Происхождение славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:56, реферат

Краткое описание

“История исследований происхождения и религии славян – это история разочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и у него были основания заявить это. Можно сказать, что от культуры славян не осталось ничего, так как почти все было уничтожено христианством. 70 лет назад Ватрослав Ягич, один из творцов исторической и лингвистической славистики, говорил, что согласился бы отдать всю накопившуюся научную литературу по данному вопросу за несколько древних текстов славянской культуры. С тех пор крупных находок подобных текстов не отмечалось, хотя археология добилась успехов, обнаружив и исследовав ряд неизвестных ранее древнеславянских поселений и культовых сооружений.

Оглавление

Введение……………………………………………………… 3
1. Происхождение славян…………………………………….3
2. Религия древних славян……………………………………5
3. Занятия восточных славян…………………………………6
4. Социальный строй………………………………………….9
5. Культура славян……………………………………………10
Заключение……………………………………………………13
Список литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

       Введение……………………………………………………… 3

1. Происхождение славян…………………………………….3

2. Религия древних славян……………………………………5

3. Занятия восточных  славян…………………………………6

4. Социальный строй………………………………………….9

5. Культура славян……………………………………………10

Заключение……………………………………………………13

Список литературы…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

“История  исследований  происхождения  и  религии  славян  –   это история разочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и  у  него были основания заявить  это.  Можно  сказать,  что  от  культуры  славян  не осталось ничего, так как почти все было  уничтожено  христианством.  70  лет назад  Ватрослав  Ягич,  один  из  творцов  исторической  и  лингвистической славистики, говорил, что  согласился  бы  отдать  всю  накопившуюся  научную литературу по  данному  вопросу  за  несколько  древних  текстов  славянской культуры. С тех пор крупных находок подобных  текстов  не  отмечалось,  хотя археология добилась успехов, обнаружив и исследовав  ряд  неизвестных  ранее древнеславянских поселений и культовых сооружений.

 

1. Происхождение славян

Предки славян издавна жили на территории Центральной  и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до нашей эры.

 Предков  славян (в научной литературе  их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь вначале н.э.

Рыбаков в своей  книге "Мир истории" пишет,  что славянские  народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству,  включавшему такие народы, германские, балтийские ("литовско-латышские"),  романские, греческие,  индийские ("арийские") и другие, раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана  до  Средиземного моря.

Четыре-пять тысяч  лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще Индостан. Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен. Несмотря на  вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена  представляли собой единое целое. 

Летописец " Повести временных лет" в начале своего труда писал: "...  Был один народ славянский" ("Бе един язык словенск"). Проблему составляет не  только определить  прародину славян,  но даже и ответить на вопрос об их происхождении.  По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной.

В VI веке из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Приднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

 Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу. Лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною. Дреговичи в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги. Кривичи на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане, на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

Наиболее развитыми  и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

 

 

2. Религия древних славян

Древние славяне  были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род- бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался, Ярило, Хорс) и Перун — бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами.  Известны также «скотий бог» Волос,  или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др.

Языческий культ  отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры. В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялись росичи в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства. Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали перед собиранием хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славим Коляду, бога торжеств и мира.

 У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

 

 

3.Занятия восточных славян

 Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.  

 Так, распространено было  подсечно-огневое земледелие. На  освобожденных от леса в результате  вырубки и выжигания землях  выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.  В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.

 С VIII века в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX века.

Восточные славяне применяли три  способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в  городищах (совместно) и на свободных  землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

 В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно. 

Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки  земли размещались ближе к  городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.

 В третьем случае граждане  отделялись от городищ, расчищали  и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства. Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.

Развивалось ремесло, в том числе  на профессиональной основе – кузнечное  дело, но оно в основном было связано  с земледелием. Из болотных и озерных  руд начали производить железо в  примитивных глиняных горнах (ямах). Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому.

Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.  

 

                   

4.Социальный строй

Тогдашний уровень  развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен. Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов.

Выходцы из родовой  общины уже не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов. Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные  походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особа организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников.

Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

 

                               5.Культура славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется  крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей. До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян.

В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

 В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.

 Славянские города были не чем иным, как собранием хижин, окруженных забором или земляным валом. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек  и  озер сохранились остатки древних славянских поселений,  которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном. Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок,  внутри были глинобитные или  каменные  печи.  В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.

Информация о работе Происхождение славян