Преподобный Варсонофий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовный сын старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3
Долгий путь………………………………………………………………………………………………………………………3
Под особым покровительством………………………………………………………………………………………3
Это дитя в своё время будет таскать души из ада!...........................................................4
Вымолил у Бога монашество………………………………………………………………………………………….4
«Странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова………………………………………………..4
Да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра!..................................................5
Где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше…………………………………………….….…5
Сколько благих семян было брошено!..............................................................................5
Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским……………………………………………………………….….5
Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить………………………………………………..6
Из блестящего военного в одну ночь он стал старцем…………………………………………………6
Преодолел все препятствия…………………………………………………………………………………………..6
Скорби послушника…………………………………………………………………………………………………….…6
Все степени иноческие……………………………………………………………………………………………….…7
На фронте…………………………………………………………………………………………………………………….…7
Монаху простому нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз……………………….…7
Слава о нем разносится по всей России………………………………………………………………………..8
Духовные дары Старца…………………………………………………………………………………………………..8
Духовные советы…………………………………………………………………………………………………………….12
Не допустили меня к Толстому………………………………………………………………………………………13
Чувствую усиление бурь... ……………………………………………………………………………………………14
Верно, так угодно Господу, и я спокоен………………………………………………………………………..14
Настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря……………………………………………14
Под покровом преподобного Сергия……………………………………………………………………………15
За помощью и утешением……………………………………………………………………………………………..15
А меня он слышит…………………………………………………………………………………………………………..15
Я уже на кресте……………………………………………………………………………………………………………….15
Дар Старца……………………………………………………………………………………………………………………..16
Вот как вернулся отец Варсонофий в родную Оптину!...................................................16


Приложения………………………………………………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 199.21 Кб (Скачать)

Страница |


Содержание

 

Содержание……………………………………………………………………………………………………………………..2

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3

Долгий путь………………………………………………………………………………………………………………………3

Под особым покровительством………………………………………………………………………………………3

Это дитя в своё время будет таскать  души из ада!...........................................................4

Вымолил у Бога монашество………………………………………………………………………………………….4

«Странности» офицера Павла  Ивановича Плиханкова………………………………………………..4

Да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра!..................................................5

Где будет сокровище ваше, тут  будет и сердце ваше…………………………………………….….…5

Сколько благих семян было брошено!..............................................................................5

Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским……………………………………………………………….….5

Так вот кто укажет мне, в какой  монастырь поступить………………………………………………..6

Из блестящего военного в одну ночь он стал старцем…………………………………………………6

Преодолел все препятствия…………………………………………………………………………………………..6

Скорби послушника…………………………………………………………………………………………………….…6

Все степени иноческие……………………………………………………………………………………………….…7

На фронте…………………………………………………………………………………………………………………….…7

Монаху простому нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз……………………….…7

Слава о нем разносится по всей России………………………………………………………………………..8

Духовные дары Старца…………………………………………………………………………………………………..8

Духовные советы…………………………………………………………………………………………………………….12

Не допустили меня к Толстому………………………………………………………………………………………13

Чувствую усиление бурь...  ……………………………………………………………………………………………14

Верно, так угодно Господу, и я  спокоен………………………………………………………………………..14

Настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря……………………………………………14

Под покровом преподобного Сергия……………………………………………………………………………15

За помощью и утешением……………………………………………………………………………………………..15

А меня он слышит…………………………………………………………………………………………………………..15

Я уже на кресте……………………………………………………………………………………………………………….15

Дар Старца……………………………………………………………………………………………………………………..16

Вот как вернулся отец Варсонофий в родную Оптину!...................................................16

 

 

Приложения………………………………………………………………………………………………………………….18

Список используемой литературы……………………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

           Преподобный Варсонофий был одним из великих Оптинских старцев. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем».

          Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам.

          Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовный сын старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь».

 

 

Долгий путь

 

Путь  в Оптину старца Варсонофия оказался длиннее всех остальных Оптинских старцев: он пришёл сюда по благословению преподобного Амвросия на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробилась в его волосах. Каким же был этот путь?

Не  так много известно о жизни  старца до поступления его в число  братии Оптиной Пустыни, а это сорок шесть лет. Но отец Варсонофий сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами – их записи и донесли до нас сведения о его жизни до Оптиной.

 

Под особым покровительством

 

Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице  принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей  души наставницу, которая заменила ему родную мать. И вот Павлуша  с раннего возраста – настоящий  православный человек. Он ходит с  мамой (так называл он мачеху) в  церковь, регулярно причащается, читает домашнее правило. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким  голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Пяти лет  Павлуша начал прислуживать в  алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!»

 

Это дитя в своё время будет таскать  души из ада!

 

Знаменательный  случай произошёл с ребёнком, когда  ему было около шести лет. Он сам  вспоминал позднее: «Шести лет был  я в саду с отцом и перерывал  песочек на аллейке. Вдруг по аллейке  идёт странник. И дивно, как он мог  попасть в сад, когда сад окружён  большими собаками, которые без лая  никого не пропускают. Тихо подошёл  странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать  души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник».

 

Вымолил у Бога монашество

Девяти  лет Павлушу зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал, прекрасно знал мировую литературу. Позднее, будучи старцем, он часто говорил  о пользе книжных знаний, в первую очередь – житий святых. Об учёбе  в гимназии он вспоминал: «Летом нас  переселяли на каникулы в живописное казённое имение... Там была прекрасная берёзовая аллея... Воспитанники, обыкновенно, вставали в шесть часов, а я  вставал в пять часов, уходил в  ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился  так, как никогда уже более  не молился: то была чистая молитва  невинного отрока. Я думаю, что  там я себе и выпросил, вымолил  у Бога монашество».

 

«Странности» офицера Павла  Ивановича Плиханкова

Затем была учёба в Оренбургском военном  училище, штабные офицерские курсы  в Петербурге. Постепенно повышаясь  в чинах, он скоро стал начальником  мобилизационного отделения, а затем  полковником. О поступлении в  монастырь он тогда ещё не думал, представлял себе монашескую жизнь  так: «страшная скука, - там только редька, постное масло да поклоны» Но он уже был призван, - часто  незаметно, но иногда весьма явственно, Господь вёл его именно в монастырь. Отсюда и многочисленные «странности» офицера Павла Ивановича Плиханкова, о которых говорили окружающие.

Он  был молодым военным, сослуживцы его прожигали жизнь в развлечениях, но он приходил в своём быту к всё большему аскетизму. Комната его напоминала келью монаха простотой убранства, порядком, а также множеством икон и книг. Шли годы. Товарищи его один за другим переженились.

Позднее старец вспоминал об этом времени: «Когда мне было тридцать пять лет, матушка  обратилась ко мне: «Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин, скоро  и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдёт». За послушание, я исполнил желание матери... В этот день у  одних знакомых давался званый обед. «Ну, - думаю, - с кем мне придётся рядом сидеть, с тем и вступлю  в пространный разговор». И вдруг  рядом со мной, на обеде, поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завёл со мной беседу о  молитве Иисусовой... Когда же обед кончился, у меня созрело твёрдое решение не жениться».

Военная служба, блестящая карьера. По службе он был на самом блестящем счету, и не за горами был для него генеральский чин. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..»

 

 

 

Да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра!

Однажды поехал Павел Иванович в оперный  театр по приглашению своего военного начальства. Среди развлекательного представления он вдруг почувствовал невыразимую тоску. Позднее он вспоминал: «В душе как будто кто-то говорил: «Ты пришёл в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрёшь, что  тогда? Господь сказал: В чём застану, в том и сужу... С чем и  как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрёшь?»

И он ушёл из театра, и больше никогда  не ходил туда. Прошли годы, и Павлу  Ивановичу захотелось узнать, какое  число было тогда, чья была память. Он справился и узнал, что была память святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев. И Павел Иванович понял: «Господи, да ведь это меня святой Варсонофий вывел из театра! Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается – точно по какому-то особенному таинственному плану».

 

Где будет сокровище ваше, тут  будет и сердце ваше

Были  и ещё знаки. Зашёл как-то Павел  Иванович в Казанский монастырь  на исповедь и узнал случайно, что  настоятеля монастыря зовут игумен Варсонофий. Когда Павел Иванович заметил, что это имя трудное на слух, ему ответили: «Чем же трудное? Для нас привычное... Ведь в нашем монастыре почивают мощи святителя Варсонофия и архиепископа Гурия...» С этого дня Павел Иванович стал часто молиться у мощей Казанского чудотворца, испрашивая у него покровительства себе: «Святителю отче Варсонофие, моли Бога о мне!» Посещая этот монастырь, он невольно обратил внимание на его бедность и стал помогать: купил лампадку, киот на большую икону, ещё что-то... «И так полюбил всё в этом монастыре! Воистину: где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше».

 

Сколько благих семян было брошено!

Теперь  сослуживцы уже не звали Павла  Ивановича ни на пирушки, ни в театр. Зато у него появились маленькие  друзья. Денщик Павла Ивановича, Александр, доброй души человек, помогал ему  найти бедных детей, которые жили в хижинах и подвалах. Впоследствии Старец рассказывал: «Я очень любил  устраивать детские пиры. Эти пиры доставляли одинаково и мне и  детям радость... А так же я им рассказывал о чём-нибудь полезном для души, из житий святых, или  вообще о чём-нибудь духовном. Все  слушают с удовольствием и  вниманием. Иногда же для большей  назидательности я приглашал  с собой кого-либо из монахов или  иеромонахов и предоставлял ему  говорить, что производило ещё  большее впечатление... Перед нами поляна, за ней река, а за рекой  Казань со своим чудным расположением  домов, садов и храмов... И хорошо мне тогда бывало, - сколько радости  – и чистой радости – испытывал я тогда и сколько благих семян было брошено тогда в эти детские восприимчивые души!»

 

Встреча с отцом Иоанном Кронштадтским

В Москве Павел Иванович встретился со святым и праведным отцом Иоанном  Кронштадтским. Эта судьбоносная встреча  запомнилась ему на всю жизнь, позднее он напишет: «Когда я был  ещё офицером, мне, по службе, надо было съездить в Москву. И вот на вокзале  я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я  вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время  отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит  опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что  это означает какое-нибудь событие  в моей жизни, и решили, что я  буду священником... А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я  не только священник, но и монах».

 

 

 
Так вот кто укажет мне, в какой  монастырь поступить

Наконец утвердился Павел Иванович в мысли  идти в монастырь, но в какой, куда – здесь была полная неопределённость. В период этих раздумий попался в  руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии. «Так вот кто укажет мне, в какой монастырь поступить», - подумал молодой военный и взял отпуск.

Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали.

— Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий... Оба они духом знали, что приехал будущий старец. Когда Павел Иванович пришёл в келью Старца, то нашёл там, кроме отца Амвросия ещё и отца Анатолия (Зерцалова). Оба они встретили его, как он вспоминал, «очень радостно», а недомогавший отец Амвросий даже встал, оказывая особый почёт приехавшему.

Информация о работе Преподобный Варсонофий