Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 10:17, реферат
В отечественном неконфессиональном религиоведении в течение многих десятилетий для объяснения возникновения и существования религии обычно употреблялось слово «корни», которое является метафорой, т.е. используется в переносном смысле для сравнения с процессами развития и существования растений («вырастания» и «питания» из чего-то). Эта метафора, в общем-то, удачная, хотя, как и всякая метафора, ввиду своей полисемантичности не всегда дает возможность точно понять, о чем идет речь. Поэтому целесообразно употреблять философские понятия «основы», «предпосылки», «факторы», которые, несмотря на то, что не всеми исследователями истолковываются одинаково, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты.
Введение……………………………………………………..…….……....3
1. Необходимость возникновения и существования религии………………..4
2. Объективные основы………………………………………………………….6
2.1 Космические, атмосферные и геотектонические основы
2.2 Социумные, антропные, социокультурные основы
3. Психологические факторы………………………………………………….15
4. Гносеологические предпосылки………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………28
Ныне
на земном шаре более 950 млн. людей не
могут удовлетворить самые
Антропные основы религии появились как результат производственной деятельности человека. Действие антропных факторов резко усилилось с появлением и развитием техногенной цивилизации, которая в XX в., особенно во второй его половине, поставила человечество на грань катастрофы. За последние 100 лет население Земли утроилось, мировая экономика возросла двадцатикратно, потребление ископаемых видов топлива увеличилось в 30 раз, а объем промышленного производства вырос в 50 раз.
Последствия научно-технического прогресса противоречивы: с одной стороны, вызваны к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подозревали ни в одну из предшествовавших эпох истории человечества и которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия человечества и отдельного человека; появились новые технологии, материалы, компьютерная и робототехника, предметы, обеспечивающие комфорт повседневной жизни, создающие ранее неведомую культурную среду, и т.д.
Но
с другой стороны, сам научно-технический
прогресс порождает новые координаты
зависимости, незащищенности и риска;
нарастает опасность
Ныне
многие ученые говорят о «глобальном
потеплении» климата на планете
Земля и связывают это
В качестве социокультурных предпосылок религии выступают явления и процессы, в которых находит выражение «кризис культуры»: деформации в системе ценностей, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма или, напротив, антисциентизма, наступление вещизма и бездуховности, реификация и коммерциализация человеческих взаимоотношений, тупики искусства и падение нравов, порнографизация и сексизм и проч. В последние десятилетия в повседневной жизни на авансцену вышла масс-культура с акцентом на ценности так называемого общества потребления. Масс-культура часто бередит стихии бессознательного - агрессию, насилие, секс. Она притупляет сознание, осуществляет умопогашение, выталкивает ориентацию на развитие интеллекта и познания, возвышенных нравственных и эстетических чувств, ставит барьеры на пути формирования Я, Самости, субъектности, порождает обезличность и конформизм. Меняется отношение к науке и особенно к естествознанию. Благодаря наукам создан особый «культурный континуум», разработаны технологии, применяемые в искусстве (живописи, театре, кино), в игре, в спорте, в средствах массовой информации, при изготовлении предметов быта (бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура и проч.), украшений, парфюмерии, средств гигиены, лекарств и т.д. Но достижения науки дали возможность создать и различные виды оружия массового уничтожения и разрушения. Наука обусловила становление информационного общества, построение кибернетических управленческих моделей и в то же время – изготовление таких технических средств, с помощью которых осуществляется вторжение во внутренний мир личности, «раскалывание» его, «открывание» и того, что в прежние эпохи считалось сокровенным и неприкосновенным. Наука произвела орудия манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Техника – военная, радиоэлектронная, информационная и проч. – часто используется властями, а также преступными группировками для прямого подавления личных свобод и демократии. Отчетливо обнаруживается разочарование в культурных возможностях науки. Сциентистским, ориентирующимся на естествознание утопиям противопоставляются антисциентисткие установки (вплоть до технофобии, киберофобии), классическая и неклассическая рациональность, широкая образованность утрачивают доверие. Получают распространение донаучные, квазинаучные и псевдонаучные представления.
Антропологические предпосылки, образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживаются хрупкость бытия, ограниченность существования – болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения homo sapiens и исчезновения человечества и проч. Одним из сильно действующих антропологических факторов являются болезни. В средние века Европу сотрясали пандемии чумы. Катастрофически смертоносная драма разыгралась в XIV в.: в 1326 г. от чумы погибла пятая часть населения. В средние века свирепствовала и оспа, в Европе в отдельные годы заболевали 10–12 млн. человек, почти половина из них погибала. Предполагают, что инфекция оспы оказалась первым биологическим оружием: конкистодоры в Америке оставляли индейцам одеяла и рубахи, пропитанные оспенным гноем, и в результате вымирали целые племена. Первое упоминание об оспе в русских летописях относится к XV в. Иноземные купцы завезли из Европы на Русь страшную болезнь, косившую людей, как траву. «Черная смерь» буйствовала так, что на кладбищах не хватало мест. Из всего населения Смоленска остался один житель, который вышел из мертвого города и затворил за собою ворота... (так в легендарно-былинной форме выражены масштабы трагедии).
В
XX в. зафиксированы пандемии чумы, холеры,
испанки. Зловещей была пандемия испанки
в 1918–1920 гг.: тогда погибло около
25 млн. человек – больше, чем на
всех фронтах Первой мировой войны.
При сохранении «традиционных» возникают
физические и психические заболевания,
вызываемые промышленными технологиями,
неблагоприятными для здоровья условиями
труда на атомных, электронных, химических
предприятиях, в угольных шахтах, на конвейерном
производстве и т.д., экокризисными факторами.
Ныне на человечество наползает опасность
ВИЧ-инфекции. Всемирная организация здравоохранения
сообщает, что на Земле уже более одного
миллиона человек заражены СПИДом; остались
без родителей из-за смерти от страшной
болезни до 10 млн. детей, а в ближайшее
десятилетие это число увеличится вдвое.
3.
Психологические факторы
Психологические
факторы религии – это
Общественно-
Кризисные
состояния общественно-
Общение
является персонифицированной формой
общественных отношений, одной из существенных
потребностей людей. В условиях отчуждения
человека от человека происходит дисгармонизация
общения, общение приобретает превратные
формы – господства, подчинения,
борьбы, конкуренции, опосредуется вещными
отношениями. В превратном общении
часты обман доверия и крах
надежд. Стремление к удовлетворению
потребности в гармоничном
Питательную
почву религии создают
Общение
в ходе совместных действий порождает
групповые психологические
Для
малых и особенно больших групп
свойственна склонность к харизматизации,
к наделению личностей лидеров
сверхобычными возможностями и
способностями. В процессе харизматизации
происходит персонификация идеалов, лидер
становится объектом веры, его образ
связывается с надеждой на осуществление
чаяний, желаемого лучшего будущего,
ему присваивается функция
Отметим
сверх-надындивидуальность
Индивидуально-