Основы и предпосылки религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 10:17, реферат

Краткое описание

В отечественном неконфессиональном религиоведении в течение многих десятилетий для объяснения возникновения и существования религии обычно употреблялось слово «корни», которое является метафорой, т.е. используется в переносном смысле для сравнения с процессами развития и существования растений («вырастания» и «питания» из чего-то). Эта метафора, в общем-то, удачная, хотя, как и всякая метафора, ввиду своей полисемантичности не всегда дает возможность точно понять, о чем идет речь. Поэтому целесообразно употреблять философские понятия «основы», «предпосылки», «факторы», которые, несмотря на то, что не всеми исследователями истолковываются одинаково, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты.

Оглавление

Введение……………………………………………………..…….……....3
1. Необходимость возникновения и существования религии………………..4
2. Объективные основы………………………………………………………….6
2.1 Космические, атмосферные и геотектонические основы
2.2 Социумные, антропные, социокультурные основы
3. Психологические факторы………………………………………………….15
4. Гносеологические предпосылки………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

основы и предпосылки религии.docx

— 48.95 Кб (Скачать)

     НОУ ВПО «Институт корпоративного права» 
 
 

                   Факультет: юридический

                   Специальность: юрист

                   Дисциплина: религиоведение 
               
               

     Реферат на тему:

     «Основы и предпосылки религии» 
 
 
 

                                         Студент: Понкратова И.А.

                                         Группа: КПЮТЗ-21/10-С-1Вс-1-Б

                                         Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва 2011 г.

Оглавление: 
 
 
 

     Введение……………………………………………………..…….……....3

1. Необходимость  возникновения и существования  религии………………..4

2. Объективные  основы………………………………………………………….6

     2.1 Космические, атмосферные и геотектонические  основы

     2.2 Социумные, антропные, социокультурные  основы

3. Психологические  факторы………………………………………………….15

4. Гносеологические  предпосылки………………………………………….…21

     Список  литературы………………………………………………………28

 

Введение 

     В отечественном неконфессиональном религиоведении в течение многих десятилетий для объяснения возникновения  и существования религии обычно употреблялось слово «корни», которое  является метафорой, т.е. используется в переносном смысле для сравнения  с процессами развития и существования  растений («вырастания» и «питания»  из чего-то). Эта метафора, в общем-то, удачная, хотя, как и всякая метафора, ввиду своей полисемантичности не всегда дает возможность точно понять, о чем идет речь. Поэтому целесообразно употреблять философские понятия «основы», «предпосылки», «факторы», которые, несмотря на то, что не всеми исследователями истолковываются одинаково, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты. 

 

1. Необходимость возникновения и существования религии 

     Порой говорят, что постановка вопроса  об основах и предпосылках религии  – это вид «редукционизма», который, если принимается в качестве научного принципа, несостоятелен. Особенно активно  эту точку зрения отстаивают некоторые  представители конфессионального  религиоведения. Но если внимательно  прочесть объяснение происхождения (и  существования) религий, например, христианскими  исследователями, то обнаружится, что  это объяснение тоже содержит указания на основы и предпосылки появления  религии в роде человеческом. В  пособии для учителя «Религии мира», рекомендованном Главным  управлением развития общего среднего образования Министерства образования  Российской Федерации, подраздел «Что такое религия» написан доктором богословия, профессором А.И. Осиповым. Автор пишет: «О том, как возникла религия в сознании человека... религиозная  точка зрения исходит из презумпции бытия Бога. Существо ее кратко можно  выразить следующим образом: религия  потому возникла и существует, что  есть Бог, действующий и человек, способный при определенных условиях воспринимать Бога. Самой идеи Бога не могло бы быть в человеческом сознании, если бы, не было, Бога и если бы человек не был существом богоподобным по своей природе»*.

     Источником  вероучения христиане считают Откровение Бога, записанное в Священных книгах (принцип ревеляционизма), а Библия в качестве перворелигии называет монотеизм. Естественно, возникает вопрос о  причинах многообразия религий при  единстве Бога. Эти причины видятся  в различном восприятии, понимании  и объяснении реальностей и явлений  как внешнего, так и умопостигаемого  мира, мира чувств разными людьми. Перворелигия возникает в виде монотеизма, но затем происходит глубокая деградация религиозного сознания, происходит инволюция (лат. involutio – изгиб, завиток; обратное, развитие, вырождение) религии. Главной причиной разрушения монотеизма и появления различных примитивных и уродливых религиозных верований является нравственная деградация людей.

     Можно утверждать, что раскрытие основ  и предпосылок религии не есть редукция, сведение религии к каким-то отношениям. По сути, вопрос о ее основах  и предпосылках – это вопрос о  необходимости ее возникновения, функционирования и развития как аспекта сущности и существования человека, человечества, общества, о ее онтологичноспш. Основы и предпосылки находятся не вне мира, общества, человека, а внутри них, религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, групп и индивидов. Основы и предпосылки различают по разным основаниям: 1) выделяют виды связей – причинные, исторические, структурные и др.; 2) отличают факторы, действующие на стороне отношений вне психологии, сознания, познания, от тех, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей; 3)разграничивают также космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки. Космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, часть социокультурных, антропологических факторов находятся на стороне отношений вне психологии, вне сознания и познания. Часть антропологических, психологические и гносеологические проявляются в контексте психологических процессов, в деятельности сознания и познания.

     Многообразные виды связей представлены во всем комплексе  основ и предпосылок. Причинные  отношения детерминируют возникновение  и существование религии, различных  религиозных явлений в качестве следствий. Существенны и исторические связи: религия не только следствие  причин, действовавших в прошлом  и производящих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат  саморазвития. Эти связи оказывают  существенное влияние на состояние  религии в каждый данный момент, в котором (состоянии) сосуществуют одновременно элементы, исторически  выступающие как фазы ее последовательного развития. В числе факторов имеются и структурные связи – строения, внутренней организации общества, его подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, постоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить и о наличии связей, которые составляют среду, обстановку ее возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности и необходимости, возможности и действительности и т.д. 
 

2. Объективные основы 

2.1 Космические, атмосферные и геотектонические основы 

     Космические факторы – это те явления и процессы, которые совершаются в Космосе: возбуждение солнечной активности, космические излучения, движения комет и астероидов, катастрофические взрывы светил, подобных Солнцу, сигналы из Космоса, влияние Луны на земные события, затмения Солнца и Луны, падения метеоритов и др. Взрыв, происшедший на Земле 65 млн. лет назад в результате падения астероида диаметром 10 км, уничтожил 90% биомассы на нашей планете и, возможно, оказался причиной гибели динозавров. Земля и сейчас подвергается бомбардировке астероидами. В 1994 г. о возможных последствиях для планеты Земля падения на ее поверхность крупных космических «снарядов» вели разговор ученые в связи со столкновением кометы Шумейкер-Леви-9 с Юпитером. Глыба диаметром более 2 км, получившая название «Джи» (самая крупная из фрагментов, на которые распалась комета), вызвала взрыв, в результате которого высвободилось такое же количество энергии, как при взрыве бомбы мощностью шесть миллионов мегатонн, что многократно превышает суммарную мощность ядерных арсеналов СССР и США в разгар «холодной войны». Температура в момент падения обломка мгновенно поднялась до десяти тысяч градусов, и облако раскаленных газов взметнулось на высоту 1600 км. Можно предположить, что произошло бы на Земле, если бы ее поверхности достиг такой обломок. По подсчетам ученых, до 2100 г. Земля может не опасаться падения астероидов больших размеров (более полукилометра в диаметре). Но как шутили после катастрофы на Юпитере, «конец света несколько откладывается, но не отменяется».

     С космическими связаны процессы в  земной атмосфере – ураганы, тайфуны, смерчи, засухи, чреватые наводнениями ливневые дожди и др., а также геотектонические движения, вызывающие вулканические извержения, землетрясения, оползни и проч. Замечен рост сейсмичности на нашей планете в связи с дрейфом и поворачиванием континентов. Такое поворачивание происходит, например, в центрально-азиатском поясе и связано со столкновением Индо-Австралийской плиты с Азией. В результате этого дрейфа участились землетрясения на Дальнем Востоке.

     По  примерным подсчетам, за последние 100 лет погибло: от наводнений около 9 млн. человек, от землетрясений – 1,5 млн., от ураганов, тайфунов, тропических  ливней – примерно 1 млн. человек. 

2.2 Социумные, антропные, социокультурные основы 

     Cоциумные основы связаны с жизнедеятельностью общества как целого; их образует совокупность материальных – экономических, технологических – и производных от них отношении в духовной сфере – политических, правовых, государственных, нравственных и др. Определяющими являются материальные отношения: они в конечном счете с необходимостью детерминируют возникновение, существование и воспроизводство религии. Но их влияние опосредованно, на нее оказывают воздействие другие области духовной сферы – политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, господствующих над людьми в повседневной жизни, продуцирующих несвободу и зависимость, объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные факторы в условиях жизни в городе и деревне, в индустриальном и сельскохозяйственном труде; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отношения, политический гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны и проч. Отношения людей развертываются в двух аспектах – их отношений к природе и друг к другу.

     Характер  отношения людей к природе  зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и проч.), а также от уровня развития людей – участников общественного  производства. Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей  мере природные силы господствуют над  людьми в повседневной жизни и  соответственно тем властнее действует  этот аспект социумных основ. В ходе истории наблюдается рост производительных сил, особенно средств производства, прежде всего орудий труда. Возрастает уровень вооруженности орудиями труда, вследствие чего расширяются  возможности управления природными процессами, снижается степень зависимости  повседневной жизни людей от природных  сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства совершается  с переходом к индустриальному  обществу, в ходе развития капитализма. Но и в наши дни уровень развития науки и техники не защищает повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процессов, не исключает подверженности вызываемым ими бедствиям.

     Социумные основы имеются не только в сфере  отношения людей к природе, но и их отношений друг к другу. Во всей прошедшей доныне истории отношения  в обществе складывались, функционировали  и изменялись в основном стихийно, возможности управления ими хотя и расширялись, все же оставались ограниченными. Общественные отношения  людей выступали для них не как результат их собственного объединения, а как некая чуждая вне их стоящая  сила. Действие стихийных неконтролируемых и неуправляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.

     Основой религии в первобытном обществе была низкая ступень развития производственных сил и ограниченность отношений  людей рамками материального  процесса производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и  друг к другу. Естественно – родовая  связанность довлела над индивидами. При рабовладении, феодализме, капитализме, в «смешанных» обществах развитие подчинено законам движения отчужденных  форм собственности. Рабовладельческий  и феодальный строй предполагают внеэкономическое принуждение работника: рабовладельческий основывался  на непосредственных отношениях господства и подчинения; при феодализме личная зависимость обнаруживается как  в отношениях материального производства, так и в других сферах жизни. Зависимы все – крепостные и феодалы, вассалы  и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху  характерны авторитарность и корпоративность. Капитализм воспроизводит отношения  господства и подчинения в опосредованной форме. Юридически человек считается  свободным, но подчинен экономическим  регуляторам, законам движения капитала, который вносит свои «правила игры»  в социальную, политическую и другие области. В «смешанных» обществах переплетаются родо-племенные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэкономическое принуждение соединено с экономическим, традиционные структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управления и власти. По мере все большего разделения труда работник формируется как частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности к полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность людей, зависимость их от заданных обстоятельств, растет степень несвободы.

     Разделение  на касты, сословия, гильдии, классы и  т.д. и противоречия их интересов, противостояния государств вызывали и вызывают социальные, политические, классовые, межкастовые, межэтнические, ежгосударственные, межличностные  и другие конфликты. На всех этапах истории спутником человечества были войны. По некоторым подсчетам, за время существования нашей  цивилизации произошло около  пятнадцати тысяч войн, в которых  погибло более 3,5 млрд. человек. В  уходящем столетии гражданские, локальные, мировые войны с использованием разрушительных средств принесли гибель многим десяткам миллионов людей, уничтожили колоссальные материальные ресурсы. Произведено  и применено ракетное, ядерное, химическое, бактериологическое, психотропное и  другие виды оружия. Во Второй мировой  войне, когда военные действия велись на территории 40 государств, ее жертвами стали 50–55 млн. человек; число раненых  составило около 35 млн.; 20–25 млн. стали  инвалидами. В период после 1945 г., который  неверно называется «послевоенным», развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла  опасность ядерного апокалипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.

Информация о работе Основы и предпосылки религии