми долгами. Тяжелые годы детства сказались на характере Жана, поскольку всю последующую жизнь он стремился восстановить утраченную честь семьи и иметь много денег, окружить себя роскошью, которой был лишен в детстве. С детства Арман-Жан - болезненный и тихий мальчик, предпочитал книги играм с друзьями. В сентябре 1594 года Ришелье поступил в Наваррский колледж в Париже и стал готовиться к военной карьере, унаследовав титул маркиза дю Шиллу. С детства Ришелье мечтал стать офицером королевской кавалерии.10 
    Основным источником материальных благ семьи был доход от должности католического духовного лица епархии в районе Ла-Рошели, дарованный Плесси ещё Генрихом III в 1516 году. Однако чтобы сохранить его, кто-то из семьи должен был принять монашеский сан. До 21 года предполагалось, что Арман, младший из трех братьев, последует по стопам отца и станет военным и придворным. 

    Но в 1606 году средний брат  ушел в монастырь, отказавшись  от епископства в Люсоне (в  30 км к северу от Ла-Рошели), которое обычно наследовалось членами семьи Ришелье. Единственное, что могло сохранить семье контроль над епархией, это вступление юного Армана в духовное звание.  
        Поскольку Жан был слишком молод, чтобы принять сан, ему требовалось благословение Папы Римского Павла V. Отправившись к папе в Рим аббатом, он поначалу скрыл от папы Павла V свой слишком юный возраст, а после церемонии покаялся. Вывод папы был таков: "Справедливо, чтобы молодой человек, обнаруживший мудрость, превосходящую его возраст, был повышен досрочно"11. 17 апреля 1607 года двадцатидвухлетний Арман-Жан дю Плесси принял имя Ришелье и сан епископа Люсонского. Церковная карьера в то время была очень престижной, и ценилась выше светской. Однако Жан Ришелье на месте некогда процветавшего аббатства в Люсоне нашел лишь руины - печальную память о Религиозных войнах. Епархия была одна из самых бедных и средств, доставляемых ею, не хватало на мало-мальски приличную жизнь. Но молодой епископ не падал духом. 
    Сан епископа давал возможность появиться при королевском дворе, которой Ришелье не замедлил воспользоваться. Очень скоро он совершенно очаровал своим умом, эрудицией и красноречием короля Генриха IV. Генрих называл Ришелье не иначе как "мой епископ". Но, как это бывает в подобных случаях, столь стремительное возвышение провинциального епископа не понравилось некоторым влиятельным особам, и Ришелье пришлось покинуть столицу.

     Несколько лет Ришелье провел  в Люсоне. Там епископ Ришелье  первым во Франции сумел провести  реформирование хозяйства монастыря,  а также был первым французом, написавшим теологический трактат на родном языке, где отразил положение дел в стране, разрушенной Религиозными войнами.

    Епископ Люсонский (Ришелье) выступил  на переговорах в качестве  посредника, что послужило поводом  избрания его представителем в Генеральные Штаты от духовенства Пуату в 1614 году. Генеральные штаты - собрание сословий, учрежденное в Средние века и все еще изредка собиравшееся королем по тем или иным поводам. Делегаты были разделены на первое сословие (духовенство), второе сословие (светская аристократия) и третье сословие (буржуа). Молодой епископ Люсона должен был представлять духовенство родной провинции Пуату. В конфликте между духовенством и третьим сословием (ремесленники, купцы и крестьяне) по поводу отношений короны и Папы епископ Ришелье занял нейтральную позицию, отдав все силы приведению сторон к компромиссу. 
    Уже в скором времени Ришелье заметили благодаря ловкости и хитроумию, проявленным им при налаживании компромиссов с другими группами и красноречивой защите церковных привилегий от посягательств светских властей. В феврале 1615 года ему было даже поручено произнести парадную речь от имени первого сословия на заключительной сессии. В следующий раз Генеральным штатам предстояло собраться лишь 175 лет спустя, накануне Французской революции.

        Другим важным источником оппозиции, сокрушенным Ришелье со свойственной ему решительностью, являлось гугенотское (протестантское) меньшинство. Примирительный Нантский эдикт Генриха IV от 1598 года гарантировал гугенотам полную свободу совести и относительную свободу богослужения. Он оставлял за ними большое число укрепленных городов - в основном на юге и юго-западе Франции. Ришелье усматривал в этой полунезависимости угрозу государству, особенно во время войны. Гугеноты представляли собой государство в государстве, они имели сильных сторонников в городах и мощный военный потенциал. Кардинал предпочитал не доводить ситуацию до кризиса, однако фанатизм гугенотов подогревался Англией, вечной соперницей Франции. Участие, принятое гугенотами в 1627 году в нападении англичан с моря на побережье Франции, послужило для правительства сигналом к началу действий. К январю 1628 году была осаждена крепость Ла-Рошель - опорный пункт протестантов на берегу Бискайского залива. 

    Свою деятельность в епархии  епископ Люсонский начал с  наведения порядка в среде  духовенства в соответствии с  правилами, принятыми Тридентским  собором. Этот собор Католической  церкви проходил с перерывами  с 1545 по 1563 г. и принял решения о неприкосновенности догматов католицизма, о предании анафеме учений протестантов и т.д. В Триденте таким образом была создана настоящая программа Контрреформации. 
Ришелье напомнил духовенству о его обязанностях. Священнослужители не должны посещать ярмарки, торговать, участвовать в азартных играх. Приходские священники каждое воскресенье преподают катехизис и читают молитвы и 10 заповедей не на латинском, а на французском языке, чтобы все их понимали. Одна из задач — добиваться принятия причастия верующими раз в месяц.

     Епископ прилагал большие усилия, чтобы поднять авторитет местного  духовенства и католического  учения. Чтобы изложить основы  христианской веры в доступной  народу форме, он написал небольшую  книгу «Воспитание христианина», опубликованную в 1618 г. Книга стала очень популярна во Франции и была переведена на другие языки.

     Ришелье тщательно контролировал  новые назначения священнослужителей  в своей епархии. Чтобы повысить  образовательный уровень духовенства,  епископ Люсонский создал семинарию.  Однако главной проблемой по-прежнему оставались взаимоотношения с гугенотами.

    В то время как гугеноты  продолжали выступать против  перехода в католичество и  выказывать неприятие других  католических догм, авторы католических  памфлетов доказывали, что протестантизм во Франции выжил исключительно благодаря королевскому милосердию. «Католическая вера, — заявлял один из них, обращаясь к гугенотам, — является основным законом страны, религией наших отцов и наших королей; вашу веру просто терпят как гнойник на теле Франции».

     Первое публичное заявление Ришелье  относительно гугенотов прозвучало  во время рукоположения его  епископом Люсона в 1609 г. Обращаясь к своей пастве, он сказал: «Я знаю, что здесь присутствуют люди, не согласные с нами в вопросах веры. Я надеюсь, что мы сможем объединиться в любви к Богу. Я сделаю все, что в моих силах, дабы достичь этого на пользу, как им, так и нам, и одобрения королем, которому мы все обязаны служить»12
     Но все же, несмотря на примирительные слова, отношения Ришелье с гугенотами в его епархии далеко не всегда были безоблачными. Он потребовал, чтобы протестанты подыскали себе другое место, когда те начали строить церковь неподалеку от кафедрального собора, и предложил им компенсацию. Гугеноты отказались и обратились с запросом к правительству, но в конце концов должны были подчиниться. Они обвиняли Ришелье в том, что он притесняет их различными способами: настаивая, чтобы ему кланялись, когда он проходит мимо их церкви, добиваясь отставки со своего поста сержанта, «доброго старого человека», из-за его вероисповедания, и устраивая повторное крещение людей, которые уже прошли обряд крещения в качестве протестантов.

      Ришелье всегда четко различал  религиозный нонконформизм и  политические призывы к мятежу. Он сомневался в том, что можно заставить гугенотов обратиться в католицизм, и в то же время был убежден, что им нельзя позволить не подчиняться короне. Так он был возмущен словами протестантского священника, адресованными канцлеру, что если гугенотам откажут в их требованиях, то они возьмут это без спросу. «Этого наглеца, — писал он, — следовало бы арестовать. Позже его можно было бы освободить в знак королевского милосердия, но после того, как власть и авторитет короля были бы подтверждены самым наглядным образом»13.Ришелье неуклонно отстаивал свое мнение в послании Генеральным Штатам 1614 г. Гугеноты, прибегнувшие к насилию, считал он, должны быть сурово наказаны, других же следует оставить в покое. «Единственное, чего мы желаем, — это обратить их в католическую веру, — добавил он, — и достичь того можем нашим собственным примером, учением и молитвами — единственным оружием, которым мы владеем, чтобы бороться с ними».

Информация о работе Религиозная доктрина Ришелье