Преподобный Варсонофий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовный сын старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3
Долгий путь………………………………………………………………………………………………………………………3
Под особым покровительством………………………………………………………………………………………3
Это дитя в своё время будет таскать души из ада!...........................................................4
Вымолил у Бога монашество………………………………………………………………………………………….4
«Странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова………………………………………………..4
Да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра!..................................................5
Где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше…………………………………………….….…5
Сколько благих семян было брошено!..............................................................................5
Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским……………………………………………………………….….5
Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить………………………………………………..6
Из блестящего военного в одну ночь он стал старцем…………………………………………………6
Преодолел все препятствия…………………………………………………………………………………………..6
Скорби послушника…………………………………………………………………………………………………….…6
Все степени иноческие……………………………………………………………………………………………….…7
На фронте…………………………………………………………………………………………………………………….…7
Монаху простому нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз……………………….…7
Слава о нем разносится по всей России………………………………………………………………………..8
Духовные дары Старца…………………………………………………………………………………………………..8
Духовные советы…………………………………………………………………………………………………………….12
Не допустили меня к Толстому………………………………………………………………………………………13
Чувствую усиление бурь... ……………………………………………………………………………………………14
Верно, так угодно Господу, и я спокоен………………………………………………………………………..14
Настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря……………………………………………14
Под покровом преподобного Сергия……………………………………………………………………………15
За помощью и утешением……………………………………………………………………………………………..15
А меня он слышит…………………………………………………………………………………………………………..15
Я уже на кресте……………………………………………………………………………………………………………….15
Дар Старца……………………………………………………………………………………………………………………..16
Вот как вернулся отец Варсонофий в родную Оптину!...................................................16


Приложения………………………………………………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 199.21 Кб (Скачать)

Сборы Старца, не имевшего почти никакого имущества, были недолгими. Он говорил  духовным чадам: «Немного вещей беру я с собою: образа все остаются, а из картин возьму только портрет  великого старца и духовного благодетеля  моего отца Анатолия и батюшку  отца Амвросия. Остальное останется  так, как было».

Настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой  Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. Отец Василий Шустин, приехавший вместе со Старцем, вспоминал, как тот «везде нашёл упущения и даже разорение. Гостиница была не устроена. «Что же мне делать, - говорит Батюшка, - где же я помещу приезжающих богомольцев?» И вот Батюшка просит отца Василия и келейников ехать в город, купить кроватей, материала для матрацев и подушек и сшить их. «Денег, - говорит батюшка, - у меня нет, но найдутся добрые люди, поезжайте». «И вот дивное дело, - вспоминал отец Василий, - мне, человеку в студенческой форме, дают и кровати, и материал без всякого разговора, с полной готовностью и без копейки денег. Правда, был со мной келейник батюшки, но его и меня никто не знал». Потихоньку гостиница была устроена.

Отец  Василий также вспоминал о  том, какие изменения произвёл схиархимандрит Варсонофий в этом запущенном монастыре: «Большие реформы произвёл Батюшка и во внутреннем строении монастыря. Установил обязательное посещение церковных служб и сам являлся примером. Раньше и в трапезную не все ходили, а иеромонахи и не заглядывали, имели при кельях свои кухни. Эконом имел повара. Батюшка же запретил готовить что-либо на дому, и должны были все есть общую пищу и в определённое время. Когда Батюшка пришёл по звону в трапезную, все простые монахи удивились, что он так близок к ним. Пища была невозможная. Щи были из прелой капусты и рыбы с запахом. Эконом не пришёл в трапезную, но Батюшка послал за ним послушника и заставил его есть обед из тех продуктов, которые тот покупал. Эконом отворачивался, а Батюшка его уличал. Недаром эконом носил шёлковые рясы и в его комнате можно было увидеть золотых рыбок. «Как можно, - говорил Батюшка, - давать такую пищу...» Сразу весь дух монастыря переменился. Батюшка позаботился об одежде и пище монахов, и они, увидев такое отеческое отношение настоятеля, не чуждались его, но приходили с любовью и доверием, открывали ему свои души, а он начал их врачевать... Батюшка приучил монахов обители к исполнению устава и безропотному несению послушаний. Через два месяца монастырь стал неузнаваемым».

 

Под покровом преподобного Сергия

Отец  Варсонофий придавал большое значение тому обстоятельству, что он принял управление обителью, основанной преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в день памяти которого, пятого июля, он родился и которого считал всегда своим небесным покровителем. А то, что здесь находился посох великого святого, отец Варсонофий воспринимал как символическое благословение преподобным Сергием его настоятельства. Батюшка говорил своим духовным чадам: «Всех вас знает преподобный Сергий – вы здесь под его покровом... Есть предание, что преподобный Сергий посещает нашу обитель и даже благочестиво живущие монахи видели его... Духом я чувствую его присутствие».

 

За помощью и утешением

Очень скоро в Коломне и во всей округе прошёл слух о появлении в монастыре  великого старца. Необыкновенно большое, непривычное для Старо-Голутвина, число людей хлынуло в монастырь. Потекли и пожертвования, которые позволили сделать капитальный ремонт всей обители, - она была вычищена, покрашена, поправлена. Недомогая и всё более теряя силы, Старец вёл переписку с духовными чадами, а с обеда до позднего вечера принимал посетителей.

И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.

 

А меня он слышит

Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — поясняет Старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно восклицает мать, — он же глухой...» — «Это он тебя не слышит, — отвечает Старец — а меня слышит», — и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса, и он покорно кивает головой... После исповеди преподобный Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

 

Я уже на кресте

Около года управлял Старец обителью. Ему  было шестьдесят восемь лет, но организм его был подточен скорбями, многочисленными  трудами и заботами. Духовное чадо Старца, отец Феодосий, писал о последних  месяцах его жизни, феврале и  марте 1913 года: «Между тем как православный верующий народ стекался к Старцу за получением облегчения не только душевных, но и телесных недугов, самого Батюшку  подтачивал в это время лютый  недуг. Давно уже, свыше двадцати лет, напал он на Батюшку и с  тех пор не оставлял его до гроба. Даже, вернее сказать, не одна болезнь была у Батюшки, а несколько, только все принадлежавшие к разряду желудочных и кишечных. Несомненно, что и нервы играли в этой болезни немалую роль. Непрестанные Батюшкины заботы о Голутвине, многочисленные огорчения, переутомление и часто совершенное изнеможение в непосильных трудах с каждым днём усиливали его недуг.

Кое-как  Батюшка перемогался ещё весь 1912 год, но с самого же начала 1913 года начал быстро слабеть... В начале февраля Батюшка, несмотря на слабость свою, предпринял поездку в Москву по делам обители. В Москве вдруг  почувствовал себя так плохо, что  быстро поспешил возвратиться в Голутвин. Батюшка не прекратил приёма народа, хотя силы его с каждым днём заметно падали. Народ он принимал до тринадцатого марта, а жить ему оставалось чуть более двух недель. Уже умирающий, изнемогавший от боли, он не мог отказать страждущим и ищущим старческого окормления и утешения.

Двадцать  второго марта, за неделю до смерти, Старец пишет прошение митрополиту  Московскому Макарию, где просит «об увольнении от должности настоятеля Старо-Голутвина монастыря, с переводом в число братства Скита Оптиной Пустыни». Он мечтал закончить свои дни в любезной сердцу Оптиной и с надеждой говорил своему письмоводителю, иноку Иоанну Беляеву: «Как получу увольнение, поедем все в Оптину, там я и сложу свои кости».

Но  ему становилось всё хуже. Страдания  Старца во время предсмертной болезни  были поистине мученическими. Отец Феодосий вспоминал: «Громадная опухоль у  горла, появившаяся недели за полторы  до смерти, очень препятствовала дыханию. Батюшка часто поимённо призывал, кроме святых угодников Божиих и  Божией Матери, к Которой имел детскую любовь, также и всех Оптинских старцев». Понимая, что это конец, отец Варсонофий отказался от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...» Причащался Старец ежедневно. Утром, первого (четырнадцатого) апреля, Батюшка тихо вздохнул и почил. Лицо его, по словам келейников, приняло выражение необыкновенной кротости, смирения и радости.

 

Дар Старца

Шамординская монахиня Александра (Гурко) записала воспоминания скитоначальника отца Феодосия: «Отец Феодосий, будучи духовным сыном отца Варсонофия, был его же духовником. Однажды приходит отец Феодосий к Старцу: «Батюшка, вот к вам ваш сынок пришёл!» - «Какой он мне сынок, - возразил, улыбаясь, старец, - мы с ним ровня». Улыбнулся и сам отец Феодосий. Оба они знали, что он был именно «сынком» и относился к старцу с почтением. После кончины отец Варсонофий являлся многим из живущих в скиту монахам. Отец Феодосий сильно огорчался, что не удостоен был такого видения. Однажды он прилёг на койку днём во время послеобеденного отдыха и вдруг увидел, что прямо против него сидит покойный Старец и пристально на него смотрит. Отец Феодосий не мог пошевельнуться от чувства благоговейной радости. Видение продолжалось довольно долго и оставило надолго в келье ощущение благодати, которое сопровождало чудесное видение».

И.М. Концевич, со ссылкой на книгу архимандрита Антония «Немноголетний старец», приводит и такой случай с отцом Феодосием: «Он любил читать акафист Божией Матери и желал знать его наизусть. И когда скончался его наставник, то отец Феодосий, завернувшись в его одеяло, вдруг стал читать на память Богородичный акафист, получив этот дар, как Елисей с милотью Илииною».

 

 

Вот как вернулся отец Варсонофий в родную Оптину!

Святейший Синод и митрополит Московский Макарий благословили похоронить Старца в Оптиной, куда при жизни он стремился всем сердцем. Гроб был поставлен в металлический ящик и в траурном вагоне двинулся к Оптиной. Огромное количество людей провожали Батюшку, панихиды служились беспрерывно.

Духовное  чадо старца, монахиня Елена (Шамонина) вспоминала: «Когда дроги с гробом Старца, сопровождаемые множеством народа, несущего хоругви, крест и иконы, появились у переправы через Жиздру, громче раздался погребальный звон с Оптинской колокольни. На монастырском берегу была вся братия..., а также множество народа. И вот две процессии соединились. Зрелище было настолько трогательное, насколько и величественное. Невозможно словами изобразить чувств, овладевших присутствующими при сей необычной встрече. Плакали братия, рыдали богомольцы, едва выговаривал в слезах литийные возгласы отец скитоначальник Феодосий... Около двух часов дня процессия вошла в святые врата обители. Вот как вернулся отец Варсонофий в родную Оптину! Пусть и во гробе – такова была воля Божия – но вот он здесь, и это служило «немалым утешением братии», как отметили оптинцы.

Гроб  был поставлен в Казанский  собор, и там отслужили всенощное  бдение, а наутро Литургию. По окончании  Литургии началась последняя панихида перед погребением Старца. Похоронен  был преподобный Варсонофий рядом со своим духовным отцом и учителем, преподобным Анатолием «Старшим» (Зерцаловым). Преподобне отче Варсонофие, моли Бога о нас!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

 

Сайты Интернета:

 

http://drevo-info.ru

http://passino.ru 
http://www.optina.ru

http://lib.eparhia-saratov.ru

http://www.optina-pustin.ru


Информация о работе Преподобный Варсонофий