Основы и предпосылки религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 10:17, реферат

Краткое описание

В отечественном неконфессиональном религиоведении в течение многих десятилетий для объяснения возникновения и существования религии обычно употреблялось слово «корни», которое является метафорой, т.е. используется в переносном смысле для сравнения с процессами развития и существования растений («вырастания» и «питания» из чего-то). Эта метафора, в общем-то, удачная, хотя, как и всякая метафора, ввиду своей полисемантичности не всегда дает возможность точно понять, о чем идет речь. Поэтому целесообразно употреблять философские понятия «основы», «предпосылки», «факторы», которые, несмотря на то, что не всеми исследователями истолковываются одинаково, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты.

Оглавление

Введение……………………………………………………..…….……....3
1. Необходимость возникновения и существования религии………………..4
2. Объективные основы………………………………………………………….6
2.1 Космические, атмосферные и геотектонические основы
2.2 Социумные, антропные, социокультурные основы
3. Психологические факторы………………………………………………….15
4. Гносеологические предпосылки………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

основы и предпосылки религии.docx

— 48.95 Кб (Скачать)

     Обобщающая  способность мышления позволяет  образовывать понятия. В объективном  мире единичное, особенное и всеобщее находятся в единстве. Понятие  же представляет собой мысль об общих  и существенных признаках. В связи  с другими понятиями оно получает возможность движения в рамках логического  процесса, вне непосредственной связи  с единичными вещами. Диалектическое мышление, выделив и отразив общие  и существенные признаки предметов, постоянно осуществляет синтез единичного, особенного и общего. Если же общее  субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особенного, если игнорируется диалектика формирования и движения понятий, то может возникнуть видимость  предсуществования общего до единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и, следовательно, не может  быть сведено к данному единичному, возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего, который существует отдельно от единичного.

     Генетически мышление развивалось из чувственных  форм, поэтому сознание в ходе своей  деятельности имеет тенденцию выразить мыслительное содержание в чувственной  форме. Понятия, абстракции рассудка тесно  связаны с представлением, а потому незаметно происходит полагание  вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее может быть преобразовано  в существо, существующее отдельно от единичного. Происходит процесс  гипостазирования (греч. upostasiV – подставка, основание, сущность) – превращение отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа и наделение их объективным существованием.

     Таким образом, неразличение субъективного  и объективного, нерасчлененность образа и предмета, способность воображения  создавать образы предметов и  ситуаций, которых нет в действительности, неизбежность заблуждений, относительность всякого знания, отрыв рациональной ступени познания от чувственной, сущности от явления, общего от единичного и т.д. служат гносеологическими предпосылками возникновения и воспроизводства религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

                 Список литературы 

     1.  «Религиоведение»: Учебное пособие и учебный словарь – минимум по религиоведениию. М.Гардарики, 2002, 506с.

Информация о работе Основы и предпосылки религии