Основы и предпосылки религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 10:17, реферат

Краткое описание

В отечественном неконфессиональном религиоведении в течение многих десятилетий для объяснения возникновения и существования религии обычно употреблялось слово «корни», которое является метафорой, т.е. используется в переносном смысле для сравнения с процессами развития и существования растений («вырастания» и «питания» из чего-то). Эта метафора, в общем-то, удачная, хотя, как и всякая метафора, ввиду своей полисемантичности не всегда дает возможность точно понять, о чем идет речь. Поэтому целесообразно употреблять философские понятия «основы», «предпосылки», «факторы», которые, несмотря на то, что не всеми исследователями истолковываются одинаково, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты.

Оглавление

Введение……………………………………………………..…….……....3
1. Необходимость возникновения и существования религии………………..4
2. Объективные основы………………………………………………………….6
2.1 Космические, атмосферные и геотектонические основы
2.2 Социумные, антропные, социокультурные основы
3. Психологические факторы………………………………………………….15
4. Гносеологические предпосылки………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

основы и предпосылки религии.docx

— 48.95 Кб (Скачать)

     Ныне  на земном шаре более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые элементарные потребности. Опасности современного мира оборачиваются более серьезными и прямыми последствиями для  женщин, чем для мужчин. Разрастается демографический кризис, происходит снижение рождаемости на «Западе» и «Севере» и «демографический взрыв» на «Востоке» и «Юге».

     Антропные основы религии появились как результат производственной деятельности человека. Действие антропных факторов резко усилилось с появлением и развитием техногенной цивилизации, которая в XX в., особенно во второй его половине, поставила человечество на грань катастрофы. За последние 100 лет население Земли утроилось, мировая экономика возросла двадцатикратно, потребление ископаемых видов топлива увеличилось в 30 раз, а объем промышленного производства вырос в 50 раз.

     Последствия научно-технического прогресса противоречивы: с одной стороны, вызваны к  жизни такие промышленные и научные  силы, о которых и не подозревали  ни в одну из предшествовавших эпох истории человечества и которые, казалось бы, открывают перспективу  благоденствия человечества и отдельного человека; появились новые технологии, материалы, компьютерная и робототехника, предметы, обеспечивающие комфорт повседневной жизни, создающие ранее неведомую  культурную среду, и т.д.

     Но  с другой стороны, сам научно-технический  прогресс порождает новые координаты зависимости, незащищенности и риска; нарастает опасность экологического кризиса. Всякое производство имеет  «отходы», побочные последствия, разрушающие  окружающую среду, создающие ситуацию несвободы и зависимости, чреватые опасностями для самого существования  жизни на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире пока что невысока. Расширяются зоны повышенной радиации, идут азотные дожди, загрязняются водоемы. В Европе критические уровни закисления почв, содержания нитратов превышены более чем на 60 процентах  территории; в городах лишь 5 процентов  всей водопроводной воды, поступающей  в дома, может использоваться для  питья. Пренебрежение реально существующими  законами пространственной организации  природы и человеческого общества приводит к опасным последствиям. Даже самые совершенные технологические системы не гарантируют от неожиданных и катастрофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких областях, как ядерная энергетика, освоение Космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти, газа, генная инженерия и др. Уже не вызывает сомнения тот факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб. Трагедии, связанные с техникой ядерно-космического века, усиливают тревогу.

     Ныне  многие ученые говорят о «глобальном  потеплении» климата на планете  Земля и связывают это потепление с «парниковым эффектом». Причиной его является увеличение в атмосфере  концентрации углекислого газа от массовых выбросов крупными индустриальными  предприятиями продуктов сжигания топлива, от горящих нефтяных скважин  и разного рода взрывов, сотрясавших  планету в последнее столетие. Наряду с выбросами продуктов  сжигания сокращается растительная масса, осуществляющая процессы фотосинтеза. Так, в Европе леса, покрывавшие некогда 80–90 процентов территории, в настоящее  время занимают лишь 44 процента площади. Изменение состава атмосферы  приводит к повышению температуры  поверхности планеты и воздуха. Наблюдения показывают, что за последние 100 лет увеличение концентрации углекислого  газа составило 20 процентов. Если такие  темпы обогащения атмосферы углекислым газом сохранятся или увеличатся, то к 2025–2050 гг. можно ожидать удвоение его концентрации в атмосфере, что  даст повышение температуры примерно на 5°С, т.е. на столько же, на сколько  температура сейчас выше температуры  последнего ледникового периода 12 тыс. лет назад. Климатологи предполагают, что подобное потепление вызовет  таяние значительной части ледников на нашей планете и, как следствие, повышение уровня Мирового океана. Тогда, даже если и не произойдет «всемирный потоп», возникнет угроза затопления значительной части суши, последствия  которого пока непредсказуемы.

     В качестве социокультурных предпосылок религии выступают явления и процессы, в которых находит выражение «кризис культуры»: деформации в системе ценностей, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма или, напротив, антисциентизма, наступление вещизма и бездуховности, реификация и коммерциализация человеческих взаимоотношений, тупики искусства и падение нравов, порнографизация и сексизм и проч. В последние десятилетия в повседневной жизни на авансцену вышла масс-культура с акцентом на ценности так называемого общества потребления. Масс-культура часто бередит стихии бессознательного - агрессию, насилие, секс. Она притупляет сознание, осуществляет умопогашение, выталкивает ориентацию на развитие интеллекта и познания, возвышенных нравственных и эстетических чувств, ставит барьеры на пути формирования Я, Самости, субъектности, порождает обезличность и конформизм. Меняется отношение к науке и особенно к естествознанию. Благодаря наукам создан особый «культурный континуум», разработаны технологии, применяемые в искусстве (живописи, театре, кино), в игре, в спорте, в средствах массовой информации, при изготовлении предметов быта (бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура и проч.), украшений, парфюмерии, средств гигиены, лекарств и т.д. Но достижения науки дали возможность создать и различные виды оружия массового уничтожения и разрушения. Наука обусловила становление информационного общества, построение кибернетических управленческих моделей и в то же время – изготовление таких технических средств, с помощью которых осуществляется вторжение во внутренний мир личности, «раскалывание» его, «открывание» и того, что в прежние эпохи считалось сокровенным и неприкосновенным. Наука произвела орудия манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Техника – военная, радиоэлектронная, информационная и проч. – часто используется властями, а также преступными группировками для прямого подавления личных свобод и демократии. Отчетливо обнаруживается разочарование в культурных возможностях науки. Сциентистским, ориентирующимся на естествознание утопиям противопоставляются антисциентисткие установки (вплоть до технофобии, киберофобии), классическая и неклассическая рациональность, широкая образованность утрачивают доверие. Получают распространение донаучные, квазинаучные и псевдонаучные представления.

     Антропологические предпосылки, образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживаются хрупкость бытия, ограниченность существования – болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения homo sapiens и исчезновения человечества и проч. Одним из сильно действующих антропологических факторов являются болезни. В средние века Европу сотрясали пандемии чумы. Катастрофически смертоносная драма разыгралась в XIV в.: в 1326 г. от чумы погибла пятая часть населения. В средние века свирепствовала и оспа, в Европе в отдельные годы заболевали 10–12 млн. человек, почти половина из них погибала. Предполагают, что инфекция оспы оказалась первым биологическим оружием: конкистодоры в Америке оставляли индейцам одеяла и рубахи, пропитанные оспенным гноем, и в результате вымирали целые племена. Первое упоминание об оспе в русских летописях относится к XV в. Иноземные купцы завезли из Европы на Русь страшную болезнь, косившую людей, как траву. «Черная смерь» буйствовала так, что на кладбищах не хватало мест. Из всего населения Смоленска остался один житель, который вышел из мертвого города и затворил за собою ворота... (так в легендарно-былинной форме выражены масштабы трагедии).

     В XX в. зафиксированы пандемии чумы, холеры, испанки. Зловещей была пандемия испанки  в 1918–1920 гг.: тогда погибло около 25 млн. человек – больше, чем на всех фронтах Первой мировой войны. При сохранении «традиционных» возникают  физические и психические заболевания, вызываемые промышленными технологиями, неблагоприятными для здоровья условиями  труда на атомных, электронных, химических предприятиях, в угольных шахтах, на конвейерном производстве и т.д., экокризисными факторами. Ныне на человечество наползает опасность ВИЧ-инфекции. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что на Земле уже более одного миллиона человек заражены СПИДом; остались без родителей из-за смерти от страшной болезни до 10 млн. детей, а в ближайшее десятилетие это число увеличится вдвое. 

3. Психологические факторы 

     Психологические факторы религии – это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную  психологическую почву производства и усвоения религии. Эти факторы  действуют на базе космических, атмосферных, геотектонических, социумных, социокультурных, в связи с гносеологическими. Психологические предпосылки не сводятся только к каким-то явлениям индивидуальной психологии или феноменам  в эмоциональной сфере. Различают  общественно-психологические и индивидуально-психологические  предпосылки. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой  психологии сверхиндивидуальны, они  не могут протекать иначе как  в психологии индивидов.

     Общественно-психологические  предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп; к ним относят: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, неосознанные процессы, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр.

     Кризисные состояния общественно-психологической  атмосферы могут проявляться  в настроениях разочарования  в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности  исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, утрате оптимизма перспективного чувства, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д.

     Общение является персонифицированной формой общественных отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация  общения, общение приобретает превратные формы – господства, подчинения, борьбы, конкуренции, опосредуется вещными  отношениями. В превратном общении  часты обман доверия и крах надежд. Стремление к удовлетворению потребности в гармоничном общении  побуждает людей к поискам  таких сообществ, которые вселяют  надежду на достижение радости общения. Создается психологическая предрасположенность  к религиозному общению.

     Питательную почву религии создают неосознанные явления общественной и групповой  психологии. Неосознанные аспекты имеются  в общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, подражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в традициях и обычаях. Общественно-психологические  механизмы реализуются с помощью  языка, устной и письменной речи, мимики и пантомимики, специализированных знаков. Основным средством является слово. Речевое воздействие неодолимо, неизбежно вызывает определенные представления, соответствующие содержанию высказывания. Бездейственная сила слова может  выступать как некая чуждая власть.

     Общение в ходе совместных действий порождает  групповые психологические явления. В психологии людей появляются изменения, появляются коллективные представления  и переживания, не свойственные индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное совместное действие вызывает в психологии участников синергический  эффект, явления фасилитации (облегчения), в результате чего происходит повышение  интенсивности протекающих процессов, возникает переживание возрастания  жизненной энергии, «воспарения  духа», снижается психологическая  напряженность.

     Для малых и особенно больших групп  свойственна склонность к харизматизации, к наделению личностей лидеров  сверхобычными возможностями и  способностями. В процессе харизматизации происходит персонификация идеалов, лидер  становится объектом веры, его образ  связывается с надеждой на осуществление  чаяний, желаемого лучшего будущего, ему присваивается функция избавителя, появляется преклонение перед ним. Об «общности преклонения» очень  точно и образно устами своего героя Ивана Карамазова говорил  Ф.М. Достоевский: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что  уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились  на всеобщее пред ним преклонение. Ибо  забота этих жалких созданий не в том  только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклониться, но чтобы сыскать такое, чтобы  и все уверовали в него и  преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе. Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков. Из-за всеобщего преклонения они истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали друг к другу: «Бросьте ваших богов и придите поклоняться нашим, не то смерть вам и богам вашим!» И так будет до скончания мира, даже и тогда, когда исчезнут в мире и боги: все равно падут пред идолами».

     Отметим сверх-надындивидуальность общественно-психологических  феноменов. Коллективные представления  и переживания, групповые мнения, нормы и ценности императивны  по отношению к индивидууму и  принудительно навязываются ему  извне помимо его воли и сознания. В этих феноменах образ слит с  эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом специальной  сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-психологические процессы выступают по отношению к каждому  участнику общения как нечто  сверхиндивидуальночеловеческое, как  то, что дается индивиду «свыше», что  выводит его за пределы собственного бытия, что влечет и ведет его.

     Индивидуально-психологические  факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность наследственных и интериоризованных механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т.д.), страх смерти, духовный распад личности, аморфность и неустойчивость Я-сознания, чувства одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению авторитету, к делигированию воли и решимости, неосознанные и неосознаваемые процессы, конформность, явления озарения и ясновидения и проч.

Информация о работе Основы и предпосылки религии